Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек»


lit.na5bal.ru > Биология > Пояснительная записка

Биология, 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Цели обучения биологии:

—- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
—установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
— подготовка школьников к. практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения. .

Сведения об организмах разных царств живой природы составляют базу для изучения биологических особенностей и социальной сущности человека и используются для обоснования правил и мер сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
Общий обзор организма человека вполне подготавливает учащихся к рассмотрению механизма регуляции процессов жизнедеятельности. Сведения о регуляции используются при последующем изучении строения и функций исполнительных органов (пищеварительной, кровеносной и др.).
Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. В рабочей программе заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

Требования к уровню подготовки

Называть (приводить примеры):

— основные положения клеточной теории;
— общие признаки живого организма;
— основные систематические категории, признаки
вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств растений; подцарств, типов и классов животных;
— причины и результаты эволюции;
— законы наследственности;
— примеры природных и искусственных сообществ изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Характеризовать (описывать).
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
— деление клетки;
— строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма; организма человека, лишайника как комплексного организма;
— обмен веществ и превращение энергии;
— роль ферментов и витаминов в организме;
— особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
— иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика ВИЧ (СПИДа);
—- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
— особенности строения и функционирования вирусов;
— среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
—природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
— искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.


Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
— взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
— родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
— особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
— роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
—влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
— организмы животных и человека; клетки, органы и системы органов животных и человека;

Соблюдать правила:
— приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

— здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

Владеть умениями:

— излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Перечень учебно – методического обеспечения

  • Федерального Государственного стандарта,

  • Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//,




  • Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2000.

  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9) класс. - М.:«ВАКО», 2005.

  • Ишкина И.Ф. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть I, II. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

  • Сонин Н.И. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, - М.: Дрофа, 2000

  • ДЭКМ.-2008

  • http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

Список литературы

Учебник Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2000.

Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Дополнительная литература

1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.

2. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.

3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

Цифровые образовательные ресурсы1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;

2. Интернет-ресурсы:

Содержание тем учебного курса
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (68 ч)
Общий обзор организма человека (5 ч)

Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных.
Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки. Ткани, органы, системы органов, их функции. Организм — единое целое.

Регуляция процессов жизнедеятельности (13 ч)
Нейрогуморальная регуляция, ее роль в обеспечении связи органов, систем органов, взаимосвязи организма и среды. Железы внутренней секреции, гормоны, их значение в регуляции, для роста, развития, функций организма.
Нервная система, ее центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга, органы чувств, анализаторы, их значение.
Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Социальная обусловленность поведения человека. Сон и его значение.'


Жизнедеятельность организма (40 ч)
Основные процессы жизнедеятельности организма человека. Методы их изучения.
Передвижение. Опорно-двигательная система, ее строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Основные отделы скелета человека. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Мышцы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и их утомление. Нейрогуморальная регуляция опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений и труда на ее развитие.
Транспорт веществ. Система органов кровообращения и ее значение. Внутренняя среда, ее роль в организме. Химический состав крови и ее строение. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Группы крови. Значение переливания крови. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете.
Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Поперечно-полосатая сердечная ткань. Работа сердца и его регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение.
Дыхание, его значение. Дыхательная система, голосовой аппарат, их строение, функции и гигиена. Механизм дыхательных движений и их регуляция. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких.
Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, ее строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желез в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки и ткани. Регуляция деятельности органов пищеварения.
Обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов в нем. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. Витамины, их роль в обмене веществ, способы их сохранения в пищевых продуктах. Авитаминоз. Расход энергии. Рациональное питание.
Выделение из организма конечных продуктов обмена веществ.
Кожа, ее строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции.


Размножение в развитие (Зч)

Система органов размножения. Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост, развитие ребенка. Подростковый период.

Гигиенические основы умственного и физического труда, процессов жизнедеятельности (7 ч)

Здоровье, его значение для жизни и деятельности человека, развитие общества. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье. Защитно-приспособительные реакции организма. Социальная и природная среда, окружающая человека, ее влияние на здоровье. Адаптация человека к новым условиям.
Личная и общественная гигиена человека. Гигиена умственного и физического труда. Факторы, вызывающие переутомление. Изменение работоспособности в процессе умственного и физического труда. Роль сна, рационального режима дня в поддержании высокой работоспособности. Учебный труд — разновидность умственного труда. Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.
Роль двигательной активности, режима труда и отдыха, чередования умственного и физического труда в сохранении здоровья человека. Методы самоконтроля за физическим развитием подростка, выявление и предупреждение отклонений в физическом развитии подростка. Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотические вещества, их влияние на обмен веществ, функции нервной системы, высшую нервную деятельность человека, здоровье потомства.
Закаливание организма как основа повышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Аутотренинг.
Гигиена питания, дыхания, кожи. Количественный и качественный состав пищи, нормы и режим питания. Дыхательная гимнастика. Искусственное дыхание. Защита воздушной среды от загрязнения. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена юноши и девушки.
Предупреждение глистных, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, воздушно-капельных инфекций, заболеваний мочевыделительной системы, кожи, ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом, нарушений зрения и слуха, травматизма.
Первая доврачебная помощь при травмах опорно-двигательной системы, кровотечениях, нарушениях дыхания, пищевых отравлениях, при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.
Демонстрации:

  • 1. микропрепараты клеток ротовой полости человека,

  • 2. торс, скелет человека,

  • 3. коленный и мигательный рефлекс;

  • 4. результаты опытов по образованию и торможению рефлексов;

  • 5. модели головного мозга, черепа, конечностей,

  • 6. распилов костей; гортани, поясняющей механизм вдоха и выдоха;

  • 7.строение сердца, почки человека;

опыты,

  • 1. иллюстрирующие влияние ритма и нагрузки на работу мышц;

  • 2. свойства декальцинированной и прокаленной кости;

  • 3. содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе,

  • 4. опыт с задержкой дыхания, приемы искусственного дыхания;

  • 5. измерения жизненной емкости легких,

оказания первой помощи

  • 1. при травмах опорно-двигательной системы,

  • 2. кровотечениях,

  • 3. нарушениях дыхания.

Лабораторные работы:
1. Изучение клетки организма человека на готовых микропрепаратах.
2—3. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов клеток крови лягушки и человека, разных видов тканей.
4. Изучение строения головного мозга по моделям.
5. Действие желудочного сока на белки и действие слюны на крахмал.
6. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
Количество плановых контрольных уроков:


    • Контрольная работа №1 по теме «Строение организма человека»,

    • Контрольная работа №2 по теме «Нервная система, часть I»,

    • Контрольная работа №3 по теме: «Опорно – двигательная система»
    Контрольная работа №4 по теме «Пищеварение»,

  • Контрольная работа №5 по теме «Выделительная система и кожа».



Зачёты:
Тесты:

  • «Пищеварение»,

  • «Организм человека и его строение»,

  • «Дыхание»,

  • «Нервно – гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции»,

  • «Система опоры. Мышцы»,

  • «Органы оплодотворения»,

  • «Внутренняя среда организма»,

  • «Обмен веществ и энергии»,

  • «Вредные привычки»


Административный контроль КМС на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН по теме: «Пищеварение»
Методические пособия, дидактический материал, дополнительная литература:

  • Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа,

  • 2000. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9) класс. - М.:«ВАКО», 2005.

  • Ишкина И.Ф. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть I, II. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

  • Сонин Н.И. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, - М.: Дрофа, 2000



раздел

Тема урока

I. Место человека в системе органического мир 1ч.

II. Происхождение человека.

2ч.

III. История развития знаний о строении человека.

2ч.

IV. Общий обзор организма человека

5ч.


V. Координация и регуляция, 9ч.

Эндокринный аппарат. 2 час.

Нервная система,7 час


VI. Опорно – двигательная система. (ОДС)

7ч.

VII. Внутренняя среда организма Транспорт веществ

9 ч. (4 + 5)

VIII. Дыхание

5ч.

IX. Пищеварение

6ч.


X. Обмен веществ и энергии

3ч.
XI. Выделение

2ч.

XII. Покровы тела

4 ч.
XIII. Сенсорные системы.(Анализаторы)

5 ч.
XIV. Высшая нервная деятельность

5ч.


XV. Индивидуальное развитие человека.

3 ч.

1 Человек как часть живой природы.

Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
1 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

3 Расы человека их происхождение и единство.

1 Науки о человеке. История и методы изучения человека.

2 Великие анатомы и физиологи.
1 Клеточное строение организма.

2 Ткани организма человека, их строение и функции

3.Л.р. Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)»

4. Обзор систем органов человеческого тела. Взаимосвязь органов и систем органов.

5.К.р. № 1по теме « Строение организма человека»

1 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции и гормоны.

2. Нарушение нервно - гуморальной регуляции. (Урок – конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее», Пепеляева, с.102-109)

( Контрольно – обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция», Пепеляева, с.109)

4. Нервная регуляция. Значение нервной системы.

5. Строение нервной системы. Спинной мозг.

6. Строение головного мозга, функции продолговатого и среднего, моста и мозжечка.

7.Функции переднего мозга.

8.Периферическая нервная система (часть 1,Ишкина, с.50) Пепеляева, с.90

9. Рефлекторная регуляция (часть 1,Ишкина, с.54)

10. К.р. № 2 по теме «Нервная система», (часть 1.) (часть 1,Ишкина, с.62

1. ОДС. Состав и строение и свойства костей, типы их соединения.

2 Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью

3. Заболевания, гигиена и первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

4. Мышечная система. Строение и функции мышц.

5. Работа мышц. Управление движением. Утомление

6. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

7. К.р.№3 по теме «Опорно – двигательная система»
1. Внутренняя среда организма (о гомеостазе)

2. «Носительница жизни» Состав и функции крови.

3. Живая крепость. Лейкоциты. Иммунитет.

4. Группы крови, переливание крови, донорство.
1.Органы кровообращения, их строение и функции.

2. Строение и работа сердца.

3.Транспортные системы организма. Круги кровообращения.

4. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лимфообращение. Регуляция кровообращения.

5. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при нарушениях в работе ССС.

1. Органы дыхания, их значение.

2 Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

3. Дыхательные движения, их регуляция. Жизненная ёмкость лёгких.

4. Гигиена органов дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.

5. Контрольно – обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы»
1 Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения

2. Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

3. Пищеварение в желудке.

4.Кишечное переваривание. Всасывание питательных веществ.

5.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Первая помощь. Обобщение знаний о пищеварении. 6.Контрольная работа № 4 по теме «Пищеварение».

1 Общая характеристика обмена веществ и энергии.

Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей.

2. Витамины. Чудесные вещества.

3. Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион.
1 Органы выделения. Строение и значение почек.

2. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Профилактика заболеваний почек.
1. Строение и функции кожи. Удивительное изобретение природы.

2.Терморегуляция организма. Закаливание.

3. Гигиена кожи, одежды, обуви. Старые истины на новый лад.

4. Контрольная работа №5 по теме «Выделительная система и кожа».

1.Значение органов чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

2. Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

3. Зачем человеку уши? Строение и функции уха.

4. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, вкуса и обоняния.

5. Контрольно – обобщающий урок «Анализаторы»
1. Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.

2. Торможение, его виды и значение.

3.Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

4 Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.

5. Личность и её индивидуально – психологические особенности. Интересы. Склонности. Способности. Характер. Темперамент. Типы нервной деятельности.

1. Размножение в органическом мире.

2.Как начинается новая жизнь? Оплодотворение . Беременность. Развитие зародыша и плода. Аборт.

3 Рост и развитие ребенка. ( Развитие ребёнка после рождения.)


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconРабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Животные"...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного...
Федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений рф, реализующих программы общего образования,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconРабочая программа по разработана на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии (Природоведение. Биология....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе примерной...
Сош»,,федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
М.: Вентана-Граф,), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю), в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса составлена...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную