2. Исследование условий осуществления энергосбережения


страница1/2
lit.na5bal.ru > Экономика > Исследование
  1   2
Министерство образования и науки Челябинской области

Челябинский институт развития профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №106»


Естественно-научное направление


«Изучение условий осуществления энергосбережения населением, как результата экономии средств»
Исследовательская творческая работа

Руководитель:

преподаватель первой категории

Ушакова Ирина Аркадьевна


Долгодеревенское

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

3

1. Теоретическое обоснование использования энергосберегающих

ламп

1.1 Освещение квартир

1.2. Характеристика ламп накаливания

1.3 Люминесцентные энергосберегающие лампы

Выводы по первой главе



5

7

9

13

2. Исследование условий осуществления энергосбережения

2.1 Исследование экономии электрической энергии за счет использования энергосберегающих ламп

Выводы по второй главе


14
17

Заключение

18

Литература

19

Приложение А

20

Приложение Б

21

Приложение В

22



ВВЕДЕНИЕ

Простота и доступность электроэнергии породили у многих людей представление о неисчерпаемости энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости её экономии. Но ресурсы не безграничны и возобновляемы только частично, при этом расход их достаточно велик, а, значит, необходимо уменьшать количество расходуемых ресурсов. При этом будут уменьшаться и затраты на содержание квартир, домов. Поэтому появляется проблема энергосбережения.

23 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью этого закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности [4]. Таким образом, на законодательном уровне были отмечены пути энергосбережения, которые подразумевают использование населением люминесцентных энергосберегающих ламп.

Выдвигаемая в данной работе гипотеза состоит в следующем, что использование энергосберегающих лампочек приводит к экономии электрической энергии и, как следствие, экономии средств.

Объектом исследования служит энергосбережение и экономия средств населения.

Предметом исследования являются энергосберегающие лампы, установленные в квартирах.

Цель исследования – это проверка предположений эффективности использования энергосберегающих лампочек для экономии электрической энергии на практике.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические данные, касающихся энергосбережения в целом и энергосбережения за счет использования энергосберегающих ламп.

  2. Выявить количество энергосберегающих ламп и оценить эффективность сбережения электрической энергии за счет их использования.

  3. Довести до населения результаты исследования по экономии средств путем создания листовки, в которой будут отражены данные в конкретных цифрах.

Методы исследования:

- анализ различной литературы и Интернет-источников;

- опрос;

- обобщение и систематизация;

- математический анализ данных.

База исследования: жители улицы 1Мая села Долгодеревенского.


1. Теоретическое обоснование использования энергосберегающих ламп
1.1 Освещение квартир

Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней.

В помещения, окна которых выходят на север и частично на запад и восток, попадает лишь рассеянный свет. Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Естественная освещённость зависит также от потерь света при попадании через оконные стёкла. Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света. Наличие в настоящее время различных химических препаратов для чистки стёкол позволяет без особых физических усилий содержать их в надлежащей чистоте.

Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днём в квартирах первых, а некоторых домах - вторых и третьих этажей. Причина этому – беспорядочные посадки зелени перед окнами, затрудняющие проникновение в квартиры естественного дневного света. Согласно существующим нормам деревья высаживаются на расстоянии не ближе 5 м от стен жилого дома, кустарник – 1,5 м. [3]

Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены три системы освещения: общее, местное и комбинированное.

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно используют потолочные или подвесные светильники, установленные в центре потолка. Общую освещённость можно считать достаточной, если на 1 м2 площади приходится 15 – 25 Вт мощности ламп накаливания [2]

В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение в учётом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, туалетному столику и т.п.

Комбинированное освещение достигается одновременным использованием светильников общего и местного назначения, а также при помощи светильников комбинированного освещения. К ним относятся многоламповые светильники (например, люстры), имеющие 2 группы ламп, одна из которых обеспечивает местное, а другая – общее освещение. Местное создаётся световым потоком, направленным вниз (одна лампа накаливания в 100, 150, 200 Вт), а общее – световым потоком, рассеянным во всех направлениях (несколько ламп в 15 – 40 Вт).

Наиболее рациональным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Если при освещении этих зон  этих зон использовать лампы направленного света, настольные лампы, торшеры, бра, то в квартире станет уютнее, а, следовательно, и комфортнее. Для такого зонального освещения подходят лампы в 1,5 – 2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках. В результате на комнату 18 – 20 м2 экономится до 200 кВт·ч в год.

Между отдельными источниками света существует большая разница в световой отдаче (табл. 1)

Таблица 1 – Сравнительные характеристики ламп накаливания и компактных люминесцентных ламп

Характеристики

Лампа накаливания (100 Вт)

Компактная люминесцентная лампа (20 Вт)

Цена

Низкая – 5-15 рублей за лампу

Высокая – 80-200 рублей за лампу

Срок службы

Низкий. Около 1000 часов непрерывного горения

Высокий. 8000-15000 часов непрерывного горения

Продолжение таблицы 1

Световая отдача

Крайне низкая (10-15 лм/Вт), 85-90 % электроэнергии превращается не в свет, а в тепло

Высокая, приближается к 100 лм/Вт

Спектр

Существенно отличается от естественного (дневного) света, преимущественно теплый тон излучения

Возможность создавать свет разного спектрального состава: теплый, естественный, белый

Наличие вредных веществ

Нет

Есть. Используется ртуть, поэтому лампы требуют особой утилизации


Анализируя эти данные, видно, что лампа накаливания имеет меньшую световую отдачу, люминесцентные же лампы дают больше света, а излучаемый свет близок к дневному.

1.2. Характеристика ламп накаливания

Лампа накаливания — электрический источник света, в котором так называемое тело накала нагревается до высокой температуры за счёт протекания через него электрического тока, в результате чего излучает видимый свет. В качестве тела накала в настоящее время используется в основном спираль из вольфрама и сплавов на его основе.

По функциональному назначению и особенностям конструкции лампы накаливания подразделяют на следующие:

- лампы общего назначения;

- декоративные лампы, выпускаемые в фигурных колбах;

- лампы местного освещения;

- иллюминационные лампы, выпускаемые в окрашенных колбах;

- зеркальные лампы накаливания имеют колбу специальной формы;

- сигнальные лампы;

- транспортные лампы; 

- прожекторные лампы;

- лампы для оптических приборов;

- специальные лампы.

В данной работе будет рассмотрена лампа накаливания общего назначения.

В лампе накаливания используется эффект нагревания проводника (тела накаливания) при протекании через него электрического тока (тепловое действие тока). Температура тела накала резко возрастает после включения тока. Тело накала излучает электромагнитное тепловое излучение  в соответствии с законом Планка. Функция Планка имеет максимум, положение которого на шкале длин волн зависит от температуры. Этот максимум сдвигается с повышением температуры в сторону меньших длин волн (закон смещения Вина).

В нашей стране выпускаются следующие типы ламп накаливания:

вакуумные, газонаполненные (наполнитель смесь аргона и азота), биспиральные, с криптоновым наполнением (рис. 1) [8].

файл:incandescent light bulb.svg

1 – колба; 2 – полость колбы (вакуумированная или наполненная газом);

3 – тело накала; 4, 5 – электроды (токовые вводы); 6 – акрючки-держатели тела накала; 7 – ножка лампы; 8 – внешнее звено токоввода, предохранитель; 9 – корпус цоколя; 10 – изолятор цоколя (стекло);

11 – контакт донышка цоколя.

Рис. 1 – Конструкция современной лампы накала

Конструкции ламп накаливания весьма разнообразны и зависят от назначения. Однако общими являются тело накала, колба и токовводы. В зависимости от особенностей конкретного типа лампы могут применяться держатели тела накала различной конструкции; лампы могут изготавливаться безцокольными или с цоколями различных типов, иметь дополнительную внешнюю колбу и иные дополнительные конструктивные элементы.


1.3 Люминесцентные энергосберегающие лампы

Более совершенными источниками света являются люминесцентные лампы. Это разновидность газоразрядного источника света, в котором используется способность некоторых веществ (люминофоров) светиться под действием ультрафиолетового излучения электрического разряда. Люминесцентные лампы изготовляются в виде стеклянных трубок с двумя металлическими цоколями, наполненных парами ртути под низким давлением (рис 2)

картинка 32 из 109074

Рис. 2 Люминесцентная лампа

Такая лампа имеет по сравнению с лампой накаливания в 4 – 5 раз более высокую световую отдачу и в 5 – 8 раз больший срок службы. Освещение такими лампами позволяет получить мягкий рассеянный свет, меньше слепящий глаза и вызывающий меньшее их утомление. Реальный путь к созданию необходимого уровня освещённости при значительной экономии электроэнергии – это использование люминесцентного освещения.   Люминесцентные лампы подразделяются на лампочки теплого, холодного и дневного света. Чем ниже цветовая температура, тем изучаемый свет ближе к красному, чем выше – ближе к синему. К лампам дневного света относят те лампы, у которых цветовая температура составляет около 4200 К (Приложение А) [7].

Условия эксплуатации энергосберегающих ламп

- При замене лампочки обязательно отключите электроэнергию.

- Вкручивать энергосберегающую лампу дневного света надо за пластиковый корпус, т.к. если вкручивать за стеклянную колбу, можно повредить соединение лампы с корпусом.

- Нельзя использовать энергосберегающие лампочки в светильниках с неисправным патроном или без защиты от атмосферных осадков.

- Энергосберегающие лампы не работают с светорегуляторами (диммерами).

- В случае, если энергосберегающая лампочка получила повреждение или разбилась, необходимо проветрить помещение и убрать осколки. Лампы европейского производства содержат небольшое количество паров ртути в виде амальгамы и безвредны для здоровья. В российских и китайских лампочках при производстве используется жидкая ртуть и при повреждении таких ламп необходимо произвести уборку, используя средства защиты для рук и дыхания.

- Срок службы люминесцентных ламп варьируется в пределах 3000 - 15000 часов, в зависимости от ее качества и качества электросети. К концу срока, световой поток энергосберегающей лампы сильно ослабевает, и она светит намного слабее новой.

- При использовании выключателя с неоновой лампочкой, энергосберегающая лампа может мигать после выключения. Частота мигания зависит от скорости заряда конденсатора ESL лампы через лампочку подсветки.

- Энергосберегающим лампам противопоказаны минусовые температуры. Они при них будут работать, но с большой потерей светоотдачи и быстрым сокращением срока службы.

Можно выделить следующие преимущества энергосберегающих ламп:

а) Световая отдача люминесцентной лампы в среднем в пять раз больше, чем у лампы накаливания.

б) Чаще всего причиной выхода из строя обычной лампочки является перегорание нити накаливания. Строение и принцип работы люминесцентной лампы принципиально другие, поэтому срок ее работы в среднем в 6 – 15 раз выше, чем у лампы накаливания, и составляет от 6 до 12 тысяч часов (срок службы указывается на упаковке). Поскольку энергосберегающие лампы нужно заменять значительно реже, их удобно использовать в светильниках, расположенных в труднодоступных местах. Например, в квартирах или офисах со слишком высоким потолком.

в) Кроме меньшего потребления электроэнергии энергосберегающие лампы выделяют гораздо меньше тепла, чем лампы накаливание. Поэтому их можно смело использовать в светильниках и люстрах с ограничением уровня температуры – в таких светильниках от лампочек накаливания с высокой температурой нагрева могут плавиться пластмассовая часть патрона, провод или элементы отделки.

г) Площадь поверхности энергосберегающие ламп больше, чем площадь поверхности спирали накаливания. Благодаря этому свет распределяется по помещению мягче и равномернее, чем от лампы накаливания, а это, в свою очередь, снижает утомляемость глаз. 

Наряду с преимуществами существуют и некоторые недостатки люминесцентных ламп. Одним из недостатков энергосберегающих ламп является их достаточно высокая стоимость. Люминесцентная лампа заполнена парами ртути (2 – 5мг), поэтому нужно избегать ее разбивания в помещении. Содержание ртути в одной лампе достаточно, чтобы превысить допустимые нормы в помещении в 20 раз. Использование амальгамы (сплав ртути с другими металлами) решает данную проблему, т.к. амальгама безвредна, но для этого необходим закон запрещающий ввоз и продажу ламп, которые используют пары ртути или стандартизация обозначения использования амальгамы, чтобы человеку не приходилось гадать, проводить демеркуризацию (удаление ртути) или нет. Ртуть, содержащаяся в энергосберегающих лампах, относится к первому классу опасности (Приложение Б)[1], поэтому данные лампы нельзя выбрасывать с обычным мусором. Выбрасывать такие лампы в мусоропровод нельзя, это делает дом, опасным для проживания. Энергосберегающие лампы необходимо специально утилизировать.

В России 3 сентября 2010 г. Председатель Правительства Владимир Путин подписал Постановление № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Правила утилизации различаются для частных лиц и организаций. 

  1. Частные лица, использующие лампы в своей квартире или загородном доме должны перегоревшие лампы бесплатно сдавать в ДЕЗ или РЭУ, где имеются специальные контейнеры согласно Распоряжению правительства Москвы № 1010РЗП от 20 декабря 1999 года, которое обязывает жилищные организации районов и городские жилищные организации осуществлять сбор отработанных люминесцентных ламп. 

  2. Юридические лица должны заключить договор со специализированными компаниями, занимающимися приемом и утилизацией энергосберегающих ламп. Список пунктов приема перегоревших люминесцентных ламп, действующих в разных городах России, размещен на сайте экологической организации Greenpeace [7].

Хотелось бы отметить, что энергосберегающие лампы лучше освещают, более приятны для глаз человека, меньше тратят электрическую энергию для освещения по сравнению с лампами накаливания, конечно существуют некоторые недостатки, но они постепенно устраняются.

2 Исследование условий осуществления энергосбережения
Исследование проводилось в 3 этапа:

  1. этап – поисково-теоретический. На данном этапе изучался материал по теме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, гипотеза, объект, предмет, задачи и методы.

  2. этап – опытно-экспериментальный, на котором проводился опрос населения для выяснения уровня энергопотребления, а так же количество энергосберегающих ламп которые используют семьи в своих квартирах.

  3. этап – итогово-аналитический – был посвящен систематизации и обобщению данных опытно-экспериментальной работы, сравнению показателей энергопотребления для жителей, в чьих домах имеются энергосберегающие лампы с теми, в которых нет таких ламп, уточнению выводов, оформлению результатов исследования.



2.1 Исследование экономии электрической энергии за счет использования энергосберегающих ламп

Были рассмотрены две лампы: накаливания и энергосберегающая. Используя маркировку этих ламп, можно выделить следующие данные: лампа накаливания служит 1000 часов, а энергосберегающая – 12000 часов, лампа накаливания расходует 100 Вт, а энергосберегающая – 20 Вт, при одинаковой световой отдаче. Стоимость одного киловатта для села Долгодеревенского Челябинской области составляет 1,37 рублей. Поэтому, обобщив эти данные, были проведены расчеты по энергетическим и экономическим затратам, которые были занесены в табл. 2
Таблица 2 – Расчет экономии электроэнергии и денежных средств, при использовании энергосберегающих ламп.

Наименование

Срок

службы

Затраты на электроэнергию из расчета 1 кВт час =1,37 руб c. Долгодеревенское

Срок службы 12 000 часов

Лампа накаливания (100 Вт), цена 10 руб.

1000 часов

(1000/6 = 166 дней)

100 Вт = 0,1 кВт;

0,1 кВт ·12000 часов ·1,37 руб./кВтч =

= 1644 руб.

Лампа компактная люминесцентная (20 Вт), цена 200 руб.

12 тыс. часов

(12000/6 = 2000 дней, т. е. 5,5 лет)

20 Вт = 0,02 кВт;

0,02 кВт · 12000 часов ·1,37 руб./кВтч =

= 328,8 руб.


Будем считать, что лампа включена 6 часов в день. Почти за 6 лет используется 12 ламп накаливания (12 · 10 руб. = 120 руб.) или 1 компактная люминесцентная лампа (200 руб.)

Общий расход при применении ламп накаливания
с учетом стоимости лампы составит:

1644 руб. + 120 руб. = 1764 руб.

 В случае использования люминесцентной лампы:

328,8 руб. + 200 руб. = 528,8 руб.

Таким образом, получается, что энергосберегающая лампа, несмотря на высокую стоимость, экономичнее в 3,3 раза, чем дешевая лампа накаливания.

Во время эксперимента был проведен опрос 310 квартир улицы 1 Мая села Долгодеревенского. Было определено количество квартир, в которых установлены энергосберегающие лампы, а также выяснялось количество электрической энергии, потребленной за месяц февраль. Количество ламп различного типа изменяется от минимального – 4 лампы – до максимального – 16 ламп. Всего за месяц было израсходовано 77110 кВт электрической энергии. Среднее число ламп в квартирах составляет 8 единиц, при этом количество люминесцентных ламп варьируется. В табл. 3 занесено процентное содержание люминесцентных ламп одну квартиру.
Таблица 3 – Процент энергосберегающих ламп

Использование ламп

Процент использования

Полностью перешли на энергосберегающие лампы

1,3

Используют энергосберегающие лампы

6,1

Не используют энергосберегающие лампы

92,6


Количество семей полностью, перешедших на энергосберегающие лампы составляет всего 4, тех, кто заменил несколько ламп – 19, а остальные вообще не используют энергосберегающие лампы.

Таблица 4 – Потребляемая электрическая энергия

Использование ламп

Среднее количество потребляемой э/энергии в кВт (для одной квартиры)

Полностью перешли на энергосберегающие лампы

185

Используют энергосберегающие лампы

256

Не используют энергосберегающие лампы

363


В квартирах, полностью перешедших на энергосберегающие лампы, количество потраченной электрической энергии заметно отличается от тех, у кого нет вообще ламп люминесцентных.

Конечно, по этим результатам нельзя абсолютно утверждать, что экономия электрической энергии происходит только за счет использования энергосберегающих ламп, но исключать их участие в энергосбережении полностью нельзя.

Также были выявлены причины, почему население не устанавливает энергосберегающие лампы, табл. 5 дает ответ на этот вопрос.

Таблица – 5 Причины отсутствия энергосберегающих ламп.

Причины

Процент от числа респондентов

Не организована утилизация отходов ламп

27,6

Дорогостоящие лампы

42,1

Затрудняются ответить

23,9

Неосведомленность населения

6,4


Если одна лампа позволяет экономить до 200 рублей в год, то замена всех ламп в доме на энергосберегающие позволит экономить гораздо больше, что подтверждают показатели потребления электрической энергии. Проведя исследование, мы в этом убедились, экономия действительно существенна, особенно для сельской местности, где заработные платы меньше, меньше чем в мегаполисе.

Анализируя причины отсутствия энергосберегающих ламп, можно выделить, что население не всегда задумывается о том, что необходимо экономить электрическую энергию, причем количество составляет 23,9 процентов. Больше всего мешает установке высокая цена на такие лампы, но также нельзя не отметить, что 27,9 процентов обеспокоены, тем, что на селе нет оборудованных пунктов утилизации ламп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе была подтверждена на практике гипотеза о том, что использование энергосберегающих люминесцентных ламп позволяет существенно снизить потребляемую электрическую энергию, а также позволяет экономить финансовые средства населения.

Анализируя теоретические данные и оценивая характеристики ламп, выяснилось, что лампе накаливания в 100 Вт соответствует энергосберегающая – в 20 Вт. При этом световая отдача у них одинаковая. А, значит, в целях экономии целесообразна замена.

На экспериментальном этапе были проведены расчеты, показывающие, что одна энергосберегающая лампа тратит в 5 раз меньше электрической энергии и более 200 рублей в год. Когда опрашивалось население, то результаты подтвердились: в квартирах, полностью перешедших на энергосберегающие лампы, энергопотребление самое низкое.

Убедившись в верности наших суждений, было решено, что необходимо создать памятку по энергосбережению. Эта памятка была опущена в почтовые ящики жителей села Долгодеревенского, чтобы они увидели, какую экономию можно получить, используя данные лампы.

Существует немаловажный факт, что на селе нет пунктов приема отработанных ламп, это большой минус в деле энергосбережения. Одно из решений данной проблемы – это создание мобильного пункта утилизации энергосберегающих ламп, путем привлечения бюджетных средств любых уровней.


Список использованной литературы

  1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.007-76 "Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 10 марта 1976 г. N 579)

  2. Строительные нормы и правила СНиП

  3. \ 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)

  4. Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" (утв. постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78) (с изменениями и дополнениями)

  5. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  6. http://consultant.ru

  7. http:// greenpeace.org/russia/ru/

  8. http://ru.wikipedia.org/


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Цветовая температура источников света

color temp2.png
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconИсследование по литературе в 7 классе по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
Создание условий для развития у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе и творчеству русского классика И. С. Тургенева

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconКомплекс методических рекомендаций по реализации педагогических условий эффективного обучения
Данное пособие представляет собой обширное методическое исследование, проводимое в течение трех лет в муниципальном бюджетном общеобразовательном...

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconНа эти и другие вопросы я хотел ответить. Цель: привлечь внимание...
Результатов расчета потребления энергии приборов в режиме ожидания и возможной экономии электроэнергии. 23

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconИсследование девизов о спорте и здоровом образе жизни
Исследование учащихся пятых классов школы №35 на предмет выявления знаний спортивных девизов на английском языке 11

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconКонтрольные работы по бжд для студентов заочной формы обучения
Классификация условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса. (Привести примеры профессий с указанием класса...

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconОрганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным...
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconЗакон №426-фз от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда»
Права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда 2

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconНаличие образовательной программы доу да, пр. №37 от 23. 05. 2013...
Создание условий для охраны здоровья детей на основе формирования начальных представлений о здоровом образе жизни

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconОб утверждении Порядка организации и осуществления образовательной...
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным...

2. Исследование условий осуществления энергосбережения iconГорода Челябинска
Перечень сведений по каждому из адресов мест осуществления образовательной деятельности


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную