Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское


lit.na5bal.ru > Экономика > Документы
Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников УПО.

Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по УВР ГБОУ НПО Профессиональное училище № 106 с.Долгодеревенское. sbrodova-n@ yandex.ru.
 Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характерные для современной экономики, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной политики и переходе к новой, инновационной, основанной на кластерах.

С середины 90-х годов прошлого века традиционными в образовательной практике стали интегральные связи: «НПО > СПО», «СПО > ВПО», «НПО > СПО > ВПО» и др. В 2002 году, после утверждения Концепции профильного обучения, спектр этих связей расширился благодаря включению в их состав общеобразовательных школ.

Для экономики региона кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется «кластер»— сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Согласно действующему в Российской Федерации классификатору ОК 004-93 образование отнесено к сфере услуг, и его основной задачей является обеспечение экономических субъектов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющая создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В сообществах экономических субъектов (кластерах) Челябинской области,  образование рассматривается как «стратегический ресурс развития»[1].

Понятие кластера было введено в экономическую теорию Майклом Портером.

«Кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2].

Очевидно, что связи эти могут быть продуктивными при наличии отлаженной системы взаимовыгодных деловых отношений между реализующими их субъектами. Однако реалии образовательной практики часто обнаруживают малую эффективность таких систем в регионах: нечеткость в планировании их деятельности; выпадение из их состава значимых субъектов внешней среды; фрагментарность функций и т. д.

Преодоление указанных негативов возможно на пути внедрения кластерного подхода к организации социального взаимодействия в системе подготовки кадров.

Все большее значение в формировании инновационности отдельных территориальных образований приобретают кластерные структуры, построенные на сотрудничестве предприятий, финансово-кредитных учреждений, учебных заведений и др.

В развитых странах уже давно возникли и продолжают возникать такие структуры в различных сферах промышленности. В трудах известных зарубежных ученых четко очерчены теоретические основы образования и функционирования кластеров, использования кластерных моделей для обеспечения конкурентоспособности экономики, их преимущества и недостатки. Идея кластеров, как средство обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов получила широкое развитие в последние два десятилетия практически во всех странах мира, включая страны Восточной Европы, Южной Америки, Африки, Океании, в странах Евросоюза и США. Кластеризация сегодня в этих странах как  теория формирования конкурентных преимуществ прошла все стадии инновационного развития от идей до коммерциализации.  Поэтому важно и необходимо изучать и анализировать теоретические основы и опыт формирования и развития кластеров. Теоретические  основы кластеров были заложены в конце ХIХ века А. Маршаллом, а термин – кластер – введен в обиход профессором  Гарвардской школы Майклом Портером  в 80-е годы XX столетия По мнению М. Портера, «кластер   является организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики». Сегодня тема кластеров актуальна для России и стран СНГ, поскольку кластеры стали эффективным инструментом развития отдельных территорий и регионов, что способствует повышению общенациональной конкурентоспособности. Одним из главных механизмов роста экономики страны должна стать четкая, сбалансированная программа развития инновационных кластеров. Важно отметить, что, что в  развитых странах правительства и региональные администрации прилагают большие усилия, чтобы создать  условия для развития инновационных проектов и кластеров, поскольку понимают, что без внедрения инновации им не выжить в условиях конкуренции.

В соответствии с Большим толковым словарем украинского языка кластер - это подмножество объектов с определенными наборами признаков, которые обнаруживаются при кластерном анализе. В "Википедии", а также в ряде трудов приводятся следующие дефиниции:

— это географическая концентрация подобных, смежных или дополнительных предприятий с активными каналами для бизнес-трансакций, коммуникаций и диалога, которые разделяют специализированную инфраструктуру, рабочие рынки, услуги и имеют общие возможности или угрозы;

— это отраслевое или территориальное добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными (просветительскими) учреждениями, общественными организациями и органами власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и содействия экономическому развитию региона;

— это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимозависимых в процессе создания добавленной стоимости;

— это группа расположенных на территории поселения или вблизи его взаимозависимых предприятий и организаций, которые дополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга;

— это группа локализированных взаимозависимых компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг и пр., научно-исследовательских и учебных институтов, других организаций, которые дополняют и усиливают конкурентные

Для того чтобы стать кластером в экономике, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности,  взаимодополнять друг друга и функционировать на основе партнёрских отношений.

К характерным признакам кластера относят: максимальную географическую близость;  родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.

В кластере инновационную составляющую реализуют, прежде всего, научно- исследовательские институты и университеты,  происходит усиление их роли как значимых субъектов развития в формировании промышленного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации. Авторы концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, А. Тоффлер,) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования – «образования в течение всей жизни» (long life education).

Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования в экономическом кластере [6].

Законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодательным органом с некоторым опозданием во времени от момента возникновения тех общественных отношений, которые они впоследствии регулируют. Так было с Гражданским кодексом, а также некоторыми другими федеральными законами. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации. Вот лишь нескорые из них:

Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 "О национальной нанотехнологической сети";

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»;

Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 N 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;

Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";

Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства".

 Территориальная система образования представляет собой модель «черного ящика» (Рис.1). Наполнение модели должно происходит через социальное партнерство, которое в условиях кластера будет эффективным, если [7]:

        все уровни образования одной отрасли находятся в преемственной взаимосвязи на основе сквозных образовательных программ;

        образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли;

        коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципов социального партнёрства.



Рисунок 1 – Модель «черного ящика» системы образования [8].
Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста.

В кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения – как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом и время затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профадаптации сокращаются [11].

С целью достижения максимально возможного синергетического эффекта следует развивать межкластерные взаимодействия на основе государственно-частного партнёрства. В экономических кластерах Челябинской области  регуляционная функция межкластерного взаимодействия отводится Министерству экономического развития Челябинской области, которое совместно с Министерством промышленности и природных ресурсов, Министерством образования и науки по данным Министерства социальных отношений Челябинской области проводит мониторинг рынка труда и определяет текущую и прогнозную (до 10 лет) потребность отрасли в кадрах.

Специфические черты организации государственно-частного партнерства в системе межкластерного взаимодействия [13]:

        стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики;

        взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить равноправный характер;

        стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

        стороны государственно-частного партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;

        взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и других);

        стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.

В результате взаимодействия по содействию трудоустройства выпускников училища на основе реализации кластерного подхода мы выделили несколько ключевых моментов, влияющих на эффективность и продуктивность деятельности училища. Это наличие:

  • Общей цели,

  • Правовой основы для совместной деятельности,

  • Разработанного механизма взаимодействия,

  • Механизма управления и технологии реализации кластерного подхода.

Реализация модели образовательно-производственного кластера предусматривает:

1. Организацию мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников училища необходимых профессиональных и личностных качеств. Мониторинг позволяет определить потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценить качество профессиональной подготовки, своевременно корректировать и определять перспективные направления развития социального партнерства, позволяющие, улучшить качество подготовки специалистов отрасли и удовлетворить потребности выпускников при трудоустройстве.

2. Организацию производственной практики на основе интеграции теоретических знаний и технологий отрасли в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практики и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях сельскохозяйственной отрасли и их карьерному росту.

3. Организацию работы постоянного действующего Бюро по содействию трудоустройству выпускников училища, совместное планирование его деятельности, отслеживание результатов и обобщение опыта.

4. Развитие дополнительного профессионального образования на базе училища , включающее подготовку специалистов по рабочим специальностям профессионального образования, организацию курсов повышения квалификации, стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях.

5. Проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.

Таким образом, создание образовательно-производственного кластера не только способствует совершенствованию организации учебного процесса, коррекции и обновлению содержания образовательных программ, но и усиливает взаимодействие училища с руководителями предприятий , куда в дальнейшем будут трудоустраиваться выпускники училища.

Ведущим индикатором успешной реализации кластерного подхода для повышения востребованности и трудоустройства выпускников является:

-в среднесрочной перспективе – подготовка высоквалифицированных специалистов по профилю кластера,

- в ближайшей перспективе - увеличение количества участников победителей олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, создание совместных проектов с участием представителей высших учебных заведений, согласование основных профессиональных образовательных программ с работодателями.

Внедрение кластерного подхода в деятельность училища показала, что эффективное решение поставленных задач и реализация принципа открытости и информированности в образовательной практике приводит к тому, что значительно возрастает качество подготовки, востребованность выпускника, имидж училища и всей системы профессионального образования.

 

Литература:

1.      Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. № 18. Ч.2. (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru.

2.      Портер, М. Конкуренция. М.: Издат.дом «Вильямс», 2003.

3.      Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. – [электронный ресурс]. URL: http//conference.kemsu.ru (дата обращения 31.08.2011г.)

4.      Нанотехнологический словарь РОСНАНО. – [электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 (дата обращения 31.08.2011г.).

5.      Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 8. – С.60-108.

6.      Щербакова О.Н. Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования: Диссертация. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 1999. – 197 c.

7.      Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Казань, 2008.- 253 с.

8.      Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. – [электронный ресурс]. URL: http://conference.kemsu.ru/

9.      Гортышов Ю.Ф., Дегтярев Г.Л. КГТУ им.А.Н.Туполева: итоги реализации инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С.69-76.

10.  Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина – победитель конкурса инновационных программ вузов 2007 года //Вестник образования. – [электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.edu.ru/rector.html (дата обращения 02.01.2010г.).

11.  Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. – 2008. – № 12. – С.19-12.

12.  Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. – 2009. – № 32. – С. 16-18.

13.  Кнаус В.В. Управление развитием государственно-частного партнерства: автореферат диссертации … кандидата экономических наук: 08.00.05.- Москва, 2008.- 25 с.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconЗаместитель директора по увр высшее

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconСостав жюри по площадкам Х открытой Международной научно-исследовательской...
Кочеткова Наталья Фёдоровна заместитель директора по научно-методической работе гбоу сош №6 г о. Отрадный Самарской области

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconНа уроках математики
Пикалова Ю. А., заместитель директора по увр, учитель математики мбоу «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconЗаместитель директора по увр директор мбоу залесовская сош
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение залесовская средняя общеобразовательная школа

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconРабочая программа учителя русского языка и литературы Балагтдиновой...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconСценарий Выпускного вечера «Церемония награждения победителей школьного кинофестиваля «Овация»»
Добровольская Ирина Ремовна, заместитель директора по увр, высшей квалификационной категории, Дмитрова Марина Владимировна, учитель...

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconМетодические рекомендации по проведению «Интеллектуального марафона»....
Эрдман Елена Викторовна, заместитель директора по увр, мбоу сош №88, Ленинский район г. Красноярска

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconНовый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно...
Наталья Александровна Волгина, заместитель директора по ур, учитель математики мбоу «Называевская сош №4», natalia311269@mail ru

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconМетодические материалы к проведению открытого занятия «Роль медицинской...
Осипова В. Л. – заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель высшей квалификационной категории гбоу спо «мк...

Образовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий трудоустройство выпускников упо. Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское iconКраевое государственное профессиональное образовательное автономное...
Мдк 01. 01 Устройство и техническое обслуживание электрических подстанций основной профессиональной образовательной программы


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную