Программа кандидатского экзамена история и философия науки


страница1/4
lit.na5bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет»
Кафедра философии, права и социально-гуманитарных наук

Программа

кандидатского экзамена
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Направления подготовки:
47.06.01 Философия, этика и религиоведение

Образовательная программа – «Социальная философия»
Квалификация (степень) выпускника

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения

очная, заочная

Армавир, 2015
Обоснование РПД

Рабочая программа по дисциплине «История и философия науки» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для абитуриентов, поступающих в АГПУ по направлению подготовки: 47.06.01 – Философия, этика и религиоведение

Образовательная программа: «Социальная философия»

Квалификация (степень) выпускника: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

Форма обучения очная и заочная.

Автор (составитель): Похилько Александр Дмитриевич, профессор, доктор философских наук

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук

«28» августа 2015 г. протокол № 1




Заведующий кафедрой ______________/ _Шматько А.А.__

Общие положения

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для окончания аспирантуры и последующего присуждения ученой степени кандидата наук.

Цель экзамена – проконтролировать самостоятельную работу аспирантов; выявить степень овладения аспирантами компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ООП по специальности; произвести корректировку изучения философии и методологии науки, формировать умений и навыков устного отчета по научно-исследовательской работе и научно-педагогической деятельности.

Настоящая программа включает 3 раздела: общие проблемы истории и философии науки, философия социально-гуманитарных наук; историю областей наук.

Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей, относящихся к социально-гуманитарному блоку наук. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки. Программа составлена кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук, основана на программе, разработанной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

В третьем разделе показано содержание данной философской дисциплины, представляющей философию в ее историческом развитии. В Программе нашли отражение основные историко-философские эпохи и регионы, выдающиеся философы и их произведения. Программа составлена кафедрой философии, права и социально-гуманитарных наук на основе программы, разработанной в Институте философии РАН, отделом истории философии.

В результате изучения дисциплины аспирант должен обладать следующими компетенциями в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

способностью применять философское знание в профессиональной деятельности и социальной практике, использовать научную методологию в своей профессиональной деятельности, активно осваивать методологические компетенции и системное видение профессиональных проблем (ПК-2);

способностью внести собственный оригинальный вклад в науку в соответствии со своей предметной областью, решая актуальные социокультурные задачи, имеющей значение для развития профессиональной отрасли знаний или развития страны (ПК-4);

способностью к пониманию и объяснению важнейших феноменов всеобщей истории, роли государства, права, общества, личности и культуры в формировании и развитии мировой цивилизации (ПК-6).
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности развития науки как социокультурного феномена;

        • основные философско-методологические концепции развития науки;

        • различные стратегии и технологии организации научной деятельности;

        • историю и современное состояние избранной научной дисциплины;

        • современные философские дискуссии по проблемам науки;

        • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.

Уметь:

        • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;

        • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;

        • использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

Владеть:

        • современными методологическими концепциями в области философии науки;

        • методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

        • знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

        • характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

        • пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

        • основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.

.

Код компе-тенции

Результаты освоения ООП

Содержание компетенций

Перечень планируемых

результатов обучения по дисциплине

УК-1

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1)

Знать: такие разделы философии как социальная философия, диалектика и эпистемология.

Уметь: критически оценивать научные взгляды и концепции в междисциплинарных областях.

Владеть: способностью к выдвижению новых идей, к инновационной деятельности.

УК-2

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2)

Знать: историю философии и современные социально-философские концепции.

Уметь: организовывать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности.

Владеть: основами общекультурной эрудиции.

ПК-2

способностью применять философское знание в профессиональной деятельности и социальной практике, использовать научную методологию в своей профессиональной деятельности, активно осваивать методологические компетенции и системное видение профессиональных проблем (ПК-2)

Знать: основы педагогики и психологии высшей школы

Уметь: работать в качестве преподавателя высшей школы.

Владеть: основными методическими приемами преподавания философии.

ПК-4

способностью внести собственный оригинальный вклад в науку в соответствии со своей предметной областью, решая актуальные социокультурные задачи, имеющей значение для развития профессиональной отрасли знаний или развития страны (ПК-4)

Знать: дополнительную литературу, концепции и точки зрения по теме своего исследования.

Уметь: защищать свою тему в ходе научной дискуссии.

Владеть: приемами и методами научного исследования в области своей проблемы.

ПК-6

способностью к пониманию и объяснению важнейших феноменов всеобщей истории, роли государства, права, общества, личности и культуры в формировании и развитии мировой цивилизации (ПК-6).

Знать: философию истории

Уметь: искать свой методологический подход к объяснению важнейших социальных феноменов

Владеть: навыками научного исследования.


Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Введение. Значение истории и философии науки в научно-исследовательской деятельности соискателей и аспирантов.

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение,
Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования
Тема 4. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Структура эмпирического знания (эксперимент и наблюдение, эмпирический факт. Проблема теоретической и эмпирической составляющей факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развертывание теории как процесс решения задач. Основания науки: идеалы и нормы в их социокультурной размерности. Особенности философских оснований науки.
Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Механизмы порождения научного знания. Воздействие эмпирических фактом на основание науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания, философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX века. Широкое распространение идей и методов синергетики. Укрепление парадигмы целостности. Применение идеи коэволюции. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Широкое применение философии и ее методов в естественных науках. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента. Широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление дуализма объекта и субъекта. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
Тема 8. Наука как социальный институт

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconРабочая программа кандидатского экзамена по 19. 00. 07 Педагогическая психология
Обучающийся за время обучения в аспирантуре обязан пройти промежуточную аттестацию по дисциплинам «История и философия науки»; «Иностранный...

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00....
Общие и методологические проблемы историко-научных и историко-технических исследований

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена
Целью кандидатского экзамена является определение уровня приобретенных выпускником универсальных, общепрофессиональных и профессиональных...

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена
Целью кандидатского экзамена является определение уровня приобретенных выпускником универсальных, общепрофессиональных и профессиональных...

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconОбщие методические указания и требования к написанию контрольных работ
«Философия», «Философия науки и техники», «Философия науки», «Концепции современного естествознания», «Философия бизнеса» и др и...

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 01 «Онтология...
Предмет философии и многообразие его определений. Понятие метафизики как беспредпосылочного знания и предельные уровни философии....

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 05. 17. 04 «Технология...
Роль химической термодинамики и кинетики в управлении производственными химико-технологическими процессами органического синтеза

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 25. 00....
Разработана на базе: 1 Программы кандидатского минимума специальности 25. 00. 12 Московского института нефти и газа им. И. М. Губкина,...

Программа кандидатского экзамена история и философия науки iconТематика контрольных работ
История философии: (Античность, Средние века, эпоха Возрождения, Немецкая классическая философия, марксистская философия, западная...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную