Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз»


lit.na5bal.ru > Физика > Урок


Разработка урока физики

для 9 класса по теме:

«Построение изображений, полученных с помощью линз»

 

По учебнику Громова С.В, Родиной Н.А. «Физика -9»

 

 

Подготовила:

Семина Людмила Александровна,

учитель физики высшей категории

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

г.Энгельс

2010 г.

 

Тема урока: «Построение изображений, полученных с помощью линз»

 

Тип урока: комбинированный

 

Цели урока:

 

Образовательная: познакомить с основными принципами построения изображений в линзах, сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом;

 

Развивающая: развивать умение оперировать суждениями, развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке, вовлекать учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

 

Воспитательная: показать, что человек, познавая природу, обязательно опирается на достоверные знания и применяет их на практике в зависимости от конкретных условий.

 

Основные знания и умения: знать принципы построения изображений и уметь их применять при построении изображений в собирающей и рассеивающей линзах.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, собирающие и рассеивающие линзы, свеча.

 

Демонстрации: прохождение света сквозь собирающую и рассеивающую линзы.

 

 

 

План урока

 

№ п/п

Этап урока

Методы и приемы

Время в мин.

1

Организация начала урока

 

Приветствие.

Сообщение учителя

2

2

Проверка выполнения домаш

него задания

Индивидуальный опрос, решение задач

4

3

Всесторонняя проверка знаний

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестовый с выбором ответа

8-10

4

Подготовка к усвоению нового учебного материала

Формулирование проблемного вопроса

2

5

Усвоение новых знаний

Беседа, демонстрация опытов, обсуждение полученных результатов, знакомство с приемами построения изображений

15

6

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Ответы на вопросы учителя, выполнение упражнений

4

7

Закрепление полученных знаний

Решение задач

6

8

Подведение итогов

Формулирование выводов, сообщение учителя

2

9

Информация о домашнем задании, рекомендации по его выполнению

Запись домашнего задания, инструктаж учителя

2


 

ХОД УРОКА






п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

1

Взаимное приветствие учителя и учеников. Организация внимания. Сообщение целей и задач урока.

Подготовка к уроку.

Запись в тетради

Слайд №1,2

2

Проверка наличия в тетради домашнего задания. Ответы на вопросы (если они есть). Решение двумя учащимися домашнего задания на доске.

Работа с тетрадями

Слайд №3

3

К доске вызываются 3 ученика для решения задач по индивидуальным карточкам (прил.1),

6 учеников работают с тестами за компьютерами (тесты см. прил.2. два варианта по 5 вопросов).

Фронтальный опрос (вопросы на слайде)

Проверка решенных задач (3 чел. у доски)

Решение задач.

 

Работа с тестами на компьютерах.

Устные ответы на вопросы.

Запись задач в тетрадь

 

 

 

 

Слайд №4

Слайд №5,6,7

4

Формулирование проблемного вопроса.

При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение фотографируемого предмета, умещающееся внутри аппарата на обычной фотопленке. Как же получаются столь различные изображения?

Слушают учителя.

Слайд №8

5

Демонстрация опытов [2]

Формулирование выводов

 

Объяснение нового материала:

Ход лучей в линзе.

Построение изображения в собирающей линзе при разных расстояниях предмета от линзы.

Выводы.

Построение изображения в рассеивающей линзе.

Выводы.

На основании этих опытов делается вывод.

Записи в тетради

Слайд № 9

 

 

 

Слайды №10

Слайды

№11-16

 

Слайд №17

Слайды

№18-20

Слайд №21

6

Первичное усвоение знаний.

Вопросы учителя.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Слайд №22

7

Закрепление нового материала.

 

Решение задач(устно и письменно на листочках, которые сдаются учителю)

Ответы на вопросы.

Слайд

№23, 24

8

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок.

 

Повторяют выводы.

 

 

Слайд

№10, 17, 21

9

Домашнее задание: п.35, №145. Сообщение или презентация по теме «Применение линз»

Рекомендации учителя.

Рефлексия.

Запись домашнего задания в дневник.

 

Заполнение таблицы рефлексии.

Слайд №25


Литература.

 

 

1.С.В.Громов,Н.А.Родина «Физика-9» изд.Просвещение 2007г.

 

2.Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе.т.2 «Колебания и волны. Оптика. Физика атома. Пособие для учителей .Под редакцией А.А.Покровского Изд. 3-е переработанное. Москва, «Просвещение» 1979г.

 

3.А.В.Чеботарева «Тесты по физике» к учебнику А.В. Перышкина «Физика.8 класс» . Изд. Экзамен»

 

4.Л.В.Алмаева «Тесты по физике 9 класс» Изд. «Лицей» Саратов 2001г.

 

5. «Физика в школе». Электронные уроки и тесты. Свет. Оптические явления. Просвещение-МЕДИА» , 2005г.

 

Приложение 1


  1. Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см.

  2. Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния?

  3. Какое изменение оптической силы получили глаза мартышки, если она надела две пары очков по –3 дптр каждая и три пары очков с фокусным расстоянием 50 см?


Приложение 2


  1. Какая линза – вогнутая или выпуклая – представляет собой собирающую линзу?

а) вогнутая;

б) выпуклая;

в) все виды линз собирают свет.


  1. Чем больше кривизна поверхности собирающей линзы, тем ее фокусное расстояние…

а) короче;

б) длиннее;

в) оно неизменно.
3. Есть ли фокусы у рассеивающей линзы?

а) нет, так как она рассеивает свет;

б) есть, но мнимое;

в) нет, поскольку преломленные ею лучи света не пересекаются.
4. Увеличение, даваемое линзой, тем больше, чем….

а) короче ее фокусное расстояние;

б) длиннее ее фокусное расстояние;

в) увеличение не зависит от фокусного расстояния линзы.
5. В каких единицах измеряют оптическую силу линзы?

а) калориях;

б) диоптриях;

в) метрах.
6. По какой формуле рассчитывают оптическую силу линзы?

а)

б)

в)


  1. Сколько фокусов имеет собирающая линза? Как они расположены относительно линзы?

а) два; на оптической оси симметрично по обе стороны линзы;

б) один; на оптической оси перед линзой;

в) два; за линзой на разных расстояниях от нее.


  1. Может ли фокус линзы находится с той стороны, с какой падает на нее свет?

а) да, если поверхности линзы имеют очень большую кривизну;

б) нет, так как параллельно лучи света могут пересечься только в случае преломления, т.е. пройдя линзу;

в) да, если линза рассеивающая, т.е. фокус мнимый;

г) вопрос не имеет однозначного ответа.
9. На рисунке схематично изображено несколько линз. Какая из них – рассеивающая?

1) 2) 3) 4) а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.
10. На рисунке схематично изображено несколько линз. Какая из них – рассеивающая?

1) 2) 3) 4)
а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconПлан урока. Цель урока: Выяснить, от чего зависит изображение, полученное...
Ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 05. 13. 18 «Математическое...
Построение графиков функций и поверхностей с помощью пакетов Mathcad, Excel и Matlab. Двумерная графика. Построение графиков параметрически...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconУрок по теме «Аминокислоты»
«Аминокислоты». Аминокислоты, как органические амфотерные соединения, рассмотрены в рамках данного урока. Урок разработан для 10...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconМетодическая разработка урока по теме «Система образов в романе М....
Данная разработка предназначена для проведения урока по теме «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconУрока : повторение и закрепление изученного материала по теме «Имя числительное»
Цель урока: повторение и закрепление изученного материала по теме «Имя числительное»; применение полученных знаний на практике; работа...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconРазработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов...
Название работы: Разработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов и приставок»

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconРазработка урока по истории для 8 класса по теме " Художественная...
Данный урок один из завершающих в теме: «Россия в первой половине XIX века». Преподавание предмета ведется по умк данилов А. А. Косулина...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconРазработка урока биологии в 7 классе по теме: Многообразие земноводных....
Название работы: разработка урока биологии в 7 классе по теме: Многообразие земноводных. Их значение и охрана

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Иностранный язык»
При помощи мультимедийного проектора. В процессе урока используются элементы технологий: проблемно-диалогического обучения, развития...

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз» iconУрок физики для 11 класса по теме «Интерференция механических волн»
Хладни, Flash модель интерференции (зао «1 С», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), авторская Flash модель волновой...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную