Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат»


lit.na5bal.ru > Физика > Документы

Тушакова А. М., учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат». Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики.


Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики
Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат»
Концепция модернизации содержания физического образования на период до 2010 года предусматривала освоение экспериментальных навыков, усиление практической подготовки учащихся в рамках предпрофильной и профильной подготовки. В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет новые цели и ценности образования. В условиях современного взгляда на образование наряду со знаниями и умениями все более значимым результатом обучения и развития становятся и признаются компетенции. Решением проблемы разработки способов формирования и оценки сформированности той или иной компетенции в процессе обучения физике занимаюсь в течение многих лет. Разработана и реализуется педагогическая система, обеспечивающая реализацию компетентностного подхода в преподавании физики на основе использования современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии проектного обучения, апробированная в профессиональном сообществе Ямальского района и Ямало-Ненецкого автономного округа.

В настоящее время ведущим компонентом учебных предметов, наряду с научным знанием, по мнению И.Осмоловской, становятся способы деятельности [2]. Таким образом, оценка результатов обучения должна опираться на понятие «ключевые компетенции», что означает конкретизированные цели образования.

Учебная программа по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Определены и виды деятельности, в процессе которых возможно их формирование: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность, организация учебной деятельности. И.Осмоловская выделяет четыре ключевые компетенции: познавательно-информационную, социально-трудовую, коммуникативную, в сфере личностного самоопределения [2]. Как одну из ключевых компетенций она рассматривает способность решать проблемы. При обучении физике в этом случае уделяется внимание знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию исследовательских умений.

П.И.Третьяков выделяет следующие ключевые компетенции, которыми должен обладать школьник: самообразовательные и исследовательские, организационно-коммуникативные, конструкторско-проектировочные, социально-личностные, адаптивные [4].

А.В.Хуторской предлагает перечень ключевых образовательных компетенций, определенных на основе главных целей общего образования: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личного самосовершенствования [3]. Он же предлагает трехуровневую иерархию компетенций: ключевые, общепредметные, предметные.

При обучении физике как экспериментальной науке, построенной на результатах исследования, формирую у учащихся проектно-исследовательскую компетенцию. Данная компетенция выбрана как основная предметная компетенция среди многообразия предлагаемых компетенций. Предполагается следующая трактовка: это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Задача организации такого учебного процесса, при котором происходит формирование проектно-исследовательской компетенции, решается мной не только в ходе обучения учащихся по программе профильного обучения физике в 10-11 классах, но и через систему индивидуальной работы с учащимися 9 классов. Планирование данной работы было разработано и апробировано в 2009-2012 годах и составлено на основе системы элективных курсов авторов Е.А.Румбешта, В.З.Мидуков [1], которая представляла собой четыре взаимосвязанных модуля. Выбор классов обусловлен выбором профиля дальнейшего обучения учащихся 9 классов на 3 ступени школы, а учащихся 10 классов после окончания школы в учреждения СПО и ВПО. Учащиеся 9 классов по окончанию предпрофильной подготовки выбирают физико-математический профиль на третьей ступени обучения. В 10-11 классах работаю с определившимися учащимися, которым необходимо овладеть способами постановки и решения проблем, углубить свои знания по физике, овладеть проектными и исследовательскими умениями. Эти учащиеся также уже мотивированы на успешную сдачу выпускного экзамена по физике.

Практическая деятельность учащихся, направленная на формирование экспериментальных умений, выполнение пробных проектов типа практико-ориентированный или информационный, привитие интереса к физике происходит с первых уроков изучения предмета (с 7-го класса). При выполнении предметных проектов учащиеся приобретают необходимые для обучения и выполнения других видов деятельности умения (ставить цель проекта, планировать деятельность по выполнению проекта, работать с различными источниками информации, оценивать результаты, представлять результаты, осуществлять рефлексию).

План индивидуальной работы с учащимися 9 классов предусматривает две части (таблица 1). Работа в первой части занятий «Основы исследовательской деятельности» направлена на формирование интереса к научному исследованию, выявлению структуры научного исследования, овладение исследовательскими умениями. Закрепление исследовательских умений организовано через самостоятельное проектирование учениками способа оценки приобретенных умений. Вторая часть занятий «Проведение исследования» имеет основной целью применение на практике проектных и исследовательских умений и является завершающим при формировании проектно-исследовательской компетенции. Ученики выполняют самостоятельно групповые или индивидуальные проекты, пополняя запас физических знаний, отрабатывая коммуникативные умения. В результате обучения у школьников формируются не только проектно-исследовательская компетенция, но и информационная, коммуникативная, углубляются знания по физике.

Под моим руководством учащиеся, являющиеся членами школьного научного общества учащихся «Умники и умницы», ведут системную исследовательскую работу по улучшению качества окружающей среды. Проведены исследования по электроснабжению различных квартир поселка, изучению электроосвещения общей домовой территории, в результате которых составлено обращение к жителям поселка с рекомендациями по экономии электрической энергии и использованию энергосберегающих ламп. Исследования о вреде и пользе мобильных телефонов, сравнение услуг, предоставляемых операторами связи поселка, позволило учащимся педагога обратиться к учащимся школы, жителям поселка, района и округа с рекомендациями о сохранении здоровья при использовании мобильной связи, о выборе наиболее удобного, выгодного оператора связи на территории поселка и марки мобильного телефона. В ходе проведенного исследования влияния электромагнитного излучения на рост живых организмов (культурных растений) учащиеся сформулировали рекомендации по выращиванию растений в условиях Крайнего Севера. К общественности учащиеся обращались в ходе выступления на конференции в школе, районе, округе в г. Лабытнанги, распространяли буклеты с результатами исследований, участвовали в передаче информационного агентства «Яр-Сале-ТВ». Работа в данном направлении продолжается. Исследовательские работы учащихся три года подряд получали высокую оценку на районной научно-практической конференции (2, 3 место), были рекомендованы к участию в окружной конференции, где стали призерами (диплом 3 степени). Работая над созданием проектов при решении какой-то проблемы, творческой задачи, проводя исследование, ученики, не только глубоко изучают темы курса, но и осваивают новые программы и программные продукты, используют новейшие информационные технологии.

Оценка степени сформированности проектно-исследовательской компетенции учащихся производится в ходе наблюдения за деятельностью учащихся по сумме трех составляющих компетенции: предметные знания, мотивация к проектно-исследовательской деятельности, умения. Наблюдение за деятельностью учащихся позволило сделать вывод о том, что к концу второго года обучения предмету у всех учащихся, выполнявших творческие проекты, сформированы устойчивые навыки быстрого поиска информации, более чем в 1,5 раза возросло количество учащихся, способных формулировать проблему, повысились и количественные показатели сформированности некоторых других компетенций учащихся: целеполагание и планирование, оценка результата, обработка информации, публичное выступление. Большинство учащихся имеют устойчивый интерес к предмету, активно участвуют в предметных неделях по математике и физике, например, в проведении ознакомительного занятия для учащихся 6 класса, исследования питания в школьной столовой, конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, на смотре знаний, организуют галерею творческих работ (проектов) выпускников и конкурсы знатоков физики.

Мои учащиеся принимают активное участие в районных, всероссийских конкурсах и занимают призовые места. В 2011 году в районном (заочном) конкурсе «Человек открывает Вселенную», посвященном 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина, электронная газета учащихся 7 класса заняла 1 место, презентация «Ю.А.Гагарин» ученицы 11 класса – 2 место. В 2012 и 2013 годах команды учащихся участвовали в ВКС – игре «ИнФи» и стали призерами и победителями. В ходе этой игры ученики проводили исследование, решали задачи по физике с применением программы Excel, создавали проекты. Планируется участие также в игре 2014 года в декабре.

Реализация компетентностного подхода в преподавании физики на основе использования современных образовательных технологий во внеурочной деятельности позволяет решить ряд поставленных выше проблем современного образования. Дальнейшая их разработка позволит более широко использовать компетенции в качестве показателей результативности процесса обучения физике.
Таблица 1


№ урока

Дата

Тема занятия

Форма урока, формы работы с учащимися

Формируемые знания, умения, компетенции

Этапы проектной деятельности учащихся

1




  1. Основы исследовательской деятельности










2




Глобальные проблемы современности. Человек в системе глобальных проблем. Экологические проблемы. Ресурсная проблема. Энергетическая проблема.

Вводная лекция

Выдвижение гипотез по решению проблем




3




Первичная диагностика знаний о научном исследовании, исследовательских и проектных умений и компетенций

Практика

Оценочные умения




4




Знакомство с основными направлениями исследований в науке. Ракетостроение. Межпланетные полеты. Физика твердого тела.

Семинар

Постановка цели исследования




5




Жидкие кристаллы и их применение. Сверхпроводимость. Перспективы применения.

Практика

Работа с литературой. Конспектирование




6




Измерение как метод исследования. Расчет погрешностей прямых и косвенных измерений. Расчет и измерение скорости скатывания цилиндра по наклонной плоскости.

Лекция. Практика по применению и расчету погрешностей

Оценка результата




7




Наблюдение как метод исследования. Наблюдение растекания жидкости по разным поверхностям.

Практика

Выявление объекта, условий наблюдения




8




Описание наблюдения. Выполнение эксперимента (исследование закономерностей броуновского движения с использованием компьютерного моделирования).

Практика

Разработка алгоритма наблюдения




9




Исследование «Расчет и измерение скорости шара, скатывающегося по наклонному желобу».

Семинар

Планирование исследования. Формулировка гипотез




10




Исследование «Расчет и измерение скорости шара, скатывающегося по наклонному желобу».

Практика

Проведение опыта и оформление результатов




11




Исследование «Расчет и измерение скорости шара, скатывающегося по наклонному желобу».

Семинар

Оценка и рефлексия исследовательской деятельности










  1. Проведение исследования










12




Определение области интересов ученика.

Презентация и обсуждение тем. Лекция с элементами проблемной беседы

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

13




Выбор и формулировка темы проекта и обоснование ее актуальности.

Презентация и обсуждение тем. Лекция с элементами проблемной беседы

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

14




Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы по ее решению.

Консультация

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

15




Формулировка цели и задач исследования

Консультация

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

16




Выбор варианта реализации замысла.

Консультация

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

17




Составление плана деятельности.

Консультация

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

18




Определение источников информации в научно-популярной литературе и сети Интернет.

Консультация

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Организационно-подготовительный этап.

19




Анализ литературы из различных источников.

Работа в проектных группах. Обсуждение теоретических сведений по теме исследования

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

20




Анализ литературы из различных источников.

Работа в проектных группах. Обсуждение теоретических сведений по теме исследования

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

21




Выполнение теоретической части исследовательского проекта.

Работа в проектных группах. Обсуждение теоретических сведений по теме исследования

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

22




Выполнение теоретической части исследовательского проекта.

Работа в проектных группах. Обсуждение теоретических сведений по теме исследования

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

23




Разработка плана и методики эксперимента.

Консультация. Корректировка методики эксперимента

Отработка этапов проектной деятельности. Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

24




Выполнение эксперимента, фиксация и обработка результатов.

Консультация. Проверка полученных результатов

Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

25




Выполнение эксперимента, фиксация и обработка результатов.

Консультация. Проверка полученных результатов

Формирование умений взаимодействовать

Поисково-исследовательский этап.

26




Оформление результатов и их оценка.

Консультация. Проверка полученных результатов

Формирование умений взаимодействовать

Отчетно-оформительский этап.

27




Подготовка к презентации исследования.

Консультация по презентации

Формирование умений взаимодействовать

Отчетно-оформительский этап.

28




Формулировка выводов.

Организация самооценки

Экспертные умения

Информационно-презентативный этап.

29




Обсуждение средств и способов достижения цели и доказательства гипотезы.

Организация самооценки

Экспертные умения

Информационно-презентативный этап.

30




Сравнение результата с целью.

Организация самооценки

Экспертные умения

Информационно-презентативный этап.

31




Представление доклада с анализом работы и собственных достижений.

Оценочный семинар

Экспертные умения

Информационно-презентативный этап.

32




Представление доклада с анализом работы и собственных достижений.

Оценочный семинар

Экспертные умения

Информационно-презентативный этап.

33




Презентация исследовательских проектов. Участие в совместной оценке результатов.

Оценочный семинар

Экспертные умения

Информационно-презентативный этап.

34




Рефлексия.

Практика

Рефлексивные умения

Информационно-презентативный этап.

35




Подведение итогов работы.

Круглый стол

Рефлексивные умения

Информационно-презентативный этап.


Этапы проектной деятельности учащихся указаны по классификации Л.Л.Розанова [1].

Литература:




  1. Алексеева Е.В. Метод проектов. Теория и практика. http://www.myshared.ru/slide/67959/

  2. Румбешта Е.А., Мидуков В.З. Формирование проектно – исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценка ее сформированности. Вестник ТГПУ. Выпуск 10. Серия: Психология.2007.

  3. Осмоловская И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе// Народное образование. – 2006. - №5.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. №2.

  5. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенция педагогов-руководителей как показатели качества образования// Педагогическое образование и наука. – 2004. - №2.

  6. Физика. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.А.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconПрограмма развития муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного...
Управление развитием качества гимназического образования на основе компетентностного подхода

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconПояснительная записка к учебному плану для 6-11 классов Государственного...
Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат» (далее...

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconФормирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Это один из наиболее эффективных методов реализации...

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconСамообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №45» (в новой редакции)

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconПубличный отчет о результатах реализации проекта модернизации региональной...
Публичный доклад общеобразовательного учреждения является важным средством обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципального...

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconЦель мероприятий по приведению материально-технических условий школы...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения: Рябичевская средняя общеобразовательная школа

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconПоложение о проведении учебно-практической конференции учащихся Муниципального...
Целью Конференции является развитие исследовательской культуры и познавательных интересов учащихся, выявление и поддержка одаренных...

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconОбразовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа

Создание условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся при реализации компетентностного подхода в преподавании физики Тушакова Альфия Мунировна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ямальская школа-интернат» iconО реализации образовательных программ, заявленных для государственной...
Самообследование общеобразовательного учреждения моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Подольска Московской области проведено...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную