Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики»


lit.na5bal.ru > География > Урок
Солдатова Марина Николаевна, учитель географии

МБОУ «Ровдинская СОШ», Архангельская область.

Урок географии, 10 класс

« Охраняемые природные территории Арктики»

Пояснительная записка

Урок проводится в 10 классе, в конце изучения темы « Виды всемирных экономических отношений» (одна из форм экономических отношений - международное сотрудничество в области охраны природы изучается на примере охраны природы Арктики). Учебник В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира».- М.: Просвещение, 2008.

На подготовительном этапе к уроку учитель объявляет тему урока и ставит перед участниками проблему: «Арктика долгое время не привлекала к себе внимания со стороны промышленных интересов. Но такое положение быстро меняется. Сегодня встала серьезная проблема - поддерживать охраняемые территории Арктики или отдать предпочтение ее промышленному развитию, сулящее значительные выгоды с точки зрения экономической прибыли. Нужны ли охраняемые территории Арктике? Ученикам предлагается разделиться на две группы: группу, выступающую за развитие ресурсодобывающих отраслей и группу, выступающую за охрану окружающей среды Арктики. Группы получают задания подобрать информацию по теме дискуссии. Учитель на подготовительном этапе при необходимости консультирует учащихся.

Цель урока: Исследовать роль охраняемых территорий Арктики для развития экосистем и населения на современном этапе

Задачи урока:

1.Выяснить категории охраняемых территорий в Арктике и историю их развития

2. На примере разных арктических стран изучить роль охраняемых территорий для сохранения природных ценностей и развития населения в этих странах, а также сотрудничество стран по вопросам охраны окружающей среды в Арктическом регионе

3. Развивать умение дискутировать, защищать свою точку зрения, умение слушать оппонентов

4. Воспитание чувства бережного отношения к природе

Тип урока: урок-дискуссия, форма проведения урока: «круглый стол»

Методы (по характеру познавательной деятельности): частично – поисковый

Оборудование: атласы для 10 класса, настенная карта «Арктические области», политическая карта мира, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Постановка учителем проблемы Арктики, подведение учащихся к определению темы, цели и задач урока

  2. Актуализация знаний учащихся по теме урока

  3. Выступление участников дискуссии

  4. Выводы по результатам обсуждения

  5. Самоанализ работы учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент. Вводное слово учителя о теме урока: «Итак, на сегодняшний день в Арктике существует серьезная проблема: сохранение охраняемых территорий арктических земель, или промышленное развитие Арктики. Перед правительствами и населением арктических стран стоит задача, как удовлетворить сторонников, защищающих разные наборы ценностей, не жертвуя интересами ни одной из сторон. На нашем «круглом столе» сегодня присутствуют представители и той и другой стороны. Предлагаю представителям от каждой группы коротко высказать свою точку зрения».

Промышленники. Арктика очень богата природными ресурсами, в числе которых нефть, газ, леса и другие богатства. Освоение их даст большой приток экономической прибыли и занятость населению.

Экологи. Арктика- это огромный мир экологических и природных ценностей, в числе которых запасы пресных вод, нетронутые цивилизацией целинные ландшафты, среда обитания биологических видов. Все это необходимо сохранить, так как это влияет в целом на жизнь планеты Земля, оказывает влияние на жизнь коренных жителей.

Учитель: «Значит, обе стороны имеют свои интересы в Арктике. Промышленное освоение Арктики только начинается в крупных масштабах. А история охраны природы арктических земель имеет уже давнюю историю. Определите тему нашего урока и цель урока: (выяснить роль охраняемых территорий в Арктике для развития экосистем и населения на современном этапе). На уроке присутствуют группа экологов из разных арктических стран, которые будут отстаивать свою точку зрения (высказывать свою точку зрения может любой представитель от группы, остальные могут дополнять ответы). Их оппонентами будет группа, представляющая интересы промышленного освоения Арктики. Итак, мы начинаем. Давайте вспомним правила дискуссии:

1.Цель дискуссии не в победе, а в поиске согласия

2. Каждый участник имеет право высказаться

3. Критике подвергаются не люди, а их мнение

4. Нужно быть терпимым к чужой позиции

Арктика свое название получила благодаря созвездию Большой Медведицы, в переводе с греческого означает «страна большого медведя». Что же называют Арктикой?»

Всем участникам дискуссии предлагается работа с картами атласа и контурной картой, на которой надо отметить территорию Арктики. (Затем идет проверка, к настенной карте вызывается любой желающий для показа территории Арктики, остальные ученики проверяют). Ответ: Арктика включает Северный Ледовитый океан и его моря: Гренландское, Баренцево, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта, Баффина, залив Фокс - Бейсин, проливы и заливы Канадского Арктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океана, архипелаги: Канадский Арктический, острова Гренландия, Шпицберген, Земля Франца – Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля и северные побережья Евразии и Северной Америки.

  1. Выступления участников дискуссии (роль ведущего выполняет ученик класса)

Вопрос: Что для вас представляет Арктика?

Промышленники: Арктика – это уникальная область, охватывающая примерно, 30 млн. кв. км, в этот регион входит океан, несколько морей и примыкающая суша площадью свыше 14 млн. кВ. км. На сегодняшний день арктические области являются существенным потенциалом для обеспечения будущих потребностей в нефти и газе – это 13% общемировых объемов неразведанных запасов нефти и 30% мировых запасов природного газа. Кроме этого в Арктике имеются крупные запасы угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов, титана, алюминия и железных руд.

Экологи: Арктика – уникальная экосистема, охватывающая примерно 30 млн. кв. км. Арктика распространяется на восемь стран- это Канада, США, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и Россия, в каждой из этих стран имеются свои охраняемые территории. Мы представим на «круглом столе» несколько охраняемых территорий Арктики в разных странах и покажем широкий набор защищаемых в них природных ценностей.

Вопрос: Какова история промышленного развития Арктики и история ее охраны?

Промышленники: Первые промышленные очаги освоения ресурсов Арктики, например, в России были отмечены еще в 1932 году – это лесоэкспортная промышленность Игарки, угольные копи на севере Якутии, золотодобывающие прииски Колымы.

Экологи: Страны Арктики имеют давние традиции охраны природных ценностей, именно здесь были основаны первые охраняемые территории. Так в 1917 году в США была учреждена система парков на Аляске. Швеция основала 9 национальных парков уже в 1909 году, это были первые парки в Европе. В 1887 году Канада основала первый заповедник для перелетных птиц. На сегодняшний день общее количество охраняемых территорий приполярной Арктики составляет 405:

Канада- 61, Финляндия- 54, Дания- 15, Исландия- 24, Норвегия- 39, Швеция- 47, США (Аляска)- 55, Россия- 110.

Все эти территории взяты под охрану в связи с наличием их высокой природной ценности.

Вопрос: В чем они заключаются?

Экологи. Ценности под термином «природные»- это места обитания диких животных, территории с геологическими или ландшафтными особенностями, экологическими функциями или чистой экологической привлекательностью.

Вопрос. А какие ценности выделяют промышленники в Арктике?

Промышленники. Конечно, экономические, или ценности природопользования для человека, которые могут включать прямые или косвенные финансовые, коммерческие и связанные с трудоустройством преимущества для стран

Вопрос: Часто охраняемые природные территории основывались для защиты природных ценностей и запрещали природопользование на этих территориях. Какие категории охраняемых территорий имеются в Арктике сейчас?

Экологи. Все охраняемые территории в Арктике разделены на 6 категорий:

1. Закрытые природные заповедники

2. Национальные парки

3. Памятники природы

4. Биологические заказники

5. Ландшафтные заказники

6. Охраняемые территории с контролируемым использованием природных ресурсов

Вопрос. Расскажите подробнее о них

Экологи. Мы можем показать примеры охраняемых территорий в каждой из восьми арктических стран

1).Архипелаг Свалбард в Норвегии расположен в центре Баренцева моря. Архипелаг на 60% покрыт ледниками. Именно здесь предпринимаются попытки сохранения белого медведя. На территории Свалбарда, на самом большом его острове Шпицберген основаны 3 национальных парка, на острове Хопен расположены самые благоприятные места размножения белых медведей.

2).В Швеции взяты под охрану болотистые территории Таававуома, богатые орнитофауной. Здесь имеются очень интересные насыпи - «пальзы», холмы торфяных болот с вечной мерзлотой. Образуются они за счет мерзлоты, поднимающие земную поверхность. Здесь обитают: длиннохвостые поморники, утки, краснозобый конек, дупель, щеголь, мохноногий канюк, лунь, орлан-белохвост.

3).В Финляндии самым знаменитым является национальный парк им. Уро Кекконеена. Он был создан в 1983 году. Парк был основан для защиты лесов, торфяных земель и холмистых экосистем Лапландии.

4).В Исландии взята под охрану морская территория Брейдафьордура – это огромный мелководный залив, где охраняется окружающая среда с рыболовными областями. На этой территории разрешено традиционное использование природных ресурсов, рыболовство и собирательство. Проводятся мероприятия по охране гаги обыкновенной.

5).США: Национальный парк и заповедник Денали на Аляске. Парк охватывает массив горы Мак- Кинли. Здесь среда обитания стад карибу, гризли, волков, диких овец и лосей.

6).Дания: Здесь расположен самый крупный в мире национальный парк Гренландия. Создан он был для сохранения девственной природы Арктики. Здесь проводятся многочисленные исследования в области биологии, геологии, климатические исследования.

7).Россия: Таймырский заповедник, основан в 1979 году, является закрытым заповедником, здесь работают научные сотрудники. Под охраной находятся мускусные быки, северные олени, белоклювая гагара, гага - гребенушка и др.

8).Канада: Национальный парк Кативик охраняет абсолютно круглый возвышающийся метеоритный кратер, основание которого находится в пресноводном озере. Здесь имеются и другие священные места для коренного населения инуитов.

Вопрос. Долгое время Арктика оставалась относительно нетронутой хозяйственной деятельностью, прежде всего из - за сурового климата. Но ситуация изменилась, что позволило бурно осваивать Арктику?

Промышленники. Недавние достижения в области транспорта, добычи полезных ископаемых, облегчили доступ к ней. Фактически везде в Арктических регионах идет настоящий бум ее освоения. Увеличивается количество шахт, вышек, морских платформ для добычи нефти и газа. Увеличивается площадь лесопользования и протяженность транспортных путей.

Вопрос. Какие угрозы охраняемым территориям возникли в связи с этим?

Экологи. Часто слышаться высказывания о том, чтобы отдать охраняемые территории для альтернативного использования, то есть для ресурсодобывающих отраслей, так как они дают больше финансовых и рабочих возможностей. Также уменьшилось финансирование охраняемых территорий, но главная проблема, на наш взгляд, это рост объемов антропогенного загрязнения отходами Арктики, что создает угрозу существования самой экосистемы на этой территории.

Вопрос. Могут ли охраняемые территории приносить экономическую выгоду?

Экологи. Охраняемые территории не лишены экономической прибыли, ведь они магнит для туризма. Индустрия туризма может внести существенный вклад в развитие Арктического региона. В последние десятилетия туризм на охраняемых территориях Арктики бурно развивается, например Свалбард в Норвегии ежегодно посещает 40 000 чел., НП им. Урхо Кекконена в Финляндии- 200 000 чел., что приносит доход более 25 миллионов евро, 200 рабочих мест. Мы предлагаем экологический туризм- тишину, покой и дикую природу, пешие прогулки.

Вопрос. А не принесет ли туризм вред для охраняемых территорий?

Экологи. Опасность есть, если турфирмы будут переполнять посетителями охраняемые территории, это может повредить окружающей среде. Туризм должен быть планируемым и регулироваться так, чтобы не принести вреда местным жителям. Мы не открываем для посетителей заповедники, в которых ведутся только научные исследования

Вопрос. Действительно, Арктика, пусть незначительно, но заселена коренными жителями. Что вы можете предложить местному населению?

Промышленники. При реализации крупных мега-проектов в Арктике занятость в природно – ресурсном сервисе возрастет на 20%, что обеспечит привлекательными круглогодичными рабочими местами жителей национальных сел и поселков, так как именно коренные малочисленные народы Севера имеют более высокую долю уровня безработицы

Экологи. Арктика богата культурными ценностями и традициями. Всего в Арктике проживает более 50 отдельных групп коренных народов и у каждого свои традиции, культура, уклад жизни. На охраняемых территориях мы предлагаем коренным жителям традиционные виды деятельности, в отличие от наших оппонентов. В Финляндии, например, в национальных парках разрешено традиционное для саамов оленеводство, разрешено намывание золота традиционными методами. В Исландии в охраняемой зоне Брейдафьордур разрешена рыбная ловля и собирательство. Таким образом, статус охраняемой территории позволяет защитить территории, где проживают коренные жители от нежелательного вторжения.

Вопрос. Как арктические страны осуществляют международное сотрудничество в области охраны природы?

Экологи. В 1991 году страны Арктики договорились о сотрудничестве и основали межправительственный Арктический совет, главная цель которого- сохранение ценностей во всей экосистеме Арктики:

-Биоразнообразие Арктического региона и популяции всех Арктических видов

-Экологические процессы

-Места обитания миграционных видов

-Относительно нетронутые области, являющиеся природным наследием

-Морскую среду и обитающие в ней биологические виды

-Биогеографические особенности

-Культуру коренных народов Севера

Кроме этого на территории Арктики существует и региональное сотрудничество: Северо- Американская Комиссия по Сотрудничеству в области охраны природы, Баренц Евро - Арктическое сотрудничество в Баренц - областях Скандинавии и России

Вопрос. В чем конкретно это выражается?

Экологи. Это информационная работа со СМИ, устранение угроз, вызванных добычей нефти и газа, разработка особого подхода к рыболовству в Арктических водах, минимизация негативного воздействия судоходства, забота об особо охраняемых территориях.

Вопрос. И все таки, докажите своим оппонентам уникальность Арктики, почему ее надо охранять и почему ее надо в промышленном плане осваивать?

Экологи. 1.Арктика - отличается изобилием пресной воды и содержит большую долю мировых пресноводных запасов. Дельты крупных арктических рек Обь, Енисей, Лена, Печора, Юкон, Нельсон арктические страны взяли под охрану. Взяты под охрану и некоторые водоразделы, важность защиты их с целью сохранения качества пресной воды все больше признается в обществе. В Финляндии взяты под охрану озера. Охраняются и ледники, пример заповедник на Северной Земле (Россия), Гренландский национальный парк (Дания).

2.Арктика – это территория обитания животных, как постоянных, так и мигрирующих видов, поэтому северные страны создали заповедники для сохранения живой природы. Эти заповедники вносят вклад в достижения по предотвращению вымирания видов, такие заповедники есть в России, США, Канаде. Под охраной находятся карибу Пири, малый белолобый гусь, морской лев Стеллера, сибирский и американский журавли.

3. Растительность Арктики имеет эстетические, экологические, образовательные, научные, рекреационные ценности для мирового сообщества. 96 видов цветковых растений Арктики классифицируются как редкие, эндемичные виды.

4. Арктика – это богатство болотистых территорий, где размножаются многие биологические виды.

5. Арктика- это лесные ценности. Леса Арктики имеют важные физические и биологические ценности, они защищают хрупкие северные почвы от эрозии, охраняют водные источники, выступают в качестве хранилища углерода, отфильтровывают загрязнители. Поэтому не случайно Швеция, например, основала 600 королевских лесных заповедников

6. Морская среда Арктики имеет решающее значение для мирового климата и регулирования морских течений. В Арктике присутствуют 8 крупных морских экосистем, например, шельф Исландии, Норвежский шельф

7. Природа наградила Арктику захватывающими пейзажами - фьорды Гренландии и Норвегии, величественные горы Аляски, застывшая красота русских арктических островов.

8. Культурное наследие Арктики, здесь находятся территории, включенные в список всемирного наследия, например, наскальные надписи Северной Норвегии

Промышленники. Российский сектор Арктики в настоящее время рассматривается как крупнейший регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать падение уровня добычи нефти и газа. Освоение шельфа Арктики по прогнозам может стать важнейшей ресурсной базой углеводородного сырья для всего человечества. В Арктике открыты 32 месторождения нефти и газа, среди которых гигантские Штокмановское, Русановское, Ленинградское.

Вопрос. Создаются ли новые охраняемые территории в Арктике и учитывается ли наличие экологических проблем здесь при разработке новых месторождений?

Экологи. Как мы уже говорили, такие работы ведутся, например, в Канаде решается вопрос о создании трех новых парков.

Промышленники. В 2011 году делегатами приарктических государств было принято решение о готовности ликвидации нефтяных загрязнений Арктики.

Ведущий. Можете задать друг другу вопрос.

Промышленники. Мы хотим спросить у наших оппонентов: « Как население арктических стран относится к созданию новых охраняемых территорий, ведь для этого нужны финансы, были ли проведены исследования по этому вопросу?»

Экологи. Исследование по этому вопросу было проведено в Канаде, где жителям задавался вопрос: «Какой одноразовый налог они могли заплатить на создание и поддержание новых парков?» Исследования показали, что каждая семья готова заплатить более 200,00 канадских доллара на создание новых парков. Таким образом, канадцы отметили высокую ценность охраняемых территорий.

3. Выводы по результатам дискуссии

Учитель: «Итак, давайте подведем итоги нашей дискуссии. Дадим заключительное слово двум группам с противоположным взглядом на будущее Арктики»

Промышленники. В Арктике обнаружены огромные богатства, которые должны быть использованы во благо стран. Территории должны быть использованы населением в связи с возникающими проблемами нехватки природных ресурсов, должны приносить экономическую прибыль

Экологи: В ответ своим оппонентам мы можем сказать - часть охраняемых территорий в Арктике открыты для посещения туристов, им предоставляется возможность наблюдать за живой природой, кататься на собачьих и оленьих упряжках, кататься на лыжах, заниматься альпинизмом. Морская охраняемая территория в Исландии может приобрести статус местности, где охрана природы будет взаимодействовать с использованием ее со стороны человека. Арктика- это очень хрупкая экосистема, приспособленная к существованию только в определенных условиях, их изменения могут принести непоправимый урон, повлиять на жизнь планеты Земля.

Учитель: «Предлагаю всем участникам сделать общий вывод (тезис) по теме нашей дискуссии – как на ваш взгляд можно решить проблему сохранения охраняемых территорий в Арктике и ее промышленного освоения» (работа в тетрадях). Используем прием «5 минутное письмо» - 1 мин.- обдумываем,3 мин.- пишем, 1 мин. - редактируем и озвучиваем.

Ответы школьников

  1. Самоанализ работы обучающихся на уроке

Учитель: «Поставьте оценку себе за урок и всем участникам противоположной группы (заполняется в виде таблицы)». Итоговую оценку с учетом мнения всех участников ставит учитель.

Литература:

1. В стране снега и льда. Пер. с французкого А.И.Кима, М.: Изд. дом «Росмен», 1997

2. Охраняемые территории Арктики: Сохраняя полный набор ценностей. Оттава, 2002.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconТехнологическая карта урока «Особо охраняемые природные территории и объекты»
Урок составлен в соответствии с современными требованиями фгос. Тип урока: урок «открытия» нового знания

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconТема урока
Углубить знания по географии Саратовской области – символика, географическое положение, природа, охраняемые территории, Волга; по...

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconУрок по географии и литературе по теме: «Что значит «хождение за...
Житникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы, Десятникова Ирина Юльевна, учитель географии. Интегрированный...

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconМетодические пособия по географии
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. «Начальный курс географии 6 класс». Москва. Дрофа. 2005г

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconУрок на тему: 9 класс
Цель урока: выявить значение электроэнергетики для экономики нашей страны. Размещение электростанций на территории страны, их преимущества...

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconУрок географии «Состав и значение агропромышленного комплекса»
Иванова Валентина Владимировна, учитель географии мбоу «Шигалинская оош» Урмарского района Чувашской Республики

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» icon«Животный мир Арктики» Предмет Образовательная область «Познание» Класс
Пальчиковая гимнастика,г имнастика для глаз, беседа, загадки, дидактические игры и упражнения, динамическая пауза

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconУрок игра по географии и физике в 7 -м классе по теме " Вода это жизнь "
Образовательная цель: обобщение материала по физике, географии, биологии, химии

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconРабочая программа по  географии для класса 11
Рабочих программ по географии. 8-9 класс. (Линия учебников Домогацких Е. М., Алексеевского Н. И) опубликованных в Сборнике: Рабочие...

Урок географии, 10 класс «Охраняемые природные территории Арктики» iconУрок по теме «Природные зоны России»
Слайд Выберите солнышко, прочитайте текст и узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную