Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И.


страница1/2
lit.na5bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И.Н. Пономарева, В.С, Кучменко 2009 г, в соответствии с учебным планом МБОУ «Зыковская СОШ», ,федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г №1089)

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематическое планирование, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование с перечнем форм контроля и учебно-методическое обеспечение. Она конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.

  • Овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в то числе в сети Internet); использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики; корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ

Рабочая программа составлена без изменений программы для общеобразовательных учреждений, 6 класса, М.: Вентана-Граф,2009 г., Биология, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Учебник Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений\под ред. Проф.И.Н.Пономаревой.-2 изд., перераб.-М.:Вентана-Граф,2007 г.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

В учебном плане МБОУ «Зыковская СОШ» выделено на изучение в 6 классе предмета «Биология» 2 часа: 1 час из федерального компонента выделяется (34 часа в год ), а также берется 1 час в неделю из школьного компонента, так как федеральная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы контроля: тесты, лабораторные работы, контрольные работы, творческие работы

Формы учебной деятельности: урок

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные, парные, общеклассные

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, размножение);

• химический состав клетки, значение основных органических и неорганических веществ;

• основные систематические категории, признаки вида, классов и семейств цветковых растений на примере растений Красноярского края;

• характеристику природного и искусственного сообщества;

• наиболее распространенные виды и сорта растений.
Учащиеся должны уметь:

• распознавать органоиды клетки, организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;

• распознавать наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов;

• распознавать съедобные и ядовитые грибы;

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания;

сравнивать объекты и делать выводы;

• применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• соблюдать правила наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРЕДМЕТ-БИОЛОГИЯ, 6 КЛАСС

(базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 68 часов)


№ п.п

Тема

Кол-во часов







Лабораторные работы

Формы контроля

1

Введение. Общее знакомство с растениями

5







2

Клеточное строение растений

4

№1 «Изучение клеток кожицы лука»





3

Органы цветковых растений

20

№2 «Изучение строение семени фасоли»

№3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

№4 «Внешнее и внутреннее строение стебля»

№ 5 «Внешнее строение корневища и клубня»


Биологический турнир «Вегетативные органы растений»
Контрольная работа№1 «Органы цветковых растений»

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

10

№6 «Черенкование растений»

Контрольная работа №2 «Основные процессы жизнедеятельности растения»

5

Основные отделы царства растений

10

№ 7 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

№ 8 «Изучение строения папоротника»

№9 «Изучение внешнего строения голосеменных»

Тест по теме «Систематика растений»

6

Историческое развитие растительного мира

4




Творческая работа «Дары Старого и Нового Света»

7

Царство Бактерии

3







8

Царство Грибы. Лишайники

3

№ 10 «Изучение строение плесневых грибов»




9

Природные сообщества

5




Творческая работа «Природные сообщества родного края»

10

Повторение

4




Итоговая контрольная работа




итого

68







4. Содержание программы
1. Введение. Общее знакомство с растениями (5 ч)
Царства органического мира и место растений и нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений па Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений, деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.
2. Клеточное строение растений (4 ч)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Растение - многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
3. Органы цветковых растений (20 ч)
Семя (3 ч)

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Разнообразие семян овощных культур.
Корень (3 ч)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковата. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы. Строение корня и проростка (гороха, тыквы, редиса). Зона роста растяжения) у корня.
Побег (8 ч)

Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа, Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод (6 ч)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система - биосистема.

Лабораторные работы. Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Типы соцветий (3-5 разных).

Экскурсия. Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)
Корневое (минеральное) питание растений Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растении: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
5. Основные отделы царства растений [10 ч)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).

Лабораторные работы. Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума. Изучение внешнего строения моховидных. Изучение внешнего строения хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Изучение внешнего строения хвойных растений.

Экскурсии. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природы в школе). Весеннее пробуждение представителей царства растений.
6. Историческое развитие растительного мира на Земле {4 ч)
Основные этапы, развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Лабораторные работы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян к выращиванию рассады для школьного учебно-опытного участка.
7. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. Внешнее строение плодового тела гриба-трутовика. Строение слоевища лишайника.
9. Природные сообщества (5 ч)
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк - смешанный лес - ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества, (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Практические работы. Весенние работы уходу за комнатными растениями. Практические работы на пришкольном учебно-опытном участке. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы, на подшефном участке (парк, лес, поле.).

Экскурсии. Жизнь растений в весенний период года. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconРабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Животные"...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconРабочая программа по курсу «Искусство»
«Искусство» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconПрограмма разработана на основе:«Примерной программы основного общего...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литература»...
Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Нового времени (8...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования истории мо РФ 2004 г и авторской программы «Новая...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования, реализующей федеральный компонент государственного...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования, реализующей федеральный компонент государственного...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторы программы И. iconРабочая программа по биологии построена на основе фундаментального...
Рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Под ред....


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную