Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы»


lit.na5bal.ru > География > Пояснительная записка
Принята на педагогическом совете Утверждена

Протокол № 1 от 09.09.2016 заведующей МКДОУ № 1
Образовательная вариативная программа

«Краеведение»

(региональный компонент)

Содержание

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи программы.

  3. Содержание психолого-педагогической работы.



1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., с использованием программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Князевой и «Приобщение детей к истокам карельской национальной культуры» под ред. Л.М. Туттуевой.

Программа составлена для организации работы с детьми дошкольного возраста для реализации регионального компонента с целью изучения и максимального использования благоприятных климатических, природных и культурных особенностей северного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством участия дошкольников в спортивной жизни посёлка; организация интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников.

Цель: гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине, к природе.
Задачи:

В области образования:

- расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, о достопримечательностях посёлка и республики, социальным навыкам;

- развитие интеллекта ребенка, формирование   наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, к природе родного края;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В области физической подготовки:

- физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

- способствовать физическому развитию и оздоровлению;

- учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Условия реализации поставленных задач
Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Краткая характеристика программы
Данная программа предусматривает систематизацию материала, которая позволяет помочь дошкольникам развить познавательную и деятельную активность к прошлому и настоящему нашего края; формирование представлений о семье, доме, улице, о природе, экологической культуре; приобщение к истокам народного творчества; воспитание чувства гордости за своих земляков-тружеников, известных людей, за все, что происходит в посёлке, сопричастности к этому; развитие патриотических чувств к родному краю, Отечеству:

  • построение программы на местном (Республика Карелия, п Муезерский, г Петрозаводск ) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;

  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Карелии. Знакомятся с географическими особенностями республики, с достопримечательностями посёлка и районов республики;

  • развитие физических качеств посредством участия в спортивной жизни детского сада и посёлка.



Вариативная программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

- средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ республики Карелия по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями республики, города Петрозаводска, Муезерского района и формированию духовно-нравственной культуры;

- через изучение и максимальное использование климатических, природных и культурных особенностей региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в дошкольных группах в непосредственно образовательной деятельности. в совместной деятельности со взрослыми учитывая следующие принципы:


  • Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/.

  • Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств дошкольников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, посёлку, краю, Отечеству. природе.

  • Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников.

  • Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие/.

  • Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.

Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 30% основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание работы по региональному компоненту ООП ДО

Распределение образовательной нагрузки вариативной части ООП ДО

Реализация образовательной деятельности

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

кол-во

время

кол-во

время

кол-во

время

кол-во

время







краеведческая направленность

«Краеведение»

0.5

8

1

20

1

25

1

30

Итого по вариативной части (в неделю)

0.5

8

1

20

1

25 мин

1

30 мин


Младший дошкольный возраст


  • формировать представления о себе, своей семье, родственных отношениях, о доме, в котором живем, о детском саде,

  • информировать о том, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся. Раскрыть смысл: зачем люди трудятся.

  • формировать представления о том, что дети живут в республике Карелия, в посёлке Муезерский; знакомить с достопримечательностями посёлка; какие праздники празднуются в разное время года, как к ним нужно готовиться; поддерживать яркие традиции и обычаи

  • формировать представления о домашней, хозяйственной и трудовой деятельности взрослых

  • объяснять, что относится к миру живой и неживой природы, что сделано руками человека; практическую ценность природы

  • обсуждать, как устроена жизнь людей посёлка Муезерский /какую работу выполняют взрослые, где, какие учреждения, магазины, остановки автобуса; что могут делать дети/

  • знакомить с транспортом на наших улицах, со спецификой зданий и их устройство в посёлке

  • знать, кто работает в детском саду, в поликлинике, о жизни посёлка, о карельском фольклоре

  • Растительный и животный мир. Экологические проблемы .

  • Растительный мир Карелии.

  • - Растения Карелии – умение различать в гербарии, в рисунках, на прогулках- растения, грибы Карелии;   и пр.

  • Животный мир.

  • Дикие и домашние животные Карелии. Фотовыставка.

  • Правила поведения в природе. Помощь природе.


Старший дошкольный возраст

История Карелии

Знакомство с историческими событиями Карелии и районов, откуда произошли названия: Муезерский, Карелия, Петрозаводск и тд. Карело- финский эпос, народный фольклор, декоративно – прикладное искусство , промыслы и ремёсла. Карелы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности посёлка Муезерский и республики в целом.. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», «Муезерцы во время ВОВ», проведение народных, карельских праздников, День посёлка, и пр. Встречи со знаменитыми жителями п. Муезерский.

Наш край

Ознакомление с республикой Карелия. Чем знаменита республика. Столица Петрозаводск и герб Муезерского района и Карелии; участие в конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом посёлке; проблемы охраны и сохранения природного единства и пр.

Моя семья и род

Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции карелов. Карело- финский эпос. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях.

Географические характеристики

Водные ресурсы Карелии - Богатства рек и озёр. Острова. Карта республики Карелия, Реки и горы Карелии, озера, водопады, острова. Населенные пункты. Достопримечательности Карелии и её районов.

Растительный и животный мир. Экологические проблемы.

Растительный мир Карелии

Особенности растительности Карелии. Ярусы леса. Растения – Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы Карелии;   «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр.

Животный мир

Особенности животного мира Карелии. Каких животных можно встретить в лесу. Охраняемые животные. Фотовыставка. Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр, мероприятия в защиту природы.

Охрана природы

Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Карелии. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», Марш парков , «Наш дом – Земля» и пр.

Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.

Знакомство с памятниками воинам, погибшим во время ВОВ. Возложение цветов, участие в праздничных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами.

Музейная педагогика

Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы по темам «История », «Мой посёлок – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Карелии», «Карелия во время ВОВ», Составление рассказов о посёлке, районе, республике. Экскурсии в музеи истории, краеведения, с приобщением родителей. Фотовыставки .
Познание предметного быта карельского народа через открытие свойств, качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними.
Развитие восприятия разных предметов (объектов, явлений), мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс посредством физических и словесных действий.

Проявление двигательной активности на занятиях и в повседневной жизни при формировании оптимальных для этого условий, развития мелкой и крупной мускулатуры.

Развитие разнообразных способностей, выраженное в умении присваивать интеллектуальный, социальный, художественный опыт; участие в творческом процессе в роли исследователя, создателя образов. Активное применение в новых для себя условиях, приобретённых знаний и умений, полученных в процессе знакомства с историей и культурой родного края; освоение умений словесно выражать своё отношение к родному краю.

Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению.

Повторение материала

Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

- совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

- создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач;

- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах);

- метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

- метод контроля: контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы и виды контроля: конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Условиями реализации этих задач являются:

- наличие квалифицированных педагогов,

- взаимосвязь теории с практической работой.

Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс

Образовательная область




Методические приемы

ОО Познавательное развитие

Природный мир

Предметный мир

   Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:

  • Знакомство с животным и растительным миром Карелии; с народными приметами.

  • Знакомство с флорой и фауной Карелии.

  • Сбор гербария;         опытническая работа.

   Ознакомление с окружающим миром:

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями посёлка, пешие   экскурсии по посёлку, походы в лесо-парковую зону, сквер, к реке и т.д.

  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего посёлка», «Мой посёлок – самый лучший»

  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

   Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями:, организация вечера с дегустацией национальных блюд, беседы с жителями посёлка, которые живут с дней его основания, знакомы с их историческими моментами.

  • консультации   для родителей:

  • обсуждение   с детьми правил безопасного поведения в посёлке, например «как правильно переходить улицу»;

  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей;

  • знакомство с эпосом Калевала.

ОО «Речевое развитие

Чтение художественной литературы

 

  • Карельский фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки;

  • мифы, легенды, сказки карельского народа. («Красавица Насто», «Голубая важенка», «Медведь, волк и лиса», «Ольховая чурка»,«Чёрная уточка» и др. оформление книжных уголков;

  • чтение произведений о Карелии.

  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений  художественной литературы о малой родине, местных поэтов и писателей.

 

Развитие речи

  • игры-инсценировки;

  • встречи с работниками «Школы искусств», Дома творчества, с работниками клуба.

  • встречи с жителями Муезерского, прославившими посёлок, страну, спорт.

  • участие в совместном с воспитателем труде на участке д/сада: подкормка птиц, уборка листвы;

  • участие с родителями и педагогами в социально-значимых событиях, происходящих в посёлке.

  • Участие в экологических акциях совместно со взрослыми, труд в природе.

ОО Физическое развитие

Физическая культура

  • национальные подвижные игры; спортивные праздники, развлечения; Дни и недели здоровья;

  • народные подвижные игры Карелии («Сиди, сиди Яша», «Кислый круг», «Удочка», «Кукот (петухи)», «Сеть и рыбы», «Прачки» и др.

  • Участие в туристских мероприятиях

  • Участие в малых зимних и летних олимпийских играх для дошкольников

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по посёлку, которые обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья детей

ОО Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество

  • репродукции, просмотр слайдов, открыток, фотографий

  • рисование, ручной труд, аппликация из бумаги по теме: «Краеведение» , «Первоцветы», «Флора и фауна Карелии» и т.п.

Музыка

  • музыкальный фольклор (плясовой, хороводный);

  • музыкальное сопровождение

  • участие в конкурсах и фестивалях

Промежуточные результаты освоения тематических блоков, возраст детей 6 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Петрозаводск, Онежское озеро на карте, отмечает их уникальность, называет качества пресной воды (чистая, прозрачная,питьевая).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей рек и озёр Карелии. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -первоцветы, растения леса, луга.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении водных обитателей. . Выражает положительные чувства при рассматривании природы Карелии в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам эпоса, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к п. Муезерский, республике Карелия.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Карелии. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Карелии, температуре воды и воздуха; почетных жителях п.Муезерский, специальностей родителей.

Овладевший   универсальными   предпосылками   учебной деятельности/

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Итоговые результаты освоения тематических блоков, возраст детей 7 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Петрозаводск и Онежское озеро на карте, отмечает их уникальность

Называет качества пресной воды (чистая, прозрачная, питьевая, шторм, штиль).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей озёр и рек Карелии. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения леса и луга первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах.

Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы Карелии. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Карелии, о водных обитателях . Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..

Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам эпоса, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к республике и её районам.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания о республике в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способен решать интеллектуальные и личностные задания ,адекватные возрасту

   Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с речной водой.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе

Ребенок имеет представление о жизни в озёрах и реках, знает их обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Карелии и её районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи», растительного и животного мира Карелии располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Список литературы:

ОО «Познавательное развитие и социально – коммуникативное:

  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Князевой,

  • «Приобщение детей к истокам карельской национальной культуры» Л.М. Туттуевой

  • «Край, в котором ты живёшь» Л.И. Шитикова, изд. «Карелия» 1990г

  • «Наследие» - патриотическое воспитание в детском саду» Новицкая Линк пресс М 2003

  • «История нашего края с древнейших времён до конца 21 века», Афанасьева «Карелия», 1984 г,

  • «Города и районы Карелии: Петрозаводск, Муезерский», Сортавала, Сегежа, Медвежегорск и др.

  • Муезерское землячество» Ю. Власов Петрозаводск 2006 г

  • «В Краю Калевалы», Якко Ругоев, «Детская литература М 1968 г

  • «Кижи» иллюстрированный спутник по историко- архитектурному и этнографическому музею заповеднику. «Карелия»1980 г.

Природный мир:

  • «Редкие деревья Карелии» - природа и человек. К Андреев изд. «Карелия» 1981 г

  • «Хвойные деревья» А. Лантратова «Карелия»1980 г

  • «Красная книга «Карелии» Н Белоусова «Карелия»1980 г

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» icon1. Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка. Цель и задачи рабочей программы. Принципы...
Рабочая программа разработана на основе целей и задач общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа Коллективное музицирование (хоровое пение) Внеурочная...
«Коллективное инструментальное музицирование»для обучающихся начальной школы, разработана на основе федерального государственного...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа Коллективное инструментальное музицирование Внеурочная...
«Коллективное инструментальное музицирование»для обучающихся начальной школы, разработана на основе федерального государственного...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка программа разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом основной образовательной программы начального общего образования...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
России, требований к результатам освоения ооп ООО и программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка соответствует требованиям федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconАннотация к рабочей программе курса «литературное чтение» рабочая...
Государственного образовательного стандарта начального образования 2010 года, на основе Основной образовательной программы начального...

Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования комплексной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную