Использование игровых технологий на уроках географии


lit.na5bal.ru > География > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

На современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников начиная с 6-7 класса. Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания географии ведётся поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем. Роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности. Для достижения цели повышения мотивации обучающихся были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать ученую игру как педагогическую технологию в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Определить значение игровой технологии на уроках географии.

3. Разработать игровую технологию обучения географии.

Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни. В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока, (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», и др.).

Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по XI класс как на физической, так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать.

В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры, обучающиеся получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм.

Функции игры:

  1. Обучающая- развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие);

  2. Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;

  3. Коммуникативная- объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;

  4. Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего

  5. психофизического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;

  6. Функция самовыражения- стремление ребёнка;

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

  1. в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой, сложной ситуации;

  2. активизации обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20-3-% на обычном уроке);

  3. проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;

  4. учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;

  5. формальные знания превращаются в действенные;

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

  1. происходит приобщение к исследовательской деятельности;

  2. раскрываются и развиваются творческие способности личности;

  3. ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности;

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

  1. игра отражает различные мотивы поведения;

  2. происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность;

  3. эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;

  4. расширяются кругозор и общая культура;

  5. формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

6. Разрядка напряжения, смена

деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей




9. Формирование ответственности




10. Хороший способ закрепления





Классификация географических игр.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу. По месту проведения игры: урочные и внеурочные

По дидактической цели- игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности- индивидуальные и коллективные. Ниже представлена классификация игр базируется на двух признаках: характере действия и содержания:



Применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать. В своей работе я обосновала учёную игру как педагогическую технологию. Определила значение игровой технологии на уроках географии. Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Использование игровых технологий на уроках географии iconИспользование игровых технологий на уроках географии
Роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности....

Использование игровых технологий на уроках географии iconИгра "Знатоки химии"
Поэтому дети быстро устают на уроках химии, внимание притупляется и рассеивается, а запоминание ослабевает. Использование игровых...

Использование игровых технологий на уроках географии iconМетодика применения игровых технологий на уроках русского языка как...
Трактовка термина «технология» (в психолого – педагогической литературе)

Использование игровых технологий на уроках географии iconКарпенко И. В. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий на уроках географии iconУроках математики с помощью игровых ситуаций Работу
Воспитание познавательной активности учащихся на уроках математики с помощью игровых ситуаций

Использование игровых технологий на уроках географии iconНа уроках информатики
Использование информационных технологий при работе над проектами

Использование игровых технологий на уроках географии iconИспользование современных компьютерных технологий на уроках и во...
Огических средств (компьютеры, программные продукты и т д), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность...

Использование игровых технологий на уроках географии iconМбоу «Борисовская сош №2» Борисовского района
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках географии iconМоу «сош №23 г. Пугачёва Саратовской области»
И одной из её составляющих является использование образовательных технологий. Поиски путей и способов познавательной деятельности...

Использование игровых технологий на уроках географии iconИспользование игровых мини-проеков для введения в химию учащихся младших и средних классов
Участие детей в игровых мини-проектах повышает интерес к изучению дисциплины, расширяет их кругозор. Вовлечение детей в соответствующую...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную