Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк


страница1/6
lit.na5bal.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №73»

Учебное пособие

географического практикума

для обучающихся профильных классов



Новокузнецк

2012

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов. Автор составитель: Макашова И.М.., учитель географии МБОУ «Гимназия №73», Новокузнецк, 2012. – 34 с.
Рецензенты:

  • Иванов Ю.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, геологии и МПГ, ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»;

  • Шевцова Т.А., методист Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, Новокузнецк.



В данном пособии представлен теоретический материал по проведению полевых экскурсий и наблюдений. Большое количество географического материала делает работу с пособием не только полезной в практической деятельности, но и увлекательной.
Учебное пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных и инновационных школ с углубленным изучением географии.

Для замечаний и предложений:

654041 Новокузнецк, ул. Батюшкова,3, МБОУ «Гимназия №73», Макашовой Инне Михайловне

Тел. р.: (38-43)-71-78-16
©МБОУ «Гимназия №73»
Дорогие ребята!

Это пособие предназначено для Вас, желающие получить углубленное представление о полевых исследований и методах обработки полученных результатов.

В учебном пособии представлен теоретический материал для подготовки к исследованиям и наблюдениям в полевых условиях, во время походов и экскурсий. На страницах сборника Вы познакомитесь с глазомерной съемкой местности, ориентированием на местности по карте, компасу, местных признакам. Узнаете, как провести исследования и составить описание геологического обнажения; познакомитесь с горным геологическим компасом и как им измерять им угол залегания и наклона горных пород. Вспомните со школьного курса географии, что такое рельеф, и узнаете как составлять комплексную характеристику формы рельефа. Данный сборник подскажет вам, как провести исследования водоёмов и как составить их описание. Познакомитесь с методами проведения метеорологических наблюдений и приборами, с помощью которых они проводятся. Узнаете все правила гербаризации растений; как собрать растения для гербария и как правильно его высушить.

Данное учебное пособие будет полезно Вам не только при выполнении практических заданий, но также Вы получите много интересной и увлекательной информации, которая может пригодиться каждому в жизни.

Оглавление
§1. Глазомерная съёмка местности. Ориентирование……………………………..................... 5
§2. Полевая геология. Описание и анализ геологического обнажения………………………. 8
§ 3. Полевая геоморфология. Описание форм рельефа………………………………………… 12
§ 4. Полевая гидрология. Оценка экологического состояния водоёма………………………… 14
§5. Полевая метеорология. Наблюдения за погодой……………………………………………. 17
§6. Полевая ботаника. Сбор и гербаризация растений…………………………………………. 24
§ 7. Описание природного комплекса и простейшие меры по охране природы……………… 31
§8. Оформление результатов работы на местности (камеральная работа) …………………… 33
Приложения
Список использованной литературы


§ 1. Глазомерная съёмка местности. Ориентирование
Проведение большинства экологических исследований в той или иной степени сопряжено с необходимостью нанесения наблюдаемых объектов, явлений или территорий на карту. Это, в свою очередь, порождает необходимость правильного составления планов и карт и пользования ими.

Для нужд экологических исследований чаще всего используются простейшие способы съемки местности, не требующие специального оборудования и точных приборов. Чертеж, на котором в уменьшенном и подобном виде нанесено горизонтальное положение небольшого участка земли, принимаемого за плоскость, называется планом.

Чертеж, на котором нанесен большой участок земли или вся земля, с учетом ее общей кривизны, называется картой.

Съемка, при помощи которой можно составить план или карту без учета кривизны поверхности и без учета рельефа, называется горизонтальной съемкой.

Съемка, при посредстве которой изучаются высоты точек, называется вертикальной съемкой, или нивелированием.
Ориентирование - это умение определять свое местоположение относительно других объектов на местности.
Основными инструментами ориентирования на местности являются компас и карта.

Компас - прибор для определения направления на магнитный полюс земли. Существуют 2 основных типа компасов: компас Адрианова и жидкостный.

Характерной чертой компаса Адрианова является нахождение магнитной стрелки в воздухе и присутствие стопорного механизма. Со всей ответственностью могу заявлять о полной непригодности данного типа компаса для ориентирования в лесу. Это связанно с чрезмерно большим временем успокоения магнитной стрелки (может достигать 30 секунд и более).

Рисунок 1. Компас Андрианова
Жидкостные компасы отличается нахождением магнитной стрелки в демпфирующей жидкости. В этом случае отпадает необходимость в стопоре стрелки. Наилучшими характеристиками обладают спортивные компаса. Некоторые модели имеют магнитные стрелки, не из намагниченной стали, а фактически из постоянного магнита (в этом случае время успокоения составляет менее 0,3 секунды). Армейские модели жидкостных компасов обладают несколько худшими характеристиками, но они значительно прочнее спортивных.



Рисунок 2. Жидкостный компас

Основное предназначение компаса - определять направление на какой-либо объект, и помогать выдерживать это направление в процессе движения. В зависимости от модели компаса, процесс определения направления (взятие азимута), происходит примерно следующим образом: платформу (прорезь, мушку) направляют на интересующий объект, а нулевое (или помеченное "N") значение вращающейся шкалы совмещают с концом магнитной стрелки, указывающей на север. После подобных манипуляций соответствующая риска на компасе будет указывать значение азимута (угол между направлением на магнитный полюс земли и направлением на объект, посчитанный по часовой стрелке). Если необходимо взять направление по карте, то используют боковую поверхность компаса. Используя эту поверхность как линейку, соединяют текущую точку местонахождения, с желаемой. При этом риска на платформе (прорезь, мушка) компаса должна показывать направление в сторону пункта назначения. После этого фиксируют положение платформы относительно карты, и вращая капсулу, добиваются совпадения северного направления на карте с соответствующими рисками капсулы. Далее вращением всего компаса (а не капсулы!) добиваются совпадения северного конца стрелки с нулевым значением шкалы. Риска на платформе (мушка, прорезь), будет показывать искомое направление движение на местности. Для выдерживания направления при движении, необходимо следить, чтобы "северный" конец стрелки всегда указывал на нулевое значение шкалы.
Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней. Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны. Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.


Карта – это отображение местности в масштабе на бумаге, с помощью определенных условных знаков. Существует различные типы карт: геологические, гидрографические, топографические, спортивные и др. Наиболее подробно характер лесной местности отражают карты для спортивного ориентирования. Кроме типа, карту характеризует масштаб. Обычно масштаб записывается в виде 1 : А где А может быть равно 5000, 10000, 15000, 25000, 50000 и т.д. В спортивных картах обычно используется масштаб 1:10000 и 1:15000, в топографических 1:50000, 1:100000 и менее. Данный параметр карты означает, что какое-либо расстояние Х на карте соответствует А * Х расстоянию на местности. К примеру, при масштабе карты 1:10000, 1 мм на карте будет соответствовать 10 метрам на местности, 1 см = 100метрам и. т. д.



Рисунок 3. Ориентирование на местности по карте
Условные знаки - система символических графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки, используемые на карте, составляют легенду карты.

Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков. Они во многом аналогичны знакам топографических карт. Основное отличие - открытое пространство обозначается желтыми тонами, а лес - белым и зеленым. Для изображения местности, обозначения объектов ориентирования, характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется 70 условных знаков. Чтобы "читать" карту, необходимо выучить условные знаки - азбуку карты.


Рисунок 4. Условные знаки топографической карты (плана местности)

После запоминания условных знаков можно отправляться на природу. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего, нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к "чтению" карты (сопоставлять местность с картой и карту с местностью) и "привязке к месту". Важным навыком в ориентировании является умение быстро находить "привязки" и ориентиры на местности. "Привязка" - характерная черта окружающей вас местности, комбинация ориентиров. Ориентиры - это те объекты, которые отображены на карте. Все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками - камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п. У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину.Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

§ 2. Полевая геология. Описание и анализ геологического обнажения
При проведении комплексных учебно-исследовательских занятий знакомство с геологическим строением изучаемой территории является неотъемлемой и очень важной частью экологических исследований и экологического образования в целом. Правильно организованные геологические исследования помогут разобраться в происхождении и истории развития экосистем той или иной территории, и даже оценить перспективы развития ее растительности, почв и водного режима.

В результате полевых геологических исследований можно охарактеризовать состав, возраст, условия образования и залегания горных пород; особенности рельефа, связь форм и элементов рельефа с геологическим строением; геологические процессы, протекающие в настоящее время или имевшие место в недавнем прошлом.

Основное внимание при выполнении данного учебного задания уделено изучению свойств осадочных горных пород, с акцентом на изучение аллювиальных отложений, как наиболее простых для описания.

Изучая осадочные, в том числе аллювиальные, горные породы можно приблизительно судить о геологическом строении того или иного места, об условиях его формирования как в целом, так и каждого геологического горизонта в отдельности.

Целью данного учебного задания является первичное ознакомление учащихся с геологическим строением своей местности путем выявления и описания различных геологических горизонтов. Важной содержательной (интеллектуальной) частью данного задания должна быть попытка сделать выводы об условиях формирования выявленных геологических горизонтов, а также формы рельефа, геологическое строение которой изучалось.

Горный (геологический) компас и измерения им.

Азимут – угол (величина угла) между направлением на север и направлением на какой-либо удаленный объект, отсчитываемый по ходу часовой стрелки. Различают истинный (угол с направлением на географический северный полюс) и магнитный (на магнитный полюс) азимуты.

Горный (геологический) компас такой же жизненно необходимый инструмент в полевой работе геолога, как и молоток. С помощью геологического компаса проводят ориентирование на местности, привязку точек маршрута, обнажений и т. д. и измерение элементов залегания слоев горных пород.

kgg

Рисунок 5. Устройство горного компаса
Геологический компас устроен на порядок сложнее обычного туристического. Его отличают наличие клинометра (устройства для измерения вертикальных углов) и иная градуировка лимба (круговой градусной шкалы). Лимб геологического компаса размечен не против, а по часовой стрелке, т.е. запад и восток на нем поменяны местами. Это связано с другой, по сравнению с туристическими компасами, системой определения азимута. Лимб компаса неподвижен, и сторону компаса с отметкой «С» или «0» называют северной.
Измерение азимута на объект.Для измерения азимута на определенную точку, северную сторону компаса направляют на объект (у большинства современных моделей есть дополнительные прицельные приспособления для более точного наведения на объект), приводят компас в горизонтальное положение с помощью уровня (воздушный шарик в этом положении должен занимать центральное положение), разориетируют (отпускают из фиксированного положения) магнитную стрелку с помощью соответствующей кнопки, после успокоения стрелки снимают отсчет. Азимутом на объект будет тот отсчет по лимбу, на который указывает северный конец стрелки. На отсчет соответствующий обратному азимуту (с объекта на точку, в которой вы находитесь) будет указывать южный конец стрелки.

azimut

Рисунок 6. Определение азимута из точки А в точку В с помощью геологического компаса
В общем случае полученный азимут будет магнитным. В современный моделях горных компасов часто присутствует специальный винт, с помощью которого лимб, может быть, повернут на величину магнитного склонения для получения значения истинного азимута сразу.

Часто, при наведении компаса на объект, его держат на уровне глаз, и не видят при этом стрелки и лимба. Для того, чтобы избежать этого, многие компаса снабжены зеркальцем, повернув которое на определенный угол, можно видеть и шкалу, и объект одновременно. После того, как стрелка успокоилась, рекомендуется зафиксировать ее и снять отсчет с уже неподвижной стрелки.

При измерении любого азимута северный конец компаса ВСЕГДА направляют на объект, либо по направлению измеряемого направления. Для запоминания есть даже полушутливая формулировка «мордой по норду».
Элементы залегания слоёв горных пород. Элементами залегания слоя называются параметры, однозначно определяющие положения слоя в пространстве. Это линия падения, угол падения и линия простирания.

zaleg

Рисунок 7. Элементы залегания слоя
Линия простирания – это любая горизонтальная линия, проведенная на поверхности напластования слоя.

Линия падения – линия на поверхности напластования, имеющая наибольший угол наклона к горизонтальной плоскости из всех линий, которые можно провести на поверхности пласта. Она всегда перпендикулярна к линии простирания и направлена в сторону погружения пласта.

Угол падения – двугранный угол между плоскостью слоя и горизонтальной плоскостью (угол между линией падения и проекцией ее на горизонтальную поверхность).

Азимут простирания измеряют по той же схеме, что и азимут на объект, прикладывая западную или восточную сторону компаса, приведенного в горизонтальное положение, к поверхности напластования слоя. Отсчет может быть снят как по северному, так и по южному концу стрелки, ведь слой простирается в обе стороны. Полученное значение записывают в полевой дневник, проставляя румб, и не ставя значок градуса: Аз.пр. СВ 45.

Далее определяют направление линии падения слоя. Для этого можно взять воду или сыпучее вещество и налить (насыпать) на поверхность напластования. Очевидно, что вода потечет вниз по линии падения, имеющей максимальный наклон. Также можно использовать и сам компас: отпустить из фиксированного положения отвес клинометра (соответствующая кнопка обычно находится на нижней стороне компаса), приложить компас к пласту так, чтобы клинометр оказался снизу компаса, и повращать компас в таком положении. Линия, на которой будет получен максимальный угол по клинометру, и будет являться линией падения.

При определении азимута падения компас прикладывают в горизонтальном положении к поверхности напластования слоя таким образом, чтобы северный конец компаса был направлен в сторону падения. Отсчет берется также по северному концу стрелки. Значение записывается в полевой дневник аналогично азимуту простирания, но добавляется значение угла падения: Аз.пд. СЗ 315 angle17, или Аз.пд. СЗ 315 уг. пд. 17.

pad_angle

Рисунок 8. Определение угла падения с помощью горного компаса
Угол падения измеряется с помощью клинометра. Компас прикладывается к линии падения клинометром вниз, отвес клинометра отпускают из фиксированного положения, и снимают отсчет по специальной шкале, проградуированной по 90 градусов в обе стороны.

Важно! Т.к. линии падения и простирания перпендикулярны между собой, азимут простирания можно не измерять во всех случаях, кроме вертикального залегания слоев, а определять, прибавляя или вычитая 90 градусов к азимуту падения. В случае вертикального залегания, напротив, не измеряется азимут падения, т.к. не несет никакой информации.
  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconУчебное пособие по русскому языку для обучающихся старших классов...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconЗахаров А. В. Массовая культура: учебное пособие для 10-11 классов...
Рабочая программа курса по выбору «Массовая культура» составлена для обучающихся 10 класса

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconУчебное пособие Новосибирск 2001
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей всех форм обучения. В первой части пособия рассмотрены основные понятия...

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconУчебное пособие (для студентов) Тема: «Приемное отделение больницы»
...

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconУчебное пособие Рекомендовано умо вузов России по образованию в области социальной работы
...

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconПрограмма составлена на основе пособия В. В. Атрощенко «Введение в социологию. Элективный курс»
Программа составлена на основе пособия В. В. Атрощенко «Введение в социологию. Элективный курс». Учебное пособие для 10-11 классов....

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconПоложение о профильных классах в общеобразовательных школах. Общие положения
Настоящее Положение регулирует особенности приема обучающихся, содержания и организации образовательного процесса в профильных классах...

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconМеталлы подгрупп
Щая химия в формулах, определениях, схемах. Справочное руководство. Под ред. В. Ф. Тикавого. Минск: Университетское, 1987; Глинка...

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconУчебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям по нейрохирургии...
Учебное пособие предназначено для унификации требований к знаниям и умениям студентов при проведении практических занятий по нейрохирургии,...

Учебное пособие географического практикума для обучающихся профильных классов Новокузнецк iconУчебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы
Учебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов 4 курса педиатрического факультета...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную