Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации


lit.na5bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:

о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);

химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восста новительных процессах.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

При реализации рабочей программы учащиеся должны владеть УУД: Регулятивные (учебно-организационные):

Ставить учебные задачи,

Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями;

Владеть различными способами самоконтроля;

Познавательные учебно-логические:

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

Систематизировать информацию;

Структурировать информацию ;

Определять проблему и способы ее решения;

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

Поиск и отбор необходимых источников информации;

Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами:составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

Перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);

Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

Составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

Уметь вести дискуссию, диалог;

Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.)- 11 класс, базовый уровень, 34 часа.

(1 часа в неделю). Контрольных работ – 2, практических работ – 3.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Типы уроков: урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний и умений, урок-семинар, урок- лекция.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Раздел 1. Методы познания в химии. (2 часа)

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

Демонстрации. Анализ и синтез химических веществ.

Раздел 2. Теоретические основы химии(18 часов)

Тема 1.Современые представления о строении атома. (2 ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Химическая связь. (3 часа)

Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Единая природа химических связей.

Тема 3. Вещество. (5 часов)

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Ионные кристаллические решетки. Атомные кристаллические решетки. Металлические кристаллические решетки. Молекулярные кристаллические решетки. Состав вещества. Причины многообразия веществ: гомология, изомерия, аллотропия. Чистые вещества и смеси. Явления, происходящие при растворении веществ (гидратация). Способы разделения смесей и их использование. Растворы. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой. Модели кристаллических решеток «сухо го льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Молекул гомологов и изомеров. Образцы пищевых, косметических , биологических и медицинских золей и гелей.

Лабораторные опыты. 1. Получение аллотропных модификаций сеоры и фосфора. 2. Растворение окрашенных веществ в воде( сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III). 3.Ознакомление с дисперсными системами. 4. Эффект Тиндаля.

Тема . 4 Химические реакции.(8 часов)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. Особенности реакций в органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Среда водных растворов. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические ре акции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации. Зависимость скорости химических реакции от концентрации и температуры; разложение пероксида водорода в присутствии катализатора( MnO2) и фермента ( каталазы).

Лабораторные опыты. 5. Реакции ионного обмена. 6.Определения характеристики среды с помощью универсального индикатора.

Раздел3. Неорганическая химия. (15 часов).

Классификация неорганических соединений. Оксиды. Химические свойства оксидов. Кислоты. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металла ми, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли.

Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Алюминотермия. Неметаллы. Благородные газы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).

Демонстрация. Образцы металлов и неметаллов. Опыты по коррозии металлов и защиты от нее. Возгонка иода; изготовление йодной спиртовой настойки; горение серы, фосфора в кислороде; взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Лабораторные опыты. 7. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот. 8. Взаимодействие цинка и железа с растворами щелочей. 9. Распознавание хлоридов и сульфатов.10. Знакомство с образцами металлов и рудами (работа с коллекциями). 11.Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).

Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов». Практическая работа №2. «Индентификация неорганических соединений».

Контроль знаний, умений, навыков:

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Контрольных работ - 2: контрольная работа №1 по теме «Теоретические основы в химии»; контрольная работа №2 - «Неорганическая химия». Практических работ -2. Лабораторных опытов – 11.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока

Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак,

Уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

Критерии оценки:

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи:

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа:

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; Графопроектор ГП; Типовые тестовые задания ЕГЭ, ГИА, 2006-2011 г.г. Модели - Виды кристаллических решеток; Коллекция горных пород и минералов; Коллекция металлы; Коллекция алюминий и его соединения; Коллекция нефть и его продукты; Коллекция пластмасс и волокон; Шаростержневые модели; Коллекция минеральных удобрений»; Тесты для 11 классов по "Общая химия" ( базовый уровень); Комплект таблиц для курса «Общая химия"; Библиотека электронных наглядных пособий по курсам химии 8-11 класс ; C/D – Диски; Видеофильмы и видеофрагменты для 9-11 классов; Набор реактивов и посуды для проведения лабораторных опытов, демонстрационных опытов, практических работ; Библиотечный фонд для курса химии 11 класс ( базовый уровень).

Учебно-методический комплект:

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. - 223с.

Методическая литература:

Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.

Дополнительная литература:

Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.

Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconТехнико-тактической подготовке боксеров, для достижения высоких спортивных...
Актуальность данного проекта заключается в том, что в условиях современного бокса, с его высочайшими требованиями к физической и...

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconУрока литературы по фгос ООО в 7 классе по теме «Средства юмористической...
Создание проблемной ситуации. Задает вопрос: «О чем пойдет речь сегодня на уроке?» после просмотра инсценировки

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации icon«Абсентеизм, пути преодоления»
Форме познакомиться с явлением и предложить возможные пути решения проблемы. Педагогическую целесообразность видим в формировании...

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconПроблемные вопросы: Что такое пословицы?
Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся класса, родителей и педагогов школы

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconУроках математики в начальной школе
Для формирования умения ставить учебную задачу на уроках создаются проблемные ситуации. Дети сами планируют свои действия, отбирают...

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconМетоды проекта: Исследовательские: проблемные вопросы
Участники проекта: воспитатели и дети группы компенсирующей направленности, логопед, родители воспитанников

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconИз опыта работы учителя истории и обществознания муниципального бюджетного...
России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального...

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconНашего урока «И некому было крикнуть о помощи…»
Цель: формирование навыка формулировать ответы на вопросы и их аргументация; стимулирование познавательной активности учащихся через...

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconСтавить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения
Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения. Конспект урока русского языка в 8 классе (фгос, элементы ркмчп и текстовой технологии)

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации iconПроблемные вопросы, которые я решал: Какие улицы возникли вместе с селом, сколько их было?
Городская открытая научно-практическая конференция «Красноярский край в годы Гражданской войны 1917-1922 г г.»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную