Рабочая программа по предмету «История»


страница1/6
lit.na5bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «История» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Нормативные документы. Федеральный компонент стандарта общего образования (базовый уровень) от 05.03.2004 № 189 Приказ Министра образования и науки А.А.Фурсенко от 21.10.2004 №93 «Об утверждении федеральных перечней по использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2005-06г. Базисный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории, права и экономики в образовательных учреждениях».

Цель изучения истории.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторских программ Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «Россия в XX в». Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.- М.: Просвещение, 2011. с.18-32 и Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. «Новейшая история зарубежных стран 20- начала 21 века» Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл .-М.: Просвещение, 2012. С.62-76. без изменений и дополнений.

Обоснование выбора программы

Данная программа «Всеобщая история» и «История России» соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, учитывают требования к уровню подготовки учащихся и Федеральный базисный учебный план Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Место и роль предмета в базисном учебном плане

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Объем учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения составляет 70 ч. в год, 2 ч. в неделю (календарно-тематического планирование предусматривает на изучение «Истории России» - 50 учебных часа, на изучение «Всеобщей истории» - 20 часов).

Формы организации учебного процесса:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)

  • Комбинированный урок, в состав которого как варианты могут входить элементы урока-лекции; урока-семинара; урока анализа письменных работ; урока систематизации знаний и умений; урока дидактической игры (ролевой, деловой); урока-практикума; урока-консультации; урока-презентации и др.

Технологии обучения:

  1. Технологии личностно-ориентированного образования

  2. Технологии проблемного обучения

  3. Информационно-коммуникационные технологии

4.Здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля:

Устные:

  • пересказ материала учебника;

  • описательный рассказ с опорой на наглядный образ;

  • рассказ от имени очевидца событий. При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох).

  • Защита мини-проектов

  • Защита материалов исследования

  • Защита докладов, рефератов, сообщений

Письменные:

  • индивидуальные письменные задания.

  • письменные задания по раздаточному материалу. решение исторических задач.

  • написание творческих сочинений.

  • словарный диктант

  • хронологический диктант

  • практическая работа

  • самостоятельные работы

  • тестовый контроль

Практические:

  • работа с документами.

  • составление таблиц.

        • проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

        • составление схем.

Нетрадиционные формы контроля:

  • составление и отгадывание кроссвордов.

  • коллективный способ проверки знаний

Для реализации данной программы используются следующие учебники:

  1. История России XX век учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Б. Брандт, 2013

  2. Новейшая история: XX век – начало XXI века. 9кл: учеб. для общеобразов. учреждений /Алексашкина Л.Н , 2008

Учебники для данной программы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г, требованиям Обязательного минимума содержания исторического образования, новейшими достижениями исторической науки, пожеланиями учителей и учащихся. Разноуровневый методический аппарат учебников, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома.

Содержание рабочей программы

Раздел I. Россия XX век (50 часов)

Тема 1. Российская империя в первые десятилетия XXвека

Россия на рубеже ХIХ – ХХ вв. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги. Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг. Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 года. Реформы П.А. Столыпина и их итоги. Российская империя в Первой мировой войне. Кризис власти: 1916 - февраль1917 г. Наука и культура России в начале XX века

Тема 2. Политика Временного правительства

Политика Временного правительства и российское общество в 1917 . Приход большевиков к власти. Брестский мир и его итоги. Начало гражданской войны и развитие белого движения. Советская Россия в годы гражданской войны

Тема 3. СССР в 1920-1930 гг

Новая экономическая политика: цели и принципы. Создание СССР и борьба за власть в новом государстве. Советская внешняя политика 1920-х годов и Коминтерн. Идея построение социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина. СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Политическая система СССР в 1930-е годы. Наивысший размах репрессий. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны

Культура и искусство СССР в 1930-е годы

Тема 4. Великая отечественная война 1941-1945г

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг. Подготовка Советского Союза и Германии к войне. 1941 год: в отечественной и мировой истории. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны. СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма. Итоги Великой Отечественной войны

Тема 5. Последние годы сталинизма

Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов. Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина

Тема 6. Советский Союз в годы «оттепели»

Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны». Противоречия развития советского общества конца 1950-х – начала 1960-х годов

Тема 7. СССР В 1960е – начале 1980-х годов

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х годов. Внешняя политика СССР в 1960-ые - начала 1980 –х годов. СССР в годы разрядки международной напряженности. Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в первые послевоенные годы. Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества

Тема 8. Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества.

Перестройка: политика и экономика. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества

Тема 9. Российская Федерация в 1991-2004 гг.

Начальный этап экономических реформ. Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации. Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х годов. Россия в конце XX – начале XXI в.: новый этап развития. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-2004 гг. Духовная жизнь современной России

Итоговый контроль по курсу Истории ХХ века

Раздел II. Всеобщая история (20 часов)

Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 час)

Понятие «Новейшая и современная история». Периодизация новейшей истории X — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. определяющие историю человечества в новом тысячелетии. Место России в новейшей истории.

Тема 10. Страны Европы и США в 1900- 1918 г.г. Первая мировая война (3 часа)

Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Монополистический капитализм. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Особенности модернизации в начале XX в. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравно­мерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.

Первая мировая война. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Гаврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В. Вильсона. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Лига наций. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 — 1922 гг.), Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

Тема 11. Версальско – Вашингтонская система в действии (6 часов)

Новая карта Европы. Версальско – Вашингтонская система.

Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и соц. движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Рабочего Социалистического и Коммунистического Интернационалов (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революций, распад империй и образование новых государств как результат Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции.

Страны Европы и США в 1924 – 1939 г.г

Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. [Неолиберализм и кейнсианство — идеология и практика государственного регулирования экономики.] Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом. [Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Англии.] Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. [Л. Блюм.] Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Зарождение фашизма и нацизма.

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. [Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма. Нацистская партия на пути к власти. [А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».] Условия утверждения и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Милитаризация и подготовка к войне. Особенности гер­манского фашизма. Испания в годы мирового экономического кризиса. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.) Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев.. [Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испанского фашизма.

Международные отношения в 1920 –е годы

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930г.г. Паневропейское движение. Развитие международных отношений в 1920-е гг. [Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия.]. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. [Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).]. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

Международные отношения в 1930 – е годы. Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-полити­ческий блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по предмету «История» iconПояснительная записка данная рабочая программа написана на основе...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...

Рабочая программа по предмету «История» iconПояснительная записка данная рабочая программа написана на основе...
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа по предмету «история»
Мо РФ 2010 г., авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. М.: Просвещение, 2008....

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших...
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа...

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа «Всеобщая история. История Нового времени», «История России. XIX- xx века»
Рабочая программа «Всеобщая история. История Нового времени», «История России. XIX- xx века», составлена на основе Примерных программ...

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа по учебному предмету «История» для 6 классов
Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы: В. А. Ведюшкин,...

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа «Всеобщая история. История Новейшего времени»,...
Рабочая программа «Всеобщая история. История Новейшего времени», «История России. XX – начало XXI века» составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа по учебному предмету «История» Автор программы Мимоходова Н. В
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Место и роль исторического знания в образовании...

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа по предмету «история»
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач

Рабочая программа по предмету «История» iconРабочая программа пояснительная записка (история, 8 класс)
А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. 6-9 классы». Программы общеобразовательных учреждений, «Просвещение»,2009г и А....


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную