Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства»


страница1/3
lit.na5bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3


Разработчик – Бывшева Лариса Викторовна, преподаватель МБУ ДО Корсаковской ДШИ.

Пояснительная записка

Предмет «История хореографического искусства» является очень важным в цикле специальных дисциплин учебного плана хореографии, так как он дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов, глубже разобраться в сложных явлениях, происходящих в искусстве. Понять ту важную роль, которою оно играет в общественной жизни.

Учащиеся должны усвоить основные понятия, необходимые для ориентировки в материале: виды и жанры хореографии; суть профессиональной работы балетмейстера, исполнителя, педагога-хореографа, театрального художника; выразительные средства балетного спектакля и его главные компоненты: драматургию, музыку, хореографию. Дети должны грамотно ориентироваться в существе процессов становления и развития балетного театра, определяющих его формы, идейную направленность и стилистику на каждом историческом этапе. Научить видеть взаимосвязь между явлениями общественной жизни и искусства, понимать закономерность появления того или иного направления, течения или стиля в искусстве балета, развития или обновления тех или иных его выразительных средств.

Программа состоит из трех разделов: зарубежный, русский и советский балет. В нее включен материал по истории развития народного танца, его форм, национальных особенностей. Раздел истории советской хореографии включает материал о самодеятельном народном творчестве, о возникновении нового жанра- ансамбля народного танца. В разделе зарубежный балет содержатся сведения о развитии различных течений в хореографическом искусстве за рубежом. Изучение данного материала рекомендуются в группах профориентации, поскольку учащиеся лишь к этому времени смогут получить достаточную базу для его усвоения, предварительно ознакомившись с историей русского и советского балета.

Экзамен по данному предмету не запланирован, четвертные, переводные и итоговые оценки выставляются на основе текущих оценок знаний учащихся.

Учебно-тематический план

ШЕСТОЙ КЛАСС

Раздел 1. Зарубежный балетный театр.

Номер

задания

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Танец первобытного общества

2

2

Танцевальная культура древней Греции

3

3

Танец эпохи Средневековья

3

4

Танцевальная культура эпохи Возрождения

2

5

Балет Франции XVII века

2

6

Танцевальная культура Англии XVI-XVII в.в.

2

7

Балетный театр XVII в. До реформы Новерра

2

8

Ж.Ж. Новерр и его реформа

3

9

Жан Доберваль- создатель жанра балета-комедии

2

10

Балетный театр эпохи Французской буржуазной революции

2

11

Хореографический театр Италии XVII века. Вигано

2

12

Романтизм в балете

3

13

Кризис балетного жанра во второй половине XIX в.

2

14

Балетный театр XX века (краткий обзор)

3

15

Балетный театр социалистических стран

3

Итого по разделу

36

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Раздел 2. Русский балетный театр

Номер

задания

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Введение. Основные черты русского балета

2

2

Народные истоки русского балета

3

3

Возникновение и становление балетного театра в России (до конца XVII в.)

3

4

Балетный театр России начала XIX в.

3

5

Романтизм в русском балете

2

6

Кризис балетного романтизма, русский балетный театр 60-х годов

2

7

Русский балет второй половины XIX в.

3

8

Русский балет на рубеже двух эпох( конец XIX- начало XX вв.)

3

9

Русские сезоны в Париже (1909-1914 г.г.)

2

Итого по разделу

23

Раздел 3. Балет советского периода

Номер

задания

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Балетный театр первых послереволюционных лет (1917-1927 г.г.)

3

2

Балетный театр 30-х годов

3

3

Балет в годы Великой Отечественной войны

3

4

Балет в последние годы (до 60-го года)

3

5

Балетный театр России конца XX столетия. Классическое наследие на современной сцене

3

Итого по разделу

15

Всего по разделам 38 часов.

ШЕСТОЙ КЛАСС

Раздел 1 Зарубежный балетный театр.

Тема.1 .Танец первобытного общества.

Определение танца. Научные теории происхождения танца. Ритм и его роль в жизни человека и танце. Нерасчлененность сознания первобытного человека.

Ритуал как первоначальная форма проявления художественного творчества. Художественное творчество первобытного человека в рамках обряда как универсальное средство общения, познания окружающего мира, духовного и физического воспитания, формирования нравственных, религиозных, эстетических чувств и представлений. Синкретический характер действа, отсутствие видовой градации выразительных средств.

Танец и религия. Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами растений и животных. Тотемические танцы. Образность и пластика тотемических действ как источник лексики народной хореографии, их проявление в профессиональном искусстве разных народов.

Мужские и женские танцы первобытных людей. Бытовые танцы. Канонизация пластических танцевальных форм в искусстве первобытнообщинного строя, их влияние на хореографическое искусство последующих эпох. Обрядность доисторических времен и современные задачи образной интерпретации народного танца.

Тема 2. Танцевальная культура древней Греции.

Танцевальная культура Древней Греции и Рима. Место танца в быту и общественной жизни. Танец как средство формирования гармоничной личности. Тесная взаимосвязь танца и мифологии. Классификация древнегреческих танцев: храмовый, общественный, бытовой, военный, сценический, акробатический и др. Подвижность названных градаций. Танец и античная эстетика.

Каллокагатия. Большие и малые Дионисии – основа для возникновения Древнегреческого театра. Роль танцующего хора. Виды плясок античного театра: эммелия, кордак, сикинис. Синкретическое единство выразительных средств – музыкального звука, слова, танцевальной пластики, драматического действия. Единство танца и акробатики. Символика как характерная особенность отражения содержания (символика жеста, позы, цвета, костюма, аксессуаров и т.д.). Значение античного искусства для развития мировой культуры.

Тема 3. Танец эпохи Средневековья

Судьбы восточных и западных цивилизаций в Средние века. Обособление путей их развития. Роль Византии (IV - XV в.в.) в сохранении и распространении достижений культуры Древнего мира.

Средневековая идеология. Влияние церкви на быт, культуру. Формы бытования и распространения танца. Народный танец в средневековой Европе. Бранли и их разновидности, распространение и значение. Традиционные народные праздники с танцами.

Рост городов, появление нового типа профессионала – странствующего артиста. Роль бродячих артистов – жонглеров, шпильманов, скоморохов в сохранении традиций народной танцевальной культуры, развитии технического мастерства. Посредническая, «обменная» культурная функция странствующего актера. Обобщение в его творчестве танцевального фольклора, профессиональной хореографии разных стран и народов.

Появление придворных (аристократических) танцев – бассдансы. Народные истоки придворно-этикетной танцевальной лексики. Ранние формы сценического танца в средневековой Европе. Рыцарские турниры. Междуяствия.

Примеры сценической обработки бытовых танцев средних веков в классических и современных балетах («Танец с подушками», балет «Ромео и Джульетта» композитор С. Прокофьев, балетмейстер Л. Лавровский).

Тема 4. Танцевальная культура эпохи Возрождения.

Общая характеристика эпохи Возрождения. Характеристика социальных и политических событий эпохи. Важнейшие явления культурной и художественной жизни. Возникновение новых культурных центров. Италия и Франция – ведущие культурные центры Западной Европы.

Рождение новой гуманистической культуры, новых тем, героев и новых театральных жанров. Идея возвышения человека как основа эстетики эпохи Возрождения. Связь искусства Ренессанса с культурой Античности. Превращение танца в профессиональное искусство. Формирование правил, приемов, структурных форм танца.

Формирование рыцарской замковой культуры. Танец в системе образования аристократа, в рыцарском быту. Странствующий актер на службе в замке. Превращение жонглера в придворного учителя танцев, исполнителя, хореографа, церемониймейстера празднеств.

Тема 5. Балетный Франции XVII столетия

Победа французского абсолютизма и расцвет художественной культуры Франции XVII столетия. Оперы-балеты. Композитор Ж. Б. Люлли (1632 - 1687 г.г.). Балетмейстер П. Бошан (1636 - 1705 г.г.). Связь бытовой и профессиональной культуры. Открытие Королевской академии танца (1661 г.). Комедии-балеты Ж. Б.Мольера: «Господин де Пурсоньяк» (1666 г.), «Мещанин во дворянстве» (1670 г.), «Докучные» (1661 г.), Королевская академия музыки (1669 г.). Балет П. Бошана «Триумф любви» (168 г.).

Создание французского сценического балета, новых сценических жанров – опер-балетов, балетов-комедий, балетов-трагедий, балетов-драм, мелодраматических балетов, пасторалей, балетных выходов. Эволюция техники исполнения.

Тема 6. Танцевальная культура Англии XVI - XVII в.

Утверждение на английской сцене сюжетно-действенного балета. Творческая деятельность балетмейстера Дж. Уивера (1673 - 1760 г.г.), балеты Дж. Уивера: «Любовные похождения Марса и Венеры» (1717 г.), «Миф об Орфее и Эвредике» (1718 г.), «Суд Париса» (1733 г). Литературное наследие Дж. Уивера.

Австрийский балетмейстер Ф. Хильфердинг (1710 - 1768 г.г.). Венские постановки Хильфердинга: «Британик» Расина, «Идоменей» Кребийона, «Альзира» Вольтера, «Триумф любви» и др. Деятельность Ф. Хильфердинга в России. Балеты: «Прибежище добродетели» (1759 г.), «Возвращение Весны или Победа Флоры над Бореем» (1760 г.).

Итальянский балетмейстер Г. Анджолини (1731 - 1803 г.г.). Работа Г. Анджолини в Вене. Балеты на музыку К. В. Глюка: «Дон Жуан» (1761 г.), «Семирамида» (1765 г.). Деятельность Анджолини в России. Панегирические и мифологические балеты.

Тема 7. Балетный театр XVII в.

Утверждение на английской сцене сюжетно-действенного балета. Творческая деятельность балетмейстера Дж. Уивера (1673 - 1760 г.г.), балеты Дж. Уивера: «Любовные похождения Марса и Венеры» (1717 г.), «Миф об Орфее и Эвредике» (1718 г.), «Суд Париса» (1733 г). Литературное наследие Дж. Уивера.

Австрийский балетмейстер Ф. Хильфердинг (1710 - 1768 г.г.). Венские постановки Хильфердинга: «Британик» Расина, «Идоменей» Кребийона, «Альзира» Вольтера, «Триумф любви» и др. Деятельность Ф. Хильфердинга в России. Балеты: «Прибежище добродетели» (1759 г.), «Возвращение Весны или Победа Флоры над Бореем» (1760 г.).

Итальянский балетмейстер Г. Анджолини (1731 - 1803 г.г.). Работа Г. Анджолини в Вене. Балеты на музыку К. В. Глюка: «Дон Жуан» (1761 г.), «Семирамида» (1765 г.). Деятельность Анджолини в России. Панегирические и мифологические балеты.

Тема 8. Ж Ж. Новерр и его реформа.

Первый сюжетно-действенный балет французского придворного театра «Гораций» по трагедии Корнеля, муз. Мурэ, постановка Ф. Прево и Ж. Баллона (1708 г.). Реформы М. Салле, М. Комарго, М. Гимар и др.

Ж. Ж. Новерр (1727 - 1810 г.г.) – великий реформатор балета. Истоки и сущность реформ Ж. Ж. Новера. Творческая деятельность Ж. Ж. Новерра в Штутгарте, Вене, Париже, Лондоне. Балет «Китайские празднества» (1754 г.). Утверждение сюжетно-действенного балета «Медея и Язон» (1763 г.), «Дон Кихот» (1768 г.), «Горации и Куриации» по трагедии П. Корнеля (1775 г.). Теоретическое наследие Новерра «Письма о танце и балетах» (1760 г.). Ж. Ж. Новерр о связи искусства хореографии с действительностью, о танце, пантомиме, действенном танце, о сочинении балетов, о работе балетмейстера с композитором и художником. Значение «Писем о танце» Ж. Ж. Новерра.

Ученики, преемники и продолжатели реформ Новерра. Общая характеристика творчества Ж. Доберваля (1742 - 1806 г.г.). Эстетические принципы комедийных балетов Доберваля. Балет «Тщетная предосторожность» (1789 г.). Балеты Ж. Доберваля: «Дезертир» (1784 г.), «Забавы Терпсихоры» Бартелемона (1783 г.), «Пигмалион» Руссо (1784 г.), «Ветреный паж» (1786 г.) и др.

Музыкальный театр Италии XVIII столетия. Деятельность Г. Джойя (1768 - 1826 г.г.). Творчество С. Вигано (1769 - 1821 г.г.). Балеты: «Творения Прометея» муз. Бетховена (1813 г.), «Отелло» (1818 г.), «Весталка» (1818 г.), «Жанна де Арк» (1821 г.).

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconДополнительная общеразвивающая программа в области хореографического...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка Учебный предмет «История»
Учебный предмет «История» относится к Федеральному компоненту, относится к образовательной области «Обществознание»

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconРабочая программа пояснительная записка (история, 8 класс)
А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. 6-9 классы». Программы общеобразовательных учреждений, «Просвещение»,2009г и А....

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» icon34 часа (1 час в неделю) Пояснительная записка
Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное...

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка Приобщение к изобразительному искусству
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании...

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка данная рабочая программа написана на основе...
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка Программа "Изобразительное искусство " является...
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка Художественно-эстетическое развитие предполагает...
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего...

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории (История России) для 6 класса
Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие...

Пояснительная записка Предмет «История хореографического искусства» iconПояснительная записка рабочая программа «История. Россия и мир в XX начале XXI века»
Рабочая программа «История. Россия и мир в XX – начале XXI века», составлена на основе. История: программы общеобразовательных учреждений....


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную