3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы


страница1/56
lit.na5bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Настоящий диавол

Изучение с точки зрения Библии

Данкан Хистер

The Real Devil: Russian Edition

Carelinks Publishing

P.O. Box 152

Menai NSW 2234

AUSTRALIA

www.carelinks.net

The Real Devil: Russian Edition

[c] Duncan Heaster 2011

Carelinks Publishing, PO Box 152, Menai NSW 2234 AUSTRALIA

Carelinks.net


ISBN:978-1-906951-40-5Настоящий диавол

Введение…5

Предисловие…8
Глава 1: Происхождение самого представления
1-1 История возникновения понятий диавол и сатана в ветхозаветные времена…11

1-1-1 Израиль в изгнании: Персидско-Вавилонское влияние…17

1-1-2 Греческое влияние…20

1-2 Диавол в новозаветные времена…25

1-2-1 Сатана у Юстина Мученика…29

1-2-2 Сатана у Иринея и Тертуллиана…32

1-2-3 Сатана у Климента и Оригена…36

1-2-4 Сатана у Лактанция и Афанасия…41

1-2-5 Сатана у Августа…44

1-3 Сатана в средневековье…50

1-4 Сатана от реформации до наших дней…55

1-4-1 Сатана и “Потерянный рай”…59

1-5 Протестанты…65

1-6 Диавол и сатана в недавние времена…69
Глава 2: Некоторые основы учения
2-1 Ангелы…78

Отступление 1: Послание Иуды и книга Еноха…85

2-2 Происхождение греха и зла…87

Отступление 2: Послание к Римлянам и Премудрость Соломона…93

Отступление 3: Цель написания Моисеем книги Бытие (главы с 1-й по 3-ю)…104

2-3 Сатана и диавол…108

2-4 “Князь мира сего” - сатана Иудеев…115

2-5 Ад…132

Отступление 4: Христос и духи в темнице…138


Глава 3: Некоторые практические выводы
3-1 Некоторые практические выводы…143

3-2 Диавол и сатана – трудные вопросы…161
Глава 4: Бесы
4-1 Диавол, сатана и бесы…167

4-2 Бесы и идолы…169

4-3 Бесы и болезнь…173

4-4 Жаргон времени…178

4-5 Взгляд Бога с человеческой точки зрения…195

4-6 Чудеса и бесы…200

4-7 Конец Ханаанскому богословию…206

4-8 Изгнание бесов…209

4-9 Предмет для изучения – решеф…210

4-10 Язык Бога…212

4-11 Метод обучения Иисуса…231

4-12 Почему Иисус не поправлял людей?...252

4-13 Бесы: обобщение…260

 4-14 ЛЕГИОН И ГАДАРИНСКИЕ СВИНЬИ
Глава 5: Рассмотрение мест в Библии, где встречаются слова “диавол” и “сатана”
5-1 Предисловие: Неверно понимаемые места…265

5-2 Змей в Едеме – Быт 3,4-5…266

5-3 Сыны Божии и дочери человеческие – Быт 6,2-4…274

5-4 Сатана Иова – Иов 1,6…277

5-4-1 Сатана Иова: друзья по вере?...283

5-4-2 Сатана Иова: Ангел-сатана?...286

5-5 Денница, царь Вавилонский – Ис 14,12-14…287

5-6 Херувим помазанный – Иез 28,13-15…291

5-7 Зах 3…296

5-8 Искушения Иисуса – Мф 4,1-11…297

5-8-1 Иисус в пустыне: язык описания и природа искушения…307

5-8-2 Искушения в пустыне – возможность заглянуть в душу Иисуса…310

5-9 Нечистые духи – Мф 12,43-45…316

5-10 Диавол и ангелы его – Мф 25,41…321

5-11 Похищающий слово сатана – Мк 4,15…323

5-12 Сатана как молния – Лк 10,18…324

5-13 Сатана входит в Иуду – Лк 22,3…326

5-14 Петр и сатана – Лк 22,31…328

5-15 Ваш отец диавол – Ин 8,44…328

5-16 Обладаемые диаволом – Деян 10,38…332

5-17 Сын диавола – Деян 13,10…332

5-18 Власть сатаны – Деян 26,18…333

5-19 Предание сатане – 1Кор 5,5…335

5-20 Бог мира сего – 2Кор 4,4…338

5-21 Ангел света – 2Кор 11,13-15…339

5-22 Ангел сатаны – 2Кор 12,7…343

5-23 Князь, господствующий в воздухе – Еф 2,1-3…347

5-24 “Не давайте места диаволу” - Еф 4,26-27…349

5-25 Козни диавольские – Еф 6,11-13…350

5-26 Сеть диавольская – 1Тим 3,6-7; 2Тим 2,26…354

5-27 Совращение вслед сатаны – 1Тим 5,14-15…358

5-28 2Противостаньте диаволу” - Иак 4,7; 1Пет 5,8…362

5-29 Узы адского мрака – 2Пет 2,4; Иуда 1,6…368

5-30 Тело Моисеево – Иуда 1,9…372

5-31 “Сборище сатанинское – Откр 2,9-10,13,14…376

5-32 Михаил и дракон – Откр 12,7-9…378

5-33 Диавол и стана скован – Откр 20,2,7,10…383

Отступление 5: “Человек греха”…386
Глава 6: Некоторые выводы

6-1 Некоторые выводы…416

Отступление 6: Страдания (Бев. Рассел)…426

ВВЕДЕНИЕ
Данкан Хистер вполне правильно поступил тем, что предварил “Настоящего диавола” главой, рассказывающей о истории возникновения самой мысли (хотя постоянно и изменяющейся в деталях) о мифическом существе, представление о котором зародилось во времена Вавилонского и Персидского плена и оказало серьезное влияние на всех, кто хоть как-то был связан с этими могущественными империями. Дальше он рассказывает о влиянии этого представления в древней Греции и Риме, во времена отцов раннего Христианства, в средневековье, при реформации – вплоть до наших дней, рассказывая о устойчивой и неотвязной легенде, которая совершенно не находит никого отражения на страницах священных Писаний. Вполне понятно, что его собственные предпочтения, как он о том сам и говорит, твердо основываются на слове Божием, однако при этом автор не пренебрегает и историей, а так же той ролью, какую она играет, влияя на наши мысли и представления.
Он сознает, что прежде всего ему нужно показать корни, из которых прорастают привычные понятия и представления читателей, ибо у многих из них уже сформировались представления об этом вопросе на основании воспитания, или культурной среды обитания, для которых в Библии подыскиваются лишь подтверждения. Лично мне приходилось встречаться и дискутировать с одним служащим священником, представления которого о сатане в гораздо большей степени основывались на воображении Джона Мильтона и его “Потерянного рая”, нежели на том, что о нем говорит Библия. Точно так же, возможно, и подавляющее большинство россиян, читая известных классиков, просто-напросто не замечают метафоричности написанного ими, как, например, сказанного о диаволе Иваном Карамазовым в романе “Братья Карамазовы”, или же слова Алеши, из “Одного дня из жизни Ивана Денисовича”, видя лишь в этих строках отражение своих собственных мыслей.
Таким образом автор представляет во всей полноте историю возникновения и существования этого навязчивого и полного заблуждений мифа, ссылаясь на бесконечное количество литературы, с которой , прежде, чем ознакомиться с основами того, что говорит об этом Библия, может ознакомиться любой желающий покопаться поглубже в этом вопросе. За последние две тысячи лет в рядах ортодоксальных церквей не было и нет четкого и однозначного представления о диаволе (сатане). Ориген не признавал эфиопские теории Еноха, Августин во многом не соглашался с Оригеном, Абеляр не соглашался с Ансельмом по возможности искупления диавола.
А Фома Аквинский вместе с Кальвином имели свои собственные понятия, отличные от тех, которых придерживался Шлейермахер, который не в столь отдаленные времена подверг сомнению понятия о падших Ангелах, утверждая, что Иисус никак не связывал диавола с вопросами спасения, так как Он и Его ученики говорили о диаволе и бесах не на основе Писаний, а просто употребляли принятые в то время житейские выражения. Даже в исторической литературе, где встречается понятие о диаволе (сатане), его роль и представление о нем никогда не были четко определены. Именно поэтому я обеими руками голосую за включение главы о “Происхождении самого представления”, как предваряющей само обсуждение этого понятия. Этот вопрос служит прямым вызовом привычным, основанным на культурном воспитании, понятиям читателя, однако, по милости Божией, эта работа приведет вас к настоящему пониманию и принятию истины.
Когда мы доходим до настоящего учения Библии и его применения в жизни, то чаще всего испытываем огромнейшее потрясение. Когда мы дойдем до внимательного и последовательного изучения всех мест Библии, где встречаются такие слова, как “диавол” и “сатана”, или же места, в которых предположительно говорится о них, начиная со змея в Едеме (Быт 3) и кончая о связыванием “сатаны” в Откр 20, то заметим, что ни в одном из них, ни там где об этом “существе” говорится прямо, ни там, где намеками, “не остается камня на камне” от привычных нам представлений. У читателя не останется ни малейших сомнений в том, что истинное учение Писаний по этому вопросу состоит в том, что “самым главным нашим сатаной, самым величайшим нашим противником на самом деле являются наши собственные человеческие греховные наклонности”. И это-то, конечно, очень хорошо понимали такие великие классики русской литературы, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и Солженицын. Как очень удачно по этому поводу сказал Алеша в “Одном дне из жизни Ивана Денисовича”: “Ты должен быть доволен, что ты в тюрьме, так как здесь у тебя есть время подумать о своей душе”.
Однако это не все. Несмотря на существование всех трудностей, касающихся каждого из нас, вопрос не решается простым подавлением своих греховных наклонностей и желаний. Данкан Хистер, как и Апостол Павел много лет назад, думает о главном благовести Библии, выделяя и заостряя на нем свое и наше внимание. В этом благовестии нет и тени чего-то плохого, или неудобного для нас, ибо “новая нравственность” требует полнейшего подчинения Господу Иисусу Христу, нашему Господину и Наставнику, в Которого мы крестились, соединившись с Ним. Будучи во Христе с вмененной нам праведностью, укрепляясь Его благодатью, поступая так, как поступал Он, думая так, как думал Он, мертвые для греха, живые же для Бога во Христе Иисусе, мы, рабы Божии, приносим плод свой – святость, конец которого – жизнь вечная.
Искренне рекомендую эту работу моего брата во Христе всем тем, кто ищет истину происхождения зла и единственной возможности, данной людям под небом, одолеть его. Да благословит Господь Бог ваше искреннее и честное стремление к познанию истины.
Б. Рассел (E.J.Russell, B.A., Litt.B, M.Ed., D.P.E., T.C).

Предисловие
Суть происхождения зла и человеческого греха на самом деле является серьезным вопросом и только найдя на него правильный ответ мы сможем справиться с грехом и злом. Обвинять во всем диавола, существо с рогами, хвостом и вилами, на мой взгляд, является уходом от вопроса, уловкой, позволяющей быстро найти виноватого – хотя и не того и не там, где нужно. Это становится особенно понятно после того, как мы узнаем, что привычного нам образа “диавола” в Библии вовсе не существует, и что такой образ его возникал на протяжении веков в течение которых Христианство впитывало в себя языческие мифы.
В 1-й главе я стараюсь показать, как это происходило на самом деле. В этой главе, а также в последующих главах, я стараюсь показать, как существовавшие мифы об образе сатаны были не только впитаны Божиим народом, но и то, как писавшие Библию пытались исправить подобное положение дел, указывая людям на их заблуждения. И этому посвящена вся Библия, начиная от рассказа о грехопадении в первых глава книги Бытия, и заканчивая упоминанием сатаны в книге Откровение. То, что в Священных Писаниях не используются сноски и пояснения в скобках, могут смутить малоинформированного читателя, однако намеки и вскрытие противоречий в Библии откровенно и непредвзято всегда помогали и помогают по сей день познавать истину.
Впрочем история возникновения понятия “диавола” не решает всех вопросов греха и зла, ибо этот вопрос не похож на задачку из учебника по математике, решая которую, в любой трудный момент можно заглянуть в конец учебника, чтобы подсмотреть ответ. Здесь нужно гораздо большее. Урсула Лагвин здорово написала о том, что “разнообразная боль и страдания, потери, утраты и несправедливость преследуют нас на протяжении всей нашей жизни, каждый раз, снова и снова приходя к тебе, до тех пор, пока ты не начнешь сознавать, что именно из этого-то и состоит вся человеческая жизнь”(1). И это так. Смерть от рака - несчастье для больного и его близких; губительное цунами и ущемление человеческих прав; глубоко скрытые в сердце каждого человека горести и сожаления о совершенных им ошибках и грехах… Снова и снова мы каждое утро просыпаемся с нашими муками, чтобы продолжать и дальше жить с ними.
Мне думается, что тяжкий груз всего этого, постоянная боль и невозможность понять причин происхождения всех бед и несчастий, заставляет людей просто стараться не замечать всех этих проблем, уходить от них, возлагая вину за них на некое существо по имени “сатана”, который вдруг, не известно откуда берется и наводит беспорядок в нашей славно текущей жизни. Однако упрощенные ответы на сложные вопросы мало кого могут полностью удовлетворить. Приемлемые ответы для мыслящего ума трудно найти в языческой мифологии, даже если они веками украшались и обрамлялись причудливой теологией, приспособленной к Христианским преданиям. Думаю, что единственным местом, где можно найти полные, истинные и разумные ответы является слово Божие. И именно этому-то я и посвятил 2-ю главу этой книги, в которой вкратце дается представление о том, что сама Библия говорит диаволе, грехе, зле и о причастности ко всему этому Ангелов. Но, как бы там ни было, думаю, что основная суть всей истинной Библейской теологии и учения состоит в том, чтобы коренным образом на деле изменить человеческую жизнь. Именно по этой причине так важно знать истину, ибо истина оказывает влияние на повседневность, которая, по словам Павла, помогает достичь “совершенного разумения” (Кол 2,2).
Эту тему “совершенного разумения” я пытаюсь развить в 3-й главе, переходя от теории к жизни, стараясь показать, как голая теория на деле оказывает влияние на человеческую жизнь. Затем, в 4-й главе, мы опять вернемся к теории, на этот раз углубившись в изучение “бесов”, чтобы узнать на самом ли деле такие духовные создания причиняют зло людям, да к тому же заставляют их еще и грешить. После этого мы рассмотрим большинство мест Библии, где говорится о диаволе, или сатане, чтобы на основе уже понятого, узнать, о чем на самом деле говорится в этих стихах. Этому посвящена 5-я глава, после которой следует 6-я, заключительная, в которой делается обобщение и выводы.

Помолитесь вместе со мною, чтобы нам было даровано разумение, дабы с этим разумением мы могли обрести более глубокую и сильную веру, надежду и любовь. Чтобы благодаря этим качествам мы смогли двигаться еще дальше к еще более значительной и высокой цели - достигать других, что бы все мы смогли ожидать возвращения Сына Божия во все эти оставшиеся дни, Который даст ответы на все неотвеченные вопросы, касающиеся всех аспектов нашей борьбы с грехом и злом.
Данкан Хистер

info@carelinks.net


(1) Ursula LeGuin, The Language Of The Night (New York: Putnam's, 1979) p. 69.

Глава 1:

Происхождение самого представления

1-1 История возникновения понятий диавол и сатана в ветхозаветные времена

Начнем с начала. Такие слова, как “стана”, “диавол”, “бесы”, “денница”, или же “Люцифер”, “падшие ангелы” и тому подобное, просто-напросто не встречаются в книге Бытие. Во всем Ветхом Завете говорится, что исключительно один только Бог обладает всею силой и властью, Которому нет равных во всей Вселенной. Из Ветхого Завета совершенно ясно видно, что любой “противник” народа Божия действовал и был подвластен исключительно только Господу Богу. Обо всех Ангелах говорится, как о праведных и послушных служителях Божиих - даже о “злых ангелах”, которые могут погубить грешника, но все же, не без воли Божией. И народ Божий Израиль какое-то время верил в это - до тех пор, пока, как это часто происходило в истории народа Божия, они не подмешали в свои истинные верования суеверия окружающих их народов.
Самые первые из Иудейских раввинов уже говорили о стремлении человека одинаково как ко злу (ецер ха-ра), так и к добру (ецер ха-тоб). Стремление ко злу было персонифицировано и образно названо “диаволом”: “сатана и ецер ха-ра - одно и то же”(1). Те же самые первые раввины отвергали мысль о восставших ангелах, а так же особенное их неприятие вызывала идея о том, что змеем в книге Бытие был сатана. В те времена “диавол Иудеев был ничем иным, как простой аллегорией, иносказанием стремления человечества ко злу”(2). Стоит отметить, что издатель Талмуда в предисловии отметил, что ни в Талмуде, ни в Мидрашах не упоминается ни сатана, ни падшие ангелы(3).
Хананейская мифология

Было очень верно отмечено, что “сатана, в том виде, в котором мы его себе представляем, совершенно отсутствует в еврейской библии”(4). Ветхий Завет говорит о том, что всей властью обладает исключительно один только Бог, Которому нет равных, и что грех порождается в уме человека. Так же ничего не говорится ни о войне между Ангелами, ни о том, что некоторые ангелы пали с небес на землю. Вместо этого Библия время от времени упоминает мифы окружающих Израиль народов о сатане, как личности, или же о чем-то близком к нему, для того чтобы развенчать этот миф.
Древний Восток буквально изобиловал всевозможными историями о вселенских войнах, например, о том, как богиня Тиамат восстает против Мардука, о чем подробно рассказывается Нейл Форсит(5). Ветхий Завет стоит отдельно от всех этих религий, не принимая и не проповедуя их учений, хотя в Библии и существует целый ряд мест, упоминающих их, как мифы. Возьмем хотя бы Пс 103, который полон намеков на миф о Нинурте. Однако Богодухновенный писатель подчеркивает, что на колеснице “на крыльях ветра” шествует не Нинурте, а Яхве. Считалось, что Нинурте воевала с сатаной, обитавшим в “водах”. Однако в Пс 103 говорит о том, что это Яхве образует моря и океаны, или бездну (евр. техом - родственное Аккадим, сатане и Тиамат) по Своему желанию, которому никто не может воспротивиться(6).
В Иов 26,5-14 прослеживается целая цепь намеков на Хананейскую мифологию о вселенских войнах, однако главное, о чем говорится в этом месте, это всемогущество Яхве, Который во всем намного превосходит даже вымышленных богов. “Рефаимы трепещут (намек на миф о царстве мертвых)… и нет покрывала Аваддону… распростер Цафон… Силою Своею волнует море (намек на бога Ямм)… разумом Своим сражает Раав. От духа Его - великолепие неба (намек на миф о том, как дракон очищает небо); рука Его образовала быстрого скорпиона”. В сравнении с Яхве все эти боги маломощны, и если и творят “великолепие неба”, то только лишь благодаря силе и власти Яхве, ибо они просто-напросто не существуют на самом деле(7). Еще один всем хорошо известный пример - это денница, или же “Люцифер” (см. 5-5) – место, где повествуется о восходе и падении царя Вавилона, в котором вовсе не встречаются слова “сатана”, “диавол” и “ангел”. Однако сравнение Вавилонского царя с денницей, с утренней звездой предполагает существование связи этой истории с Ханаанским мифом о Афтар, “блестящем сыне зари”, который стремился вознести престол свой на краю Цафон, чтобы превзойти Ваала, но был низвержен. Скорее всего Исаия хотел сказать Израилю и Иуде, что следует обращать гораздо большее внимание на царя Вавилонского, на свои земные дела, нежели забивать голову размышлениями вселенского масштаба, мифами, с которыми они безусловно были знакомы. Народу Божию угрожала не какая-то шайка небесных бунтовщиков, а более близкий к ним царь Вавилона. Вавилонские полчища вторгались в Израиль наподобие возрастающей луне. К тому же “север” у язычников ассоциировался с происхождением богов зла(8). И пророки пытались донести до своего народа то, что им не стоит опасаться подобных страхов, ибо они будут осуждены не богами, а самыми обыкновенными людьми, пришедшими с севера, и осуждены исключительно за свои собственные грехи. Им нужно был отбросить все свои вселенские мифологии и повернуться лицом к земным, действительным реалиям человеческой жизни. Именно по этой причине Иезекииль говорит о царях Тира и Египта мифологическим языком Тиамат, Мот и прочее, ибо они были пойманы, как крокодил (= дракон, чудовище, “танним” - ср. с Тиамат), чтобы быть убитыми (Иез 29,3-5; 32,3-31). И опять-таки, главное о чем здесь сказано является призыв, чтобы народ Израильский перестал мечтать о сказках и обратил свой взор на действительно происходящие дела на земле.
Израиль, находясь на перепутье и пересечении такого огромного количества совершенно отличных друг от друга культур, неизбежно должен был впитать в себя что-то из религий окружавших его народов. И это, несмотря на неоднократные предупреждения их собственных пророков, дабы они в чистоте хранили свою веру и, в особенности, хранили ее от чужих богов и общепринятого представления о существовании бога зла. Все это представлено в ниже составленной таблице.
Языческие божества и общепринятое представление Христиан о сатане: обобщенный взгляд(9)


Имя божества

Место поклонения

Род занятий божества

Устрашающий вид

Место обитания

Образ смерти

Люди боятся его

Воюет или обманывает

Хамбаба

Месопотамия

По поручению Энлила охраняет кедровые леса

Огромное чудовище

Кедровый лес

Выдыхает огонь и смерть

Все его боятся

Воюет с Гилгамеш

Мот

Ханаан

Сын Эля

Бес

Бог преисподней

Бог смерти

Все его боятся

Даже Ваал должен ему подчиняться

Хабайю

Ханаан

Эль видит Хабайю в пьяном видении

Имеет рога и хвост

Преисподняя

Имеет отношение к культу мертвых

Все его боятся

Сквернит Эля калом и мочой

Сет

Египет

Сын богини Нут и бога Ра

С ослиной головой, с раздвоенным языком и хвостом

Бог бурь, обитает в палящей пустыне

Является образом пустынной жары и смерти

Все его боятся

Обманным путем убивает Осириса

Ахримам

Персия

Не сотворен

Страшный бес

Бог преисподней

Источник смерти и гибели

Все его боятся

Все время воюет с Ахура Мазда

Гадес

Греция

Сын Зевса

Безобразен уродлив и страшен

Бог преисподней

Источник смерти на земле, живет в земле мертвых

Все его боятся

Украл Персефону и заключил ее в преисподней

Привычный Христианский взгляд на “сатану”

 

Один из сынов Божиих

Имеет рога, хвост, уродлив и т.д.

Главный в аду

Источник смерти и гибели

Все его боятся

Воюет с Иисусом за Царство, борется с другими Ангелами


Многие боги зла всех этих древних культур обладали рогами, что объясняет возникновение образа рогатого диавола. Нигде во всей еврейской Библии не упоминается божество с рогами, а потому ясно, что такой образ пришел из язычества окружавших Израиль народов.
Опровержение мифов

На древнем Ближнем Востоке существовало широко распространенное поверие, что море было местом обитания сатаны, а потому море почти всегда ассоциировалось с богом добра и зла(10). А потому рассказ о том, как Господь Бог разделил Чермное море приобретает особое значение. Позже Писания сравнивают египтян не с морем, а с Раавом, с крокодилом, или же с драконом (Ис 51,9; Пс 88,10,11), хотя по поверию этим образом сатаны было само море. Так что тем самым Моисей подчеркивал, что настоящим врагом (сатаной) для народа был не мифический дракон, крокодил, а египтяне. Ибо, существуй такой образ противника на самом деле, Яхве все равно мог уничтожить его в Чермном море, ибо Он, Яхве, мог делать с морем все, что Ему было угодно. Противостояние было не между Богом и морским чудовищем, а между израильтянами и египтянами, между Богом и фараоном. Возможно, Аввакум писал под влиянием на Израиль языческих представлений о боге моря, утверждая, что при Чермном море Богу никто не смог помешать с конями проложить “путь по морю, через пучину великих вод” (Авв 3,8,12,15), ибо по морю, как было принято считать, шествовал бог моря Мардук, который не смог помешать сделать того же самого Яхве, а это означало, что Яхве является так же и Богом всех морей. Что и подтверждается во всех Писаниях. Яхве “ходит по высотам моря”, или же там, где по идее должен ходить бог моря “сатана” (Иов 9,8; Вт 33,29; Ам 4,13; Мих 1,3; Ис 63,3). Ибо, даже если бы такой бог существовал, он все равно был бы уничтожен Яхве в Чермном море. “Ты рассек пред ними море … мышца Господня… Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?” (Пс 77,13; Неем 9,11; Ис 51,9-11). Таким образом разделение Чермного моря должно было приравниваться к рассечению сатаны, образа бога моря. Несколько ученых полагают, что именно в таком ключе и следует понимать слова “море” и “бездна”(11). Обо всем этом думал Моисей, когда пытался донести до своего народа то, что произошло в Чермном море, ибо, если бы даже существовал такой бог моря, бог добра и зла, их Бог, Яхве, полностью бы поразил, рассек бы его на части. Настоящим “сатаной” для Израиля был Египет, и настоящей угрозой Израилю на самой обычной земле были самые обычные египтяне.
Примечания

(1) Rabbi Simon ben Lakish in The Babylonian Talmud, Baba Bathra 16a.

(2) Joshua Trachtenberg, The Devil And The Jews (New Haven: Yale University Press, 1943) p. 19.

(3) A. Cohen, Everyman’s Talmud (London: J.M. Dent, 1949), p. 55. The same fact is extensively noted in Roy A. Stewart, Rabbinic Theology: An Introductory study (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1961), pp. 81-5, 88.

(4) T.J. Wray and Gregory Mobley, The Birth Of Satan: Tracing The Devil's Biblical Roots (New York: Palgrave Macmillan, 2005) p. 52.

(5) Neil Forsyth, Satan And The Combat Myth (Princeton: Princeton University Press, 1989) chapter 2.

(6) This and other connections are developed in W.G. Lambert, The Background Of Jewish Apocalyptic (London: Athlone Press, 1978).

(7) This is but a brief summary of the careful research of John Day, God's Conflict With The Dragon And The Sea (Cambridge: Cambridge University Press, 1985). See especially pp. 38,39. It is also the interpretation of Marvin Pope, Job (New York: Doubleday) 1965 pp. 164-167.

(8) R.J. Clifford, The Cosmic Mountain In Canaan And The Old Testament (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972).

(9) Taken from T.J. Wray and Gregory Mobley, The Birth Of Satan: Tracing The Devil's Biblical Roots (New York: Palgrave Macmillan, 2005) pp. 92,93.

(10) Neil Forsyth, Satan And The Combat Myth (Princeton: Princeton University Press, 1989) chapter 4 provides ample evidence of this.

(11) B.W. Anderson, Creation Versus Chaos: The Reinterpretation Of Mythical Symbolism In The Bible (New York: Association Press, 1967) pp. 98,99; F.M. Cross, Canaanite Myth And Hebrew Epic (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1973) pp. 132, 140; Marvin Pope, Job (New York: Doubleday) 1965 pp. 67-70.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Поделиться в соцсетях



Похожие:

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы icon2. Исследование основных учений
Отступление: последствия и происхождение веры в существование такой личности, как сатана

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconУрок-беседа. Цели урока: Образовательная
...

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconСодержание Введение Глава Биография Глава Научная деятельность Ломоносова Заключение
Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений...

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconГлава

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconИз опыта работы педагогического коллектива над научно-методической темой
Вначале каждой новой деятельности лёгкие вещи кажутся трудными, но затем трудные вещи становятся лёгкими

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы icon11 класс (профильный уровень) Трудные задания по обществознанию Составитель:...
«обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в вузах по специальностям различной направленности: гуманитарной,...

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconГлава
Вредная птица воробей или полезная?

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconТеоретическая часть. Вопросы Каковы основные отличия ур по бюджету...
В теоретической части даются ответы на контрольные вопросы по двум темам дисциплины в соответствии с вариантом работы. Ответы на...

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы icon«Трудные» слова в загадках
Загадки являются неотъемлемой частью детства любого человека. Наверное, каждый вспомнит грушу, которую ни в коем случае нельзя кушать»,...

3-2 Диавол и сатана трудные вопросы…161 Глава 4: Бесы iconРазработка урока по истории на тему: «История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе»
Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в те страшные, трудные годы, формировать позицию непримиримости...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную