Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста)


lit.na5bal.ru > Культура > Документы
Принято Утверждаю

На Педагогическом Совете Заведующий ГБДОУ д/с №132

«28 08 2014г. Выборгского района Санкт-Петербурга

Протокол №1 __________________/Лозина Л.Н./

Приказ от 28.08 2014г №18

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА

ПЕДАГОГА ЛОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

ПЕДАГОГИ:

ЗВЯГИНА ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА

СТАРОВА АЛИНА ИГОРЕВНА
2014
Оглавление
1.Целевой раздел Программы:
1.1 Пояснительная записка:

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Цели и задачи Программы.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет,6-7 лет

1.2Сроки реализации Программы и планируемые результаты освоения Программы.
2. Содержательный раздел Программы:
2. Содержание образовательной деятельности .

Учебно-тематическое планирование.
3. Организационный раздел Программы:
3.1 Организация предметно-развивающей образовательной среды:

Материалы и оборудование.
3.2 Занятия в музейных залах (приложение)

План работы с родителями (приложение)

Список литературы (приложение )

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что в современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, Интернета.

Придя в школу, дети очень мало знают или практически ничего не знают об изобразительном искусстве, его жанрах и видах, не могут отличить один вид искусств от другого, часто путают их. Многие дети не имеют представления о музеях и выставочных залах, так как по разным причинам не посещают их. Такой ребенок практически лишен живого творчества. Дополнительные творческие занятия детей в различных студиях, кружках могут в некоторой степени удовлетворить потребности детей в творчестве.

Творчество в широком смысле – деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Творчество является постоянным спутником детского развития. Интерес к художественному творчеству у детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нем не ослабевает, а все более увеличивается.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно-творческая деятельность.

Изобразительное искусство – это занятие для детей разного возраста. Кружковая работа дает возможность юным талантам попробовать свои силы в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, декоративно-прикладное творчество.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Сегодня, когда во многих дошкольных образовательных учреждениях на знакомство с изобразительным искусством и занятия по изобразительно-художественному творчеству отводится ограниченное время, его развитие через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Программа является педагогически целесообразной, так как предназначена для того, чтобы разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения, развить творческие задатки детей с помощью разных способов и приемов изобразительной деятельности.

Неподготовленному зрителю «войти» в мир изобразительного искусства очень сложно. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведениями изобразительного искусства, тем эффективнее педагогический результат.

Понятно, что в дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является развитие способности восприятия произведения искусства.

На первом этапе приобщения детей к изобразительному искусству решаются следующие педагогические задачи:

  1. Формирование визуальной грамотности: развитие навыков детального рассматривания объекта, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.

  2. Развитие любознательности, стремление к творческому познанию изобразительного искусства, приобщение к достижениям художественной культуры (на примере коллекции Государственного Русского музея).

  3. Развитие творческих способностей

  4. Формирование коммуникативных навыков

  5. Воспитание зрительской культуры в музее

  6. Освоение навыков работы с художественно-изобразительным материалом, совершенствование технических приемов во время работы в соответствии с темой

Задачи работы с детьми (5-6 лет):

  • Знакомство с изобразительным искусством и его жанрами;

  • Помощь в овладении практическими умениями и навыками в художественной деятельности;

  • Знакомство с различными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • Развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

  • Развитие колористического видения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

  • Формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • Развитие интереса к посещению художественного музея (Государственного Русского музея)


Задачи работы с детьми (6-7 лет):

  • Продолжать знакомить с изобразительным искусством и его жанрами, с произведениями разных видов искусств;

  • Продолжать знакомить с различными художественными материалами и техникой изобразительной деятельности;

  • Расширять знания об изобразительной грамоте;

  • Продолжать учить грамотно выбирать содержание рисунка, учитывать материалы и оборудование для его создания;

  • Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • Продолжать формировать представления о работе художников, скульпторов, архитекторов, графиков, мастеров народного творчества;

  • Развивать чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение, художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

  • Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

  • Создавать условия для свободного, самостоятельного разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками


Возрастные особенности детей 5-6 лет

У детей 5-6 лет наиболее активно развивается изобразительная деятельность. Они способы создавать разнообразные по содержанию рисунки в разных техниках. Это возраст наиболее активного рисования, рисунки детей 5-6 лет, созданные разнообразными способами изображения, отличаются оригинальностью композиционного решения.

Дети также усваивают общие знания о разных изобразительных материалах, техниках рисования, называют их, появляется желание экспериментировать с ними, разнообразить в процессе образовательной деятельности.

Рисунки детей приобретают сюжетный характер, часто встречаются многократно повторяющиеся сюжета с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

Дети интересуются жанрами изобразительного искусства и его видами (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура), называют и группируют произведения по видам искусства.

Интересуются народным декоративно-прикладным искусством, расширяются представления о народных промыслах. С интересом знакомятся с декоративным дизайном. Принимают участие в декоративном оформлении группы, помещений детского сада, дома.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми 6-7 лет в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается и расширяется их цветовая гамма, усложняются приемы и способы рисования. У детей этого возраста формируются художественно-творческие способности в изобразительно-художественной деятельности в целом.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным: появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

У детей совершенствуются умения рисования с натуры (натюрморт, пейзаж, портрет). Они могут рисовать, лепить и создавать аппликативные образы и сюжеты с помощью нетрадиционных техник (коллаж, пластилинография и т.д.). При работе над созданием образов предметов и сюжетов в лепке используют разные приемы и способы, усвоенные ранее. У детей 6-7 лет формируется самостоятельность. Они активно и творчески применяют ранее усвоенные способы изображения, используя выразительные средства.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться работа над созданием образа. Также они способны выполнять различные по степени сложности рисунки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

В это время формируются основы художественной культуры, развивается интерес к искусству, закрепляются знания об искусстве как о виде творческой деятельности людей, о видах искусства. Расширяются знания об изобразительном искусстве, развивается художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Дети продолжают знакомиться с произведениями живописи, графики. Расширяются их представления о скульптуре, архитектуре, художниках, скульпторах, архитекторах, мастерах народных промыслов и дизайнерского искусства.

Дети интересуются музеем, с удовольствием посещают музеи изобразительного искусства, художественные экспозиции, выставки и галереи.

Дети 6-7 лет способны эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

1.2 Сроки реализации программы и планируемые результаты освоения программы

Программа рассчитана на два года обучения:

  • 1й год обучения – возраст детей 5-6 лет;

  • 2й год обучения – возраст детей 6-7 лет


Первый период обучения направлен на первичное знакомство с цветоведением, художественно-изобразительными материалами, изобразительным искусством, его жанрами, видами, созданием простых обобщенных образов.

Второй период обучения посвящен продолжению знакомства с изобразительным искусством, расширением имеющихся у детей знаний о нем, подготовке и созданию творческих композиционных работ с использованием ранее усвоенных техник и приемов рисования.
По итогам первого года обучения дети 5-6 лет будут знать:

  • Основные и дополнительные цвета

  • Цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета)

  • Свойства красок и графических материалов

  • Свойства различных художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина; их выразительные возможности

  • Жанры изобразительного искусства и его виды

  • Знать и называть фамилии известных художников, скульпторов, их конкретные произведения (из коллекции произведений Государственного Русского музея)

Будут уметь:

  • Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки

  • Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

  • Грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

  • Работать самостоятельно, в сотворчестве и в коллективе

  • Анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных произведениях выдающихся художниках, научатся использовать художественные термины и понятия



По итогам второго года обучения дети 6-7 лет будут знать:

  • Основы цветоведения: контрасты и гармонию цвета, пропорции плоскостных и объемных предметов;

  • Свойства различных художественных материалов, их выразительные возможности: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши, сангина, восковые мелки), пластилина, глины;

  • Пропорции фигуры и головы человека;

  • Различные виды графики;

  • Основные жанры изобразительного искусства;

  • Конкретные произведения выдающихся художников (из коллекции Государственного Русского музея);

  • Виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов

Будут уметь:

  • Работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;

  • Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

  • Работать с натуры;

  • Работать в определенной гамме;

  • Использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

  • Приобретать навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

  • Выполнять изображения предметного мира, природы, животных;

  • Анализировать произведения искусства


2. Содержание образовательной деятельности

Учебно-тематический план (5-6 лет)

Блок 1

«Чем и как работает художник»

Сентябрь

«Цветоведение»

Занятие «Мы в изобразительной студии» (вводное занятие)

Занятие «Путешествие в волшебную страну Рисование» (знакомство с красками и цветом)

Занятие «Волшебные оттенки» (знакомство с оттенками и колоритом)

Занятие «Краски-подружки» (знакомство со свойствами красок)

Октябрь

«Нетрадиционное искусство рисования»

Занятие «Замечательная клякса» (работа в технике кляксография)

Занятие «На далеком севере» (рисование в технике наброск)

Ноябрь

«Мы рисуем. Мир в красках»

Занятие «Рисуем музыку» (рисование гуашью)

Занятие «Сказка о рыбаке и рыбке» (сюжетное рисование гуашью и акварельными красками)

Занятие «Волшебница Радуга» (декоративное рисование по цветоведению)

Блок 2

«Живопись»

Декабрь «Натюрморт»

Занятие «Ах, натюрморт!» (знакомство с натюрмортом)

Занятие «Красивый натюрморт» (предметное рисование)

Занятие «Фруктовая сказка» (рисование с натуры)

Занятие «Зимний натюрморт» (рисование с натуры)

Январь «Пейзаж»

Занятие «О чем рассказывает пейзажная картина» (знакомство с пейзажем)

Занятие «Рисуем пейзаж» (после экскурсии в Государственный Русский музей)

Занятие «Космические просторы» (рисование космического пейзажа)

Февраль «Портрет»

Занятие «Живописный портрет» (знакомство с портретом)

Занятие «Я себя нарисую» (рисование автопортрета)

Занятие «Самая прекрасная мамочка моя» (рисование портрета мамы)

Занятие «Моя семья» (рисование группового портрета)

Блок 3

«Декоративно-прикладное искусство»

Март «Народное творчество»

Занятие «Хороша игрушка расписная» (знакомство с народными промыслами)

Занятие «Хохломская роспись – алых ягод россыпь» (хохломская роспись)

Занятие «Жостовский букет» (жостовская роспись)

Занятие «Нежно-голубое чудо» (гжельская роспись)

Апрель «Декоративное творчество. Дизайн»

Занятие «Путешествие в город мастеров-дизайнеров» (знакомство с декором и дизайном)

Занятие «Тарелка панно» (декоративная аппликация)

Занятие «Сказочные витражи» (декоративное рисование)

Май «Народная игрушка»

Занятие «Глазки голубые, кудри золотые, губки розовые, сама пригожая» (знакомство с русской народной куклой)

Занятие «Дымковская игрушка» (знакомство с дымковской игрушкой)

Занятие «Символ России» (знакомство с русской матрешкой)

Занятие «Тайна богородской игрушки» (знакомство с богородской игрушкой)

Учебно-тематический план (6-7 лет)

Блок 1

«Графика»

Сентябрь «Книжная графика»

Занятие «Кто и как создает рисунки в книгах» (знакомство с книжной графикой)

Занятие «Ах ты, совушка-сова, ты большая голова» (рисование по иллюстрации художника Ю. Васнецова)

Занятие «Создаем иллюстрации к русской сказке» (рисование по русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»)

Октябрь «Выразительные средства графических материалов»

Занятие «Рисуем осенний натюрморт» (работа с пастелью)

Занятие «Пушистые комочки» (рисование штрихами)

Занятие «Осенние эскизы» (рисование углем)

Ноябрь «Изображение человека»

Занятие «Мы разминку начинаем, руки, ноги выпрямляем» (рисование фигуры человека)

Занятие «Балерины» (рисование фигуры человека в движении)

Занятие «Журналы мод» (рисование фигуры человека)

Блок 2

«Скульптура. Лепка. Архитектура»

Декабрь «Знакомство со скульптурой»

Занятие «Мир скульптуры» (знакомство со скульптурой)

Занятие «Мы – скульпторы» (знакомство со скульптурой малых форм)

Занятие «Образ воина-победителя» (знакомство с монументальной скульптурой, знакомство с мемориальной скульптурой)

Январь «Лепка предметов и тематических композиций»

Занятие «Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами…» (предметная лепка)

Занятие «Лепим сказку» (сюжетная лепка)

Занятие «Декоративный орнамент» (лепка декоративной пластины)

Февраль «Архитектурные фантазии»

Занятие «Архитектурные шедевры родного города» (знакомство с искусством зодчества)

Занятие «Церковь – памятник архитектуры» (знакомство с церковной архитектурой)

Занятие «Город будущего» (декорактивная архитектура)

Занятие «Русская изба» (знакомство с деревянным зодчеством)

Блок 3

«Композиция»

Март «жанровая живопись»

Занятие «О чем рассказывает жанровая живопись» (знакомство с жанровой живописью)

Занятие «Что может быть семьи дороже?» (бытовой жанр, сюжетное рисование)

Занятие «Сражение» (знакомство с батальным жанром)

Апрель «Сказочная композиция»

Занятие «Аленушка» (знакомство со сказочно-былинной живописью)

Занятие «У Лукоморья дуб зеленый…» (сюжетно-сказочная композиция)

Занятие «Баба Яга» (рисование сюжетно-сказочной композиции, героя)

Май «Мир вокруг нас. О чем и как говорит искусство»

Занятие «Медвежата в чаще жили» (рельефная лепка)

Занятие «Натюрморт из тюльпанов» (рисование натюрморта с натуры)

Занятие «Майское утро» (рисование пейзажа)


3.Организационный раздел Программы.
Материалы и оборудование
Художественные материалы


  • Цветные и простые карандаши

  • Фломастеры, маркеры, тушь, гелиевые ручки

  • Пастельные мелки, уголь, сангина

  • Палитры

  • Ластики

  • Краски: акварель, гуашь

  • Картон, цветная бумага, папиросная бумага

  • Матерчатые и бумажные салфетки, клеенки

  • Кисти (большие и маленькие, тонкие и толстые)

  • Банки, стаканчики для воды

  • Бумага: для акварели, для пастели, белая, цветная, тонированная

  • Лепной материал: пластилин, глина, соленое тесто, мастика

  • Дощечки, стеки

  • Объемные заготовки для росписи народных игрушек (болванки из дерева, глины, гипса)

  • Клей-карандаш, клей ПВА

  • Ножницы

Скульптурные материалы

  • Скульптуры малых форм

  • Статуэтки

  • Бюсты

  • Демонстрационные поворотные станки

  • Альбомы с изображениями монументальной и мемориальной скульптуры

  • Фотоматериал (скульптуры Государственного Русского музея)

Иллюстративные материалы

  • Репродукции картин: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись, графика

  • Репродукции картин из коллекции Государственного Русского музея (по темам экскурсии)

  • Иллюстрации к книгам

Демонстрационные материалы

  • Материал для ознакомления детей с цветоведением

  • Карточки для знакомства с теплыми и холодными цветами и оттенками

  • Цветовой круг (для знакомства с основными цветами)

  • Комплект карточек со схематическим изображением человека в разных позах

  • Технологическая карта изготовления тряпичной куклы

  • Алгоритм изготовления матрешки

  • Силуэты деревьев, животных для показа детям вариативных образов

  • Таблицы с вариантами орнаментов, с элементами штриха для приема штрихографии, с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами народного промысла (дымка, гжель, городец, жостово, хохлома)

  • Архитектурные макеты домов и построек

  • Муляжи (грибы, фрукты, овощи)

  • Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые полотенца, расписные доски, образцы народных игрушек, гжельская посуда, предметы с городецкой росписью, жостовские подносы, хохломская посуда, керамические предметы)


Список литературы

«Детство», примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

«Русский музей детям. Беседы об изобразительном искусстве», Н.Д. Соколова

«В мир прекрасного (программа художественно-эстетического воспитания в детском саду)», С.Г. Маслова

«Какого цвета радуга?», Е.О. Каменева

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки», И.А. Лыкова

«Цвет в детском изобразительном творчестве», Т.С. Комарова, А.В. Размыслова

«Знакомимся с пейзажной живописью», Н.А. Курочкина

«Знакомимся с жанровой живописью», Н.А. Курочкина

«Знакомимся с портретом», Н.А, Курочкина

«Знакомимся с натюрмортом», Н.А. Курочкина

«Знакомимся со сказочно-былинной живописью», Н.А. Курочкина

«Нетрадиционное рисование как креативная здоровьесберегающая технология в МДОУ», Н.Н.Леонова

«Искусство и дети», В.Н.Полунина

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Г.С. Швайко

«Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников», Н.Н. Леонова

«Детское творчество и эстетическое отношение», Н.Н. Леонова

«Беседы о русской скульптуре», Т.Ф. Попова

«Что такое искусство?: о том, как изображают мир живописец, график, скульптор», В.В. Алексеева

«Азбука в картинках», А.Н. Бенуа

«Композиция в живописи» Н.Н. Волков

«Цвет в живописи» Н.Н. Волков

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconАнкета для родителей «Ребёнок в изобразительной деятельности»
Значимость художественного творчества для развития дошкольника старшего дошкольного возраста

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconМетодические рекомендации Составитель: Маркова Г. П. воспитатель...
Картотека летних спортивных игр для детей старшего дошкольного возраста

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconПояснительная записка возрастные особенности детей старшего дошкольного...
Вариативная часть рабочей программы (формируемая участниками образовательного процесса) по познавательному развитию «Воспитание патриотических...

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconПояснительная записка возрастные особенности детей старшего дошкольного...
Вариативная часть рабочей программы (формируемая участниками образовательного процесса) по познавательному развитию Воспитание патриотических...

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) icon«развитие интеллектуальных качеств у детей старшего дошкольного возраста...
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает...

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconДеятельности
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconПроекта: Системно-деятельностный подход к проектированию и реализации...
Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации...

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconТематический план занятий для воспитанников старшего дошкольного...
Проект «Маленькими шагами к культуре г. Иркутска» направлен на создание эффективной системы работы по воспитанию нравственно-патриотических...

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconТворческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего...
Данный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический...

Приказ от 28. 08 2014г №18 рабочая программма педагога лополнительного образования по изобразительной деятельности (для детей старшего дошкольного возраста) iconЛитература
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную