Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства


страница1/3
lit.na5bal.ru > Культура > Анализ
  1   2   3
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014/2015 уч. год)

Номинация: Проектная и творческая деятельность учащихся/ Социология. Философия и политология

Название работы: ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Автор: Бычкова Светлана, Морозова Елизавета, ГБОУ СПО «КТК»

Руководитель: Сачиян К.А.

16 ноября 1995г. ООН приняла «Декларацию принципов толерантности» - основополагающий международный документ, в котором провозглашаются принципы человеческого единения в современном мире и указаны пути их реализации. Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

В Декларации «Тысячелетие» («Millenium»), принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей ХХIв. В нашей стране несколько лет назад была принята государственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

«Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу», - считает Д.А.Медведев.

Президент Росси В.В.Путин в предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» особо подчеркнул особенности формирования российского менталитета, ее межэтническую толерантность.

Анализ научной и учебно-методической литературы свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме толерантного воспитания молодежи: разработан общетеоретический фундамент. В психологическом плане, по мнению А.Г.Асмолова, лингвистический анализ термина дает основание считать наиболее емким понимание толерантности как устойчивости к разного рода конфликтам, а также предупреждает от сведения её к терпимости. [1]

Особое внимание в последние годы в связи с напряженными межэтническими отношениями проблемы национальной и межэтнической терпимости отражены в публикациях А.М.Кондакова, Н.М.Макарова, Г.У.Солдатовой.

Значительный вклад в реализацию методики формирования толерантного сознания в процессе обучения внесли Л.Н.Алексашкина, А.Т.Кинкулькин, Г.В.Клокова, П.В.Степанов и другие.

Однако, как отмечает Б.С.Гершунский, приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии, образовании, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике.

Именно сфера образования, на наш взгляд, имеет непосредственное отношение к таким нравственно-мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. [2]

Логика рассматриваемой проблемы настоятельно выдвигает задачу обозначить широкий спектр факторов и условий, раскрывающих неповторимый и своеобразный колорит этнокультурной общности Российского государства, особенности национального сознания россиян.

Во-первых, важнейшими факторами становления и развития российской государственности являлись особенности географического положения и природно-климатических условий.

Во-вторых, определяющую роль в формировании политических традиций в России сыграла поликонфессиональность и полиэтничность народов, населяющих бескрайние просторы страны, что, на наш взгляд, определило характерные особенности социально-политической организации общества и оказало влияние на формирование национального характера россиян, менталитета, что, в конечном итоге, определило уникальную самобытность многонациональной русской культуры, отсутствие проявлений крайних форм шовинизма и национализма.

В третьих, на становление российской государственности повлияли обширные и малозаселенные пространства Восточно-Европейской равнины, отсутствие естественных природных рубежей, что, с одной стороны, сближало на ранней стадии образования древней Руси многочисленные племена, принадлежащие к разным языковым культурам, способствовали интенсивной трудовой деятельности, а, с другой стороны, в силу своего геополитического положения, Россия явилась той территорией, по которой проходили волны миграций и постоянные военные вторжения, что обусловило особую роль государства по защите своего Отечества и территорий, населенных разными народами.

Кроме того, огромное влияние на судьбы нашего Отечества оказывала постоянная колонизация обширных незаселенных территорий. Происходило становление уникального конгломерата народов и культур, чьи исторические судьбы оказались теснейшим образом связаны и переплетены с судьбой России в целом, что позволяет нам более подробно осветить данные положения.

Россия, являясь евразийской державой, в которой переплелись традиции и обычаи Востока и Запада, воплощает в себе некую модель микромира, в которой воплотился неповторимый феномен общерусской культуры, переплавивший традиции разных народов и цивилизаций.

Согласно современным представлениям славянские племена, ставшие основой Руси, к VIII веку расселились на землях, простирающихся от нижнего течения Днепра до Ладожского озера. Ко времени прихода славян северную часть этой территории населяли финно-угорские племена, срединную –балтские, южную – тюркские и иранские. Однако нет сведений о значительно острых конфликтах между пришедшими славянами и этими племенами, что может иметь основательное «экономическое» объяснение. Славяне были земледельцами и скотоводами. Финно-угры и балты занимались преимущественно охотой и рыболовством, а тюрки и иранцы – кочевым скотоводством. И несовпадение жизненно необходимых «экономических» интересов во многом исключало возможные столкновения разных племен. Чрезвычайно важно учесть при изучении проблемы воспитания межэтнической толерантности студентов, что государственность на Руси, складывающаяся на этой территории, с самого начала была и воспринималась её создателями как многонациональная или, точнее, многоэтническая. В знаменитом летописном тексте о «призвании варягов» утверждается: «862 год… Сказали Руси чудь, словене, кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а власти в ней нет. Приходите княжить и володеть нами.». Сообщение летописца ясно выражает мысль о том, что его страна по самой своей сути – страна многонациональная, и различные племена и народности совместно действуют в её истории.

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на все её развитие. Религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран) – источники мудрости и доброты. Ярким примером цельности культуры, проникнутой единым религиозным смыслом, может служить культура Древней Руси, ценности которой были общими для всех социальных групп. Церковь играла важную роль в распространении грамотности: вспомним, что создателями славянской письменности были священнослужители Кирилл и Мефодий. Храмы являлись не только местом богослужения, но и замечательными историко-литературными памятниками, во многих соборах были библиотеки, велось летописание. Церкви осуществляли милосердную и благотворительную деятельность, помогая больным, инвалидам, малоимущим, нищим.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Как образно отметил писатель Анатолий Приставкин: «Нет плохих народов, есть плохие люди».

Нам кажется, что один из путей противостояния всему негативному – это нравственное развитие общества. Именно гуманность, человеколюбие, терпимость помогут людям эффективно общаться, проявлять заботу и внимание, прощая обиды и радуясь успехам друг друга. Терпимость, уважение людей друг к другу способны нейтрализовать эгоистичные черты личности, проявление зависти, жестокости, ненависти. Толерантность – это высшее проявление нравственности. Нравственные качества не даются человеку от природы. Они складываются по мере его взросления – через многие огорчения и переживания, слезы и разочарования. Великий русский писатель Л.Н.Толстой дает следующий совет: «самый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – кто живет чужими мыслями и своими чувствами». Значит, любовь в первую очередь связана с умением сострадать и сорадоваться, сочувствовать и сопереживать, откликаться на чувство другого и держать свою душу открытой. Настоящий человек никогда не сможет пройти мимо чужого горя, беды и проблем. Если не можешь принять чужого горя, значит, сам себя обидел. Помогая другим, мы, прежде всего, помогаем самим себе, как бы еще выше подняться на ступень нравственности, оберегая себя от черствости и безразличия.

Пропустив через свое сердце боль другого, протягивая ему руку помощи, человек излечивается от собственной боли, и его собственные страдания и несчастья не кажутся такими страшными и непреодолимыми.

Широкие возможности для исследования проблем толерантности как нравственной ценности открываются при ознакомлении с материалом об образовании и развитии Древнерусского государства.

Изучая исторический материал о призвании варягов на Русь, мы видим толерантность как последних к славянам, так и местного населения к пришельцам. Имевшиеся противоречия между варягами и новгородцами имели место не столько в этническом плане, сколько в социальном конфликте между варягами – профессиональными воинами и гражданским населением. Сегодня, очевидно, что Древнерусское государство возникло в результате не только уже имеющихся экономических и социальных предпосылок, но и в условиях терпимости и доброжелательности к своим соседям, что являлось немаловажным фактом. Наиболее яркими приметами толерантности могут служить описания исторических событий, демонстрирующих жестокость и нетерпимость. Так, в 945г. Произошло восстание древлян против князя Игоря, который пошел за сбором второй дани, но был убит. Княгиня Ольга жестоко мстила древлянам за смерть мужа. Изощренная месть княжны Ольги – наглядная иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву.

Однако дальнейшие события показали необходимость компромисса, и мудрость княжны Ольги проявилась в том, что она сделала для себя вывод и частично отказалась от практики полюдья, ввела «уроки» и «погосты», т.е. установила размер дани и определила ее пункты.

Известные исторические источники свидетельствуют о том, что испокон веков в России традиционным являлось всем миром защищать убогих и сирот. Уже во времена древней Руси забота о сиротах возлагалась на князей и церковь, сводилась к подаче милостыни и кормлению, и рассматривалось как «богоугодное дело». Так, князь Владимир (996г.) своим указом возложил заботу за сиротами на духовенство, но в то же время и сам заботился о них, раздавая «великую милостыню».

Принятие христианства в 998г. коренным образом изменило международное положение Руси, которая теперь вошла на равных в семью европейских христианских народов, что проявлялось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья ХI-XIIв.в. с королевскими домами Европы.

Истоки толерантности исходят из матримониальных связей русской княжеской династии. Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского Короля - Ингигерд, его дочери были замужем: Анастасия – за венгерским королем Андреем, Елизавета – за норвежским королем Харальдом, а после его смерти – за датским Свейном, Анна – за королем Франции Генрихом I. Всеволод Ярославович был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир – на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда. Женой Мечислава Владимировича была дочь шведского короля Христина. Сын великого князя Андрея Боголюбского Георгий был женат на известной грузинской царице Тамаре. Князь Иван I I I был женат на племяннице последненго византийского императора Константина Палеолога Софье.

Дальнейшее развитие проблемы толерантности продолжается при ознакомлении с внутренней политикой Древнерусского государства в ХI –ХIIв.в.

После смерти князя Владимира в 1015г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Туровский князь Святополк захватил Киевский престол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и Святослава (двое первых были впоследствии канонизированы и стали первыми русскими святыми).

Образы Бориса и Глеба, их жизнь являлась проявлением терпимости. И хотя на Руси продолжалась междоусобная борьба, но причина такого самоограничения была боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

Развивая тему толерантности необходимо акцентировать внимание на первом письменном законодательном документе ХI в. «Русской Правде», содержащей 17 статей, которые ограничивали кровную месть кругом ближайших родственников.

Толерантностью пронизаны «Поучения Владимира Мономаха своим детям, в которых великий князь размышляет о смысле жизни и об отношениях между людьми. Владимир Мономах характеризуется как человек трудолюбивый, справедливый, и милосердный. …«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» …«куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного». Владимир Мономах осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха»). Особенность и значение «Устава» в том, что он значительно облегчил положение бедных людей, многие непосильные долги были ликвидированы. Есть в Уставе специальное указание о защите малолетних детей и достоинства женщины.

Обращение к источникам и документам («Русская Правда», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет») позволяет студентам эмоционально почувствовать и поразмышлять о событиях, сформулировать свое личностное отношение и определить позицию.

Так, «Слово Даниила Заточника» отражает общественное мнение передовых людейтого времени.

С большой художественной силой и выразительностью Даниил говорит: «Каким должен быть идеальный князь – правитель земли и справедливый отец своих подданых. Такой… князь… щедр и заботлив у людям. Он должен из согревать, как солнце, и питать от щедрот своих. Как весна украшает землю цветами, так и князь должен украшать себя милостынями…»

Дипломатическая политика Александра Невского, Ивана Калиты позволила спасти Русь от новых погромов и консолидировать силы для окончательного разгрома Золотой Орды в 1480 г.

Истоки толерантности формировались и развивались в процессе рождения многонационального Российского государства. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь – столицу Византийской империи. Отношения с Византией и другими странами явились отражением дипломатической и этнической толерантности внешней политики Руси. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. Княгиня Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

При великом князе Иване III – фактическим создателем Московского государства – возвышается авторитет страны на международной арене. Князь Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога, Софье. Дипломатические отношения с Россией ищут священная Римская империя, Венгрия, Дания. Взоры Российского государства обращены и к Кавказу. Интересно отметить, что еще в XV в. в форме путевого дневника тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свои путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconМетодическая разработка урока по теме: «Альтруизм и эгоизм»
Цель: формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconТест 1 Отрасли российского права: основные понятия и нормы Отрасль...
Отрасль российского права, регулирующая федеративное устройство государства, гражданство РФ и пр

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconПрограмма дополнительного образования «Добрый мир. Православная культура»
Как сохранить нравственные ценности жизни и возможно ли их сохранение? Есть ли культурный источник, сохраняющий неизменными нравственные...

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconСтатья «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках...
Как сказано в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, образование определяет положение государства...

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconПрограмма по курсу «теория государства и права»
Связь теории государства и права с философией, политической экономией, политологией. Теория государства и права и история государства...

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconУроки толерантности Тема. "Урок толерантности"
...

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconРазработка урока литературы на тему: «Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»
...

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconМетодические рекомендации для образовательных учреждений по проведению...
Основы формирования толерантности к людям с ограниченными возможностями в современном обществе: социально-психологические, политические...

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconДипломная работа Тема: Театр и карнавал в романе Л. Н. Толстого
Театр и карнавал как феномен культуры и как язык искусства

Феномен толерантности как нравственной ценности многонационального российского государства iconДуховно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках...
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является приоритетной задачей современной государственной...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную