Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования


lit.na5bal.ru > Культура > Документы


Народный календарь аборигенов Севера как зеркало хозяйственно-культурной деятельности этноса

Пандо О.Н.учитель родного (хантыйского) языка

МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования

На обширной территории Ямало-Ненецкого Автономного округа проживают представители самых разных национальностей. К коренным малочисленным народам данного региона относят ненцев, ханты и селькупов. На протяжении нескольких веков эти народы соприкасались, и их соседство не осталось бесследным. Они имеют много общего в истории, в культуре, образе жизни.

Общее и оригинальное, неповторимое в культуре разных малочисленных этносов ЯНАО наглядно проявилось во многих явлениях, в том числе и в таком виде народной культуры, как народный календарь. Однако культура аборигенов настолько многообразна, богата и собственным достоянием и различными заимствованиями, что в ней можно отыскать всё. Рассматривая календари указанных народов, которые являются важным свидетельством историко-культурной деятельности, мы видим, что месяцы у них имеют специфические названия, нередко даже несколько наименований, в зависимости от погодных условий, природных явлений и хозяйственной деятельности. В основу каждого народного календаря положен принцип хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность зависит от самого занятия и условий проживания. Все эти народы занимаются оленеводством, охотой и рыболовством, что нашло отражение в их народных календарях.

Изучение народных названий календарей аборигенных народов ЯНАО помогает лучше увидеть своеобразие хозяйственной деятельности каждого народа, главное и наиболее характерные занятия каждого народа, исходя из традиций и особенностей местности проживающих народов, той или иной его группы.

Изучение названий календарных периодов разных сопредельных народов позволяют проследить взаимовлияние языков народов, что, в свою очередь ,позволяет в учебном процессе с учащимися показать взаимодействие языков в жизни.

У ненцев — наиболее многочисленного коренного народа, занятого разведением крупных стад северного оленя — сложились очень тесные связи с этим животным, и в календаре это прослеживается. Например, октябрь-месяц случки оленей, февраль-месяц, когда у самцов оленей падают рога, март-месяц массового отёла оленей.

У ненцев издавна существовало понятие год (по), месяц (иры). Календарный год разбивался на два: один охватывал зимний период, другой - летний. Это не исключало таких понятий, и соответствующих им терминов, как зима (сыра: это слова обозначает снег), весна (нара - ранняя, до ледохода; януй, юнуй - поздняя), лето (та’), осень (нэре). Ненцы вели счет времени по лунным циклам и состоянию солнца. В их календаре содержится 13 месяцев, из которых 12 постоянных и 1 «високосный», добавляемый раз в несколько лет для выравнивания лунного и солнечного времяисчисления. Каждый месяц начинался с новолуния. Продолжительность месяца не соответствует установленному количеству дней, принятому в современном календаре. Она исчисляется четырьмя семидневками лунного месяца, т.е. протяженностью периода рождающегося и убывающего месяца.

Началом календарного года считалось начало зимы. «Носиндалва» - «Месяц песцового промысла» (первый месяц нового года). Это время массовой охоты жителей тундры на песца и других видов, пушных зверей. «Носиндалва» охватывает время с ноября до середины декабря. Кочующие ненцы обычно охотились 30-40 дней. Такой установленный срок охоты на полевую пушнину исключал всякого рода браконьерство, расточительство в природе. Охота за пределами сезона «Носиндалва», когда мех становился некачественным, расценивалась как браконьерство.

В период «Носиндалва» опытные жители тундры не только охотятся, но и обучают мастерству молодых. В том числе, как ставить капканы, приучать к упряжке оленей, наезживать полозья новых нарт.

В период «Носиндалва» женщина может поехать в гости к родственникам повидаться и узнать новости своей прежней семьи. В конце ноября начинались сборы - приготовления к перекочевкам за Обь в тайгу, чтобы спасти оленей от сильных морозов и ветра, обеспечить кормом в холодное зимнее время.

В хлопотах незаметно пролетало начало зимы и наступал месяц «Нюдя пэвдей» - «Месяц малой темноты» - декабрь. Это месяц, когда целые караваны нарт отправлялись за Обь.

Разобрав, умело и быстро чумы, перевязав укрытые нюками нарты с бытовыми принадлежностями, уложив в специальные нарты шесты и надежно их закрепив, аргиши трогаются в путь. Время кочевки выбрано не случайно: прочно установившийся ледостав на реке и наступившие холода заставляют жителей тундры заблаговременно перейти в зимние чумы и сменить осеннюю одежду. Ненцы прекрасно ориентируются на просторах тундры. Кроме того, в пути, на помощь им всегда приходили верные ориентиры - отблеск солнечного света и луна, звездное «море» чистого неба и сполохи северного сияния, сугробы, образованные последним направлением ветра, и другие незаметные постороннему глазу приметы на земле. Конечно, не последнюю помощь оказывает многовековый опыт, выучка оленевода и правильная дрессировка передового оленя в упряжке.

Многовековый опыт оленеводов показывает, что в период «малой темноты» олени как бы помогают хозяевам. Они стараются быть ближе к чумам, людям. Хозяева тоже очень внимательны и заботливы с ними.

«Нарка пэвдей» - «Месяц большой темноты». Он охватывает часть декабря и января. Это самый студеный месяц в году. День для людей тундры начинался рано в пять-шесть часов утра, как только созвездие Большой Медведицы поднималось над левым шестом входного отверстия. Чтобы точно определять время, жилище всегда ставилось выходом в сторону восхода солнца. Заканчивался день в 8-9 часов вечера.

После завтрака, упаковав вещи и собрав чум, нередко перебирались на новую стоянку. Чем больше у хозяина было стадо оленей, тем непродолжительнее он жил на одном месте, так как олени нуждались в новых пастбищах.

Те, кто перекочевывает в таежную зону Ямала, встречал «Месяц большой темноты» в уютной ягельной тайге. Здесь олени могли укрыться от холодного ветра, животным было проще добывать под снегом ягель. Находясь в тайге, тундровики приобретали возможность, запастись строительным материалом для изготовления нарт, хореев, шестов для каркаса чума и т.д. Белоствольные березы не скупились на чагу, из которой до сих пор готовят гигиенический чайный препарат. Вековые ели манили детей и взрослых запахом ароматной серы - смолы, которая всегда служила целительным лекарством от зубных и желудочных болей. Дары леса людьми тундры и тайги во все времена высоко ценились как незаменимый материал в быту и как бесценные предметы для одаривания самых лучших друзей, гостей, расплата за добрые услуги людей. Они могли служить предметами обмена на одежду, оленей, кожи морских зверей для упряжки и так далее.

«Месяц большой темноты» традиционно был временем относительного затишья хозяйственной деятельности, сезоном гостеваний, торгов, сказок.

Затем наступал «Месяц орла» - «Лимбя иры» (февраль). В это время солнце в тайге начинало возвышаться как орел над верхушками высоких деревьев. А в тундре оно поднималось на длину вертикально поставленного хорея. Этот месяц узнавали и по другим приметам. Днем и ночью дул ветер, мягкий и нежный, как пух орла. Олени расставались со своими старыми рогами, на их месте образовались наросты «яра». И как только вместо них появлялись молодые рога, - зима заканчивалась.

Приходит месяц «Яра иры» - «Месяц выпадения оснований старых рогов и появления молодых мора-пантов» (март). Его еще называют «месяцем поворота года». Ведь природа просыпается, в жизни людей, животных также происходят перемены. Оленеводы со стадами начинают традиционный для этого времени путь на север, передвигаясь небольшими перегонами в 10-15 километров.

Из леса и лесотундры ненцы увозят полные нарты заготовленных за зиму драгоценных даров тайги: деревянный строительный материал; бересту, из стружек которой северяне делают «варав», похожую на вату; «нявэй» - гигиенический порошок из трухлявой древесины для чистки обуви, меховых изделий и других необходимые в обиходе предметы.

Благодаря теплой погоде люди больше времени проводят на свежем воздухе. Усталость, хворь покидает пожилых людей, а детским забавам нет конца.

Мужчины и женщины врачуют оленей витаминизированным ягельным отваром. Особенно он хорошо действует на заживление ран, нанесенных волками, которые в это время года весьма агрессивны и часто нападают на стадо. Короткое свободное время пастухи используют, чтобы починить нарты, хореи, изготовить новые шесты для чумов.

Вслед за мартом приходит апрель - «Сие ниць» - «Месяц ложного отела». Ненцы торопятся к привычным для них весенним стоянкам. Необходимо успеть перебраться через могучую Обь, пока не начал трескаться лед. В это время еще не положено рождаться телятам. Их преждевременное рождение может закончиться гибелью в пурге или измождением в ходе напряженных весенних кочевок. И нередко первый олененок, рожденный в тайге или за Обью, погибает, если не сумеет твердо встать на ноги по истечении суток. Но, как говорят опытные оленеводы, дитя сильной и молодой важенки выживет.

Рождение первого олененка - это удивительное явление и торжество в семьях, оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивленными глазами смотрят на него, норовят его понюхать, задеть рогами, копытами. Мать всячески оберегает олененка и даже вступит в поединок с сильным оленем, если ему грозит опасность.

Накануне месяца мая «Ты ниць’» - «Месяца массового отела» оленеводы достигают родной тундры.

Май - трудный месяц для оленеводов, готовятся к нему заранее. Еще в апреле пастухи начинают носить очки, чтобы уберечь глаза от заболеваний, связанных с ярким солнцем, блеском снега, ветром. Опытные оленеводы обязательно устроят длительный отдых собакам: во время отела четвероногие вместе с людьми неделями без сна и отдыха будут охранять маленьких телят. Период отела оленей длится двадцать-тридцать дней. В хорошую погоду отел обычно проходит спокойно, но хорошая погода балует не всегда: нередко новорожденных телят губят морозы, снегопады, сильные ветры.

В больших стадах за сутки рождается по 20-40 оленят. Чтобы отел прошел удачно, оленеводу необходимо правильно выбрать место для выпаса важенок, прежде всего, оно должно быть защищено от ветра и иметь невысокий снежный покров. Однако выбрать сегодня место не просто: олени лишились многих пастбищ из-за вторжения в тундру цивилизации.

«Ты’ ниць», при всех сложностях работ и множестве забот об оленях, является радостным периодом в жизни тундровиков. Другое название этого месяца - «Хохорей’ иры» - «Месяц прилета первых лебедей». За лебедями начинают прилетать на Север караваны перелетных птиц. Пробуждаясь от зимней спячки, природа прибавляет людям здоровья, поднимает настроение.

В этом коротком сезоне работы хватает всем. Мужчины заканчивают недоделки на новых нартах, снимают последнюю стружку с хореев и досок-пола для чума. Женщины готовят к лету и будущей зиме покрышки чумов и одежду.

Приходит время последнего месяца весны «Мангты’ иры» - «Месяц гнездования птиц», или «Нявды’ иры» - незаконнорожденных оленят (июнь): именно в это время они появляются у годовалых важенок. Нередко непутевые мамаши отказываются от своих малышей, пастухи берут детенышей под свою защиту. К ним отношение особое: таких телят издавна считают даром природы, посланным на счастье. В больших стадах «незаконнорожденных» бывает до 60 штук, а выживает только половина.

Олени в поисках молодой травы расширяют пастбища. Животные набирают вес, восстанавливают силы. А их хозяева получают передышку, чтобы заняться рыбной ловлей, заготовкой жира, вяленой рыбы.

Дети и взрослые отправляются также на поиск птичьих гнезд. Яйца мелкой дичи ненцы никогда не употребляли в пищу, а из гнезд перелетных, по народной традиции, все яйца не берут, чтобы не оставить семью пернатых без потомства.

Есть работы, которые ненцы выполняют только в июне. Прежде всего, это тщательное просушивание и подновление зимних вещей. Благодаря сухому ветру, сильному испарению, отсутствию насекомых вещи проходят на солнце и воздухе своеобразную стерилизацию.

А потом зимнее имущество и непортящиеся продукты (рыбный и олений жир, сухари, вяленую рыбу) упаковывают в нарты, которые играют роль своеобразного склада. Для него выбирается высокое место, открытое ветрам. Последний узел веревок из оленьих сухожилий завязывается обычно уже под пронзительное жужжание первых комаров. По углам склада просовывают ветки багульника, отпугивающего насекомых.

Первое жужжание насекомых знаменует начало июля - «Ненянг’ иры» - «Комариного месяца». Этот период календарного года является крайне опасным, трудным и ответственным для всех. Маленькое на вид существо - комар может причинить жестокие страдания. Оленеводам приходится объединять свои стада, чтобы они, спасаясь от комаров, не разбегались по тундре, а кружили на одном месте. И взрослые, и дети стараются помочь животным: головы оленей намазывают рыбьим или тюленьим жиром, разжигают костры-дымокуры, которые отгоняют комариные стаи и дают хотя бы короткий отдых животным.

С целью спасения от комаров стада, поближе, перегоняют к морю. Чем дальше от лесов, тем становится прохладней, и комары начинают исчезать. Вот почему открытая тундра не менее нужна для оленеводства, чем лес зимой для спасения оленей от метелей, бушующих в тундре.

Но в конце июля наступает время, когда примерно неделю дует ветер, спасающий и животных, и людей от кровососущих. Олени успокаиваются, значительно прибавляют в весе, успевают частично поменять шерсть.

Но вскоре наступает август «Пилю’ иры» - «Месяц оводов». Его приход совпадает с теплыми днями. Стоят долгие последние и светлые дни года: рано по утрам вместе с зарей встают хозяйки стойбища и принимаются за обработку-выделку шкур, берутся за шитье одежды и обуви для зимы. В этом казалось бы, обыденном деле множество тонкостей: и просушивание шкур дымом, солнцем, ветром; и пропитывание выделанной шкуры соками желудка оленя; и еще разные другие хитрости выделки меховых изделий. К тому же женщины помогают оленеводам в поимке оленей, разделывании туш, собирают морошку и другие ягоды, обрабатывают рыбу.

Главный враг оленей в это время - оводы. С наступлением полнолуния в августе месяце животные успевают полностью вылинять - снять со шкуры прошлогодние ворсинки. На гладкой, низкой шерсти оленя хорошо виден овод, пытающийся отложить свои личинки на спине животных. Взрослые и дети быстро и ловко отгоняют насекомых, ловят и уничтожают их, если это удается. Ведь боль от укусов овода ощущается и зимой; личинки насекомых оставляют в шкуре животных раны, которые долго не заживают.

Именно в этот период олени часто болеют. Из-за температурных перепадов поражаются сердце и легкие, в результате неосторожного бега и ранения ног животные нередко заболевают копыткой. Для вспышки последней в настоящее время в тундре есть все «условия»: по всей тундре можно встретить обломки металла, битого стекла и консервные банки. Но оводы пропадают вместе с первыми случайными заморозками, заставляющий сморщиться морошку, сникнуть траву. В конце августа в тундре появляется еще один злейший враг человека - мошкара. Мошка держится долго, до первых настоящих заморозков, так как она всегда может спрятаться в теплой щели: под веками глаз, между пальцами рук, копыт животных, когтями зверей, перьями птиц.

Наконец наступают сильные заморозки, предвестники первого снега - начала зимы. Теперь оленям становится спокойно и просторно в тундре. Перелетные птицы собираются большими стаями, начинают покидать обжитые места.

Наступает «Вэба’ иры» - «Месяц листопада» (сентябрь). В жизни оленей в конце сентября происходят большие изменения. Будущие отцы-быки-хоры, а также нетельные важенки снимают кожицу с рогов - и они кажутся красными букетами распустившихся цветов. Мирную жизнь стада нередко нарушают драки взрослых оленей. Они мерятся силами, как бы подсказывая хозяевам, что близится брачный период. Олени в это время могут страдать от сырой погоды, и у них нередко появляются «головные болезни»: дождь стекает по рогам, мочит голову, от этого темя преет, а при внезапной стуже сильно переохлаждается. Именно теперь ненцы заготавливают оленину на зиму, провяливая её на огне.

Октябрь - «Хор иры», «Месяц любви оленей и добрых надежд людей». Это очень важный момент в жизни животных, потому, что у них наступает брачный период. Пастухи проявляют максимальную осторожность по отношению к оленям, сдерживают рвение своих собак. Спокойный выпас оленей помогает им набрать вес, не нарушая брачных отношений. При лишнем шуме, неразберихе молодые хоры могут увести далеко в тундру стадо важенок. Чтобы угона не произошло, пастухи должны держать в поле зрения стадо круглосуточно, несмотря на осеннюю темень и непогоду.

В конце месяца брачная кутерьма прекращается, не слышно улетевших на юг птиц. Вся природа одевается в белый саван. Люди тундры меняют летние чумы на зимние, готовятся к охоте на песцов. Ведь на пороге ноябрь «Носиндалва» - «Месяц песцового промысла», месяц с которого начинается новый круг жизни, новый год по ненецкому экологическому календарю.

Следует отметить, что сейчас ненецкие названия месяцев употребляются редко, многие ненцы их не знают, пользуясь русскими. Иногда в обиходе встречаются лишь 12 ненецких названий, соответствующих 12 календарным месяцам, при этом какой-нибудь один из лунных месяцев выпадает (обычно один из весенних).

Каких-либо особых своих праздников, кроме более или менее определенных периодов (но не дней) жертвоприношений, связанных с оленеводством и промыслами, не имелось. В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников, связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):

25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);

23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);

9 мая – Николя яля (начало ледохода);

29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового лова рыбы);

20 июля – Ильин яля (середина лета);

15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);

1 сентября - Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);

Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

Говоря о хантыйском календаре, нужно отметить, что он складывался постепенно, в течение многих столетий, передавался из уст в уста, из поколение в поколение. В нем нашли своё отражение практический опыт хантыйского народа и всевозможные метеорологические наблюдения.

Ханты, именовавшиеся в летописях "рыбоядцами", были по большей части рыболовами. Вся их жизнь протекает в ритме дыхания Оби и её притоков, подчиняясь подъёмам и спадам воды, замерзанию и освобождению рек и озёр ото льда, ходу рыбу и прилёту птиц. Как удачно подметил А.Головнёв слово «йинк» -«вода» в разных календарях разных групп хантов встречается не реже, чем слово «олень» у ненцев. «Месяц вскрытия Оби»- апрель, «месяц половодья», «месяц прилёта гусей и уток»-май, «месяц отметавшего икру осетра», «месяц налима», «месяц щекура»-сентябрь, «месяц вонзя»-июнь, «месяц малых запоров» август, «месяц городьбы малых соров», - вот только некоторые вехи годового хозяйственного цикла народа ханты.

Северо-таежные хозяйства уделяли охоте большее внимание. Не случайно ханты называли: март — айкер тылыщ — «малого наста месяц», апрель — вул кер тылыщ — «месяц большого наста», май — лонт васы тылыщ — «месяц прилета гусей и уток». Пушной промысел включал осеннюю охоту на белку и соболя с ружьем или луком и зимний лов белки, соболя, горностая, лисицы, росомахи, выдры с помощью разнообразных орудий: черканов, сетей, самострелов, капканов, слопцов. В отличие от хозяйств лесотундровой зоны, у северо-таежных ханты, преобладали приемы активной охоты.

Названия осенних и зимних месяцев обдорско-куноватских ханты характеризуют состояние природы: ай таха потты тылыщ — «месяц замерзания малых рек» (октябрь), Ас потты тылыщ — «месяц застывания Оби» (ноябрь), декабрь — ван хатл тылыщ — «коротких дней месяц», январь — лайм морытты тылыщ — «топорище ломающий (холодный) месяц», февраль — роупэн курык тылыщ — «обманного орла месяц». В январе, именуемом еще и ваш поры тылыщ — «месяц приношений городу», северные ханты совершали поездки в Обдорск для положения ясака и на ярмарку.

Летом и в начале осени обские угры, помимо собственных календарей, применяют христианский. У хантов Нижней Оби первым отмечается Петров день 29 июня/12 июля) как «гуление утиных птенцов», а затем Прокопий 8/28 июля)-«день грозы», Ильин день (20июля/2 августа)-«середина лета», Спасов день (1/14 августа)-«снятие кожи с рогов оленями-самцами», Успение (15/28 августа) –«яловые важенки рога чистят», Семенов день (1/14 сентября) – телята чистят рога, «начало гона оленей» или мув поты хатл – «замерзание земли», наконец, Покров (14 октября)- «окончание гона оленей». У хантов Демьянки Семенов день соотносится с «листопадом», Покров- «с застыванием речек». С наступлением зимы времясчисление по христианскому солнцу прекращается.

. Следует заметить, что в разных местах расселения ханты имеются расхождения в названиях данных периодов.

Основными традиционными занятиями селькупов были охота и рыболовство. С конца XVIII века у северных селькупов получило развитие оленеводство, заимствованное у ненцев и эвенков.

Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Развитие в XII-XVI веках западносибирской торговли привело к переорентации селькупского хозяйства на пушной промысел. Нарымское Приобье, как и Тазовские тундры, издавна сливались с изобилием «драгоценного» пушного зверя: соболя, отличавшегося «особенною добротою меха, пушистого и черного», горностая, что «нигде такие добрые и великие не родятся», белки «белоснежного цвета и вдвое больше обыкновенной». В XVII века за зимний промысловый сезон удачливый охотник добывал до 200 соболей и 2000 белок. Главным орудием пушного промысла селькупов был лук со стрелами. Огнестрельное оружие появилось у них только во второй половине XIX века. Селькупский сложный (трехслойный лук) и селькупские лайки («беличьи», «соболиные» и «медвежьи») славились своими добрыми качествами у соседних народов — немцев, ханты, эвенков. Для охоты на пушного зверя использовались стрелы с тупым деревянным или костяным наконечником (томар), оглушавшие зверька, но не портившие его шкурки. Податной оклад с приобских туземцев собирался не с души, а «с лука».

Пушной бум, продолжавшийся до конца XVIII века, привел к истощению пушных богатств Западной Сибири. С сокращением популяции соболя основным объектом охоты селькупов становится белка, определенное значение имела добыча лисицы, выдры, горностая, росомахи; в тазовской тундре - песца. Селькупам было присуще сочетание активных и пассивных приемов охоты. Ранний отстрел белки и соболя при помощи лука или ружья с использованием специально обученных собак начинался в октябре (тяпяччыль ирэт — «месяц белкования») в близлежащих угодьях. В течение ноября-декабря (кипты кони ирэт — «малых морозов месяц», нобыт кокали ирэт — «месяц, когда солнце поднимается над землей на рукавицу», то есть дни становятся короткими) промысел пушного зверя осуществлялся при помощи разнообразных самострелов, давящих ловушек (пастей, кляпцов, плашек, капканов) сетей. В конце декабря — начале января селькупы отправлялись на ярмарку. В январе (кот чонтыль ирэт — «середина зимы месяц» или маркэ кони ирэт — «большой морозный месяц»), феврале (чейлы тыпакал ирэт — «месяц удлиняющихся дней») и марте (лимбы ирэт — «орла месяц») путная охота продолжалась. Обычно охотники, имевшие оленей, уезжали в дальние угодья «большим аргишем» — вместе с семьями. Безоленные уходили на промысел, везя продукты питания и боеприпасы на ручной нарте, и которую впрягали собак. В XVIII — начале XX века доходностью пушнодобычи но многом зависела от наличия транспортных оленей, позволявших осваивать большие промысловые площади и осуществлять ходовой промысел белки и другого пушного зверя.

Тазовские селькупы охотились ни дикого оленя, медведя, водоплавающую птицу и боровую дичь. Водораздел Надыма, Пура и Таза являлся местом скопления таежного оленя. Добывали дикого оленя зимой и весной загоном по глубокому снегу и насту группой из 3—5 охотников. Прилет птиц знаменовал начало летнего года: май у селькупов назывался то: кал'иратэ — «гусиным месяц» или шита тюпса ирэт — «месяц прилета уток» В мае—июне водоплавающую птицу промышляли отстрелом из луков, ружий или используя сети-перевесы. Во второй половине лета проводилась общинная охота на линную птицу загоном. В сентябре, именуемом сангай ирэт — «месяц глухаря», осуществлялась охота на боровую дичь: глухаре и, тетеревов, рябчиков.

Весной со вскрытием рек начинался промысел рыбы. В летний период (ненапыль ирэт — «комариный месяц» (июнь), тангыт чонтыль ирэт — «середины лета месяц», или ютты котты ирэт — «ранних уловов месяц» (июль), маркэ коттэ ирэт — «месяц больших уловов» (август) рыболовство осуществлялось посредством сетей (поккы) и малых неводов (в том числе крапивных), запорных сооружении (кинчи), крючково-остроговых снастей. Во время «большого летнего лова» заготавливали рыбу впрок; солили, квасили с ягодами в ямах, готовили юколу, порсу, рыбий жир. Достаточно продуктивным был и осенний промысел рыбы. Нередко селькупы называли сентябрь по наименованию значимых проходных рыб: квыгр ирэт — «осетра месяц», шид ирэт — «сырка месяц», мендыль ирэт — «чира месяц». С первыми заморозками тазовские селькупы ловили щуку и на¬лима, используя остроги (кэли кос) и деревянные крючки-дорожки (лум'а). В старину крупную рыбу добывали отстреливая из лука. На связанных в пары лодках ночью выезжали на реку, освещая воду светом берестяных факелов, рыба поднималась к нему, а ловцы били со острогой или стрелой. После ледостава и до весны облавливали зимние запоры, оснащенные котцами

Не удивительно, что разнообразие летней деятельности породило обилие различных наименований одного и того же месяца.

Заключение.

Рассматривая, народные календари аборигенов Севера мы находим в них общие и отличительные признаки. Общим для календарей угров и самодийцев является название периода соотносимого с январем, февралем, мартом, месяцем орла: «лимпя иры» (ненецкое)- январь, «лимбя ирэт» (селькупское)- март, «курэк («сывас») тылась» (хантыйское)-февраль. В этом запечатлена одна из древнейших мифологем, согласно которой орел, похищающий или отвоевывающий у зимних духов небесное пространство для света, является провозвестником (женихом) женщины-Солнца. В мифологии ханты орел предстает символом рассветов и чередования дней - лунный месяц делится на четыре семерки дней («лабат»), каждая из которых олицетворяется семью сыновьями Неба, поочередно совершающими вокруг Земли 7 орлиных перелетов.

Селькупский календарь обнаруживает сходство с ненецким, так, как материальная и духовная культура близка к культуре ненцев, что объясняется существованием народов в пределах территории со сходными условиями.

Календарная лексика восточных ханты и южных селькупов отражает системы их жизнеобеспечения, а также природные особенности окружаю-

щей их территории. И названия сезонов, на которые поделен хантыйский или селькупский год, так или иначе отражают характерные черты хозяйственной деятельности или природных особенностей, от которых зависит их жизнедеятельность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что календарная лексика данных народов отражает и их самобытную культуру. Но их особенностью является то, что в них нашли отражение самые важные системы жизнеобеспечения этих народов, природные и климатические особенностей территорий, на которых они проживают.

Таким образом, изучение этнических календарей помогает освоить и закрепить занятия народов Севера. Поразиться образности языка, и в какой- то степени обогатить календари МНС, язык приезжих. Для того, чтобы понимать друг друга, быть толерантными к представителям других соседствующих этносов, надо понимать их основные хозяйственные занятия, которые особенно ярко проявляются в этнических календарях.

В школе особое внимание надо уделять изучению этнических календарей, так как они содержат основные сведения хозяйственной деятельности этноса и культурологические основы языков этноса. Для русскоязычного населения округа изучение постижению этнических календарей позволяет вникнуть в главную суть хозяйственной деятельности этноса и их культуру.

Вместе с тем, как показывает анализ календарей русскоязычного населения в его лексике немало важных обобщающих моментов, больше значительных периодов, в особенностях природы края. Все это помогает расширить возможности языка малочисленных этносов, живущих на той или иной территории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирная география. http://www.wgeo.ru

  2. Головнев А. В. Календарь языческий // URL: http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-10-861.html

  3. История календарей // URL: http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm

4. Калинина Л. И. Материалы по топонимике и языку коренного (хантыйского) населения Васюгана. № 1. Собраны зимой 1956–57 гг. 415 с.

5. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 135 с.

6. www.world-gazetteer.com

7. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1

8. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998

9.Мухачев А.Д.,Харючи Г.П., Южаков А.А. Кочующие через века6 оленеводческая культура и этноэкология тунтровых ненцев. Салехард. Екатеренбург,2010

10. Пелих Г.И.Происхождение селькупов. Томск, 1972

11. Перевалова Е.В. Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в 17-начале 20 вв.Канд.дис.Екатеринбург.

12. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.

13. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.

14. Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е.Тазовские селькупы.С-П,2002

15.Ямал:Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С.

16. Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.2009


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconКонкурса
«Новолисинская школа – интернат среднего (полного) общего образования» в конкурсном движении за 2017 – 2018 учебный год

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconОбщеобразовательное учреждение «новолисимнская школа интернат среднего...
Актуальность и педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconН. Ю. Жукова учитель русского языка и литературы
Согбоу школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconМикротопонимы в произведниях смоленского фольклора скоромная екатерина
...

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconПояснительная записка Рабочие программы среднего (полного) общего...
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней так же учитываются основные идеи...

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconПояснительная записка Рабочие программы среднего (полного) общего...
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней так же учитываются основные идеи...

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconСводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда
Наименование организации: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Новолисинская школа-интернат среднего (полного)...

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconМетодические рекомендации по решению олимпиадных задач. Образцы олимпиадных заданий
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования...

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconРабочая программа по физике среднего (полного) общего образования...
Примерная программа среднего (полного) общего образования базовый уровень. (Министерство образования Российской Федерации «Сборник...

Моши аксарковская школа-интернат среднего(полного) общего образования iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную