Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр


страница1/2
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования Администрации Косинского муниципального района

МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

Литература

11 класс

2014 г.
Соответствует требованиям Согласовано:

государственного образовательного замдиректора по УМР

стандарта Андрова Н.С.______

руководитель ШМО русского

языка и литературы

___________________________

Составитель: учитель русского языка и литературы

Останина Татьяна Николаевна

Рабочая программа на 2014-2015 учебный год по курсу литература для 11 –х классов составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной

Учебник: Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2ч./ Москва, Просвещение,2010

Количество часов - 102
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2010 и учебника «Литература 11 класс», 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Данная рабочая программа, в соответствии базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений, рассчитана на изучение курса литературы в объеме 102 ч/ (из расчета 3 учебных часа в неделю).

На данном курсе характеризуется русская литература рубежа XIX и XX веков. В этом классе повышается роль обзорных тем. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении XX столетия со всем обилием направлений и течений. Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не был бы обозначен круг литературоведческих понятий. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь пользоваться, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

Основные теоретические понятия.

В 11 классе дается картина литературы XX века. Это история современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности, изучение которой предполагает расширение круга теоретических сведений и углубление тех сведений, которые были получены при изучении литературы XIX века, а также их активное применение в процессе анализа художественных произведений. Литературные направления начала века, сложность путей развития послереволюционной русской литературы, освоение литературы русского зарубежья, особенности современного этапа развития русской литературы находят свое отражение в курсе этого класса.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного произведения, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общих представлений об историко-литературном процессе.

  • Овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 11 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа 11 класса включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы, причём она представляет собой линейный курс на историко-литературной основе.

На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе

Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Ожидаемые результаты

К концу 11 класса учащиеся должны знать:

- логику развития историко-литературного процесса в XX веке;

- важнейшие литературные направления XX века;

- биографические сведения об изученных писателях;

- содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

Уметь:

- владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

- определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

- использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

- активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;

- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

Содержание курса «Литература. 11 класс» (102 часа)

Вводный урок. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры.(1ч)

Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы. Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров, «сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников.

Русская литература конца 19 – начала 20 века. Обзор. (1 час) Русская литература конца XIX — начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса. Серебряный век русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей. Поиски и эксперименты, художественные открытия. Литературные манифесты и художественная практика. Особенности литературной жизни. Исторические события (Первая мировая война, революции в России) и их влияние на литературу.

Творчество И.А. Бунина (5 часов) Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».
      Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции.
      Рассказы «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».
      Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие стиля Бунина. Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика. Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов писателя.

Творчество А.И. Куприна (5 часа) Жизнь и творчество (обзор).
      Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.
      Теория литературы. Психологизм. Эпиграф. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении А. И. Куприна. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна. Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Олеся», «Гамбринус».
А.М. Горький (6 часов). Жизнь и творчество. Рассказы «Макар Чудра», «Челкаш». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Особенности стиля. Горький и русская литература XX века.
      Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Горький как публицист и общественный деятель. История создания цикла статей «Несвоевременные мысли». Проблематика и стиль. Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство.
      Развитие речи. Подготовка сообщений о биографии писателя. Подбор фрагментов воспоминаний о писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по теме. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. Сочинение по творчеству М. Горького.

. Русская поэзия конца 19 – начала 20 века(серебряный век) ( 9часов)

Символизм. В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Элементарные слова о символической поэзии» (фрагменты). А. Белый
«Символизм как миропонимание» (фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без возврата», «Невский проспект»). Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского модернизма.
      Теория литературы. Символизм. Модернизм.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). Конспектирование программных статей русских символистов (по выбору).
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано
...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconСогласовано утверждаю
Программа «Робототехника» соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения и...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРабочая программа по русскому языку, 6 класс Учитель
Данная рабочая программа по русскому языку для 6 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРабочая программа по мировой художественной культуре соответствует...
Рабочая программа по мировой художественной культуре соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 8 класса была составлена на основе примерной программы основного общего образования и соответствует...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconПрограмма по химии 9 класс Пояснительная записка Программа по предмету...
Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание рабочей программы соответствует...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconПояснительная записка соответствует требованиям федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРабочая программа Литература 6 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Предполагаемая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта вузовского обследования...

Рабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано: государственного образовательного замдиректора по умр iconРабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному...
Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану, учебному плану мбоу «Рубежинская сош», составлена...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную