Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…»


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
Радецкая ЮлияАнатольевна,

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 11 классе

«Когда мы в Россию вернемся…»

(Чувство Родины в лирике поэтов русской эмиграции)

Цель: познакомить учащихся со стихами поэтов русской эмиграции, выявить преобладающее в них чувство

Задачи урока:



  • познакомить учащихся с именами поэтов-эмигрантов, с их судьбами,

  • закрепить навыки анализа стихотворений на примере анализа стихотворений, посвящённых России,

  • определить особенности чувства Родины в произведениях поэтов-эмигрантов.


Достижение предметных планируемых результатов:

1) в познавательной сфере:
• понимание ключевой проблемы произведений поэтов русской эмиграции

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владение элементами филологического анализа;
• владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
• собственная интерпретация изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух стихотворений поэтов-эмигрантов, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

4) в эстетической сфере:
• эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Достижение метапредметных планируемых результатов:

  • ставить учебные цели и задачи;

  • оценивать правильность выполнения учебных задач;

  • уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;

  • получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

  • использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

  • владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:

  • воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

  • готовность к самообразованию и саморазвитию;

  • обучение навыкам коммуникативной компетентности;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

    Ход урока:

1 –я учебная ситуация

Мы начнем урок с чтения двух стихотворений. Я пока специально утаю от вас имена авторов. Первое стихотворение я прочитаю вам не до конца. И после прочтения прошу подумать, как оно может заканчиваться.

Чтение первого стихотворения.

Расстрел

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею, -
вот-вот сейчас пальнет в меня -
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.
_____________________________________
Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.
Непрочитанной осталась одна строфа.

  • Как вы думаете, о чем в ней может говориться?

Читаем последнюю строфу.

  • Подтвердились ли ваши предположения?

  • Какую роль в раскрытии авторского замысла играет последняя строфа?


Теперь прочитаем второе стихотворение.



Города и годы

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

В страшном каменном Нью-Йорке
Пахнет жёваной резиной,
Испарением асфальта
И дыханием бензина.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург  пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым, добрым сыром.

У Варшавы запах сладкий,
И дразнящий, и несложный,
Запах сахарно-мучнистый,
Марципаново-пирожный.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они всё те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть, что вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Мулимидии

Нега - 1. состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот

2. удовольствие, наслаждение, упоение 

3. нежность, ласка, ласковость




  • Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений? (Это люди, живущие вне России, но очень скучающие по ней, у которых нет возможности туда вернуться… )

  • Можно ли найти что-то общее в данных стихотворениях? Что именно? (оба эти стихотворения о Родине, о чувстве, которое возникает и обостряется вдали от родной земли)


2-я учебная ситуация

Что такое родина для вас? Как вы ее себе представляете? Для того, чтобы визуализировать ваше представление, я попросила вас сделать фотографии, которые иллюстрируют ваше представление о Родине. Давайте представим некоторые из них.

(Устное представление фотографий, сделанных учениками)

Как вам кажется, чем ваше чувство к Родине отличается от того, что мы видели в стихах? Почему? Чем можно объяснить разницу в определении этого чувства?

(Восприятие Родины, чувства к ней отличаются, видимо, потому что мы не ощущали себе вдалеке от родины, она нам близка)

  • Знакомство со словарной статьей (На слайде). (Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984.

Малый академический словарь)

ЭМИГРАЦИЯ

1. Вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по экономическим, политическим или религиозным причинам.
2. Пребывание за пределами отечества вследствие такого переселения.

Дайте устное определение слову «эмигрант».

ЭМИГРАНТ -

Формулировка цели урока

Цель урока: познакомиться со стихами поэтов русской эмиграции, выявить преобладающее в них чувство

Запишем тему урока: Чувство Родины в лирике поэтов русской эмиграции. Но перед записью темы оставьте, пожалуйста, строчку. Позже мы попробуем дать название нашему уроку.

3 –я учебная ситуация

Я хотела бы познакомить вас с произведениями двух писателей – эмигрантов, покинувших Родину после 1917 года. Тогда, после революции Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин и многие другие.

Жизнь в эмиграции была разнородной, непростой, жестокой. Но оглядываясь на Россию, что думали о ней писатели, поэты, композиторы, покинувшие Родину?
4-я учебная ситуация

Фотография и краткая справка на слайде.

Дон Аминадо (настоящее имя Аминодав Пейсахович Шполянский; 1888 — 1957) — русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат. Дон-Аминадо родился и вырос в Елисаветграде (Херсонская губерния), учился юриспруденции, по завершении высшего образования поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале «Сатирикон»).

Будучи солдатом во время Первой мировой войны, Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу патриотико-лирических стихотворений «Песни войны» Встретил февральскую революцию 1917 года пьесой в стихах «Весна Семнадцатого года», однако, не принял октябрьский переворот большевиков. В 1918 он уехал в Киев, сотрудничал там с газетами. В январе 1920 года эмигрировал через Константинополь в Париж. Расцвет его литературного творчества приходится на двадцатые--тридцатые годы.


Чтение стихотворения

Дон-Аминадо

Бабье лето



Нет даже слова такого
В толстых чужих словарях.
Август. Ущерб. Увяданье.
Милый, единственный прах.

Русское лето в России.
Запахи пыльной травы.
Небо какой-то старинной,
Тёмной, густой синевы.

Утро. Пастушья жалейка.
Поздний и горький волчец.
Эх, если б узкоколейка
Шла из Парижа в Елец...

Комментарии к стихотворению

Бабье лето — бархатный сезон средней полосы России, период по-летнему тёплой  и сухой погоды в преддверии холодов, обычно конец августа – начало сентября (с Успения или с Семенова дня до Воздвиженья). В сельскохозяйственной России к началу бабьего лета заканчивались трудоемкие летние полевые работы и крестьянки имели краткую передышку перед наступлением холодов

Жалейка – небольшая дудочка из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, имеющая пронзительный и  печальный голос

Волчец – трава чертополох

Узкоколейка – железная дорога с узкой колеей; вагоны отличались отсутствием комфорта и теснотой

1. Ознакомьтесь с комментарием к стихотворению.

2. Прочитаем первое предложение текста: Нет даже слова такого в толстых чужих словарях… Какого слова? (Бабье лето)

Работа с толковым словарем.

Посмотрите на словарную статью слова словарь.

Словарь, - я, м. 1. Сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый словарь. Орфографический словарь. 2. ед. Совокупность всех слов какого-н. языка. Богатство русского словаря.

  • В каком значении употреблено слово в стихотворении? Почему так решили? (Слово употреблено в 1-ом значении – «в толстых словарях»)

  • Можно ли считать, что в широком смысле и второе значение подходит? (Да, - «в чужих словарях»)

  • Почему? (нет такого явления – нет слова в языке – нет в словаре)

  • Какими строчками подчеркивается мысль, что это состояние есть только в России? («Русское лето в России»)


3. Чтение стихотворения до последнего предложения.

Август. Ущерб. Увяданье.
Милый, единственный прах.



Русское лето в России.
Запахи пыльной травы.
Небо какой-то старинной,
Тёмной, густой синевы.

Утро. Пастушья жалейка.
Поздний и горький волчец.



  • Что представляет собой эта часть стихотворения? (это описание бабьего лета)

  • Что мы видим? (трава, небо темное, густо-синее, чертополох)

  • Что слышим? (пронзительный и печальный голос дудочки)

  • Какие запахи чувствуем? (запах увядающей травы, запах чертополоха горький)

  • Для чего автор воздействует на разные органы чувств? (Чтобы ярче, полнее, эмоциональнее вовлечь читателя в атмосферу)

  • Как данная часть стихотворения оформлена синтаксически? (Она представляет собой набор односоставных назывных предложений) Почему? (Поэт создает яркую, образную картину, перечисляет детали, которые врезались в память)

4. Прочитаем последнее предложение:

Эх, если б узкоколейка
Шла из Парижа в Елец...


  • С чего начинается это предложение (С междометия) Что оно выражает?

  • Почему заканчивается многоточием?

  • Что представляет собой это предложение? (Это придаточная часть сложноподчиненного предложения, а главного нет). Как вы думаете почему?

Закончите предложение сами.

  • А разве не было в 20 веке железных дорог? (Нет дороги назад – возникает мотив дороги, невозвратности)

  • Почему узкоколейка? (даже в самом неудобном вагоне, без удобств)


5. Опишите чувства лирического героя этого стихотворения (письменно).
5-я учебная ситуация

Фотография и краткая справка на слайде.
Влади́мир Влади́мирович Набо́ков 1899 - 1977 (публиковался также под псевдонимом Си́рин); русский американский писатель, поэт, переводчик, литературовед. Владимир Набоков родился в Санкт-Петербурге в состоятельной дворянской семье. Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, где к Владимиру пришёл первый литературный успех.  В апреле 1919 года, перед захватом Крыма большевиками, семья Набоковых навсегда покинула Россию. Семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембриджском университете. В 1922 году Набоков переезжает в Берлин; зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. В 1937 году Набоковы уезжают во Францию и поселяются в Париже. В Америке с 1940 до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Набоков возвращается в Европу и с 1960 года живёт в Монтрё, Швейцария.

Владимир Набоков

Родина

Бессмертное счастие наше
Россией зовется в веках.
Мы края не видели краше,
а были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
что сердцу легко по ночам;
и гордые музы России
незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
лесов на равнинах родных,
за ими внушенную думу,
за каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.









Комментарии к стихотворению:

СТЕЗЯ́, -и, род. п. мн. ч. -ей, ж. (стар. высок.). Путь, дорога. Горная с. Стезёю славы (перен.). По стезе правды и добра (перен.).

МУЗА, -ы, ж. 1. В греческой мифологии: богиня — покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.). М. Пушкина.
1. Прочитайте первое предложение стихотворения. Как его понимаете?

2. Какие строки стихотворения доказывают эту мысль?

(Мы края не видели краше,

а были во многих краях.

…………………………..

Но где бы стезя ни бежала,
нам русская снилась земля.


……………………………

Мы знаем молитвы такие,
что сердцу легко по ночам;
и гордые музы России
незримо сопутствуют нам.


……………………………
Спасибо дремучему шуму
лесов на равнинах родных,
за ими внушенную думу,
за каждую песню о них.


…………………………….
Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.)

3. Как понимаете словосочетание гордые музы России?

4. Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Какие предложения в основном используются? (Сложные) Почему? Что это дает стихотворению? (Настроение неторопливого раздумья, воспоминания спокойного и торжественного)

Что ещё указывает на торжественность и высоту слога? (Лексика: стезя, думы, изгнанник)

Почему такой тон выбирает поэт для разговора о Родине?

Выполнение теста с последующей самопроверкой (ответы после выполнения заданий даны на слайде)
5. Тест (за каждое правильно выполненное задание – 1 балл)
1) Назовите род литературы, к которому относится данное произведение?

2)Как называется созвучие концов стихотворных строк (сон –окружен, шуму – думу)

3) Укажите прием, который использует автор в последнем предложении (как ветром, как морем, как тайной, Россией всегда окружен.)

4) Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных автором.

1. Эпитеты

2. Литота

3. Анафора

4. Ирония

5. Инверсия
5) Определите размер, которым написано стихотворение В. Набокова (без указания количества стоп)
Ответы (слайд)

  1. Лирика

  2. Рифма

  3. Сравнение

  4. 1, 3, 5

  5. амфибрахий


6. Какие особенности стихотворения, выявленные в тесте, помогают подчеркнуть торжественный тон произведения? (выразительные средства, размер, сравнение)

7. Опишите, каково, на ваш взгляд, чувство, выраженное автором в этом стихотворении.

8. Чем близки друг другу и чем отличаются прочитанные стихотворения?
6-я учебная ситуация
Вернемся к стихотворениям, прочитанным в начале урока. Авторы этих стихов – поэты, с которыми мы познакомились на уроке. Просмотрите стихотворения и попробуйте определить, какое стихотворение какому автору принадлежит.

Именно с этими стихами вы будете работать дома.
Знакомство с домашним заданием.
7-я учебная ситуация

Подведем итоги: (ученикам предлагаются фотографии в видами уголков природы России, Калининградской области)

Выберите фотографии, которые, на ваш взгляд, могли бы выражать чувство Родины, прозвучавшее в произведениях поэтов, с которыми мы познакомились.

Закончите предложение:

Чувство Родины – это….

Запишите его на ваших фотографиях и подарите их гостям.

Заключительный этап:

Как бы вы назвали наш урок (помните строчку, которую мы оставили)? Я назвала бы наш урок «Когда мы в Россию вернемся…». Это строки из стихотворения ещё одного поэта-эмигранта Георгия Адамовича. Почему я выбрала такое название, вы сможете ответить, если это стихотворение прочтете.

А я предлагаю выбрать цитату из любого прочитанного сегодня на уроке стихотворения, которая могла бы служить названием нашего урока.

Чтение («Когда мы в Россию вернемся...»).

Домашнее задание:

Как в стихотворениях В. Набокова «Расстрел» и Дона Аминадо «Города и годы» раскрывается чувство родины? Сопоставьте произведения, найдите сходства и отличия.
В. Набоков

Расстрел

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею, -
вот-вот сейчас пальнет в меня -
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.

Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.

Дон Аминадо

Города и годы

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

В страшном каменном Нью-Йорке
Пахнет жёваной резиной,
Испарением асфальта
И дыханием бензина.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург  пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым, добрым сыром.

У Варшавы запах сладкий,
И дразнящий, и несложный,
Запах сахарно-мучнистый,
Марципаново-пирожный.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они всё те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть, что вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Мулимидии

Нега - 1. состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот

2. удовольствие, наслаждение, упоение 

3. нежность, ласка, ласковость



Критерии оценивания.

Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении, произведен анализ текстов, фактические ошибки отсутствуют

4 балла

Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении, произведен анализ текстов, но допущены отдельные негрубые недочеты. Фактические ошибки отсутствуют

3 балла

Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении, но анализ частично заменен пересказом, и/или частично искажается авторская позиция, и\или допущена 1 фактическая ошибка

2 балла

Произведения сопоставлены неубедительно, анализ частично заменен пересказом, и\или частично искажается авторская позиция, и\или допущено 2 фактические ошибки

1балл

При сопоставлении произведений используется только пересказ, и\или существенно искажается авторская позиция, и/или допущены 3 и более фактических ошибок

0 баллов

Список использованной литературы:

1. В. В. Агеносов и др. Литература. Русская литература ХХ века. Учебник. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. 2013

2. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Состав и коммент. В. Крейд. -- М.: Республика, 1994.

3. Ковчег - поэзия первой эмиграции, М., ИПЛ, 1991 г.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984.

























Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок литературы в 8 классе по рассказу В. Ф. Потанина «Когда прошли дожди»
«одним из самых задушевных авторов» произведений о простых людях и их непростой жизни в современной России. Повести и рассказы Виктора...

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов»
Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Ещё не раз вы вспомните меня…»...
Название работы: урок литературы в 11 классе по теме «Ещё не раз вы вспомните меня…» (Особенности поэзии Николая Гумилёва)

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок литературы в 10 классе. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
Название работы: Урок литературы в 10 классе. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок литературы в 6 классе. Урок-диалог: «Уроки доброты»
Цель – раскрытие духовных ценностей героев рассказа, воспитание этих ценностей в себе

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconТема: Победитель… Кто это? Что значит победить?
...

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconКучевасова Татьяна Леонидовна Интегрированный урок литературы и истории...
Интегрированный урок литературы и истории в 9 классе по теме Судьба страны в судьбе поэтов в контексте добра и зла

Урок литературы в 11 классе «Когда мы в Россию вернемся…» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «\"Анализ произведения М. Пришвина \"Кладовая солнца\"»
Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную