Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля»


страница1/3
lit.na5bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

гимназия №12 г. Волгограда



Городской конкурс учебно-

исследовательских работ

старшеклассников «Я и Земля»

им. В. И. Вернадского

Секция литературоведения

Подсекция русская литература

Образ врача творчестве М. А. Булгакова



Выполнила:

ученица 10 «Б» класса

Оганян Нелли Манвеловна

Учитель русского языка и

литературы:

Ельникова Любовь Семёновна

Научный руководитель:

Ельникова Любовь Семёновна,

учитель русского языка и

литературы МОУ гимн. №12



Волгоград, 2015

Оглавление

Введение……………………………………………………………….... 2-4

Глава I Образ врача в цикле рассказов «Записки юного врача» и в рассказе «Морфий»…………………………………………………………………………………………….. 5-12

1.1 Цикл рассказов «Записки юного врача»……………………………... 5-7

1.2 Рассказ «Морфий»…………………………………………………….. 8-12

Глава II Мотивы в образе врача-ученого, творца в повести «Собачье сердце»……………………………………………………………………………………………………. 13-16

Глава III Образ врача и мотив целительства в романе «Мастер и Маргарита»……………………………………………………………………………………………….. 17-21

Заключение……………………………………………………………...... 22-23

Список литературы…………………………………………………...…. 24-25

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена рассмотрению образа врача в творчестве М. А. Булгакова. Работа состоит из введения, трёх глав (Глава 1«Образ врача в цикле рассказов «Записки юного врача» и рассказе «Морфий»; Глава 2 Мотивы в образе врача-ученого, творца в повести «Собачье сердце»; Глава 3 «Образ врача и мотив целительства в романе «Мастер и Маргарита»), заключения и списка использованной литературы.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что наследие известного русского писателя изучено далеко не полностью, поэтому исследование ключевых образов и мотивов его творчества, эволюции его мировоззрения и стиля остается одной из актуальных научных задач. Многие исследования можно считать работами, косвенно касающимися избранной мной темы, потому что так или иначе исследователи затрагивали проблему персонажей произведений, рассматривали образ врача. Но несмотря на то, что врач - устойчивый персонаж прозы М.А. Булгакова и претерпевает «в едином тексте булгаковского творчества глубокую содержательную эволюцию», эволюция эта не исследована в современном литературоведении.

Цель работы – определить характер и направление эволюции образа врача в прозе Булгакова посредством исследования образов прозаических произведений Булгакова разных этапов творчества: в цикле рассказов «Записки юного врача», в рассказе «Морфий, в повести «Собачье сердце», в романе «Мастер и Маргарита».
Задачи:

- раскрыть автобиографическую основу образа врача;

- в процессе анализа образа врача в различных текстах выявить круг мотивов и ассоциаций, связанных с ним;

- проследить их динамику, закономерности возникновения, особенности взаимодействия.

Объект исследования – произведения М. А. Булгакова («Записки юного врача», «Морфий», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»).

Предмет исследования – образ врача в творчестве М. А. Булгакова.

Методы исследования:

- изучение тематической литературы;

- анализ материалов по теме.

Между людьми, выбравшими профессии врача и писателя, существует глубокая связь: они забывают о себе ради других. Не потому ли медицина подарила миру так много выдающихся писателей?! Среди них А. П. Чехов, В. В. Вересаев, М. А. Булгаков. Каждый из них, самозабвенно отдаваясь творчеству, сумел развести незатухающий костёр жизни, олицетворенный в дарованных ими миру произведениях.

Знаменитый голландский врач Николас ван Тульп придумал в XVII веке эмблему в виде горящей свечи и предложил «врачебный девиз»: «Светя другим, сгораю сам». Эти слова и изображение могли бы стать достойным украшением писательского флага, если бы таковой существовал. Хранители слова также бросают себя на алтарь жертвенности, делясь накопленными знаниями и мудростью.

Творчество М. А. Булгакова занимает важное место в истории русской литературы ХХ века. О Михаиле Афанасьевиче Булгакове в отечественном литературоведении написано немало, его художественный мир не раз становился предметом изучения, но вместе с тем наследие известного русского писателя изучено далеко не полностью. Исследование ключевых образов и мотивов его творчества, эволюции его мировоззрения и стиля остается одной из актуальных научных задач.

Многие исследования можно считать работами, косвенно касающимися избранной мной темы, потому что так или иначе исследователи затрагивали проблему персонажей произведений, рассматривали образ юного врача (М. Чудакова, Л. Яновская, Б. Соколов, Н.В. Алехина и др.), образ профессора Преображенского (С. Фуссо и др.)

Впервые тезис об эволюции образа врача выдвинут М.О. Чудаковой. Исследователь считает, что фигура врача в едином булгаковском тексте предстает в нескольких вариантах. Образ врача, сложившийся в цикле «Записок юного врача», «деформированный и искаженный» в образе творца из повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в последнем романе трансформируется в Стравинского, «лжецелителя» Воланда и Мастера в роли духовного врача Ивана Бездомного [1, 1, 556-557]. Но подробного аргументированного исследования этой эволюции нет.

В 1991 году в киевском издательстве «Здоровье» опубликована книга А.А Виленского «Доктор Булгаков». В ней автор подробным образом исследует автобиографическую основу персонажей-врачей произведений Булгакова, задается вопросом – есть ли прямое влияние на творчество М.А. Булгакова его профессии. Так как автор монографии не является литературоведом, то в работе отсутствует литературоведческий анализ, образ врача рассматривается с морально-этической нормы медика. Итак, несмотря на то, что врач - устойчивый персонаж прозы М.А. Булгакова и претерпевает «в едином тексте булгаковского творчества глубокую содержательную эволюцию», эволюция эта не исследована в современном литературоведении.

Глава 1

Образ врача в цикле рассказов «Записки юного врача» и в рассказе «Морфий»

1.1 Цикл рассказов «Записки юного врача»

Впервые образ врача возникает в творчестве М.А. Булгакова в цикле рассказов «Записки юного врача». «Записки юного врача» состоят из семи рассказов, объединенных сквозным образом героя-рассказчика: «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звездная сыпь». Первая редакция рассказов не сохранилась. Булгаков перепишет их осенью 1921 года и потом в 1925-1926 годах, по мере их публикации в журнале «Медицинский работник», а также («Стальное горло») в ленинградском журнале «Красная панорама». Это и будет единственная прижизненная публикация «Записок юного врача». Впервые «Записки юного врача» в виде цикла вышли в 1963 году в Библиотеке «Огонька» (№23) без рассказа «Звездная сыпь». В письме Е. С. Булгаковой от 25.04.1964 Н. А. Булгакова-Земская писала: «На выпуски и переделки толкнуло в значительной мере изменение общего заглавия сборника, слово «рассказы» заменено словом «записки». Но ведь по жанру это не записки, а именно рассказы. Подгонять текст одного рассказа к другому не было надобности. Кроме того, название «Записки» невольно заставляет пытаться отождествить автора с героем рассказов – юным врачом двадцатитрехлетним выпускником, только что окончившим медицинский факультет» [5, 82].

Летом 1916 года, по условиям военного времени досрочно закончив медицинский факультет, Булгаков добровольно поступил в распоряжение Красного Креста и получил возможность все лето 1916 года проработать в прифронтовых госпиталях на Юго-Западном фронте. 29 сентября 1916 года молодой врач прибыл к месту своего окончательного назначения в Никольскую земскую больницу, в сельцо Никольское Карачаевской волости Сычёвского уезда. 18 сентября 1917 года Булгаков добился перевода в Вяземскую городскую больницу. Впечатления этого года (с сентября 1916 по сентябрь 1917) отзовутся в окрашенных юмором, ярких картинах «Записок юного врача», а этот период предстанет едва ли не как самый светлый в его биографии – «благословенный и трудный период испытания мужества и врачебного мастерства, творчески полезной и признанной работы» [25, 29]. В «Записках юного врача» отображены многие подлинные случаи врачебной деятельности Булгакова, многие из операций, выполненных самим доктором Булгаковым, отразились в рассказах. В цикле главный герой моложе Булгакова, ему 24, хотя действие и сдвинуто на год по сравнению с булгаковской биографией: юный врач приезжает в село в сентябре 1917 года, а не в сентябре 1916.

В центре булгаковского цикла талантливый врач, врач, обладающий удивительным даром лечить и спасать людей. Молодость героя, его энергичность, понимание того, что только от него зависит жизнь пациента, отбрасывает на второй план его юношескую неуверенность, помогает ему бороться за жизнь больных. Его профессиональный долг - спасти жизнь больному или хотя бы облегчить его страдание - превращается в долг человеческий, он просто заслоняет все остальные личные желания: у него нет «ни минуты покоя», он «возвращаясь из больницы в девять часов вечера, …не хотел ни есть, ни пить, ни спать» [1, 1, 100]. Вся его жизнь напоминает бой. Хотя юный врач часто опасается того, что может навредить пациенту из-за своего незнания, его нельзя назвать трусливым, в нем есть храбрость, которая помогает ему решиться на трудные случаи, рискнуть и тем самым спасти жизнь человеку. Талант, смелость и ответственность - вот те человеческие и профессиональные качества, которые отличают булгаковского врача.

Герой «Записок юного врача» одновременно является еще и рассказчиком, поэтому основным средством формирования образа врача является суждение героя о самом себе, повествование о событиях своей жизни. Рассказчик представлен в двух лицах: юный врач, который непосредственен в восприятии окружающего, субъективно оценивает события, и повзрослевший герой, пытающийся быть объективным, сделать определенные выводы с высоты прожитых лет. Отношение рассказчика к самому себе не лишено иронии повзрослевшего героя по отношению к себе молодому, усмешки не над самим характером, а над юношеским взглядом на жизнь, людей, самого себя.

Основная тема цикла - формирование, взросление человека, превращение юного врача в профессионала, мастера. Булгаков называл лучшим слоем в отечестве русскую интеллигенцию, с которой чувствовал кровную связь. Юный врач – интеллигент, уроженец большого культурного города, любящий и знающий искусство, большой знаток и ценитель музыки и литературы. Молодой человек оказывается в совершенно непривычной для него обстановке, совершенно один. Реальность совершенно не походит на его мечту о медицинском служении. Так с образом юного врача оказывается связанным мотив мечты и ее воплощения. То, что он ждет от своей работы, наполняет его страхом, заставляет сомневаться в собственном знании, умении, в самом себе. «Я ни в чем не виноват, - думал я упорно и мучительно, - у меня есть диплом, я имею пятнадцать пятерок. Я же предупреждал ещё в том большом городе, что хочу идти вторым врачом. Нет. Они улыбались и говорили: «Освоитесь». Вот тебе и освоитесь» [1, 1, 75]. В этой глухой деревне он чувствует себя как на необитаемом острове. Тоска, чувство одиночества, невозможность с кем-то посоветоваться, большая ответственность, легшая на юные плечи, рождают желание убежать. Через мотив мечты и несоответствия этой мечты реальной действительности образ юного врача оказывается связанным со столь часто повторяющимся в тексте Булгакова мотивом долга. Несмотря на трудности, огромная ответственность за жизнь людей, доверенных ему, не позволяет ему сбежать или хоть как-то отступиться от нелегкого дела, которое он выбрал - «так называемый долг службы несет и несет» [1, 1, 125]. Он стал делать свое трудное дело так, как диктовало ему его внутреннее чувство, его врачебная совесть и честь. Врачебный долг – вот, что, прежде всего, определяет его отношение к больным. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку («Стальное горло»), и девушку, попавшую в мялку («Полотенце с петухом»), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожавшую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях совершенно непонятными словами («Пропавший глаз»…) и всех, всех своих пациентов. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством.

Героем Булгакова стал юный врач, сомневающийся в своем знании и умении, а порой и в правильности выбора своей профессии, своего пути. Отсутствие всякого опыта, «книжно обрывочные знания» [1, 1, 74] делают его уязвимым. Читателю переживания юного врача становятся доступными через его внутренние монологи. Свое поведение он видит и через восприятие других персонажей. Страх и неуверенность остаются внутренними, внешне никак не проявляются, и не могут их заметить ни акушерки, ни фельдшер. Но скрыть неуверенность не является целью в тот момент, когда от него, от его рук, умения, зависит жизнь человека. Стремление спасти жизнь заслоняет все остальные соображения.

Смелость помогает ему решиться на трудные операции, причем эта смелость не держится ни на его знании, ни на его умении, это как бы высшее знание, которое и позволяет чудесным образом спасти человека. Знания «книжно обрывочные» превращаются в настоящее знание.

Доктор очень удачлив: «За год, вот до этого вечернего часа, я принял 15613 больных. Стационарных у меня было 200, а умерло только шесть» [1, 1, 131]. Он практически никогда не ошибается. Но даже после удачно проведенной операции он не самоуверен, «в глубине где-то шевелится червяк сомнения» [1, 1, 91]. Вывод, который делает герой: «Значит, нужно покорно учиться» [1, 1, 133].

С образом главного героя связан мотив ответственности и вины. Устойчивое противопоставление необратимости прошлого мучительному желанию героя вернуть его и исправить выражается во снах героя. Он продолжает думать о своих действиях и после завершения операции, строго оценивая себя и укоряя. Это желание какого-то высшего суда, который может снять груз вины, перед которым можно покаяться, от которого можно получить наказание, постоянно присутствует во внутренних монологах юного врача.

Врачебное действие связано с мотивом преступления и ожидания расплаты за него. «Всё против меня, судьба, - подумал я, - теперь уж, несомненно, зарезали мы Лидку, - и мысленно строго добавил: - Только дойду домой – и застрелюсь…» [1, 1, 98]. Эта связь, врач-преступник, ярко проявляется в сценах операций. Образ операции многозначен. Она представлена как некое священное действие, врач воспринимается как некто священнодеятель, «толкаемый неизвестной силой», «осененный», все его действия напоминают действия человека творческой профессии. Одновременно с этим операция представлена как преступление, как убийство, как некое противочеловеческое действо.

Итак, в образе врача сливается и целитель, существо, одаренное высшим знанием, умением, даром, талантом; и враг человека, хищник и преступник; и воин, борющийся против смерти и побеждающий ее.

Образ врача, впервые появившийся в цикле рассказов «Записки юного врача», обладает следующими особенностями. Врач является центральным персонажем произведения. Это человек интеллигентной, гуманной профессии, обладает и писательским талантом, который позволяет описать события своей жизни. Герой – образованный человек, его жизнь наполнена оперной музыкой и литературой. Основными средствами создания образа юного врача является рассказ героя о самом себе, особенно важную роль в раскрытии образа врача играют внутренние монологи, при отсутствии портрета, имени. Внутреннее личностное изменение героя составляют основу сюжета рассказа. Образ врача сопровождают библейские образы, он связан с рыцарскими ассоциациями. Этот герой тяготеет к свету, его стремления направлены «вверх», к вечности. Через образ врача проявляются мотивы творчества М.А. Булгакова: мотив долга, ответственности, расплаты за свои действия, мотив невозможности изменить уже совершенное зло, мотив постоянно мучившей вины за это, уже свершенное, зло.

1.2 Рассказ «Морфий»

В рассказе «Морфий» изображен врач, который пишет - ведет дневник, врач, который сам оказывается больным. Работу над этим рассказом, первоначально получившим название «Недуг», Булгаков начал, по-видимому, еще в Вязьме, во второй половине 1917 года [25, 82-83]. По мнению исследователей, сначала это сочинение мыслилось автором в жанре романа, но в последней редакции осталось, главным образом, трагедией морфиниста, прослеженной с медицинской тщательностью.

Рассказ «Морфий», опубликованный в «Медицинском работнике» в 1927 году примыкает к «Запискам юного врача». Однако большинство исследователей этот рассказ в состав цикла не включает, поскольку он не только не имел никаких указаний на принадлежность к «Запискам юного врача», но и достаточно отличается от рассказов цикла по форме и содержанию. Здесь основная часть – это не прямое повествование от имени юного врача, а дневник доктора Полякова, который после самоубийства читает его товарищ по университету, доктор Бомгард. «Морфий» можно рассматривать как самостоятельное произведение, стоящее вне цикла, хотя в основе рассказа тот же автобиографический материал – врачебная деятельность Булгакова в Никольском. Но в этом рассказе биографическая основа оказывается намного шире во временном отношении, чем в «Записках юного врача». В рассказе «Морфий» отразился морфинизм Булгакова, пристрастившегося к наркотику после заражения дифтеритными плёнками в ходе трахеотомии, описанной в рассказе «Стальное горло». Болезнь быстро прогрессировала. Боязнь, что недуг станет известен окружающим, а через них и земскому начальству послужила главной причиной усилий Булгакова добиться скорейшего перевода из Никольского. 18 сентября Смоленская губернская земская управа командировала Булгакова в распоряжение Вяземской уездной земской управы, а 20 сентября приступил к работе в Вяземской городской земской больнице в должности второго врача и заведующего инфекционным и венерическим отделением. Но и в Вязьме главной проблемой для Булгакова оставался морфинизм, две заботы довлели над ним: достать морфий и скрыть болезнь от окружающих. Конец истории с морфием оказался счастливым. В Киеве, куда Булгаковы приехала в феврале 1918 года, произошло чудо: Булгакову удалось избавиться от морфинизма. Муж В. М. Булгаковой И. П. Воскресенский посоветовал Т. Н. Лаппа постепенно уменьшать дозу наркотика в растворе, в конце концов полностью заменив его дистиллированной водой.

Таким образом, факты собственной биографии Булгаков распределил между двумя персонажами: доктором Бомгардом и доктором Поляковым. Оба доктора получили прекрасное образование; это интеллигентные люди, по воле долга оказавшиеся на далеких, глухих, земских участках. Доктор Поляков служит в глуши, у него есть небольшой опыт – военный госпиталь; именно этот врач наделен губительным пристрастием к морфию, но, в отличие от самого Булгакова, не в состоянии справиться с ним. Помимо перечисленных биографических черт Булгакова, доктор Бомгард и доктор Поляков обладают литературным даром: один печатает записи, написанные другим.

В центре рассказа «Морфий» - история, произошедшая с доктором Поляковым, но так как вначале появляется доктор Бомгард, и именно через него мы знакомимся с главным героем рассказа, то первым рассмотрим образ доктора Владимира Михайловича Бомгарда.

Не случайно рассказ «Морфий» включают в «Записки юного врача»: юный врач и доктор Бомгард очень похожи. Он молод, ему двадцать семь лет, он на три года старше юного врача. Доктор Бомгард как бы идет по тому же пути, что и юный врач. Его дни и ночи, так же, как дни и ночи юного врача, были заполнены только одним делом, одной мыслью, служением на посту врача. Поэтому-то он так рад и так счастлив той свободой, которая так разнится с полной загруженностью в недавнем прошлом.

Несмотря на то, что Бомгард - врач, он не выполняет здесь функцию лекаря, целителя, он даже высчитывает тот момент, когда он сможет расстаться со своим «блистательным городом» и вернуться в Москву, потому что к тому времени уже закончится стаж. Он издатель записок своего товарища, который «дарит» ему свой дневник, так как Бомгард кажется тому «человеком пытливым и любителем человеческих документов» [1, 1, 156].

В этом рассказе, как и во многих произведениях М.А. Булгакова, наблюдается «парность» оценочно-разноплановых героев, внешние двойники оказываются противоположны друг другу. Доктор Поляков – это другой возможный вариант жизни интеллигентного, образованного человека, оказавшегося на «необитаемом острове».

Сергей Васильевич Поляков на два года моложе доктора Бомгарда. Он закончил тот же университет, у него то же образование, те же условия для начала врачебной деятельности. Глушь, которая так страшила юного врача и которую так счастлив был покинуть доктор Бомгард, абсолютно не пугает Сергея Полякова. Он не желает «видеть и слышать людей», и это вынужденное одиночество желанно для него. Приезд в земство означает не потребность начать новую жизнь, а попытку спрятаться от старой. В дневнике доктора Полякова звучит мотив смерти, законченности жизни («погребены под снегом», «снежный гроб»); тоска, безнадежность гложет его, что и отражается на его работе: «Но работаю чисто механически. С работой я свыкся» [1, 1, 157]. Мотив врачебного долга, являющийся ведущим в образах юного врача и доктора Бомгарда, в образе доктора Полякова отсутствует. Проходит почти месяц, с 20 января – по 15 февраля, а пациентов мы не видим, да и этот доктор ими не интересуется. И только с 15 февраля вся жизнь героя сосредотачивается на истории болезни одного пациента, его самого. Это не просто субъективное повествование о своей жизни, но это и сторонний взгляд профессионала, наблюдающий и фиксирующий с медицинской скрупулезностью течение болезни. В образе доктора Полякова воедино сливается образ врача и образ больного.

Начало принятия морфия связано с мотивом судьбы, роковой случайности, герой не может объективно объяснить, отчего появилась боль, которую можно было унять только при помощи укола. Сергей Поляков начинает замечать изменения в своем характере, в отношении к окружающим, но успокаивает себя. Он уже полностью зависит от уколов. Булгаков психологически тонко описывает частые изменения настроения морфиниста. Пристрастие прогрессирует, Поляков пробует заменить морфий кокаином. Только через два месяца он смог сказать правду о самом себе, смог назвать то, что происходит с ним своими словами: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом…» [1, 1, 64]. С этого момента в герое борются два человека – больной морфинизмом и его врач, происходит раздвоение сознания. Строки, написанные во время воздержания несчастным человеком, скупы, но в них чувствуется раздражение «задавленного» наркомана, и строки, написанные под действием морфия счастливым человеком, восторженно-поэтичны, - в этих строках воплощаются два образа Полякова. Сергей Поляков, находящийся в эйфории, оправдывает себя-пациента и ругает себя-врача, доктор Поляков чувствует свое бессилие. Кажется, что противодействие заканчивается поражением врача, больной же в этой извечной паре оказывается сильнее. В этом рассказе врач уже не является всемогущим, чудесным образом побеждающим болезнь, он оказывается бессильным. Личность распадается окончательно. Доктор Поляков, казалось бы, потерявший свое человеческое достоинство, в конце концов, достаточно зрело размышляет о решении: «Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя» [1, 1, 175]. Врач, который должен бороться со смертью, кончает свою жизнь самоубийством.

В образе доктора Полякова оказываются связанными воедино многие противоположности: врач сам становится больным; врач наблюдает и личностно переживает течение болезни; он исследует собственное болезненное состояние (функция ученого) и описывает его в дневнике (функция литератора); он профессионал, часто дарующий жизнь, убивает себя, т.е. несет смерть.

Итак, в ранней прозе Булгакова образ врача является автобиографическим. Образ врача выстроен на пересечении Добра и Зла. Силы Добра и Зла сталкиваются в душе самого врача. Способность исцелять проявляется, если во враче побеждает светлое начало, что дает почти всемогущество или, наоборот, если темное начало оказывается сильней, - полное бессилие. Если демонский голос в юном враче замолкает почти сразу, как только желание спасти пациента заслоняет все остальные соображения, то доктор Поляков проигрывает борьбу с «чертом в склянке». Врачевание заключается в борьбе со смертью либо просто в избавлении пациента от боли, облегчении его страданий. Врач и больной тесно связаны друг с другом (физическая боль пациента вызывает внутреннее психологическое мучение юного врача, в «Морфии» болезнь настигает самого врача).

Образ врача неоднозначен, он ассоциативно связан с другими образами. В «Записках юного врача» очевидны ассоциации врач-рыцарь и врач-преступник. Несмотря на подобную связь, юный врач оказывается однозначно светлым образом и оценивается в кругу нравственно-философских понятий Булгакова положительно, потому что темный образ преступника-убийцы в итоге рассеивается, и образ врачевателя доминирует. Светлое начало образа подчеркивается и ассоциацией с образом рыцаря, который связан с мотивом бескорыстного служения Добру. В «Морфии» появляется иная цепочка: врач-исследователь-больной. Врач не связан с рыцарскими ассоциациями, не выполняет долг, сразу проигрывает в борьбе со страхом, тоской.

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconКонкурс учебно-исследовательских работ по гуманитарному направлению...
Окружной конкурс учебно-исследовательских работ по гуманитарному направлению в номинации «Литературоведение»

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconПоложение о Региональном конкурсе исследовательских работ
Конкурс исследовательских работ «Алюминиевая азбука» является интеллектуальным соревнованием талантливых школьников, увлеченных наукой...

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconКонкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят в XXI веке»
Региональный открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconКонкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»...

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconГородской открытый конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconПоложение о ежегодном областном конкурсе исследовательских работ...
Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится с целью...

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconРайонный конкурс учебно-исследовательских, проектных и поисковых...
Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Александровка, ул. Долганова, д. 11

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconКонкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...
Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconЧистопольского муниципального района рт конкурс научно-исследовательских...

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» iconКонкурс исследовательских работ Цифры в пословицах и поговорках Секция «Математика царица наук»
Приложение №1


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную