«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов»


lit.na5bal.ru > Литература > Документы
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 с. Эдиссии

«Роль личностно - ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов»


Выступление Атанасовой О. И. учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5 с. Эдиссии

учителя II категории

на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы

27 августа 2012 года



Руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы

_________________ Сайян И. Р.

(подпись)



ст. Курская

2012 год

Русский язык – предмет особый: это некий «надпредметный» предмет. Не может быть успешным наш ученик в изучении ни истории, ни географии, ни других предметов, не владеющий русским языком – способом четкого выражения мыслей.

Исходя из этого положения, сущность процесса обучения детей в современной школе вижу в определении человека как наивысшей ценности, а приобретаемые им знания – как средство жизни.

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

В последнее десятилетие изменился характер обучения, вызвавший новые образовательные тенденции:

- значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

- ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.

Основную задачу в работе над выраженной проблемой я вижу в выявлении уровня развития учебной мотивации, уровня развития познавательных интересов и выявление данных факторов на степень успешности в освоении русского языка и литературы.

На основе диагностических данных запланирована и ведется мною индивидуальная работа с каждым учащимся и, вместе с тем, анализирую динамику мотивационной сферы всего класса.

В ходе индивидуальной работы, в зависимости от уровня сформированности учебных мотивов, подбираю задания с учетом преобладающих предпочтений ребенка. Так, для детей с высоким уровнем учебной мотивации, с развитым мотивом самосовершенствования предлагаются задания, требующие творческого подхода, для учащихся с низким уровнем учебной мотивации – эмоционально окрашенные занимательные упражнения.

Задача личностно – ориентированного образования в школе выполнима при использовании личностно – ориентированных технологий. В системе моей работы по рассматриваемой проблеме несколько направлений, которые рождались в течение многих лет работы (из книг, методических пособий, придумывались собой, через изучение ППО (передового педагогического опыта) и др.). Но все они прошли проверку временем, нравятся моим воспитанникам и мне как учителю.

Перечислю ряд приемов и методов, используемых в практической деятельности:

- технология разноуровневого обучения;

- различные формы работы с книгой, справочной, дополнительной литературой, словарями;

- использование проблемных ситуаций;

- проектно – исследовательская деятельность;

- групповые формы работы;

- интегрированные уроки ( русский язык + литература, литература + история, русский язык + изобразительное искусство) ;

-организация нестандартных уроков ( уроки – лекции, семинарные занятия, диспуты, читательские конференции);

- уроки – исследования вместе с детьми языковых явлений;

- разработка вместе с учащимися памяток, алгоритмов и различных схем, текстов организующих их предметную деятельность;

- использование ИКТ на различных этапах уроков, видеоролики;

- включение физминуток различной направленности на всех видах занятий.

Перечисленные направления помогают существенно повысить активность учащихся на уроке, вызывают у их интерес к изучаемому и массу положительных эмоций. Прочь ушло равнодушное выполнение заданий. На каком еще уроке, кроме русского языка и литературы, есть возможность, используя предметный материал – языковые средства, учить самым сущностным способам нашего бытия? При этом учитель – всегда – один из сидящих в кругу участников и ведущий за собой воспитанников.

Следует различать понятия успех и успешность. Если под успехом понимают позитивное эмоциональное переживание, то успешность является одной из качественных характеристик результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Различен смысл этих терминов, различны подходы к ним. Создать ситуацию успеха, значит – создать ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения. Привести к успешности – значит обеспечить соответствие результатов учебной деятельности школьника требуемым нормативам. Систематическое создание ситуации успеха учителем является одним из путей (наиболее эффективным, гуманным) достижения успешности.

Нам, учителям следует принимать во внимание те этапы, по которым обычно выстраивается ситуация успеха:

- на мотивационном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или действие;

- на организационном этапе ученикам представляются такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно;

- на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он, прежде всего, должен узнать, что с заданием он справился.

Также одним из самых важных элементов конструкта, цель которого вовлечь учащихся в свою игру, не открывая при этом своих карт, является интрига. Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее.

Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе я начинаю с чтения стихотворения П. Чеснокова:
Друзья! Моя задача такова –

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.
Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.

Существуют и другие приемы создания мотива урока. Но самое главное, нужно помнить, что работа должна иметь не рутинный, а творческий характер. Поэтому не может быть строгих алгоритмов, нормативных регламентов и предписаний по изучению предметных знаний. На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Свобода выбора предполагает приоритет самостоятельной деятельности.

В ходе своей работы я стараюсь выявлять и вести постоянную работу с одарёнными детьми в целях развития творческих интеллектуальных способностей обучающихся, привития им интереса к научно-исследовательской деятельности, более полного раскрытия возможностей одаренных (способных) детей.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Работу с одаренными (способными) детьми я решаю через:

• использование современных образовательных технологий;

• различные формы внеклассной и внеурочной работы;

• реализацию школьного компонента учебного плана (факультативы, занятия по выбору);

• через формирование информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся;

• метопредметные связи.

Для достижения цели, мною поставлены следующие задачи:

• целенаправленно выявлять и развивать академическую одарённость обучающихся;

• создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, развития одарённых детей;

• использовать прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми;

• развитие навыков научно-исследовательской и поисковой деятельности;

• создать условия для реализации личных творческих способностей одарённых детей.
Данные задачи мною решаются через:

1. организацию индивидуальной работы;

2. разработку опережающих заданий;

3. работу с дополнительными источниками, справочной литературой;

4. подготовку учащихся к олимпиадам, творческим конкурсам;

5. разработку олимпиадных заданий;

6. подбор литературы для самостоятельной работы ученика;

7. участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах;

8. защита исследовательских работ, рефератов, презентаций;

9. участие в научно – практических конференциях;

10. участие и проведение предметных недель;

11. поощрение одаренных детей, направление победителям благодарственных писем.

Ежегодно мои учащиеся принимают активное участие в краевой многопредметной дистанционной олимпиаде школьников «Интеллект», «Кенгуру» по русскому языку, в литературном конкурсе сочинений, эссе.

За участие в конкурсах учащиеся награждены дипломами. Мои воспитанники помогают в создании с компьютерной поддержкой уроков русского языка, литературы, внеклассных мероприятий. Под моим руководством учащимися разработаны следующие мультимедийные презентации: «Русский язык - это интересно!», « Урок литературы в 7 классе по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога"», «Личное письмо», «Изобретаем ...речь», «Урок-проект "Роль прилагательных в речи"», «Пушкин учит нас писать письма», «Письма пишут разные», «Фразеология».

На развитие интереса к предмету, личности ученика огромное влияние оказывает мой кабинет. В нем нет ничего лишнего, и есть все, что необходимо для обеспечения результативности каждого занятия (подборка литературы, дидактические, тематические комплексы, сменные стенды и т. п.) со свободным доступом учащихся к этим материалам. В оформлении, накоплении материалов в кабинете моими союзниками и помощниками являются родители. Доступ ученика всегда к содержанию кабинета свободен, а потому в кабинете всегда порядок и чистота. Это способствует повышению общей культуры ученика, усилению тяги общения со справочной, дополнительной литературой.

В результате постоянной совместной работы ребята проявляют бережное отношение к своим творческим работам, к своему рабочему месту, друг к другу.

Результаты моей работы:

- 100 % посещение занятий;

- проявление интереса к русскому языку и литературе;

- гуманный стиль взаимоотношений с учащимися;

- отношение учащихся к русскому языку и литературе как к учебному предмету в классах, где я работаю остается высоким (95% - нравится; 3,5 % - не нравится);

- уровень обученности составляет 100% при качестве знаний 45 % (по русскому языку) , 67 % (по литературе). В сравнении с предыдущим годом на 2,2 % выше

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconПриказ «13» октября 2016год №1013 г. Сургут о подготовке II
Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, повышения интереса обучающихся к предметным областям,...

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» icon«Системный подход в воспитании как технология в деле выявления, поддержки...
Из опыта работы классного руководителя гбоу сош №1 г о. Чапаевск Самарской области Гордеевой Е. Е. (с 1-го по 11-й класс))

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconПлан работы методического объединения классных руководителей мбоу...
Методическая тема: «Принцип личностно-ориентированного подхода как основной принцип воспитания осужденных»

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconПедагогического творчества
«Развитие личностных качеств ребят кружка «Создание школьного видео-журнала» под влиянием личностно- ориентированного подхода»

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 3...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего...

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconУроках русского языка в условиях введения фгос. Выступление по теме...
Анализ республиканского диагностического тестирования по русскому языку в 9 классах от 22 ноября 2014 года

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconТаблица №1. Вопросы для домашней контрольной работы № вопр
Роль стандартизации и метрологии в обеспечении качества и повышении эффективности общественного производства

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconПрограмма реализации концепции. Этапы реализации >13. План мероприятий...
Методическое обеспечение системы работы с одаренными обучающимися в школе

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» icon«Реализация личностно-ориентированного обучения через развитие твор­ческих...

«Роль личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе в повышении качества образования. Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» iconМодель итогового собеседования
Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную