Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»


страница1/4
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Гимназия №4»

________/Гиматдинова С.Ю./ МБОУ «Гимназия №4» _______________/Хамитов Р.Р.

Протокол № 1 от ________/Гадельшина Э.И . Приказ № 180 от

«26» августа 2015 г. «27» августа 2015 г. «28 » августа 2015 г.

Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»

Елабужского муниципального района

(наименование ОУ)
Запольской Юлии Анатольевны, учителя высшей квалификационной категории

(ФИО, категория)
по русскому языку, 11 а

(предмет, класс)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 28.08.2015г

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса общеобразовательного уровня составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по русскому языку, учебного плана МБОУ «Гимназия № 4» на 2015-2016 учебный год.
По учебному плану МБОУ «Гимназия № 4» на изучение русского языка в 11 классе выделено 2 часа в неделю -70 часов (1час – из гимназического компонента)

Изучение русского языка в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
Цели обучения:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографии; орфографической и пунктуационной грамотности.
У учащихся на начало учебного года были сформированы общеучебные знания, умения, навыки по основным разделам за курс основного общего образования.
Характеристика основных учебных умений и навыков на начало учебного года:
Учащиеся должны
знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;


уметь

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 11 класса
Учащиеся должны знать/ понимать:

  • функции языка;

  • строение текста, соотношение языка, речи и слова;

  • основные сведения о лингвистике как науке, о роли русского языка в современном мире, о богатстве и выразительных возможностях русского языка;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • строение текста, способы и средства, создающие его цельность и связность;

  • понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;



Должны овладеть следующими умениями:

  • правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка;

  • анализировать (определять тип, стиль текста, находить проблемы текста, видеть позицию автора по отношению к поставленной проблеме и т.д.) и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;

  • уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;

  • производить все виды разбора (лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный); производить лингвистический анализ текста;

  • пользоваться разными типами словарей и справочников;

  • принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения;

  • редактировать тексты;

  • составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные);

  • писать сочинения-рассуждения по прочитанному тексту;

  • выполнять тестовые и контрольные работы согласно предъявляемым требованиям.


Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учебник, разрешенный федеральным перечнем учебников, Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. -8-е изд.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 448 с.

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс 11 а

Учитель Запольская Ю.А.
Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Контрольных уроков 5; р.р. –11; сочинений – 5
Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Общие сведения о языке


2

2

Повторение в начале года


7 (5+ 2 р.р.)

3

Синтаксис и пунктуация


35 (28+7 р.р.)




- принципы русской пунктуации

1




-словосочетание

1




-простое предложение

4




-простое осложнённое предложение

10




-сложное предложение

8




-предложения с чужой речью

2




-употребление знаков препинания

2

4

Речь. Культура речи. Текст как продукт речевой деятельности


10

5

Стилистика. Культура речи


10 (8+2 р.р.)

6

Повторение в конце учебного года


4


Планирование составлено на основе примерной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы. (Сборник нормативных документов. Русский язык в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.)
Учебник: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. - 8-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2011. - 448с.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (11 класс)

ПОВТОРЕНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Русский язык в современном мире. Богатство и выразительность русского языка. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Сложное синтаксическое целое. Абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.ТЕКСТ КАК ПРОДУКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

Речевая ситуация и её компоненты. Правила успешного речевого общения.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности.

Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Словари русского языка, их использование.

СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

Культура публичной, разговорной речи.

Особенности художественного стиля.

ПОВТОРЕНИЕ

График контрольных работ в 11 классе

№ п/п

Раздел

Тема

Дата

План

Факт

1

Повторение в начале года


Контрольный диктант «Повторение изученного»


17.09




2

Синтаксис и пунктуация


Контрольный диктант с дополнительным заданием «Знаки препинания в простом осложнённом предложении»


08.12




3

Контрольный диктант «Знаки препинания в сложном предложении»


26.01




4

Речь. Культура речи. Текст как продукт речевой деятельности


Контрольная работа «Нормы русского языка»


05.04




5

Повторение в конце учебного года


Тест в рамках промежуточной аттестации


19.05





Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант «Повторение изученного в начале года» (11 класс)

Степь

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнела, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе еду; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу.

(По Н. Гоголю.)254 сл.

Контрольный диктант с дополнительным заданием

1.  Напишите текст под диктовку.

Олеся

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…

В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могучекак растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, - думал я, - есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»

Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня, я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.

Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. ( По А. И. Куприну)

2. Определите стиль текста, тип(-ы) речи. /художественный, повествование, описание/

3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/

4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется

рассказчиком при описании лица Олеси. /сияющее нежной улыбкой/

5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот). /увидев меня/

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А. Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/

Контрольная работа «Нормы русского языка» (11 класс) Вариант 1.

1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существит:

1.полученный бандероль 2.молодая картофель 3. больная мозоль 4. яичная шампунь

2. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

3. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч.:

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

4. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч:

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

5. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер, Б) копировать, В) начал, Г) газопровод, Д) камбала.

6. В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра;

Б) лингвист, историк, литературовед;

В) фрукты, овощи, вишня;

Г) сосна, тополь, ясень;

Д) тарелка, вилка, ложка.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

2) была выявлена интересная закономерность развития языка.

3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.

4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) дыш..шь, обид..вший

2) эконом..шь, замасл..нный

3) дремл..шь, приемл..мый

4) реж..шь, прикле..вший

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

2) инженеры

3) наисложнейший

4) в день именин

Контрольная работа «Нормы русского языка» (11 класс) Вариант 2.

1.Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

1. концертная рояль 2.свежий овощ 3. красивая тюль 4. вкусный фасоль

2.Найдите предложение с ошибкой:

1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи

2. И на покорный рояль властительно ложились руки

3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль

4. Белая клавиша в рояле западала.

3. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч.:

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

4. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. ч. к числу нормативных относятся:

а) помидор, б) яблок, в) абрикосов, г) мандарин

5. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал Б) каталог В) дозвонишься Г) средства Д) некролог

6. Укажите слова, не являющиеся паронимами:

А) эффектный, эффективный; Б) представить, предоставить; В) фарш, фарс;

Г) командировочные, командированные.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,

1) они были строжайше запрещены Петром I.

2) по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.

3) вышел указ Петра I о запрещении поединков.

4) Пётр I запретил поединки специальным указом.

8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) догон..шь, озадач..вший

2) разбуд..шь, омыва..мый

3)беспоко..шься, подстрел..нный

4)шепч..шься, расчист..вший

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу

2) пять полотенец

3) шестисот семи человек

4) ихние дела

Промежуточный контроль

по русскому языку в 11 классе

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка

Контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки к сдаче обязательного экзамена по русскому языку. Контрольная работа состоит из 25 заданий, 24 из которых – тестовая часть, а 25 – сочинение по предложенному тексту.

Форма проведения – тестирование в формате ЕГЭ.

Время проведения 3 часа 30 минут

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Весьма любопытны озёра, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь: весной благодаря обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. (2)Находятся эти водоёмы в районе карстовых пещер, представляющих собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. (3)Иногда на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается, водоём может существовать в течение нескольких лет, но … вода всё же растворяет известняковые породы и промывает себе новый путь в подземелье.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Причина исчезновения или появления озер — известковые породы в карстовых пещерах, которые могут растворяться и вымываться водой.

2) Причина исчезновения озер в районе карстовых пещер — известковые породы, которые могут растворяться и вымываться водой.

3) Озёра весной благодаря обилию талых вод разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают.

4) Карстовые пещеры представляют собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода из озёр.

5)Известковые породы, растворяемые и вымываемые водой, и есть причина исчезновения озёр в районе карстовых пещер.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Значит в конце концов потому что хотя итак

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ, -и, жен.

  1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Мантия занимает 80% всего объема Земли.

  2. Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на земле!

  3. Суша в противоположность водному или воздушному пространству, земная твердь. На корабле увидели землю.

  4. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Весёлый свежий ветер гулял над землёю и в меру шумел и играл.

  5. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Насыпать землю вперемешку с песком и глиной.

  6. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля. Чужие земли.

  7. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

закУпорить началсЯ знАмение украИнский черпАть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стояла на исключительной высоте.

3)Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

4)Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕСТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

5)Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

до ПОЛУТОРА тонн

опытные БУХГАЛТЕРА

СЕМЬЮСТАМИ рублями

ЛЯЖЬТЕ на коврик

пара ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым


В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.

3) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением


Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом




7) неправильное построение предложения с косвенной речью


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..лкон произр..стать тр...вога насл..ждение зам..рающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..тожить, мед..институт

пр..держивать, пр..ступить (закон)

бе..почвенный, ра..бирательство

пре..писание, по..ползти

и..держки, не..говорчивый
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заноч..ватъ сторож..вой настойч..вый претерп..вая фланел..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выкач..нный(воздух) засмотр..шься прикле..вший омыва..мый обид..тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ему не хватает опытности и (не)достает терпения.

На (не)болыпой, но очень светлой веранде нас ждала вся семья Никитиных.

Мой попутчик (не)вольно стал прислушиваться к нашему разговору.

(Не)использованные бланки были уничтожены в присутствии членов комиссии.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВРЯД(ЛИ) мы увидим КОГДА(НИБУДЬ) более таинственную реку, чем эта.

В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбардировщик.

Филин днём плохо видит и (ПО)ЭТОМУ прячется, а (В)ТЕЧЕНИЕ ночи охотится.

(ЗА)ТЕМ начал он слегка поворачивать и (НА)КОНЕЦ выворотил телегу совершенно набок.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Орёл» наконец пошёл (1) ускоряя ход (2) и (3) вскоре догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) то не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (З)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.

(8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (10)Можно смириться и принять — так, дескать, было всегда: делу время, потехе — час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.

(11)А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.

(12)На этот раз — майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, когда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официальных, уже не замечают — не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»

(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внутренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, довольство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?

(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил.

(27) Даже после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.

(28)Светлый был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (30)Однажды не выдержал, спросил.

(31)— А у меня, — говорит, — напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (33)Ну будто спелый ананас — вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашенное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (З5)Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (З6)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...

(37) — А если пасмурно или в темноте встать придётся? — спрашиваю.

(38) —Глаза закрою и увижу. (З9)Главное — захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь — увидишь. (43)Захотеть главное.

(44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получалось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг. (По М. Беляту)
20. Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста?

1) Жить в наше время интересно и радостно и в праздники, и в будни.

2) Многие в наше время не замечают красных дней календаря, забывают о них.

3) Товарищ автора взял за правило ежедневно получать заряд оптимизма, любуясь красотами природы, чтобы весь день радоваться жизни.

4) Чтобы праздник.был в душе и в сердце, не надо смотреть вокруг и видеть в окружающем мире проявления красоты.

5)Хемингуэй писал о Лондоне: «Праздник, который всегда с тобой».
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

            1. В последнем абзаце представлено рассуждение.

            2. Предложение 28 представляет собой описание человека.

            3. Предложения 19-22 содержат повествование.

            4. В предложениях 8-16 содержится повествование.

            5. В первом абзаце представлено повествование с элементами описания.


22. Из предложений 31–35 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 40-46 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите его номер.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том, что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник, в частности, с помощью таких приёмов, как___(предложения 12-14 ) и ___(предложения 1,2). А используя такие тропы, как___(пепельную траву, раскисших парков и скверов в предложении 6, светлый, искрящийся парень в предложении 28) и ____«весна — «робкая девушка» в предложении 6, «парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца» в предложении 28, автор текста поднимается до уровня высокохудожественного описания, которое никого не оставит равнодушным».

Список терминов:

              1. парцелляция

              2. градация

              3. сравнительные обороты

              4. книжная лексика

              5. разговорная лексика

              6. вопросительные предложения

              7. эпитеты

              8. диалектизмы

              9. цитирование


  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа по информатике Внедрение электронного обучения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 городского округа Стрежевой»

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconГоловоломка «Пентамино» Авторы: Баженова Анастасия, Мансурова Надежда
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №177 г. Екатеринбург

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа По окружающему миру
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кейзесская средняя школа»

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа по информатике 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа по химии 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа по внеурочной деятельности 1 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоназимовская средняя общеобразовательная школа №4

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа учебного курса «Литература Алтайского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение завьяловская средняя общеобразовательная

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа учебного курса «Литература Алтайского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение завьяловская средняя общеобразовательная

Рабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» iconРабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казачинская средняя общеобразовательная школа»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную