Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,


страница1/5
lit.na5bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

Литературное чтение 4 класс Кирсанова Т.А.

Литературное чтение
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе:

-федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089;

- примерной программы начального общего образования и авторской программы Эллы Эльхановны Кац курса «Литературное чтение» (УМК «Планета знаний») Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.: АСТ: Астрель, 2009.;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885), решения педагогического совета МБОУ Елизаветовской СОШ от 28.02.2012 года №4;

- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- учебного плана МБОУ Елизаветовской СОШ;

- основной образовательной программы МБОУ Елизаветовской СОШ;

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты обучения, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Современному общество ставит перед школой задачу создание условий для формирования личности нравственной. Эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развивать его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает большой объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Содержание литературного чтения определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объедены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно – эстетическими проблемами.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдержать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого – педагогические и нравственно – эстетические задачи.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащают знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Личный творческий опыт убеждает учащегося о необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью

В учебниках четвертого класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Основные задачи курса литературного чтения:
- формирование потребности чтения художественной литературы;

- развитие навыков чтения вслух и про себя;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

- развитие устной и письменной речи;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

- развитие воображения, творческих способностей ребенка;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценить свои мысли, переживания, знания и поступки;

- формирования коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- обогащение представлений ребенка об окружающем мире;

Круг чтения

Мифы.

Народные сказки.

Былины.

Авторские сказки.

Басни.

Слово о родной земле.

О прошлом Родины.

Прошла по земле война.

О доброте и красоте.

Мир детства.

Удивительные приключения.

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух – примерно 90 слов в минуту; сознательного, продуктивного чтения про себя – примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать его своими словами.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально – смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать ( на доступном уровне ) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной, драмой.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
Планируемые результаты
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух – примерно 90 слов в минуту; сознательного, продуктивного чтения про себя – примерно 120 слов.
Учащиеся должны знать:

- основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, пьес, басен;

- не менее 12 стихотворений русской и зарубежной классики; не менее 10 пословиц и крылатых выражений; сюжеты не менее 3 значительных по объему литературных произведений, их авторов и главных героев;
Учащиеся должны уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- делить текст на части, составлять разные виды плана;

- выделять в тексте ключевые слова, определять главную мысль произведения;

- выделять слова автора, действующих лиц, пейзаж, описание внешности героев, их поступков, бытовые описания;

- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование,

- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

- выбирать слова из предложенного ряда для характеристики эмоционального настроения произведения, персонажа, авторского отношения;

- различать жанры, преимущественно путем сравнения ( сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.); находить рифмы, приемы звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл;

- писать небольшие сочинения – повествования, описания, рассуждения, опираясь на свой читательский и жизненный опыт;

- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

- самостоятельно выбирать книгу для чтения и определять ее содержание по структурным элементам (титульному листу, аннотации, предисловию, послесловию, оглавлению);

- ориентироваться в различных источниках информации (учебные книги, детские справочные издания).
Контрольно-измерительные материалы

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(методическое письмо)

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо) Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образовании подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения -младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучии -предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даст учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждении, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 9 классов составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература. (утвержденного приказом Минобразования России...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе 10 класса составлена...
Мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального Федеральный компонент государственного стандарта общего...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса составлена...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconРабочая программа по литературе за курс 9 класса на 2017-2018 учебный...
Оссии от 05 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» в ред. Приказов...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка рабочая программа по немецкому языку для 6...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПриказ от 5 марта 2004 г. N 1089 об утверждении федерального компонента...
Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературного чтения для 4 класса разработана на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо россии «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, iconПояснительная записка Составлена данная рабочая программа: федеральный...
Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 г. №1089...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную