В аспекте развивающего обучения


lit.na5bal.ru > Литература > Документы
В аспекте развивающего обучения
Упражнения по теме «Степени сравнения имён прилагательных»

Степени сравнения — грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято две степени сравнения имён прилагательных. Однако учащихся не лишне
ознакомить и с другими утверждениями лингвистов. По мнению одних
(А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков), степени сравнения прилагательных не являются цельной грамматической категорией. Сложные формы сравнительной (со словами более и менее) и превосходной степеней (со словами самый, наиболее и наименее) эти учёные выводят на синтаксический уровень, а простую форму превосходной степени (на -ейший, -айший) - на словообразовательный. Таким образом, остаётся только простая форма сравнительной степени, да и ту иногда трактуют как отдельную часть речи (Головенко Е. Н. Синтаксические конструкции с простой формой сравнительной степени в современном русском языке).

Думается, что правы сторонники традиционной трактовки вопроса о степенях сравнения русских прилагательных как трёхчленной грамматической категории, включающей положительную (исходную), сравнительную и превосходную формы.

Рассказывая о простых и составных формах сравнительной степени, интересно ознакомить учащихся с такой точкой зрения: А. М. Пешковский и Е. Н. Головенко доказывают, что простые сравнительные степени в русском языке — это отдельные части речи. Свои утверждения они обосновывают тем, что простые сравнительные степени формально совпадают у прилагательных и наречий. Однако их принадлежность к той или другой части речи чётко определяется синтаксической функцией. (Случаи двойной синтаксической связи типа «завязать узел покрепче» единичны.

Упражнение 1. Прочитайте, определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Ряд упражнений, способных оживить работу с учащимися по теме «Степени сравнения прилагательных».

Упражнение 2.

а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.

б) Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?

Но скажи: как можно ей Быть во всём меня...? Признавайся: всех я..., Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

ДотьИвана вы...,

Да Иван-то вас...:

Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?

Нет ничего более рабского,

чем роскошь и нега,

и ничего более царственного,

чем труд.

Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования межпредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира. Например:

Упражнение 5.Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки сравнение по весу.

  1. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.

  2. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.

4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.
Более сложное задание - ученики

сами определяют, по какому признаку различаются данные предметы.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предметов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (временных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.

Упражнение 7. Закончите предложения, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни ... . 2. При нагревании вода ... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег ... . 4. Ближе к устью река ... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

В современном языке простая форма превосходной степени преимущественно представляет собой форму, обозначающую безотносительно высокую степень качества.

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема. (Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).

Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер. (Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Расширение теоретических лингвистических сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.
Литература

1. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1990, 1994г.

2. Ресурсы Интернет

Лингвистическая миниатюра

Степени сравнения

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.

Разумеется, деревьев.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).

Превосходная степень признаёт только своих, и превосходство её — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живёт веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный только среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении.

Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.

А когда ты самый красивый — в узком кругу — и самый умный — в узком кругу... Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.. (Ф. Кривин)


Поделиться в соцсетях



Похожие:

В аспекте развивающего обучения iconПояснительная записка Программа построена на принципах развивающего...
Программа построена на принципах развивающего обучения и имеет социально – педагогическую направленность

В аспекте развивающего обучения icon«Реализация личностно-ориентированного обучения через развитие твор­ческих...

В аспекте развивающего обучения iconМоу «сош №23 г. Пугачёва Саратовской области»
И одной из её составляющих является использование образовательных технологий. Поиски путей и способов познавательной деятельности...

В аспекте развивающего обучения iconТема учебного занятия
Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н. А. Чураковой в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В аспекте развивающего обучения iconИнтегрированный урок литературы как средство развивающего обучения
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию...

В аспекте развивающего обучения iconЛитература по теме: Совершенствование профилактической работы в рамках...
Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего...

В аспекте развивающего обучения iconРабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента...
О. С. Габриеляна (в основе умк лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение...

В аспекте развивающего обучения iconПроблема осмысления и усвоения грамматического материала иностранного языка
Подробный анализ проблемы осмысления и усвоения материала в психологии позволит, прежде всего, учителю, как представителю науки,...

В аспекте развивающего обучения iconОпыт организации внеурочной деятельности в классе коррекционно- развивающего обучения
М образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

В аспекте развивающего обучения iconКурсов
Научно-методическое сопровождение курса «География» (5-10/11 кл.) в аспекте современной модели образования (108 ч.)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную