Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности


lit.na5bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Цели данной программы:

- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;

- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;

- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;

- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);

-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;

- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;

-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.

Задачи программы:

  1. Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;

  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);

  3. Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.


Формы занятий:

  1. Урок-беседа.

  2. Урок - ролевая игра.

  3. Урок - путешествие.

  4. Урок – конференция

  5. Литературный ринг

  6. Урок- спектакль

  7. Урок – КВН

  8. Частично поисковая работа.

Пояснительная записка

(34 часа – 1 раз в неделю)

В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.

Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;

- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;

- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».

Уже начиная с первого класса, ввожу уроки развития речи детей, где анализируются прочитанные тексты, ребенок излагает суть прочитанного на уроке, свое отношение, свое мнение и делаются выводы по прочитанному. Начиная со второго класса, ведется тетрадь по внеклассному чтению, где дети дают краткий анализ по прочитанному. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок - КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям.

Особенно хочу отметить клуб семейного чтения «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра – наша читающая семья». Родители с детьми устраивают выставки книг, подделок, рисунков, разучивают стихи, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. Подводится итог, награждаются победители в личном, в командном, в семейном первенстве.

В конце учебного года подводится итог «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!

ПРО ЧУВСТВА

ПЕРЕЖИВАЙ ЧИТ ОБРАЗЫ

ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ АНН

П ПОНИМАЙ ОЕ МЫСЛИ
Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Учебно - тематический план программы:




Тема внеклассного чтения

Материал, используемый на уроке

Формы проведения занятия

Домашнее задание

1-2

Самые интересные книги, прочитанные летом.


Путешествие по станциям

Урок- путешествие

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

3-4

Мир - в котором я живу

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Урок – рассуждение о прочитанном

Р.Киплинг «Рикки- Тикки- Тави»

5-6

Делай добро и оно тебе возвратится

Р.К.Киплинг «Рикки- Тики –Тави»

Урок-конференция

Составить рассказ о добрых делах

7

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка книг,

сказки А.С.Пушкина

Литературный ринг

Сказки А.С.Пушкина

8-9

В мире сказок А.Пушкина



Сборники сказок писателя

Конференция

Рассказы М.М.Пришвина

10-11

М.М.Пришвин - певец русской природы

Книги Пришвина,

кроссворд




В.Осеева «Волшебное слово».

12-13

Воспитанный ребенок


В.Осеева «Волшебное слово» и др.

Урок- спектакль

Русские народные сказки

14-16

В мире сказок и приключений

Русская народная сказка «Снегурочка»

Исследование, частично поисковая работа

Прочитать рассказы В.Бианки

17-18

Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.)

В.Бианки «Лесная газета»

Урок -конференция

Повторить пословицы и поговорки

19-21

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

Произведения Л.Н.Толстого для детей

Урок- путешествие

Нарисовать рисунки о природе, придумать эмблемы об охране природы

22-24

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихотворения, песни, таблицы

Урок – путешествие

Найти загадки о птицах

25-27

Крылатое чудо

Кроссворды и таблицы-карточки

Урок-отчёт

Урок КВН

Исследовательские работы по заданным произведениям

28-31

«Идет война народная…»(произведения о Великой Отечественной войне)

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб» и «Буханка» и др.Ю В.Катаев «Сын полка»

Уроки- экскурсии в прошлое, в военные года

Подготовиться к ответам викторины

32

Викторина «Дети войны»

Выставка книг о ВОВ

Викторина

Подготовить книгу из семейного архива

33-34

«Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»

Открытые уроки-отчёты с родителями

Клуб семейного чтения «Книголюб»

Список книг для

Чтения на каникулах


Дополнительная литература для учащихся


1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»
С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие
2. Книги о книгах  Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»
В. Ян «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу»
А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах»
3. Писатели о себе  Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты»
Н. Гарин — Михайловский «Детство Тёмы» А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»
4. Сказки А.С. Пушкина«Сказка о попе и работнике его Балде»
5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке»
М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте»
6. А.П. Чехов для детей  А. Чехов «Мальчики»
7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв.  Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерёмка»
Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель»
В. Короленко «В дурном обществе»
Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты»
8. Журналы для детей  Научно – популярные журналы (по выбору)
9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах) Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие
10. Юмористические рассказы  Ю. Сотник «Рассказы»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
11. Великая война   Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны
12. Любимые стихи   Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек)
Содержание программы:
Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом.

1. Введение

2. Основная часть

  • Первая остановка «Сказочная»

  • Вторая остановка «Детская» («Незнайка» Н.Н.Носов)

  • Третья остановка «Здравствуй, лес!»

  • Четвертая остановка «Зоопарк»

  • Пятая остановка «Песенная»

3. Подведение итогов по уроку-путешествию
Тема 2: Мир - в котором я живу

  • Введение: Беседа

  • Основная часть: Анализ произведения

  • Подведение итогов



Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится

  • Беседа. Тема урока и цели

  • Анализ произведения, основная идея

  • Подведение итогов


Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

  • Введение: Организационный момент

  • Первый раунд «Поэзия»

  • Второй раунд «Детективный»

  • Третий раунд «Сказочный»

  • Итог урока


Тема 5: М.М.Пришвин - певец русской природы

  • Организационный момент: разгадывание кроссворда

  • Рассказ о писателе

  • Физкультминутка

  • Работа над произведениями

  • Чтение рассказа «Ежовые рукавицы»

  • Об охране природы


Тема 6: В.Осеева «Воспитанный ребенок»

  • Организационный момент: решение проблемного вопроса.

  • Инсценирование рассказа В.Осеева «Волшебное слово»

  • Поиск ответа на вопрос: «Какой должен быть воспитанный ребенок?»

  • Анализ произведений «Синие листья», «Три товарища», «Отомстила», «Сыновья».


Тема 7: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»


  • Организационный момент

  • Путешествие по страницам волшебной книги

  • Устное народное творчество

  • Ознакомление с новым материалом

  • Знакомство с шедеврами мировой культуры

  • Ролевая игра

  • Просмотр фрагмента мультфильма

  • Итоги



Тема 8: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)

  • Организационный момент: разгадывание кроссворда

  • Знакомство с автором

  • Работа с книгой

  • Тир «Бей прямо в цель»

  • Подведение итогов


Тема 9: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого

  • Организационный момент

  • Станция «Библиографическая»

  • Станция «Узнай героя»

  • Станция «Игровая - плясовая»

  • Станция «Пословицы и поговорки»

  • Станция «Узнай произведение»

  • Станция «Кроссворд»

  • Станция «Поздравительная»


Тема 10: Сбережем родную природу во всей ее красе

  • Вводная беседа

  • Инсценирование

  • Правила

  • Выводы


Тема 11: Крылатое чудо

  • Разминка

  • 1 Конкурс «Про наших птиц»

  • 2 конкурс «Ты - мне, я - тебе» (Домашнее задание)

  • 3 Конкурс «Дальше, да»

  • 4 конкурс Знаки - «Осторожно, наши меньшие братья»

  • Итоги игры


Тема 12: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)

  • Слово учителя

  • Поэзия военных лет

  • Рассказы о войне

  • «Блокадный хлеб»

  • Викторина


Тема 13 «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»

  • Организационный момент

  • Знакомство с членами клуба

  • Защита своих проектных работ

  • Выводы, итоги

Использованная литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985..

8. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.

9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

10. Журналы «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После», 2006-

2011 гг.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА КУЛИКОВКА ВТОРАЯ

ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол от «__» ___ 2011 года

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол от «___» ____ 2011 года
УТВЕРЖДЕНО

___________ В.Ф.Мурадян

(Директор МОУ ООШ

с.Куликовка Вторая)


Рабочая программа
курса «Внеклассное чтение»
(Составила Г.В.Алёшина)


с.Куликовка Вторая
2011 год

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconФормирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Данный опыт формирования навыков смыслового чтения как основы интеллектуальных умений может быть применим и при работе по различным...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconСтатья: Агафоновой Юлии Игоревны, учителя начальных классов. «Развитие...
Собая роль при решении данной задачи отводится школе, так как педагогический процесс и ребенок это единое целое. Развитие речи и...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности icon«Не построили лучшего храма, чем храм покрова» (2 ч.)
Развитие навыков участия в дискуссии, анализирование противоречивой информации, сопоставление действительности и художественного...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconУпражнения, направленные на развитие навыков чтения по книги М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Задания по содержанию глав произведения даются в форме, предлагаемой для огэ. На каждом занятии проводится контроль понимания текста,...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconУчебный проект с точки зрения учащегося
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся,...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconПлан-конспект урока на тему «Выходной день Мери Поппинс. Развитие...
...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconПамятка учащимся начальной школы по работе над учебным проектом
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся,...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconПечорин как представитель портрета поколения
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconРазработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и...
Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения...

Цели данной программы: развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности iconПримерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский)...
Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную