Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано


lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования Администрации Косинского муниципального района

МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

Литература

7 класс

2014 г.

Соответствует требованиям Согласовано:

государственного образовательного замдиректора по УМР

стандарта Андрова Н.С.______

руководитель ШМО русского

языка и литературы


Составитель: учитель русского языка и литературы

Останина Татьяна Николаевна

Рабочая программа на 2014-2015 учебный год по курсу литература для 7 –х классов составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной

Учебник: Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2ч./ Москва, Просвещение,2010

Количество часов - 105

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2010 и учебника «Литература 7 класс», 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Данная рабочая программа, в соответствии базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений, рассчитана на изучение курса литературы в объеме 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в освоении окружающего мира.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: от древности до сегодняшнего дня сменилось множество различных жанров эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров: «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

Основные теоретические понятияроды (эпос, лирика и драма), а также лироэпические произведения. Жанры, особенности каждого из них.

В процессе изучения курса литературы будут реализовываться следующие виды учебной деятельности:

- выразительное чтение и восприятие художественного текста;

- осмысление сюжета произведения;

- устное словесное рисование;

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- анализ текста.
Ожидаемые результаты

К концу 7 класса учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение : роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Уметь:

- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;

- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;

- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

- отличать стихотворную речь и ее особенности;

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;

- работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями;

- обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (5ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Коми –пермяцкие былины о богатырях

Т е о р и я л т е р а т у р ы. Предание. Гипербола. Былина. Руны. Мифологический эпос.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (3ч)

«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись.
Из русской литературы 18 века (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Ода.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Романтизм, Баллада, литературный перевод.
Из русской литературы 19 века (30ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальном гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы.
Николай Васильевия Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности повести. Сравнительная характеристика рассказчиков. Богатство духовного мира крестьянских детей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Былички.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма. Трехсложные размеры стиха.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Гротеск.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы 20 века (23ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны.
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Сурикова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.
М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Вертинский. «Доченьки; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «о моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы (6ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Особенности жанра хокку (хайку)
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Учебно-тематический план


п/п

Тема раздела

Кол.

часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

5

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из русской литературы 18 века

2

5

Из русской литературы 19 века

30

6

Из русской литературы 20 века

23

7

Из зарубежной литературы

6

8

Итого

70


Учебно-методический комплект

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010 г.

  1. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... (дидактические материалы по

литературе)., 2014


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,

2010

  1. Зубова Е.Н. Контрольно – измерительные материалы. Литература 7 класс.

Москва: «ВАКО», 2012 г.

8. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 7 класс:

к учебнику В.Я.Коровиной «Литература 7 класс», 2014


Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 кл. Москва: «ВАКО», 2013 г

7. Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы: 7 класс,

Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В.,

. Литература в 7 классе: Урок за уроком. 2000

10. Литература. 7 класс:

поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. Я. Крутова,С. Б. Шадрина. 2009.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям...
...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа по русскому языку, 6 класс Учитель
Данная рабочая программа по русскому языку для 6 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconСогласовано утверждаю
Программа «Робототехника» соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения и...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 8 класса была составлена на основе примерной программы основного общего образования и соответствует...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа по мировой художественной культуре соответствует...
Рабочая программа по мировой художественной культуре соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconПриказ №93 от 03. 09. 2014 г рабочая программа по технологии. 7 класс
Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования. Коллектив...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Литература 6 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель Директор моу
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В. Я. Коровиной и рассчитана на 68 часов

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconПрограмма по химии 9 класс Пояснительная записка Программа по предмету...
Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание рабочей программы соответствует...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального...
Линия жизни под редакцией В. В. Пасечника, рассчитанной на 34 часа учебного времени. Рабочая программа соответствует требованиям...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную