Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка


lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования Администрации Косинского муниципального района

МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа

Литература

8 класс

2014 г.


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 8 класса была составлена на основе примерной программы основного общего образования и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Данная рабочая программа, в соответствии базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений, рассчитана на изучение курса литературы в объеме 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В предполагаемом планировании дано распределение часов в соответствии с программой и учебником под редакцией Коровиной В.А.

Национально – региональный компонент реализуется путем включения произведений коми - пермяцких писателей и поэтов и интеграции материала в уроки.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, личностное саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности.

Основные задачи учебной дисциплины «Литература в 8 классе»

  1. Развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.

  2. Совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; устанавливать связи произведений с исторической эпохой и судьбой писателя.

  3. Воспитывать любовь к национальным ценностям и традициям, формирующим проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданственность и патриотизм.

В процессе изучения литературы в 8 классе особое внимание уделяется проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно, истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами XXвека. Даже в лирических жанрах, обращенных к истории, неизбежно активно выявляется позиция автора. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода.

В преподавании предмета будут реализованы следующие виды:

- чтение и восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

- осмысление художественного текста, изображенных в нем событий, характеров;

- сочинение разных жанров, устное словесное рисование;

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного текста;

- анализ текста.

Ожидаемые результаты

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).

Уметь:

- определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

- использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

- определять авторскую позицию;

- пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой.

Основное содержание программы
Введение (1 ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество (2 ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий.
Из древнерусской литературы (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
Из литературы 18 века (3 ч.)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Из литературы 19 века (33 ч.)
И.А.Крылов. (2 ч.) Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
К.Ф.Рылеев. (1 ч.) Автор дум и сатир.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.
А.С.Пушкин. (10 ч.) Краткий рассказ о писателе.

Стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Зарисовки природы.

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
М.Ю.Лермонтов. (4 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Н.В.Гоголь. (7 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России». Новизна финала, немой сцены. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.
М.Е.Салтыков - Щедрин. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников.
Н.С.Лесков.(1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа.
Л.Н.Толстой. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя.
Поэзия родной природы (1 ч.)

Слово о поэтах. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
А.П.Чехов. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Из русской литературы 20 века (20 ч.)
И.А.Бунин. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
А.И.Куприн. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
А.А.Блок. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в произведениях их современное звучание и смысл.
С.А.Есенин.(3 ч.) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в поэме.
М.А.Осоргин. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
И.С.Шмелев. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются (1 ч.)
Журнал «Сатирикон».Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко.«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»;Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
А.Т.Твардовский. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Связь фольклора и литературы.
А.П.Платонов.(1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1941 – 1945 годов (1 ч.)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
В.П.Астафьев.(2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Русские поэты о Родине, родной природе (2 ч.)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Из зарубежной литературы (7 ч.)
Уильям Шекспир. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Вальтер Скотт. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Жан Батист Мольер. (2 ч.) Слово о писателе.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии.
Джонатан Свифт. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.


Учебно-тематический план




п/п

Тема раздела

Кол.

часов

Р\Р

К\Р

1

Введение. Литература и история

1







2

Устное народное творчество

2







3

Из древнерусской литературы

2







4

Литература 18 века

2

1




5

Литература 19 века

28

4

1

6

Литература 20 века

17

3




7

Зарубежная литература

6




1


ЛИТЕРАТУРА:

1. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 кл.,

2005 г.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Учебник по литературе. 8 кл.,2005 г.

3. Макарова Л.П. Развернутое тематическое планирование по литературе.

5 – 8 кл.,2008 г.

  1. Климов В. Ступени надежд.// Произведения коми-пермяцких писателей. 1994 г.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 кл., 2009 г.

  3. Мальцева Н.А., Вилесова А.С. Литература родной Пармы.// Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. КПАО. 5 кл., 2002 г.

  4. Зубова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы. 8 кл., 2013 г.

  5. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. (Дидактические материалы по литературе) 8 кл., 2012 г.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа Литература 6 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано
...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям...
...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 8 класс Пояснительная записка рабочая...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа педагога по литературе 6 класс Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconУчебному предмету «Литература» 5 класс 2015 г пояснительная записка...
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconЛитература, 7 класс (В. Я. Коровина) 68ч. (2ч в неделю) Пояснительная...
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Под ред. В. Я....

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по «Всеобщей истории» 10 и 11 класс (базовый уровень). Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 7 класс пояснительная записка
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008, с...

Рабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка iconРабочая программа педагога по русскому языку 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную