Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения


lit.na5bal.ru > Право > Образовательный стандарт


Семинар на тему: «Роль социального педагога в сопровождении внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях».

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Сл.

Введение государственного образовательного стандарта соответствует Конституции Российской Федерации, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно - правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

В стандартах второго поколения говорится: «Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны».

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.

Сл.Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения-эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Не могут остаться в стороне от этих изменений и социальные педагоги, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют

при реализации обновленной роли социального педагога в школе.

Работа социального педагога в системе образовательной организации - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения.

Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!

Вам хорошо известно, что социально-экономическая нестабильность страны привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи педагогов образовательного процесса легло много сложных проблем.

Сл.При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:

  • Это проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.

  • И, безусловно, проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы, и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, а это требует инновационной деятельности педагогов, способной реально помочь в решении проблем и снятии конфликтогенных и других факторов.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации (Нарушение контактов личности с обществом), при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве.

Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния здоровья. В этом плане все усилия необходимо направлять на устранение тех недостатков, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применяя альтернативные концепции к их устранению.

Можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения ФГОС играет очень важную роль, а именно, его деятельность должна быть направлена на объединение усилий семьи, образовательного организации, общественности для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной деятельности детей. Социальная педагогика здесь, как и прежде, в качестве практической деятельности ориентирована в основном на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения.

Его главная цель - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские), способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.

Сл. «Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС»

Сл. Новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы.

Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Поэтому изначально предусмотрены объединения действий и усилий учащегося и социального педагога.

Определим сопровождение с трех позиций:

как процесс;

как метод;

как систему профессиональной деятельности специалистов.

С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

С точки зрения метода понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении задач обучения и воспитания.

Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

-систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

-формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

При успешной реализации социально –педагогического сопровождения обозначается четкий переход от методов и мер борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции (предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними, склонными к противоправным поступкам).

Сл Рассмотрим методы борьбы с неблагополучием и методы социальной превенции:

  • Методы работы с родителями:

  • наблюдение;

  • индивидуальные беседы;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • диагностика;

  • анализ детских рисунков и рассказов о семье;

  • метод коллективно-творческой деятельности.

Используя данные методы работы с семьёй, педагог пользуется различными педагогическими техниками и технологиями, которые на сегодняшний момент вам достаточно хорошо известны.

Сл. КАРТОТЕКА

Технологии социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков. Педагогические технологии сопровождения детей осуществляются в несколько этапов:

1 этап - организация и проведение диагностики (социально-психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети , нуждающиеся в особом внимании и контроле, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении других категорий).

3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.

4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.

5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.

Для  целостного развития детей и подростков, их успешной социализации, раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в нашей школе была разработана модель организации социально-педагогического сопровождения урочной и внеурочной деятельности детей,  сделана ее характеристика и обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности. 

      

Необходимая педагогическая поддержка и сопровождение могут быть оказаны на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального образования; высшего профессионального образования.

Сл Памятка для социального педагога:

Индивидуализация образования подростков с девиантным поведением реализуется через:

  • выявление причин девиантности, определение возможностей включения в различные виды деятельности;

  • раскрытие потенциалов личности во внеучебной деятельности, предоставление возможности для самореализации и самораскрытия (с помощью педагогов доп. образования).

Рекомендации:

1. Если не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь!

2. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

З.Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком.

4. Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах.

5. Не сравнивайте подростка с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспекте

Я думаю, что педагоги ждут от социального педагога методической помощи по: обучению их методам и приемам развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в учебной деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных, ждут помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических классных часов, бесед, ролевых игр, тренингов.
Общий вывод:

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.

Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных, а социальный педагог оказывает педагогическую поддержку в ходе внедрения ФГОС и осуществляет социальное сопровождение детей, требующих внимания, а именно: с ОВЗ, с девиантностью, одарённые дети и т. д.


Список использованной литературы

  1. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2004

  2. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36.

  3. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

  4. Социальная работа/Под общ.ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс, 1999; М.: ВЛАДОС, 2000.

  5. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconСерия "Стандарты второго поколения"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconПояснительная записка к внеурочной деятельности обучающихся основной школы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (второго поколения)

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconПояснительная записка к внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения)

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планированиекурса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие...

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планированиекурса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие...

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность...

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения)

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconВ федеральный государственный образовательный стандарт
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом...

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. №1155

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения iconРабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку а также на основании федерального...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную