Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф»


lit.na5bal.ru > Право > Методическая разработка



Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014 – 2015 учебный год)

Номинация: «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе

«Конституция РФ»

Автор: Байдина Елена Леонидовна

Место выполнения работы: МБОУ СОШ№4 г.Пыть-Ях

Аннотация: на уроке изучается программный раздел обществознания, посвященный Основному закону – Конституции РФ

Цели урока:

Образовательная:

- продолжить изучение программного раздела обществознания, посвященного Основному закону- Конституции РФ

- сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного строя

Развивающая цель:

развитие умений работы с разными источниками информации

Воспитательная цель:

содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства.
Тип урока: применение знаний и умений.
Методы: частично- поисковый.
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: изображение государственных символов, Конституция России (тексты).

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель формулирует тему урока, говорит о ее актуальности, кратко ставит цели и задачи.

  1. Актуализация знаний. Беседа по теме: «Конституция РФ».

Вопросы:

- Что такое конституция? (Основной закон страны.)

-Почему в Конституции РФ закреплено ее прямое воздействие на территории всей страны? (Все нормативные и подзаконные акты в стране должны соответствовать Конституции РФ.)

- Какими правами обладают граждане России? (Гражданскими, политическими, социальными, экономическими и духовными.)

-Каковы обязанности граждан РФ? (Защищать Отечество, платить налоги, беречь природу и т.д.)

- В чем смысл и назначение Конституции? (Необходимо каждому знать свои права и обязанности. Конституция существует, как ограничитель власти правителей, тем самым граждане стремятся оградить себя от их всевластия. Важно ощущать себя гражданином собственной страны, а в Конституции зафиксированы права и свободы не просто человека, а гражданина.)

Учитель: Действительно, высший смысл и назначение Конституции – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. И цель нашей работы на уроке- это понять основные идеи, мысли и главное- убедиться в том, что с уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.

3. Основной этап урока.

а) Разминка.

Учитель: Давайте вспомним некоторые понятия, связанные с темой урока.

(Используется интерактивная доска)

В левой части таблицы записаны определения, а в правой- понятия.

Задание: соотнести определения и понятия.


Всенародное голосование по вопросам государственного значения

Российская Федерация

Парламент РФ

суверенитет

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах

народ

Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ

референдум

Официальное название нашего государства

Федеральное собрание


Результат:

Парламент РФ

Федеральное собрание

Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ

народ

Официальное название нашего государства

Российская Федерация

Основной закон государства

Конституция РФ

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах

суверенитет

Всенародное голосование по вопросам государственного значения

референдум


б) Практическая работа в группах. Работа с текстом Конституции РФ.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задания.

Первая группа изучает главу 2«Классификация прав и свобод человека и гражданина РФ». Задание: Составить кластер.

Вторая группа изучает главу 4 « Президент РФ».

Задание: Подготовить презентацию (2 слайда), дать характеристику полномочий президента.

Третья группа изучает главу 5«Федеральное собрание».

Задание:

Используя ПОПС- формулу, объяснить назначение и полномочия Федерального собрания.

П- позиция. Я считаю, что….

О- объяснение. Потому, что….

П- пример. Например…

С- следствие (или суждение). Поэтому…..
Четвертая группа изучает главу 6 «Правительство РФ».

Задание: Синквейн «Правительство РФ»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пятая группа.

Задание:

Рассмотрите ситуации, ответ на которые нужно найти в Конституции РФ.

а) Два субъекта Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем?

б) Президент предлагает перенести очередные выборы на неопределённый срок и ввести чрезвычайное положение. Парламент категорически против. Как разрешается этот конфликт в соответствии с Конституцией РФ.

в) Совет Федерации предлагает изменить законы РФ в соответствии с нормами международного права. Государственная Дума считает, что это ограничит независимость России. Какие пути разрешения этого конфликта предлагает Конституция РФ?
Шестая группа.

Задание:

Конкретными примерами подтвердите:

а) социальный характер современного Российского государства

б) наличие в современной России идеологического и политического многообразия

в) светский характер современного Российского государства
Выступления с итогами работы по группам.
4. Работа в парах. Применение знаний.

Задание: Напротив каждого произведения указать, какое конкретное право, перечисленное в списке статей из 2 главы Конституции РФ, в указанном произведении присутствует тем или иным образом.


1.

М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Ст.27, п.1

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

2.

С.В. Михалков «Три поросенка»

Ст. 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

3.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Ст.37, п.1 или 3

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы

4.

К. Чуковский «Айболит».

Ст.41,п.1

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

5.

Ш.Перро «Красная Шапочка».

Ст.20

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Обсуждение, проверка.
5. Блиц – турнир (ответы «да», «нет»)

1) Права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

2) Президент избирается на 5 лет.

3) Ныне действующая Конституция РФ принята на съезде депутатов.

4) Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ.

5) Правительство РФ осуществляет законодательную власть.

6) Конституция РФ имеет верховенство только на территориях с преобладанием русского населения.

7) Активное избирательное право гражданин РФ приобретает с получением паспорта.

8) В нашей стране было принято всего 10 Конституций.

9) Обязанности и права неразрывно связаны.

10) Соответствует ли понятию «государство» определение – «это форма организации общества, основной институт политической системы».
6. Подведение итогов.

Используя прием «Мышление под прямым углом», дать характеристику понятия «Конституция».

Понятие- Факт

Понятие- Мнения

Понятие- Ассоциации

Понятие- Символ.
Литература:

1.Конституция РФ.

Т.А.Корнеева Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию 8-11 классы. М: «Глобус» 2009г.

О.Е.Северина. Обществознание 6-11 кл. Проектная деятельность учащихся. Волгоград 2011г.

С.Н.Степанько. Обществознание. 9 класс. Волгоград 2009г.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconУрока: урок – семинар Цели урока
Методическая разработка урока-семинара по истории в 11 классе «Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconМетодическая разработка урока английского языка в 7 классе «Ориентация в городе»
Название работы: методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Ориентация в городе»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconУрока: "Производная и ее применение" Вид урока
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе по теме «Производная и ее применение»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconМетодическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме «моя школьная жизнь»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconМетодическая разработка «Развитие мировоззренческих убеждений обучающихся...
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории и обществознания образовательных учреждений среднего профессионального...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconМетодическая разработка урока по истории в 10 классе Тема урока:...
Тип, вид, форма урока: урок изучения нового материала с использованием эор; проблемный урок; анализа и синтеза; индивидуально – групповое...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconКонкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе...
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconРазработка урока по литературе Дона в 5-ом классе Тема урока: «Вербовый лес Виталия Закруткина»
В 6 классе анализируем рассказ "Подсолнух", в котором раскрываются темы памяти и веры. Здесь применяем дифференцированный подход...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Конституция рф» iconМетодическая разработка интегрированного урока по истории и мхк в...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную