Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение


страница1/7
lit.na5bal.ru > Право > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7


Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Белгородский институт развития образования»

Инструктивно-методическое письмо

«Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году»



  1. Введение

Обучение на уровне начального общего образования в образовательных учреждениях Белгородской области в 2017-2018 учебном году будет осуществляться на основании действия Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №273-ФЗ), реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2016-2020 годы, Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО с ОВЗ), национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», профессионального стандарта педагога.

Наряду с обозначенными документами, образовательную деятельность определяют:

- Концепция развития математического образования в Российской Федерации;

- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.


  1. Нормативные документы, регламентирующие

образовательную деятельность на уровне начального общего образования
Федеральный уровень

        1. Статья 43 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

        2. Статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295, (ред. от 31.03.2017)

        4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10 2009 г. № 373.

        5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

        6. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540.

        7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 (в ред.от 10.06.2016) .

        8. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. №761н. (редакция от 31.05.2011г.)

        9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённый Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544-н (Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 г. рег. №30550).

        10. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. №2 (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.04.2014г. № 31823).

        11. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.

        12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 (редакция от 17.07.2015г.).

        13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих Государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.

        14. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  09 июня 2016 года № 699.

        15. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660)

  1. Региональный уровень

        1. Закон Белгородской области от 31.10. 2014 г. №314 «Об образовании в Белгородской области».

        2. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Белгородской обл. от 28.10. 2013 г. №431-пп.

        3. Государственная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года №528-пп.

        4. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной общеобразовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный приказом департамента образования Белгородской области от 13 апреля 2015 года №1688.

  2. Письма Министерства образования и науки

        1. Письмо Министерства образования и науки РФот 12 июля 2000 г. №22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях».

        2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 г. №08-516 «О реализации курса ОРКСЭ».

        3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»

        4. Письмо Министерства образования и науки РФот 02 февраля 2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»

        5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015 г. №08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».

        6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2015 г. №08-611 «О преподавании курса ОРКСЭ и об изучении предметной области ОДНКР».

        7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2015 г. № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов» (программы по физкультуре).

        8. Письмо Министерства образования и науки РФот 4 сентября 2015 г. № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»

        9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564 « О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (включает «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

        10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

  3. Письма департамента образования

        1. Письмо департамента образования Белгородской области от 11 февраля 2014 г. №9-06/789-НМ «Об основных образовательных программах общего образования».

        2. Письмо департамента образования, Белгородской области от 19 февраля 2014 г. №9-06/999-НМ «О формах промежуточной аттестации».

        3. Письмо департамента образования Белгородской области от 21 февраля 2014 г. №9-06/1086-НМ «О промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений».

        4. Письмо департамента образования Белгородской области от 19 мая 2014 г. №9-06/3262-НМ «О переводе обучающихся 4-х классов».

        5. Приказ департамента образования Белгородской области от 27 января 2016 г. № 181 «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году»

        6. Письмо департамента образования Белгородской области от 01апреля 2016г. № 9-09/01/2104« О «ступенчатом» режиме обучения в 1 классе»

        7. Письмо департамента образования Белгородской области от 10 февраля 2017 года № 9-09/01/644 «О балльном оценивании»

        8. Письмо департамента образования Белгородской области от 10 февраля 2017 года № 9-09/01/643 «О ступенчатом режиме обучения»

        9. Письмо департамента образования Белгородской области № 9-09/14/1579 от 30 марта 2017 года «О сроках каникул в 2017/2018 учебном году»




  1. Программно-методическое обеспечение

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 в 2017-2018 учебном году на уровне начального общего образования во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области реализуетсяфедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам часть 2 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ. К компетенции образовательной организации наряду с прочим относится: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями (пункты 6, 9 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ).

Выбор учебников является важным этапом в разработке основной образовательной программы ОУ, т.к. именно в учебниках заключено то содержание, средствами которого планируется достижение заявленных результатов. В связи с этим, выбор учебников целесообразно обосновать в пояснительной записке основной образовательной программы и утвердить распорядительным актом учреждения их список.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 4 части 3 статьи 47) учитель имеет право использовать любые учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных/рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений.

Выбор учебников и пособий осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2016/2017 учебный год. (Федеральный перечень учебников представлен на сайтеМинистерства образования и науки РФ: минобрнауки.рф).

При выборе учебников по ИЗО, музыке, физической культуре, иностранному языку, ОРКСЭ возможно руководствоваться не принадлежностью к УМК, а обеспечением непрерывности и преемственности изучения курсана уровне начального общего и основного общего образования.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. №08-548 «О федеральном перечне учебников» наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. №729 с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. №699. (зарегистрирован МинюстомРоссии4 июля 2016 г. N 42729).

Все учебники, вошедшие в федеральный перечень, соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.) и отвечают следующим требованиям:

а) принадлежат к завершенной предметной линии учебников;

б) представлены в печатной форме и электронной форме, имеют электронное приложение, являющееся их составной частью;

в) имеют методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. №08-548 «О федеральном перечне учебников» «… организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 253 учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067».

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта обеспечиваются не системой учебников, а системой современных учебно-методических комплексов, потому что только они позволяют в полной мере реализовывать тот полный функционал основной образовательной программы, который прописан в стандарте.

Вариативность – основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений в свете требований ФГОС НОО.

Вариативность начального образования в регионе представлена различными образовательными программами (учебно-методическими комплектами), обучение по которым осуществляется на протяжении многих лет:

  • УМК «Школа России» (научный руководитель А.А.Плешаков, издательство Просвещение»). По данной программе работают около - 56 %;

  • «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова, издательство «Вентана-Граф») – 31 %;

  • системой развивающего обучения Л.В. Занкова (научный руководитель Н.В. Нечаева, Издательский дом «Фёдоров») – 4 %;

  • «Перспективная начальная школа» (научный руководитель Р.Г. Чуракова, издательство «Академкнига/Учебник») – 6 %;

  • Системой развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова– 0,1%

  • «Перспектива», «РИТМ», «Планета знаний» - 1,9%

Современный учебно-методический комплект (в центре которого, безусловно, учебник) – это набор составляющих его рабочих компонентов: программ, учебно-методических пособий, электронных приложений, интернет-ресурсов.

Статья 18 Федерального закона №273-ФЗ, пункт 27 ФГОС НОО, а также иные нормативные документы Министерства образования и науки РФ предусматривают внедрение электронных форм учебников (ЭФУ) в образовательный процесс общеобразовательных организаций. На базе школьных информационно-библиотечных центров создаются медиатеки, которые комплектуются электронным образовательным контентом.

Электронные формы учебника (далее – ЭФУ) представляет собой системное полное программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный дидактический цикл обучения, базирующийся на информационно-коммуникационных технологиях и применении современных форм и методов обучения. ЭФУ сохраняет преемственность с традиционными полиграфическими изданиями, выполняя и дополняя необходимые функции: информационную, систематизирующую, мотивационную, ориентирующую на способы познавательной деятельности, развивающую познавательные возможности учащихся, координирующую, воспитательную и др. Содержание ЭФУ строится на образовательном фундаменте традиционных учебников, прошедших процедуру экспертизы и включённых в перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в школах. В отличие от традиционных учебников, ЭФУ содержит ссылки на информационные ресурсы различного вида: сетевые ресурсы, гиперссылки на справочные,учебно-методические материалы, мультимедийные интерактивные объекты и т. д. Обучение по ЭФУ позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории, обеспечить пользователей необходимыми инструментами визуализации.
Информационно-образовательная среда УМК представлена не только различными методическими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, но и современными электронными образовательными ресурсами. Необходимые материалы для УМК, реализуемого образовательной организацией, размещены на официальных сайтах издательств:https://drofa-ventana.ru/; http://www.prosv.ru/;http://www.akademkniga.ru/;http://www.vita-press.ru/.

Электронные пособия можно использовать для работы учителя с учащимися в классе и для самостоятельной работы дома.

Все компоненты каждого комплекта интегрированы в единую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.


  1. Рабочие программы учебных предметов, курсов.

Тематическое планирование

Пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273 –ФЗ определяет понятие образовательной программы как документа, содержащего комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Таким образом, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) – это часть образовательной программы.

Разработка основной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273 –ФЗ) и осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Федерального закона № 273 –ФЗ). Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной, и находится на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru), содержащем как примерные основные образовательные программы, прошедшие экспертизу, так и рабочие программы по учебным предметам.

Таким образом, примерные рабочие программы - основа для создания рабочих программ. Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с пунктом 19.5 ФГОС НОО, являются:

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности,в соответствии с пунктом 19.5 ФГОС НОО, должны содержать:

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

Рабочие программы, как и основная образовательная программа образовательной организации, разрабатывается на уровень образования (т.е. на 4 года обучения на уровне начального общего образования). Вместе с тем, необходима ежегодная корректировка календарно-тематического планирования рабочих программ в части приведения его в соответствие с календарным учебным графиком образовательной организации.


  1. Учебный план начального общего образования

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 в 2017-2018 учебном году на уровне начального общего образованияво всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, руководствуются примерным учебным планом (ПООП) для образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) до 6 лет. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

В соответствии с примерным учебным планом продолжительность учебного года:

I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель; продолжительность урока – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения), в I классе – 35 минут.

В соответствии с п.10.9 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденными Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189(ред. от 24.11.2015) (далее СанПиН) «Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут».

П. 10.10.СанПиН регламентируетсоблюдение следующих дополнительных требований при обучении в 1 классе:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

«Ступенчатый» режим обучения позволяет достичь показателя по количеству учебных занятий за четыре года обучения, определённых ФГОС НОО. Если учесть, что для учащихся первых классов продолжительность учебной недели составляет 5 дней, продолжительность учебного года 33 недели, а количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов, т.е. с учётом «ступенчатого» режима обучения в первом классе обязательная часть учебного плана будет реализована за 645 часов в год (15 часов х8 недель= 120часов, 21 час х 25 недель= 525 часов), а за четыре года обучения основная образовательная программа начального общего образования в полном объёме будет реализована за 2991 час учебного времени (см. письмодепартамента образования Белгородской области «О «ступенчатом» режиме обучения в 1 классе» от 01.04.2016 г. № 9-09/01/2104).

Использование «ступенчатого» режима обучения в первой четверти осуществляется следующим образом: в течение сентября-октября каждый день проводится по 3 урока.

Обращаем внимание, что реализация образовательных программ по учебным предметам с учетом «ступенчатого режима» должна осуществляться в соответствии с учебным планом, которым предусмотрена реализация образовательных программ обязательной части учебного плана, расписанием уроков на I четверть 2017/2018 учебного года, предусматривающим проведение уроков по всем учебным предметам в следующем количестве:

- «Русский язык» - 29 час,

- «Математика» - 23 час,

- «Литературное чтение» - 23 час,

- «Окружающий мир» - 11 час,

- «Изобразительное искусство» - 6 час,

- «Музыка» - 6 час,

- «Технология» - 6 час,

- «Физическая культура» - 16 час.

Основная образовательная программа начального общего образования должна быть разработана на 2991 часов.

Примерный учебный план начального общего образования, реализующий ФГОС НОО, состоит из двух частей — обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной).Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных для изучения учебных предметов во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана представлена семью предметными областями «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики, «Искусство», «Технология», «Физическая культура»), каждая из которых направлена на решение основных задач реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав.

Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский язык» (5 часов в неделю в I-IV классах), «Литературное чтение» (4 часа в неделю в I-IV классах), предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык (английский или др.)»(2 часа в неделю во II-IV классах).

В первом полугодии Iкласса предмет «Русский язык» представлен курсом «Обучение грамоте. Письмо», предмет «Литературное чтение» – курсом «Обучение грамоте. Чтение».Систематическое изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» начинается во втором полугодии.

В классном журнале на соответствующих страницах курс «Обучение грамоте» в 1 полугодии записывается как «Русский язык (обучение письму)» и «Литературное чтение (обучение чтению)».

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика», который изучается в I-IV классах в объёме 4 часов в неделю.

Изучение учебного предмета «Информатика» как самостоятельного со II по IV класс по 1 часу в неделю возможно за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В учебный предмет «Технология» включен раздел «Практика работы на компьютере», который реализуется во всех образовательных организациях.

Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» (2 часа в неделю в I-IV классах).

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется через комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 23.04. 15 г. №8-611 «О преподавании курса ОРКСЭ и об изучении предметной области ОДНКР» учебный предмет включён в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объёме 34 часов (1 час в неделю) в течение всего учебного года.

В рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися4 классов изучается один из шести модулей данного предмета: основы православной культуры¸ исламской культуры, буддийской культуры, иудейской культуры, мировых религиозных культур, основы светской этики с согласия и по выбору родителей (законных представителей), на основании их письменного заявления.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ» формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки, а именно – качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфелей достижений учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. В соответствии с системой оценивания образовательного учреждения по итогам изучения курса может быть выставлена оценка: «зачтено»/«незачтено».

Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 1 часу в неделю в I-IV классах).

Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» (1 час в неделю в I-IV классах).

Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» (3 часа в неделю в I-IV классах). Подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) отнесена к предметным результатам освоения основной образовательной программы по физической культуре.

Особенности примерного учебного плана

(части, формируемой участниками образовательных отношений)

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательныхотношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Наличие части, формируемой участниками образовательных отношений, зависит от режима работы общеобразовательного учреждения.

В условиях 6-дневной рабочей недели данная часть в пределах максимально допустимой недельной нагрузки составляет 3 часа в неделю во II-III классах, 2,5 часа в неделю – в IV классах. В I классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует. Учебные занятия в I классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.

Согласно постановлению СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12. 2010 г при пятидневной неделе в первых классах учебная нагрузка определяется в объёме не более 21 часа. Продолжительность учебного года определяется учебным планом образовательной организации и календарным учебным графиком.


Примерный учебный план

начального общего образования

годовой

Предметные области


учебные

предметы

классы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV







Обязательная часть




Русский язык и

литературное чтение

Иностранный язык

Русский язык

165*

170

170

170

675

Литературное чтение

132*

136

136

136

540

Иностранный язык



68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

132*

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66*

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики







34

34

Искусство

Музыка

33*

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33*

34

34

34

135

Технология

Технология

33*

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99*

102

102

102

405

Итого:

525

782

782

816

3073

Часть, формируемая участниками образовательных отношений



102

102

64

268

Максимально допустимая годовая нагрузка

525

884

884

884

2991

*Часы указаны без учета «ступенчатого режима»

Примерный учебный план

начального общего образования (5-дневная неделя)

Предметные области

Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV




Обязательная часть




Русский язык и литературное чтение иностранный язык

Русский язык

4

4

4

4

16

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Иностранный язык



2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики







1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

20

22

22

22

86

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1

1

1

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

90



  1   2   3   4   5   6   7

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Технология»...
Инструктивно-методическое письмо разработано для образовательных организаций Белгородской области с целью разъяснения организации...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Математика»...
Данное инструктивно-методическое письмо разработано для образовательных организаций Белгородской области с целью разъяснения организации...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Иностранный...
«Иностранный язык» в 2017-2018 учебном году с учетом нормативно-правовых документов и рассмотрено на заседании предметных секций...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «География»...
Обновление школьной географии связано с гуманизацией её содержания, с увеличением общекультурных компонентов в каждом курсе. Смысл...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Химия»...
Фз «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Биология»...
Фз «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструктивно-методическое письмо министерства образования республики...
«Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconИнструкция по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации...
Ленинградской области в 2018 году разработана на основе методических документов Федеральной службы по надзору в сфере образования...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на...
М.: Просвещение, 2009и всоответствии с инструктивно-методическим письмом Департамента образования, культуры и молодёжной политики...

Инструктивно-методическое письмо «Оборганизации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 учебном году» Введение iconМетодические рекомендации к проведению Первого урока в общеобразовательных...
Поэтому так актуальна тема Первого урока, предлагаемая общеобразовательным организациям в 2017-2018 учебном году Министерством образования...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную