«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии»


страница1/3
lit.na5bal.ru > Психология > Лекция
  1   2   3
Тема: «Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии».

Лекция подготовлена: Сахаровой Е.А. – врачом-психиатром

  1. Понятие дизонтогенеза, его параметры и типы.

  2. Причины нарушения психического развития.

  3. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии.

Список литературы:

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. — М., 1995.

2. Асмолов А.Г. ХХI век: психология в век психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. — М., 1999.

Буянов М. Н. «Беседы о детской психиатрии». Издательство «Просвещение», 1992.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. — М., 1982. —Т. 5.

4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.— М., 1995.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1989.

7. Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей.

М., 1989.

8.«Основы специальной психологии»: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений под редакцией Л.В. Кузнецовой, 2002.

9. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева. — М., 1971.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

11.«Социальная психиатрия детского возраста». http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=74

12. Фриджлинг-Шредер Е. «Пограничные состояния у детей».

1.Понятие дизонтогенеза, его параметры и типы.
Психиатрия (от греческого psyche – душа, iatreia – лечение) представляет собой самостоятельную науку, изучающую этиологию, патогенез, клинику, лечение и профилактику психических заболеваний. Как и другие клинические дисциплины, она подразделяется на общую и частную психиатрию. В задачу первой входит описание отдельных признаков (симптомов), синдромов, механизмов их возникновения и развития психических нарушений. Частная психиатрия рассматривает клиническую характеристику, особенности течения, дифференциальную диагностику, механизмы возникновения, лечение и профилактику отдельных нозологических форм психических расстройств.

Вопросы, касающиеся соотношения роли социального и биологического в возникновении и развитии психических заболеваний, разрабатывает социальная психиатрия. Она тоже определяет формы и методы реабилитации, ресоциализации, реадаптации психически больных, т.е. решает вопросы создания условий по возможности более полного воспитания (сохранения) индивидуального и общественного статуса больного. К разделу социальной психиатрии следует отнести психогигиену (разрабатывает мероприятия по охране психического здоровья населения) и психопрофилактику (определяет меры предупреждения психических заболеваний).
Дизонтогенез.

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Основными проявлениями психического Д. являются ретардация, акселерация и асинхрония развития.

Причины дизонтогенеза делятся на биологические и социальные. К биологическим относятся:

  1. Генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и др.);

  2. Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, гематоконфликты, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.);

  3. Патология родов;

  4. Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и др.).

К социальным факторам Д. относятся:

  1. Различные вида эмоциональной и социальной депривации;

  2. Разного рода социальные и психологические стрессы.


Выделяют следующие вида дизонтогенеза.
Недоразвитие.

Типичной моделью является олигофрения.

Задержка психического развития (ретардация). Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. Встречается чаще олигофрении, в отличие от которой нет необратимого недоразвития психики, а есть замедление темпов ее развития. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, эмоциональной незрелости.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

Поврежденное психическое развитие отличается парциальностью расстройств и наличием первоначально правильного и своевременного развития ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации, травмы и психической болезни.

Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (ДЦП). Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, и замедлению других опосредованных функций.

Искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития и задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме и т.п.

Дисгармоничное развитие по структуре напоминает искаженное. Однако основой является не текущий болезненный процесс, а врожденная или рано приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Примером являются психопатии.
В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам.

Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:

Умственная отсталость

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Искажения и другие нарушения психического развития

Аутистические расстройства

Акселерация

Инфантилизм

Соматопатии

Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

Умственная отсталость (синонимы – олигофрения, малоумие)

Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира.

Этиология олигофрений многообразна. По данным G. Allen  и J. D. Murken, различные формы умственной отсталости с четко установленной этиологией (так называемые дифференцированные формы) составляют около 35%. В отличие от них олигофрения с неясной этиологией обозначается как «недифференцированная», или «идиопатическая».

Все этиологические факторы олигофрений принято подразделять на эндогенно-наследственные и обусловленные экзогенными (органическими и социально-средовыми) воздействиями. Наряду с преимущественно наследственными или экзогенными формами олигофрении в клинической практике часто наблюдаются случаи, в которых роль наследственных и экзогенных факторов выступает в сложном взаимодействии.

Установлена определенная закономерность наследственного фактора в этиологии олигофрении, заключающаяся в том, что глубокие степени умственной отсталости чаще отмечаются при рецессивном типе наследования, в то время как при олигофрении с неглубоким дефектом решающую роль играют доминантные и полигенные наследственные факторы. Большинство аутосомно-рецессивных форм умственной отсталости представляет собой метаболические заболевания, в патогенезе которых главную роль играют нарушения обмена веществ (например, фенилкетонурия).

Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей): а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Эмбрио- и фетопатии: а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.
III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.

В МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет), тяжелая степень (F72) – при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет), глубокая (F73) – при IQ ниже 20 баллов (ребенок до 3 лет).

Условные разграничения по степени тяжести расстройства в МКБ-10 опираются прежде всего на градации достигаемого больными уровня социального приспособления.

При легкой степени расстройства (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем они могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Низкая социальная компетенция резко ограничивает социальный ролевой репертуар.
При умеренной степени (имбецильность) речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание социального интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Школьное обучение даже в минимальном объеме маловероятно. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях.

При тяжелой форме (тяжелая олигофрения), развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне.

При глубокой умственной отсталости (идиотия), минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянных уход за больными. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10-15 лет, после чего постепенно снижается до 1% популяции.

Умеренные и более тяжелые формы расстройства равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы значимо доминируют в малообеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10-30%. Имеются половые различия в распространенности олигофрении, чаще умственная отсталость фиксируется у мальчиков.

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» icon«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными...
Тема: «Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconЛекция «Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными...
Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconУрок литературы и изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Унылая пора, очей очарованье…»
Место выполнения работы: гбоу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconС ограниченными возможностями здоровья Мотыгинская специальная
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчётливо...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconПраво детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» icon«Развитие психомоторики и сенсорных процессов в практике обучения...
Коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconБитянова М. Р. Организация психологической работы в школе
Общие вопросы специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики. Предмет,объект, субъект, цели, задачи, принципы...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconЕтодические рекомендации по теме «Кинезитерапия в работе с детьми...
Сегодня в развитии современного общества наметилась настоящая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, умножилась численность...

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconЗакон об образовании гарантирует реализацию права на образование...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Особенности развития когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы коррекционной педагогики и специальной психологии» iconРабочая программа профессионального модуля
ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития детей ограниченными возможностями...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную