Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики»


lit.na5bal.ru > Психология > Исследование
Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии

Автор: Кужельная Лилия Леонидовна

Должность: учитель химии

Организация КГАОУ «Школа космонавтики»

Город: Железногорск, Красноярский край

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. В современном мире постоянно возрастает стрессогенность среды в связи с неустойчивостью социально-экономической ситуации, нарушением экологического равновесия, информационной революцией, ростом экстремизма, увеличением числа чрезвычайных ситуаций. Это зачастую порождает у людей психическую напряженность и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях. А так же вызывает затруднение адаптации не только у взрослых, но и в первую очередь у детей, что в конечном итоге может приводить к нарушению психологического здоровья. По данным официальной статистики Министерства здравоохранения РФ частота пограничных психических расстройств у детей и подростков составляет по разным регионам от 22,5% до 71%. Среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психики, а среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80%. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping»–механизмов или «coping behavior». «Копинг» - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями . Под "копингом" подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться.

На предпочтение способов преодолевающего поведения влияют индивидуально – психологические особенности личности. Одной из таких особенностей является уровень тревожности. Среди негативных переживаний человека, тревожность занимает особое место. Часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревожности мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, а так же на поведение.

Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют "возрастом тревог". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

Для того, чтобы эффективно решать проблемные ситуации необходимо обладать определенным набором ресурсов (как ресурсами среды (социальная поддержка)), так личностными ресурсами (адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал)). Зачастую, у тревожных детей не достаточно необходимых ресурсов для преодоления трудностей, они склонны умалять свои способности, успехи и достоинства, поэтому они крайне болезненно переносят жизненные стрессы. В свою очередь эффективные стили совладающего поведения позволяют повысить адаптивные возможности субъекта, а главное - устранить тревогу и напряженность.

Цель работы: исследование особенностей совладеющего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии

Объект: совладающее поведение подростков.

Предмет: особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности.

Гипотеза: существует взаимосвязь между типом совладеющего поведения и уровнем тревожности подростков. У подростков с высоким уровнем тревожности в выборе совладающего поведения преобладают неадаптивные стили.

Задачи:

  1. Проанализировать проблему тревожности в отечественной и литературе по психологии.

  2. Изучить проблему совладающего поведения в психологии.

  3. Изучить психологические особенности детей подросткового возраста.

  4. Подобрать адекватные методы и методики эмпирического исследования.

  5. Провести эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности.

  6. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.

Теоретической основой исследования выступили: теории тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, Р. Мэй, А. М. Прихожан и д.р.); транзакциональная теория стресса и копинга (Р. Лазарус); а также исследования В.А. Бодрова, P.M. Грановской, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, Е.В Новиковой, И.М. Никольской и др.

Методы решения поставленных задач:

теоретический (понятийно-терминологический анализ психолого-педагогической литературы);

эмпирический (тестирование);

математический (r – критерий Спирмена).

Экспериментальная база:

Эмпирическое исследование проводилось на базе КГОАУ «Школа Космонавтики», Г. Железногорск. В исследовании принимали участие учащиеся 9-х классов (56 человек). Для проведения исследования были применены следующие методики: «шкала самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ханина Ю.Л.); «Шкала тревоги» (модификация методики Дж. Тейлора); «Опросник о способах копинга» (WCQ) Р. Лазаруса, С. Фолкмана; «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера (СISS), (Т.Л. Крюкова).

Теоретическая значимость исследования:

Исследование может быть использовано при разработке, составлении коррекционно-профилактических программ для работы с тревожными подростками на уроках химии.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы, учителем предметником, психологом, классным руководителем в просветительской и профилактической работе с администрацией образовательного учреждения, родителями, педагогами, детьми. А также данное исследование может оказаться полезным в диагностической, коррекционной и консультационной практике психолога.

По результатам проведенной методики – шкала самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергера) было выявлено, что из 56 испытуемых по шкале ситуативной тревожности: у 3,6% - низкий уровень; у 71,4% - наблюдается средний уровень и у 25% - высокий уровень ситуативной тревожности. По шкале личностной тревожности было выявлено следующее: так же как и по шкале ситуативной тревожности, показатель с низким уровнем личностной тревожности составил – 3,6%; средний и высокий показатели личностной тревожности составили по 48,2%. Можно сделать вывод о том, что практически у половины учащихся 8х классов наблюдается преобладание личностной тревожности, следовательно можно говорить о том, что для данных детей этот вид тревожности может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Людям с таким типом тревожности свойственно испытывать состояние безотчетного страха, неопределенное ощущение угрозы, постоянная готовность воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Личностная тревожность обуславливает отсутствие чувства базисной безопасности, что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним.

Высокие показатели среднего уровня ситуативной тревожности и высокие значения по личностной тревожности свидетельствуют от том, что эти подростки более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояния тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем подростки с низким уровнем тревожности [Рис.1.].

Рис 1. Показатели уровней ситуативной и личностной тревожности (Шкала самооценки тревожности).

По результатам проведенной методики – шкала тревоги (модификация методики Дж. Тейлора) было выявлено, что у 5,4% испытуемых – низкий уровень тревожности; 60,7% - составили испытуемые со средним уровнем, с высоким – 28,6% и с очень высоким – 0%. У троих человек результаты теста были признаны недействительными, т.к. полученные данные превышают допустимые показатели по шкале лжи. Таким образом, можно говорить о том, что у большинства испытуемых преобладают средние показатели тревожности. Это свидетельствует о том, что существует возможность корректировки тревожности и как следствие сведение имеющегося среднего уровня тревожности к низкому показателю [Рис. 2.].

Рис 2. Показатели измерения уровня тревожности (Шкала тревоги).

По результатам проведенного опросника «Опросник о способах копинга (“WCQ – Way of Coping Questionnaire”)» было выявлено, что у подростков с высоким уровнем ситуативной тревожности высокие показатели по шкалам: «Дистанцирование», «Планирование решения проблемы».

Преимущественный выбор данных копинг – стратегий говорит о том, что в трудных, стрессовых ситуациях подростки с ситуативной тревожностью прилагают когнитивные усилия отделения от ситуации и уменьшения ее значимости; предпочитают отступить, на определенное время, от решения проблемы, избегают мыслей о неприятностях. А так же данной группой подростков выбирается в качестве стратегии совладания – выработка плана по разрешению, изменению сложившейся проблемной ситуации. По шкалам «Поиск социальной поддержке», «принятие ответственности», «избегание/бегство», «положительная переоценка» баллы низкие. Содержательно это можно описать так: для данной группы подростков не характерно обращение за помощью к другим людям; они не пытаются найти или не видят для себя новые, положительные смыслы в сложившейся затруднительной ситуации, но при этом и не пытаются избежать или переложить ответственность, уйти из ситуации или от общения.

У подростков с высоким уровнем личностной тревожности в выборе совладающего поведения приоритетными являются следующие стратегии – «Конфронтация» и «Дистанцирование». Содержательно эту тенденцию можно описать так: Подростки пытаются отделиться от проблемы и уменьшить ее значение для себя. Их поведение направлено на временное отстранение от решения возникшего затруднения, при этом они стараются избегать мыслей об этом. Для данной группы подростков является характерным использование копинга, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Тяжелые жизненные обстоятельства воспринимаются как «враждебная сила», которую надо «победить». Низкие показатели наблюдаются по шкалам – «поиск социальной поддержки» и «принятие ответственности». Для этой категории подростков не свойственно обращение за помощью к другим людям, им трудно дается признание и анализ собственных ошибок.

У следующей группы подростков с высоким уровнем тревожности (по Тейлору) высокие показатели заняли следующие стратегии совладания:

« Дистанцирование» и «Бегство/избегание». Для данных способов поведения характерно следующее: подростки пытаются, на некоторое время, отстранится от решения проблем, стараются не думать, не допускать мыслей о затруднительной ситуации. Или вообще стараются уйти из напряженной ситуации, улизнуть от разговора, беседы о проблеме. По шкале «поиск социальной поддержки» выявлены низкие баллы – это говорит о том, что для данной группы детей не характерно обращение за помощью, поддержкой в трудной жизненной ситуации, к другим людям [Рис. 3.].

Рис 3. Соотнесение уровня тревожности с копинг – стратегиями (WCQ)

По результатам проведенного опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Coping Inventory for Stressful Situations – CISS)» было выявлено, что у всех трех групп тревожных детей высокие баллы набраны по следующим шкалам: «копинг ориентированный на избегание - КОИ», и субшкалам - КОИ «отвлечение», КОИ «соц. Отвлечение». Из этого следует, что для подростков с высоким уровнем тревожности характерно поведение направленное на попытку уйти из конфликтной ситуации или от неприятного разговора, общения. У подростков использующих эти стратегии, поведение носит пассивный характер, они стремятся к уединению, изоляции. Стремятся уйти от активных межличностных контактов, отказываются от решения возникающих проблем. Этот способ реагирования свидетельствует о инфантильности человека его выбирающего. По шкалам «проблемно-ориентированный копинг – ПОК», «эмоционально-ориентиранный копинг – ЭОК» выявлены низкие показатели. Содержательно это раскрывается как то, что для данной группы является не характерным направленность усилий на решение возникшей проблемы и на изменение собственных установок в отношении ситуации. Поведение подростков не устремляется на рациональное разрешение конфликта или кризиса с помощью конкретных действий. Так же несвойственным является выражение чувств, эмоций по поводу проблемной ситуации, использование различных замещающих действий (замещающая деятельность; перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать; фантазия (достижение желаемого хотя бы в воображении) и т.д.) [Рис.4.].

Рис 4. Соотнесение уровней тревожности с копинг-стратегиями (CISS).

Было выявлено, что для подростков с высокой личностной тревожностью характерно стремление к поиску социальной поддержки в трудных, стрессовых ситуациях. Им необходимо чувствовать поддержку со стороны других, так как в стрессовых ситуациях возникают ощущения беспомощности, незащищенности, усиленные состояние повышенной тревоги. На ряду с этим была выявлена взаимосвязь, которая характеризуется тем, что девочки больше склонны к выбору стратегии «поиска социальной поддержки», чем мальчики. Это связано с гендерными особенностями и стереотипами поведения («мальчики должны быть сильными, самостоятельными…»).

Так же было выявлено, что для подростков с высоким уровнем тревожности характерно отстранение от решения проблемы на определенное время. Стараются не думать, отгоняют мысли о затруднительной ситуации, проблеме. Помимо этого, для подростков с высоким уровнем ситуативной тревожности не свойственно применение эмоционально – ориентированного копинга, который направлен на временное снижение влияние стресса. Подростки не склонны проявлять чувства, эмоции и различные замещающие действия (разрядка, фантазия и т.д.) для понижения влияния стрессовой ситуации. Это связано с тем, что для подростков характерно оставаться наедине со своими чувствами, подавлять их. Такое поведение может быть связано с референтной группой сверстников, в которой эмоциональный проявления не приветствуются.

Таким образом, были выявены особенности совладающего поведения у тревожных подростков. Цель исследования была достигнута. Гипотеза статистически подтверждается частично. Существует взаимосвязь между совладающим поведением и уровнем тревожности подростков; у подростков с высоким уровнем тревожности, в выборе совладающего поведения преобладают не адаптивные и частично адаптивные стили.

На основе теоретического анализа особенностей совладающего поведения подростков и оценке уровня их тревожности было организованно и проведено эмпирическое исследование.

Совладающее поведение можно определить как способ действия (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) в затруднительной, стрессовой жизненной ситуации, направленный на преодоление или снижение влияния негативных факторов. Характер совладающего поведения меняется в зависимости от ситуации и от степени ее значимости для человека.

Исследование проводилось с помощью метода тестирования и r – критерия Спирмена. Для достижения цели были выбраны в основном тестовые методики, так как они позволяют охватить большую выборку, просты в обработке, стандартизированы, подходят для групповой работы.

Статистически гипотеза доказана частично. Существует взаимосвязь между совладающим поведением и уровнем тревожности подростков; у подростков с высоким уровнем тревожности, в выборе совладающего поведения, преобладают неадаптивные и частично адаптивные стили.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило частично подтвердить предположения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М.: Владос – Пресс, 1994. – 50 с.

2. Бакеев В.А. О тревожно – внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. – М., 1974. – С.19-21.

3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2000. – 256 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-204с.

5. Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Дж.С. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. - 496 с.

6.Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / Прикладная психология №5-6, 2002. – С. 105.

7. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconУрок химии по теме: " Медь и её соединения "
Автор: Солохина Светлана Васильевна, учитель химии мбоу сош №3 станицы Фастовецкой Тихорецкого р-н, Краснодарского края

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconПлан-конспект урока по химии, 8 класс Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Составила: Половникова Л. Ю., учитель химии мбоу сош №8 г. Чехова, февраль 2015 г

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему: «тэд и её величество соль»
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconИгра "Знатоки химии"
Поэтому дети быстро устают на уроках химии, внимание притупляется и рассеивается, а запоминание ослабевает. Использование игровых...

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconДидактические игры как средство формирования познавательного интереса...
Это продукт духовной деятельности, включающий в себя нечто живое человеческое и, следовательно, не могут быть отделимы от человека....

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconКонспект открытого урока по химии в 8 а классе, провела учитель химии...
Цель: изучить классификацию кислот, их химические свойства, применение и нахождение в природе

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconКраткий курс повторения неорганической химии. Автор: учитель химии...
МеCI(хлориды), Mecio4 (хлораты), MeNO2 (нитриты), MeNO3 (нитраты), MeS (сульфиды), MeSO3(сульфиты) MeSO4 (сульфаты), MeCO3 (карбонаты),...

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconЛитература Введение
Кафедра биологической химии с курсом медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconИсследовательская работа «Железо. Его роль в организме. Железная...
Для классов с углубленным изучением химии, Специальный курс «химии биогенных элементов»

Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии Автор: Кужельная Лилия Леонидовна Должность: учитель химии Организация кгаоу «Школа космонавтики» iconФормулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке,...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную