Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы


страница1/2
lit.na5bal.ru > Психология > Отчет
  1   2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нововасюганский детский сад №23»
Отчет

педагога-психолога за 2015-2016 уч. год.

Конец формы

Отчет подготовила:

Михеева Л.П. – педагог-психолог.
В 2015-2016 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих поставленных целей и задач.

Цель - создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.

Задачи:

1.Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития;

2.Устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания;

3.Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

4.Формировать у педагогов и родителей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития;

5.Осуществлять профилактику эмоционального и профессионального выгорания педагогов ДОУ.

Достижение целей и задач осуществлялось через направления работы:

- психологическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультирование;

- психологическое просвещение;

- экспертная работа;

- организационно-методическая работа.

За время работы использовала следующие технологии здоровьесбережения, направленные на охрану и укрепление психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса:


Субъект образовательных отношений

Технологический модуль

Направления

работы

Дети дошкольного возраста.

1.Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

1.1.Проектирование и осуществление образовательного процесса с учетом особенностей проявления свойств темперамента у дошкольников.

1.2.Развитие интересов, склонностей и способностей у детей.

1.3.Развитие у детей гендерных представлений.

1.4.Формирование взаимоотношений детей в группе детского сада.

1.5.Обучение детей умениям здоровьесбережения.

2.Психологическая поддержка ребенка как субъекта образовательных отношений.

2.1.Развитие эмоциональной саморегуляции.

2.2.Развитие коммуникативной саморегуляции.

2.3.Развитие уверенности, адекватной самооценки.

2.4.Развитие моральной саморегуляции.

Родители.

Формирование функции сознательного родителя.

Педагоги.

1.Повышение психологической культуры педагогов.

1.1.Повышение диагностической культуры педагогов.

1.2.Обогащение представлений о возрастных особенностях дошкольника.

1.3.Развитие умений педагогического общения с детьми в разных образовательных ситуациях.

2.Создание условий для охраны и укрепления психического здоровья педагогов.

2.1.Профилактика и преодоление «эмоционального сгорания» педагогов.

2.2.Развитие коммуникативной компетентности педагогов.


Направления деятельности, программы и формы работы.

Направления деятельности

Программы и формы работы

Источник

Блок I . Развитие эмоционально-волевой сферы.

Личностное развитие.

Коммуникативная сфера.

Волевая сфера.

Элементы сказкотерапии с импровизацией.

Релаксация.

Изотерапия.

Мандалотерапия.

Элементы психодрамы с использованием метода проектирования.

Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2015.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (агрессивными, гиперактивными, тревожными) – Речь. – 2005.

Никифорова Л.А. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: 2015.

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: 2015.

Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Блок II . Укрепление здоровья.

Физическое воспитание

Развитие мелкой моторики, в том числе пальчиковая гимнастика. Подвижные, коммуникативные игры. Двигательная разминка и релаксация.

Сиротюк А.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери-СПД, 2001.

Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ-Пресс, 2006.

Оздоровительные технологии и мероприятия

Дыхательно-коррекционные упражнения.

Профилактика нарушений зрения.

Психогимнастика.

Мимическая гимнастика.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Блок III . Социальное развитие.

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Игры на развитие навыков общения.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.

Программа социально-личностного направления «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Князевой О.А., Маханевой М.Д. 2-е изд. – Детство – Пресс, 2015.

Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить!». – М.: 2015.

Невзорова Н.И. «Запоминай-ка». Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет. – М.: 2015.

Блок IV. Познавательное развитие.

Развитие процессов памяти, внимания, мышления.

Повышение скорости мыслительных операций.

Игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения с использованием метода проектирования.

Григорьева М.Р. Интеллектуально - развивающие занятия со старшими дошкольниками. Изд. – Учитель - 2009.

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: 2015.

Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Блок V. Диагностическое обследование.


Психолого-педагогическое обследование детей.

Изучение особенностей детско-родительских отношений.

Диагностирование педагогов.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей, ее динамика, измерение личностных образовательных результатов.

Составление психологического портрета родителей, педагогов.

Наблюдение за общением родителей и педагогов с детьми.

Повышение диагностической культуры педагогов.


Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – Изд. «ВЛАДОС» -2002.

Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: 2001.

Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: Словарный запас, грамотная речь, память. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: 2015.

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. Учебно-методический комплекс к программе «От рождения до школы» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.


В течение года была проведена диагностическая работа детей по изучению развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, социально направленных навыков.

Психодиагностические результаты по выявлению особенностей психического развития и уровня сформированности определенных личностных новообразований детей средней группы за 2015-2016 уч. год.


Уровень развития

Внимание

Восприятие

Мышление и речь

Память

цвет

форма

величина

слуховая

зрительная

Высокий

22%

26%

17%


26%


17%


8%


34%


Средний

70%

70%

83%


74%


75%


92%


66%


Низкий

8%

4%

-


-


8%


-

-


Психодиагностические результаты по выявлению особенностей психического развития и уровня сформированности определенных личностных новообразований детей старшей группы за 2015-2016 уч. год.


Уровень развития

Внимание

Восприятие



Память

Мышление

Речь


Воображение

Особенности эмоционально-личностной сферы

Высокий

4%

8%

12%


8%

-

16%

-

Средний

68%

80%

84%


80%

100%

80%

80%

Низкий

28%

12%


4%


12%

_

4%

20%


Психодиагностические результаты по выявлению особенностей психического развития и уровня сформированности определенных личностных новообразований детей подготовительной группы

за 2015-2016 уч. год.


Уровень развития



Внимание

Восприятие



Речь

Память


Мышление


Воображение

Особенности эмоционально-личностной сферы

Высокий

23%

23%

-



20%



17%

36%

-

Средний

60%

67%

97%

73%

66%

57%

87%

Низкий

17%

10%

3%



7%



17%

7%

13%


В октябре, апреле была организована диагностическая работа по изучению социально-психологической готовности детей к обучению в школе.

В мае проводилась диагностика родителей детей подготовительной группы по методике «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?». В диагностике приняло участие 28 родителей.
Результат диагностики родителей.




Уровень готовности родителей

Готовы

Возможны трудности

Не готовы

Количество

72%

16%

12%


В октябре-мае диагностическая работа проводилась с детьми подготовительной группы, количество диагностируемых детей: 28.

Результаты диагностики «Психологическая готовность к школе»

в подготовительной группе - май 2016 года.

Показатели

Речевое развитие

Зрительная память

Графические умения

Развитие мелкой моторики

Уровень тревожности

Речевая память

Образное мышление

Уровень притязания в познавательной деятельности

Внимание

Воображение

Логическое мышление

Низкий

-

1

1

2

-

2

-

2

3

2

1

Средний

19

21

21

17

26

18

22

21

20

22

17

Высокий

8

6

6

9

2

8

6

5

5

4

7

Очень высокий

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3


Общие результаты диагностики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий

Очень высокий

4%

72%

23%

1%


Результаты изучения готовности детей к обучению в школе:
- Готовые к обучению в школе – 28 детей, что составляет 100%.

Диагностические исследования проводились на основе диагностических авторских методик по книге: Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с.

Анализ степени адаптации детей (%):

Форма адаптации

Учебный год 2015-2016

Тяжелая %

5,7

Средняя %

44,0

Легкая %

50,3


Адаптация прошла успешно, 94,3% детей имеют высокий и средний уровень адаптации, что связано с длительной и регулярной работой воспитателей, педагога-психолога в группах раннего возраста, эмоциональной насыщенностью проводимых занятий, доброжелательной, положительной атмосферой в группе, яркой и насыщенной предметно-развивающей средой.
По итогам психодиагностических результатов и заключения ПМПк «Нововасюганский детский сад №23» были составлены и реализованы индивидуальные маршруты сопровождения:

- Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей среднего, старшего дошкольного возраста на 2015-2016 учебный год, направленные на дальнейшую социальную адаптацию и полноценное развитие личности ребенка. – Приказ №117 от 18.09.2015г., Протокол ПМПк №1 от 17.09.2015г.

- Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для детей 3-5 лет на 2015-2016 учебный год, направленный на освоение сенсорных эталонов. - Приказ №117 от 18.09.2015г., Протокол ПМПк №1 от 17.09.2015г.

- Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для детей 4-7 лет на 2015-2016 учебный год, направленный на развитие интеллекта дошкольника. - Приказ №117 от 18.09.2015г., Протокол ПМПк №1 от 17.09.2015г.
В феврале на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию показаны 2 ребенка с диагнозами - развитие не соответствует возрастным нормам.

На основании  обследования и результатов ТПМПк от 27 января 2016г. и заключения ПМПк «Нововасюганский детский сад №23» составлены психолого-педагогические программы:

- Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком - Приказ №22 от 24.02.2016г., Протокол ПМПк №5 от 19.02.2016г.

- Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с ребенком ОВЗ - Приказ №22/1 от 24.02.2016г., Протокол ПМПк №5 от 19.02.2016г.

Коррекционно-развивающая работа проводилась с помощью разных видов арт-терапии. Арт-терапевтические методики в работе с детьми способствовали гармонизации личности, обеспечивали коррекцию в эмоционально-волевой сфере ребенка. Также методами арт-терапии возможна коррекция психоэмоционального состояния ребенка, его психофизиологических процессов, повышение самооценки и статуса ребенка в детском коллективе, укрепление психического здоровья посредством искусства.

С младшими дошкольниками более приемлема индивидуальная и иногда подгрупповая работа по психокоррекции. Так как малыши в повышенном внимании со стороны взрослого, особенно на начальных этапах адаптации, и ревностно реагируют, если внимание достается, по их мнению, кому-то в большей, а кому-то в меньшей степени.

С дошкольниками среднего и старшего возраста проводились подгрупповые и фронтальные занятия, но методы подбирались индивидуально для каждого ребенка.

Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и другие арт-терапевтические техники наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное – развиваются коммуникативные умения.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

Используемые методы в коррекционно-развивающей работе: игры и упражнения, психогимнастические игры, арт-терапия, этические беседы, ролевые ситуации, сказкотерапия.
Перечень проведенных профилактических, развивающих мероприятий с педагогами учреждения:

- МО Нововасюганского ДОУ - семинар-практикум «Особенности взаимодействия с тревожными детьми».

- Семинар-практикум «Сплочение педагогического коллектива. Адаптация сотрудников в новом коллективе».

- МО Нововасюганского ДОУ – обобщение опыта работы «Мандала как метод арт-терапии в работе с детьми. Диагностический и терапевтический ресурс мандалы, как техники изотерапии».

- Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Защита прав ребенка-дошкольника».
Профилактическая, развивающая работа с родителями воспитанников учреждения:

- Родительские собрания «Возрастные особенности детей среднего возраста», «Возрастные особенности детей старшего возраста».

- Родительское собрание «Психологическая готовность к школе».

- Родительские собрания для родителей в младших группах «В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в ДОУ».

- Индивидуальные консультации по вопросам: «Особенности развития детей», «Итоги диагностических исследований», «Рекомендации по работе с тревожными и агрессивными детьми», «Развитие социальной компетентности у дошкольников».
Для педагогов и родителей были подготовлены следующие памятки, советы, буклеты:

- Памятки для родителей и педагогов «Готовим детей к школе» - «В игры играем – восприятие развиваем».

- Информационные папки-передвижки «Детская ревность», «Подготовка детей к школе. Советы педагога-психолога для родителей, дети которых готовятся к школе».

- Информационные буклеты для родителей «Адаптация ребенка в ДОУ», «Как развивается ребенок», «Как научить ребенка правильно играть, дружить», «Адаптация к школе».

- Памятка-рекомендация для педагогов «Особенности взаимодействия с тревожными детьми».

- Методическая памятка-рекомендация: «Мандала - метод арт-терапии в работе с детьми».
В течение года осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:

- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;

- оформление документации;

- пополнение методической копилки;

- участие в методических объединениях, семинарах и конференциях;

- изготовление наглядных пособий;

-участие в работе ПМПк и Методического объединения на базе МБДОУ «Нововасюганский детский сад №23».
Тема по самообразования - «Социально-коммуникативное развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста методами арт-терапии». Цель достигла - изучила и повысила  свое профессиональное мастерство посредством использования арт-терапевтических методов, направленных на социально-коммуникативное развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Нововасюганского ДОУ.
С сентября по май 2015-2016г. реализовывала долгосрочный коррекционно-развивающий проект «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление». Цель реализации проекта – сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников. Участниками проекта были - дети, педагоги МБДОУ «Нововасюганский детский сад №23», родители. Для реализации проекта применяла самые разнообразные формы работы: психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения, родительские собрания, семинары-практикумы, оформление папок-передвижек.
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconОтчет педагога-психолога за 2016-2017уч год. Конец формы
В 2016-2017уч г моя деятельность, как педагога-психолога была направлена на реализацию следующих поставленных целей и задач

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconАналитический отчет педагога-психолога за 2017-2018уч год Конец формы
Работа педагога-психолога в 2017-2018 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями фгос, годовым планом учреждения,...

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconАналитический отчет о деятельности педагога-психолога мбоу «Марьяновская школа»
Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога мбоу «Марьяновская школа» за 2014-2015 уч г

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconАналитический отчёт за 2013-2014 учебный год Педагог-психолог: Крещеновская М. А
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconОтчет о результатах самообследования общеобразовательного учреждения...
Полное наименование образовательного учреждения с указанием организационно-правовой формы

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconГодовой отчет воспитателя подготовительной группы Гапеевой Евгении...
На начало учебного года мальчиков -11 человек, девочек-19 человек. В течение учебного года по заявлению родителей были отчислены...

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconПлан самообразования профессионального уровня на 2016-2020 гг. Ф. И. О. Бубнова Светлана Юрьевна
Тема самообразования: «Взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с родителями воспитанников»

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconОтчёт о результатах самообследования за 2015 2016 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нововасюганская общеобразовательная средняя школа»

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconОтчет о работе социального педагога школы за 2015-2016 учебный год...
Чоу сош «Оренбургская епархиальная православная гимназия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского» города Оренбурга является...

Отчет педагога-психолога за 2015-2016 уч год. Конец формы iconАнализ работы кафедры физического воспитания за 2015-2016 учебный год
...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную