Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков»


lit.na5bal.ru > Психология > Документы
Тема лекции: « Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков».

Лектор педагог-психолог Ворсина Е.В.
План лекции:

1.Саморазрушающее поведение. Внутренние и внешние факторы саморазрушающегося поведения.

2. Причины саморазрушающего поведения.

3. Помощь при саморазрушающем поведении .
Литература:
1.Алехин А.Н., Малкова Е.Е. Саморазрушающее поведение подростков как

феномен и научная проблема // Вестник Герценовского университета. 2012. №

2.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под

ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.

3.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В.

Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

4.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. – 160 с.

5.О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - Манн, Иванов и Фербер;

Москва; 2015.

6.Руженков В. А., Лобов Г. А., Боева А. В. К вопросу об уточнении содержания

понятия «аутоагрессивное поведение»

://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/3342/1/Ruzhenkov_K20voprosu.pdf
Содержание лекции.

1.Саморазрушающее поведение. Внутренние и внешние факторы саморазрушающего поведения

В аспекте клинической психологии саморазрушающим является такое поведение человека, которое препятствует адекватному взаимодействию человека со средой жизнедеятельности (пьянство, злоупотребление психоактивными веществами, суицид) и приводит в перспективе к деформации сформировавшихся в онтогенезе психических образов или прекращению жизни, вообще. Суицид в этом аспекте поведенческих нарушений выступает, как крайняя форма саморазрушения. Однако, помимо того, что саморазрушающее поведение препятствует нормальному взаимодействию со средой жизнедеятельности, сама среда является ключевым фактором, детерминирующим саморазрушающее поведение личности.

Можно выделить внутренние и внешние факторы, ведущие к саморазрушающему поведению.

Внутренние:

  • наследственно-биологические и конституциональные предпосылки

  • внутриличностные причины и механизмы

Внешние:

  • условия физической среды

  • социальные условия

Таким образом, личность и среда неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга (рис. 1).

причины саморазрушающего поведения

Рис.1. Влияние среды жизнедеятельности на саморазрушающее поведение

Социально-психологические теории рассматривают саморазрушающее поведение с точки зрения макро и микро социальных процессов, влияющих на личность подростка. Французский исследователь Э.Дюркгейм, который является родоначальником социологического подхода, полагал, что количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. Отечественный психолог Ю.А. Клейберг объясняет механизмы саморазрушающего поведения через отношение личности к социальным нормам. Отклоняющееся поведение – «это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ней».
Одним из важнейших условий благополучия личности является ее успешная адаптация.

Дезадаптация – это не способность принимать условия среды и реализовывать свою индивидуальность в определенных социальных условиях. Представители классического бихевиоризма рассматривают человеческое поведение, как результат взаимодействия личности со средой.

Саморазрушающее поведение в данном аспекте – это результат сложного обусловливания среды. С точки зрения бихевиоральных теорий, употребление алкоголя подкрепляется ощущением удовольствия (тепла, расслабления) и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, уход от ответственности). Школьная дезадаптация подростков приводит к таким поведенческим отклонениям, как агрессия, курение, прогулы. В более масштабной форме дезадаптация в школьном возрасте проявляется в виде употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя и др.).

К внешним социальным факторам, способствующим формированию саморазрушающего поведения, особенно, зависимого поведения (переедание, прием алкоголя) можно отнести технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, поставляющих на рынок потенциальные объекты зависимости. Кроме того, в современном мире все больше утрачиваются межличностные связи между людьми. Подростки погружаются в виртуальную реальность компьютерных игр. Как следствие, человек утрачивает жизненно важные поддержку и чувство безопасности.

Саморазрушающее поведение может быть результатом научения. Очень велико в подростковом возрасте влияние группы. Например, приобщиться к курению подросток может в значимой компании. А психоактивные вещества очень часто являются своеобразным «пропуском» в подростковую субкультуру. Таким образом, наркотики для подростка выполняют значимые функции: дают ощущение взрослости и освобождения от родительской опеки, формируют чувство принадлежности к группе, помогают регулировать эмоциональное состояние.

Саморазрушающее поведение также может быть следствием семейных проблем. Если употребление марихуанны еще можно списать на влияние группы, то прием наркотиков, обычно, связан с нарушением взаимоотношений с родителями, или проблемами в семье. Наркозависимость, например, может быть следствием удержания родителей от развода. Желанием объединить их для решения вновь возникшей реальной проблемы. Не последнюю роль в саморазрушающем поведении играет детская травма, которая связана с неспособностью матери удовлетворить потребности малыша. Позже последствия травмы у таких людей приводят к формированию низкой аффективной толерантности, постоянного чувства беспокойства и напряжения. А в последующем к употреблению психоактивных веществ.

Саморазрушающее поведение очень часто является средством достижения разрядки, самоутверждения или значимой цели. По мнению авторов В.А.Руженков, Г.А.Лобов, А.В.Боева, которые проводили исследование аутодеструктивного поведения на основе категории цели, в 50 % случаев целью такого поведения является снятие психоэмоционального напряжения. Другой популярной формой является манипулятивный тип (таблица № 1). Человек наносит себе самоповреждения с целью манипуляции ближайшим окружением..

Классификация аутодеструктивного поведения на основе категории цели

классификация аутодеструктивного поведения

Биологические и генетические предпосылки могут играть определенную роль в формировании саморазрушающего поведения. Они определяют тип нервной системы, и некоторые реакции на средовые воздействия. Но любые биологические предпосылки всегда действуют только в контексте социального окружения. Кроме того социальные предпосылки сами по себе могут вызывать биологические изменения в организме, например, изменение гормонального фона при стрессе. С одной стороны влияние среды является причиной возникновения саморазрушающего поведения, но с другой велика роль самой личности в процессе ее социализации.

2. Причины саморазрушающего поведения.

Существует огромное количество теорий, объясняющих саморазрушающее поведение в аспекте сущностных характеристик личности. Австрийский психиатр В.Франкл считает, что саморазрушающее поведение – результат экзестенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития. Например, такие виды поведения, как агрессия и наркомания – следствие возникновения экзестенциального вакуума. Экзестенциальный вакуум, по мнению Франкла – это чувство внутренней пустоты, когда жизнь человека лишена смысла. Смысл в наркотиках начинают искать люди, которые не имеют высоких жизненных целей. Самоубийства, по мнению автора, в 85 % случаев происходят из-за депрессии, которая также является следствием утраты жизненного смысла.

Клиентцентрированная психология К.Роджерса объясняет проблемное поведение, как результат внутреннего конфликта между потребностью в самореализации и зависимостью от внешних оценок. Внутренний конфликт возникает из-за искаженных представлений личности о себе. У человека с проблемным поведением заблокирован процесс самоактуализации. Основная причина кроется в условных ценностях, сформированных в детском возрасте. Личность ребенка не воспринимается родителями, как ценность сама по себе. Понятие самоактуализации также является ключевым в теории А.Маслоу. По мнению А.Маслоу, потребность в самоактуализации заложена в человеческой природе. Блокировка процесса самоактуализации может быть одной из причин саморазрушающего поведения. Если нормальная самоактуализация через творчество и духовность не возможна, она может быть подменена через саморазрушающее поведение.

Не последнюю роль играет то, как подросток реагирует на стрессовую ситуацию. Личности с саморазрушающим поведением склонны к малопродуктивным стратегиям защиты от стресса, таким как уход от проблем, изоляция, отрицание. Согласно модели Л.Лазаруса, исследующего копинг-поведение в ситуациях стресса, после когнитивной оценки, индивид приступает к выработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации. Таким образом, то, как подросток интерпретирует стрессовую ситуацию, определяет его поведение. Согласно когнитивной модели А.Бека, в основе нарушенного поведения заложены искаженные мыслительные схемы, которые становятся не адаптивными. На уровне поведения возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности.

Психодинамические теории рассматривают поведение с точки зрения бессознательных процессов. Американский психиатр Р. О’Коннор считает, что причинами самодеструктивного поведения могут быть наличие у человека двух областей сознания, плохо соотносящихся друг с другом. Они дают противоречивые советы, а человек принимает решение не размышляя. Согласно О’Коннору, у людей есть вдумчивое «сознательное Я» и «непроизвольное Я», которое делает свою работу, не привлекая внимания личности. Человек саморазрушает себя по вине «непроизвольного Я»: это внутренний выбор, который не осознается и не соотносится с реальностью. Это привычки жить определенным образом и испытывать чувства, которые человек пытается отрицать. Все модели саморазрушающего поведения при этом фиксируются в головном мозгу.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что причинами саморазрушающего поведения могут быть как внешние факторы среды, так и внутриличностные характеристики подростка. Данный вид поведения характеризуют: экзистенциальные проблемы – утрата смысла жизни, блокировка самоактуализации, фрустрированные потребности, внутренние конфликты, непродуктивные механизмы борьбы со стрессом, эмоциональные проблемы-тревога, депрессия, когнитивные искажения, психические травмы.

3. Помощь при саморазрушающем поведении .

Помощь при саморазрушающем поведении разного рода должна быть комплексной и включать в себя не только медикаментозую терапию и психологическую коррекцию, но и, по возможности, психолого-педагогическую работу с семьей такого клиента (в частности, при работе с подростками). Кроме того, при работе с самоповреждающим поведением требуется достаточный уровень подготовки специалиста, который готов к тому, что процесс психотерапии может значительно усложняться (вплоть до невозможности её продолжения) вследствие неспособности человека с тенденцией к самоповреждению принять успех. Такие клиенты могут (неосознанно или осознанно) склонять процесс психотерапии в русло очередного источника разочарования, неудачи и боли.

Очевидные положительные результаты в коррекции влечения к самодеструкции показывают методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Они позволяют развить и стимулировать навыки снятия напряжения иными способами, совладания с избытком мучительных негативных переживаний. Иными словами, открыть вместе с клиентом простую истину, что справиться с невыносимостью переживаний и окружающей обстановки можно не только путем нанесения своему телу увечий.

Однако, на мой взгляд, это лишь первый этап психотерапевтической работы. Зачастую оказывается, что клиент овладевает упомянутыми выше навыками, избавляется от аутоагрессивной модели поведения, но внутренние и внешние раздражители, вызывающие высочайшее эмоциональное напряжение и приводившие ранее к приступам самоповреждающего поведения, по-прежнему вызывают сильнейший стресс. Поэтому следующим этапом для успешного полного разрешения внутренних и внешних конфликтов, необходимо продолжать психотерапевтический процесс, используя при этом подходящие методы и направления психотерапии, в зависимости от тяжести ситуации, а так же наличия или отсутствия расстройств личности, психики и, тем более, органической патологии (при отсутствии противопоказаний лечащего врача).

Подводя итоги, хочется отметить главное: самоповреждение - не только привычный способ борьбы со стрессом. Это самый настоящий процесс, которому способствует множество факторов, имеющий своё начало и (при грамотной работе специалиста и, главное - желании клиента) конец. Достаточно для начала помнить, что самоповреждение - вещь по-своему действенная (иначе этот способ никто не использовал бы), однако лишь создающая иллюзию контроля над собой, своими чувствами и эмоциями, приводящая к «бегу по замкнутому кругу». Для того, что бы научиться жить в гармоничных отношениях со своими и чужими эмоциями и реакциями, стоит отыскать тот самый смысл, цель, ради которых захочется развивать в себе эти навыки. А может быть непрерывный процесс развития подобных навыков и есть «тот самый» смысл?

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» icon307352, Курская область, Рыльский район, с. Щекино
Комплексно – целевая программа профилактики наркомании, табакокурения и асоциального поведения подростков

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconМетодические рекомендации по профилактике суицидального поведения...
Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки...

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconМетоды и средства воспитания обучающихся для преподавателей техникума
В ней систематизированы методы воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования поведения....

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconСпособы, методы, приёмы, технологии подготовки к егэ. Способы и приёмы...

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconИсследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким...
Исследование особенности совладающего поведения у подростков с высоким уровнем тревожности на уроках химии

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconМетодическая разработка лекции-беседы с применением икт «с любовью о и. С. Бахе»
Краткая аннотация (цель, задачи, методы, средства, приемы, целевая аудитория, особенности продукта и т д.)

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconВ виде упражнений, игр, дискуссии
Цель: определить вместе с родителями способы выявления профессиональных склонностей подростков

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» icon«Методы и средства защиты компьютерной информации»
В дисциплине рассматриваются: методы и средства защиты информации в персональном компьютере и компьютерных сетях, способы хранения...

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconПрофилактика суицидального поведения детей и подростков
Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»

Лекции: «Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков» iconПравила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока
Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную