Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка»


lit.na5bal.ru > Водные виды спорта > Конспект

Городской методический журнал


Методическая панорама

№ 2016/3 (15)

Декабрь

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
От издательства 2
Все для воспитателя

Р..Д. Ахметшина



Экспертный совет

Петряева А.В.,

Козынцева С.Л.,

Каримова З.Ш.

Руководитель проекта

Светлана Козынцева

Редактор

Зульфия Каримова

Верстка, набор и техническое редактирование

Ольга Смородинова

Оформление обложки

Ольга Смородинова

Корректор

Зульфия Каримова

Техническое сопровождение

Ольга Смородинова

По всем вопросам обращайтесь по телефону:

4-11-91 (каб. директора),

4-00-72 (каб. зам.директора),

4-19-16 (методический каб.),

по эл. почте:mmc_kogalym@mail.ru или по адресу:

ул. Сибирская, 11

каб.320


Адрес редакции:

628481, г.Когалым,

ул. Сибирская, 11,

МАУ «ММЦ г. Когалыма»
Лиза Барбоскина в гостях у ребят 5

Б.Б. Барышева

Развлечение в старшей группе «Дыхание весны» 8

Моя любимая бабуля 12

А.В. Демидова

Роль эмоций в жизни ребенка 16

Н.И. Зебницкая

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Волшебница - вода» 19

О.В. Костина

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. «Путешествие в зимний лес». 22

Е.В. Медведицкова

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальное творчество» в подготовительной группе 24

Г.И. Муллагалиева

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» в подготовительной группе «Путешествие в город Припевайск» 28

Е.С. Нечаева

Пластилинография как вид нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками 31

А.И. Орлова

Мнемотехника – эффективное средство формирования связной речи дошкольника с общим недоразвитием речи 33

В.В. Петровскаяc:\documents and settings\user\рабочий стол\сулейманова а.и..jpg

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Утренний сбор «Зимушка» 36

А.В. Солнышкина, Т.В. Толстых

Раскрываем секреты воды 40

Т.Н. Марфутенко

Игра путешествие в первой младшей группе «В деревню к бабушке» 43

А.Н. Уфимцева

Сценарий литературного праздника «Мир детства» 45

М.А. Черненко

Экспериментирование в ДОУ 47

О.В. Шакирьянова

Конспект развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной к школе группе. Соберем портфель. 51

Р.Г. Илашко

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи » в первой младшей группе. «Курочка Ряба» 56

Т.С. Антонова

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области физическая культура «На солнечной полянке» 58

С.П. Бойко

Деловая игра «Художественное творчество и инновации в нем» 60

О.П. Новикова

Школа молодого педагога: Основные направления деятельности педагогов по формированию у детей первичных ценностных ориентаций и социализации 63
Педагогическая шкатулка

Р.Р. Юлдашбаева

Гражданская социализация как одна из сторон воспитательной работы школы 66

А.Н. Слесарева

Зависит ли будущее от нас? 70

В.А. Воронина

Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по русскому языку 73

И.Ф. Кашицина

Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе 76

Н.Г. Киселева

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время 79

Н.В. Мамадова

Клуб «3-Д» - как одна из форм установления партнерских отношений семьи и школы 84

Г.Б. Тангатарова

IT технологии в педагогической практике 87

И.И. Хайруллин

Использование сервисов Web 2.0 на уроках информатики как средство развития логического мышления 89

Е.В. Ябердина

Учебный проект как средство формирования УУД учащихся 5-6-х классов на уроках истории и Основы духовно-нравственных культур народов России 92
Из опыта работы

И.Н. Муштаева

Сценарий фестиваля национальных культур «Венок дружбы» 95

Л.А. Грачева

Великие путешественники 99

М.В. Морозова

Проект урока русского языка в 5 классе с использованием ролевой игры по теме «Имена собственные и нарицательные» 103

О.В. Руденко

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Состав слова. Повторение» 111

Е.И. Ачкеева

Технологическая карта урока физической культуры в 1 классе по теме «Комплекс общеразвивающих упражнений» 118


Здравствуйте, дорогие друзья!dsc01482
В новом номере Вы найдете ставшие уже традиционными рубрики, отражающие интересы широкого круга педагогической общественности: «все для воспитателя», «педагогическая шкатулка», «из опыта работы» и другие.

Материалы, помещенные в этом номере журнала, свидетельствуют о том, что в образовательных учреждениях накоплен богатый учебно-методический опыт, которым с удовольствием готовы поделиться педагоги.

Хотим отметить активность работников дошкольных образовательных учреждений. Выражаем огромную благодарность всем авторам материалов, откликнувшимся на предложение межшкольного методического центра.

Мы рады, что наш журнал нужен Вам. Мы ждем ваших материалов и всегда готовы к диалогу и сотрудничеству.


Светлана Козынцева,

заместитель директора МАУ «ММЦ г. Когалыма»,

руководитель проекта «Методическая панорама»





Марина Александровна Черненко,p73_dsc03510

старший воспитатель

МАДОУ «Колокольчик»,

высшая квалификационная категория

Экспериментирование в ДОУ

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.


Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. В свое время известный психолог И. М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе кружка, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.

Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» - писал А.Энштейн; а «творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний», писал К.Н.Венцель. Пусть наши дети растут исследователями.

Интеллектуальная компетентность старшего дошкольника может быть рассмотрена как способность ребенка самостоятельно по своей инициативе,  познавать новые для него  свойства и качества объектов окружающего мира, проявлять настойчивость в поиске решения значимых для него проблем  (А.Н. Поддьяков, О.Л. Князева, Н.Е. Веракса).

Практика показывает, что, к сожалению, многие дошкольники не достигают высокого уровня интеллектуальной компетентности. Более того, они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию,  затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простыми манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от  продолжения экспериментирования.

Выше сказанное позволяет сформулировать  проблему исследования:   Каковы педагогические условия  формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования?

Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи». Педагоги стараются обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.   Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группах ДОУ преобразована предметно-развивающая среда и созданы центры экспериментально-поисковой деятельности.

В нашем детском саду широко внедряется метод организованного и контролированного детского экспериментирования.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем. 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Ребенок любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Педагоги ДОУ считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. 

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

Литература:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

  2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г.

  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.

  4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

  5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.

  6. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.

  7. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.

  8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.

  9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.

  10. М.П.Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках»

  11. Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

  12. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

  13. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

  14. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

  15. Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста».

  16. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.





Уважаемые коллеги!
МАУ «Межшкольный методический центр г. Когалыма» продолжает выпуск городского методического журнала «Методическая панорама». Приглашаем педагогических работников принять участие в подготовке следующих номеров. Для публикации принимаются статьи, сценарии мероприятий, разработанных педагогами, материалы к урокам и внеклассной деятельности. Тематика представленных материалов не регламентируется.

Материалы принимаются по электронной почте: mmc_kogalym@mail.ru или на электронном носителе в МАУ «ММЦ г. Когалыма» по адресу: ул. Сибирская, 11.
Правила предоставления материалов для публикации

  1. К публикации принимаются материалы, содержащие описание и результаты практической деятельности педагогов образовательных учреждений. Материал для публикации в журнале должен отвечать его профилю.

  2. К конспекту занятия, внеклассного мероприятия прилагается краткая аннотация: а) название; b) сведения о работе: тема, предмет, место в предмете, курсе, форма занятия, целевая аудитория (учащиеся (указать класс), родители, педагоги); c) краткие сведения по содержанию занятия; d) планируемые результаты, новизна, практическая значимость; e) какие источники, технологии использовались для разработки программы; f) сведения об авторе: ФИО, должность, предмет, общеобразовательное учреждение, приветствуется наличие фотографии. Желательно оставить контактный телефон и адрес электронной почты.

  3. На первой странице текста должны быть указаны: название статьи; фамилия, имя, отчество автора; краткие сведения об авторе (ученая степень, звание, должность, квалификационная категория, место работы), фотография.

  4. Вместе с конспектом принимаются электронные материалы (презентация к занятию, музыка и т.п.), которые будут помещаться на диск, прилагающийся к журналу.

  5. Плата за публикацию рукописей не взимается.

  6. Представленный материал в свободном доступе будет накапливаться в городском банке данных МАУ «ММЦ г. Когалыма».



Обращаем Ваше внимание:

  • Авторы материалов для публикации в журналах НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АВТОРСКИЕ ПРАВА, грамотность, подбор и достоверность приведенных фактов, цитат, статистических данных, имен собственных и прочих сведений.

  • Объем текста НЕ ДОЛЖЕН превышать 6 страниц (12 пт, межстрочный интервал 1.5, поля: слева – 30 мм, справа – 25 мм, сверху и снизу – 25 мм). Иллюстративный материал (фотографии, диаграммы, графики и т.д.) является составной частью текста и входит в заданный объем. Нумерацию страниц не производить.

  • ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ является библиографический список, оформленный в соответствии с принятыми стандартами (указываются все использованные источники). В тексте в квадратных скобках дается порядковый номер источника и страницы цитирования, например [5, с.25].

  • Основной текст статьи НЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В ТАБЛИЦЕ. Таблицы могут быть только приложением, иллюстративным материалом.



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительная...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в старшей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «О, спорт, ты мир!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconВсероссийский фестифаль педагогического тволрчества
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconА. А. Щеглова «Работа с календарем природы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительно к школе группе с учетом гендерных особенностей детей 14

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «12 апреля День Космонавтики»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад №221»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности...
Цель: развитие социально-коммуникативных основ личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в старшей...
Дьенеша по форме, цвету, толщине, развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков, закреплять знания об арифметических...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект Организованной образовательной деятельности по освоению...
Расширить и закрепить представления детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности Направление...
...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную