Технологическая карта исследования на тему: «Физика Земли» В разные времена люди по-разному представляли себе форму нашей планеты, а также долго считали, что она неподвижна. Многие великие умы не одно столетие пытались выяснить истинную форму Земли, причины ее движений, а также последствия этих движений. Предлагаем Вам решить эти вопросы в ходе нашего исследования. Цель: - изучение физических законов, действующих на нашей планете. Задачи: - изучить литературу (список прилагается) о форме и видах движений планеты Земля; - опытным путем изучить физические законы, определяющие форму Земли и объясняющие следствия вращений; - создать модель Земли; - представить презентацию по теме «Физика Земли». Объект исследования: третья планета от Солнца. Предмет исследования: физические законы. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ. Гипотеза: предположим, что вращение Земли вокруг своей оси определяет ее форму, а также является причиной явлений в атмосфере и гидросфере. Практическая значимость: изучение литературы по теме исследования и изготовление модели Земли позволит лучше понимать процессы, происходящие на планете. Ход работы I. Изучи литературные источники и найди информацию по темам:
Ответы разместите на слайдах презентации. II. Проведи опыты и сделай выводы. Результат исследований оформи в виде презентации с фотографиями хода исследования. Исследовательская часть Опыт 1. Движение Земли. Ты наверняка знаешь о том, что Земля вращается вокруг своей оси. Существует несколько доказательств этого явления. Проведем эксперимент. Оборудование: катушка ниток, ножницы, корковая пробка, английская булавка, три одинаковые металлические вилки, тарелка, зубочистка, мелкая соль, пластилин. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Из пластилина скатайте шарик диаметром около 4 см. Закрепите шарик из пластилина на нитке, а с противоположной стороны вставьте часть зубочистки острым концом наружу. Маятник готов. В середину пробки воткни английскую булавку, а затем - три вилки в пробку наискось, чтобы получилась тренога. Установи треногу на тарелку, свободный конец нитки маятника привяжи к игольному ушку. Отрегулируй длину нитки таким образом, чтобы остриё зубочистки немного не доходило до дна тарелки (не более 2 мм). ![]() На дно тарелки насыпь слой соли толщиной в 0,5 см. Теперь отведи маятник за край тарелки и отпусти. Чтобы повторить эффект вращения Земли, плавно, без рывков поворачивай тарелку, которая изображает в опыте нашу планету. Можно поставить тарелку на «диск здоровья» и вращать его. Что происходит? Объясните результат опыта, сделайте вывод. Опыт 2. Форма Земли. Когда ребята приходят в пятый класс они узнают, что Земля приплюснута у полюсов. Вот здесь и возникает вопрос «Почему?». Попробуем ответить на этот вопрос с помощью эксперимента. Оборудование: лист плотной бумаги длиной 40 см, ножницы, клей, линейка, карандаш. ![]() ![]() ![]() Отмерьте и вырежьте две бумажные полоски размером 3 на 40 см; - положите полоски крест-накрест и склейте; - соедините вместе четыре свободных конца и тоже склейте; получится фигура, похожая на шар; - подождите, пока засохнет клей; - проделайте отверстие в месте склейки свободных концов; - сантиметров на пять просуньте в отверстие карандаш; - держите карандаш между ладоней и, двигая им взад-вперед, вращайте карандаш с закрепленным на нем шаром. Что происходит с бумажным шаром? Почему? Не забудьте сделать вывод и отразить его в презентации. Опыт 3. Движение воды на Земле. На Земле господствуют постоянные ветры, а в океане - течения. Удивительно, но механизм возникновения этих движений одинаковый - и в океане, и в ванне, и даже при возникновении гигантских циклонов. Проведем эксперимент. Оборудование: две 1,5-литровые бутылки с крышками, маленькие шарики из пенопласта, краситель (акварельная краска, зеленка, марганцовка и т.п.), скотч. Эксперимент проводите над ванной или раковиной! ![]() ![]() ![]() ![]() В крышках бутылок проделайте широкие отверстия (попросите помощи у родителей), приклейте крышки друг к другу, подождите пока клей высохнет, для надежности примотайте крышки скотчем; - налейте неполную бутылку воды; ![]() - подкрасьте воду в бутылке любым красителем; ![]() - бросьте в бутылку горстку пенопластовых шариков; - прикрутите конструкцию из крышек к бутылке с водой, сверху вкрутите пустую бутылку; - быстро переверните сооружение (убедитесь, что пробки плотно закручены!) и взболтайте всю конструкцию по часовой стрелке, словно размешиваем ложечкой чай в стакане. Проделайте эксперимент несколько раз, пока не достигнете нужно результата! Какое явление вы наблюдаете? Объясните происхождение данного явления? Не забудьте сделать вывод и отразить его в презентации. Практическая часть «Модель Земли» В этой части исследовательской работы мы предлагаем Вам сконструировать модель Земли. Вы можете разработать и собственные модели. Фантазия и самостоятельность только приветствуются! Не забудьте зафиксировать результат. Оборудование: воздушный шарик, нитки синего цвета, иголка, клей ПВА, цветная бумага, емкость для разведения клея, ножницы. ![]() ![]() ![]() ![]() Надуйте шарик. В емкости разведите клей ПВА с водой в пропорции 1:1. Нитки, пропитанные клеем, равномерно намотайте на шарик. ![]() ![]() Дайте модели хорошо просохнуть. Затем иголкой осторожно лопните шарик и аккуратно удалите его остатки. Наклейте на модель контуры материков из цветной бумаги. Модель Земли готова! Для изготовления модели можете использовать другие приемы и материалы (папье-маше, пенопласт, пластилин и т.п.). Заключение На основании проведенной исследовательской работы сделайте вывод (разместите на слайде). Презентацию и фотографию модели вышли на e-mail: tisiomka@mail.ru, а модели Земли принеси учителю географии Гартман Евгении Владимировне (здание 1) или учителю начальных классов Кайгородцевой Татьяне Николаевне (здание 2)для проведения выставки и определения лучшей работы. Литература: 1.Детская Энциклопедия «РОСМЭН» География, Москва 2012г. 2.Научная статья «Вода на экваторе» URL: http://www.o8ode.ru/article/water/udivit/The_water_at_the_equator_The_Coriolis_Force (16.12.2016) 3.Научный видеоролик о силе Кориолиса URL: https://yandex.ru/video/search?text=сила%20кориолиса%20видео%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1481625890059411-791983206235249510505056-man1-3616&noreask=1 (16.12.2016) 4.Научный фильм «Сила Кориолиса и пассаты» URL: https://yandex.ru/video/search?filmId=14765205441576636068&text=сила%20кориолиса%20видео%20для%20детей&noreask=1&path=wizard (16.12.2016) 5. Сила Кориолиса URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сила_Кориолиса (16.12.2016) |
![]() | Образцы различных видов бумаги, емкость с водой, часы с секундной стрелкой или секундомер, железный поддон | ![]() | Технологическая карта мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях |
![]() | Наступает зима, и все переливается в солнечных лучах. Отчего же? Причина – многочисленные кристаллы льда, в которых преломляется... | ![]() | Люди давно мечтали летать. Изобретатели пытались делать крылья для людей. Но взлететь на таких крыльях никому не удавалось. Наблюдая... |
![]() | Типовая технологическая карта разработана на разметку мест установки коммутационных аппаратов | ![]() | Формировать первоначальное представление об историческом периоде Отечественной войны 1812 года |
![]() | Методическая разработка открытого учебного занятия: Технологическая карта учебного занятия на тему «Окислительно- восстановительные... | ![]() | Тема: Технологическая карта на возделования кукурузы на силос в спк им Н. К. Крупской Мелекесского района Ульяновской области и ее... |
![]() | Основные понятия: проблема, предмет исследования, объект исследования, гипотеза, методы исследования | ![]() | Предметная область: Литературное чтение (Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) |