Урока литературы в 6 классе Тема урока


lit.na5bal.ru > Астрономия > Урок
Метапредметное занятие по литературе

Класс – 6

Тема: «Космос глазами древних людей»

Тип урока – урок обобщения и систематизация изученного.

Учитель – Кучерова Оксана Дмитриевна

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема урока: «Космос глазами древних людей».

Цель урока: обобщить знания древних людей о космическом пространстве, используя произведения устного народного творчества

Задачи:

  1. Развивать способности к мыслительной деятельности.

2. Формировать у учащихся представление древних людей о космосе; обобщить ранее полученные знания.

3. Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации о космосе.

Формируемые УУД:

Личностные: развивать личность; научиться понимать смысл понятия «космос»; «произведения народного творчества»; освоить роль наблюдателя космического пространства; иметь адекватную мотивацию к изучению темы «Космос глазами древних людей».

Коммуникативные: активно взаимодействовать со сверстниками и учителем, участвовать в совместной работе; иметь навыки коллективной работы; понимать смысл текстов; уметь их анализировать; проявлять широкую любознательность, задавать вопросы, касающиеся темы урока; уметь задавать учебные вопросы, собирать информацию.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные: выделять познавательную цель урока и уметь её формулировать; осуществлять поиск необходимой информации и выделяет её; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать знаково-символические действия; находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Регулятивные: уметь проявлять инициативность и самостоятельность в разных деятельности; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Основные понятия: небо, космос; устное народное творчество (фольклор). Жанры устного народного творчества: мифы, сказки, загадки, приметы. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры.

Ресурсы основные: компьютер, проектор; презентация «Космос глазами древних людей»; произведения устного народного творчества: мифы («Миф об Икаре», «Миф о Солнце»), сказки («Сказка о Луне»), загадки, приметы. Домашний планетарий с дисками: звёздное небо, созвездия.

Ресурсы дополнительные: Интернет – ресурсы

Этапы урока; цель

Ход урока

Формирование УУД и технологии оценивания, духовно-нравственное воспитание.

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку




Мотивация (самоопределение) к деятельности

  1. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

  1. Учитель мотивирует учащихся на работу:

«Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы должны представить себе, что мы древние люди и прочувствовать то, что чувствовали они, порой глядя на небо».

  1. Учащиеся просматривают слайды презентации «Космос глазами древних людей» и отвечают на вопросы учителя:

  • Какие природные явления выпадали на долю древних людей? (дождь, гром, засуха, закат)

  • Что же они испытывали во время этих и других природных явлений? (Боязнь, страх, непонимание…)

  • Какие же вопросы они задавали себе, своим близким, когда заливало или засушивало их урожай?

-Что же это происходит?

- Почему это происходит?

- За что всё это посылает на нас небо?

  • Откуда же на людей «сваливались» все эти стихийные бедствия?

(С неба)

  1. Даётся определение слову «небо» (глоссарий - определение взято из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Небо – бесконечное пространство, окружающее Землю нашу.

Небо является частью чего? (Космоса)

Даётся определение слову «космос»

(глоссарий - определение взято из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Космос – (гр. Kosmos – «Вселенная») - пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  1. Высказывать предположения на основе наблюдения.

  2. Формулировать содержание урока.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  1. Уметь точно давать определение данным терминам.



  1. Вступать в диалог



  1. Владеть навыками словоосмысления.




II. Постановка цели и задач урока c подведением к теме урока.

Цель: Работа над формулированием темы урока.


  1. - А люди понимали, что происходит на небе, а значит, и в космосе? Хотели ли они понять это? (Конечно)

- Ребята, о чём же пойдёт речь на уроке? (О том, как наблюдали наши предки за космосом).

- Я перефразирую ваши ответы, и мы запишем тему урока:

КОСМОС ГЛАЗАМИ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ (учащиеся записывают дату, «классная работа», тему урока в рабочих листах

- Ребята, какие вопросы мы должны решить на уроке?

(Почему люди стали наблюдать за космосом?)

- В чём отражались наблюдения древних людей за космосом?

(В произведениях фольклора: мифах, сказках, пословицы, поговорки, приметах…)

- Хорошо. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, начнём свою работу с одной истории.

2. Один учащийся читает наизусть «Миф об Икаре», другой – в костюме Икара инсценирует фрагменты мифа.

Чтобы спастись с острова Крит от царя Миноса, мастер Дедал сделал для себя и своего сына крылья из птичьих перьев, скрепив их воском. Отпуская сына в полёт, он предупредил его: «Не лети слишком низко: морская вода намочит крылья. И не поднимайся слишком высоко к Солнцу – Оно растопит воск…» Но Икар настолько увлёкся полётом, что поднялся слишком высоко к Солнцу. И лучи Солнца растопили воск, перья стали осыпаться, и Икар упал в море, утонув…»

- Из какого произведения взят этот отрывок?

(Из древнегреческого мифа «Миф об Икаре»)

3.- Что же такое миф? Даётся определение слову «миф» (глоссарий - определение взято из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Миф – произведение устного народного творчества, в котором описывается мир, объясняя, как он устроен. Даёт указание, как нужно и как нельзя вести себя в этом мире.



  1. Вступать в диалог.



  1. Формулировать цель урока.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  1. Владеть навыками инсценирования



  1. Излагать свои мысли в свободной форме.




III. Актуализация изученного материала.

Цель: Работа над формулированием проблемы урока.

- Так почему же Икар разбился? (Он не знал, как коварно Солнце. Незнание неба не позволило Икару благополучно завершить полёт)

- Так какие знания должны были получить древние люди, чтобы рассчитывать на «доброжелательность» неба? (Знания о небе, его особенностях)

- Что должны были делать люди? (Познавать небо)

НУЖНО ЛИ ПОЗНАВАТЬ НЕБО?

  1. Уметь ставить проблемные вопросы.




IV. Применение знаний и умений

Цель: Работа с текстами загадок, мифов, сказок, примет, их художественными особенностями.

V. Итог урока

Цель: обобщить изученный материал


  1. - Чтобы ответить на этот вопрос, перенесёмся на древнюю славянскую землю. И речь пойдёт о том, что спрятано в следующих загадках

- Что же такое загадка? Даётся определение слову «загадка» (глоссарий - определение взято из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Загадка – малый жанр произведения устного народного творчества; метафорическое выражение.

Задание: Каждый учащийся «своего» ряда разгадывает загадки.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

-Что входит в окно, не раскрывая его.

-В окно влезает, всё светом заливает. Не прогонишь ни прутом, шестом.

Пора придёт – само уйдёт.


-Не пекарь всё светом заливает.

-Что всегда ходит, а с места не сходит.

-Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает.

-Без него плачемся, a как жаркое появится – от него, бывает, прячемся.

- О чём идёт речь? (О Солнце).

  1. - Найдите ключевые слова, характеризующие образ Солнца («всё светом заливает; печёт – румянит; взглядом согревает»…)

  • Учащиеся записывают ответы и ключевые слова в рабочие листы.

  1. -Как же представляли себе Солнце древние славяне? В каких ещё жанрах устного творчества отражался облик Солнца?

(В мифах)

Учащийся читает наизусть «Миф о Солнце».

Мрак окутал Сырую Землю, но увидел её пылкий, вечно юный, радостный бог Ярило. Пронзил он стрелой своей холод и мрак. И засияла Земля юной красотой, раскинулась буйством красок. И родила от Ярило Земля детище своё любимое – Человека. А отец его Ярило ударил своими стрелами ему в темечко. Так зародились в Человеке мудрость и разум.

  1. - Какими изобразительно-выразительными средствами описывается необычный образ Солнца? (эпитеты, олицетворения, метафоры)

  2. Задание: определить в тексте данные художественные средства, относящиеся к образу Солнца, и внести их в таблицу

1 ряд

эпитеты

2 ряд

олицетворение

3 ряд

метафоры

Пылкий Ярило

Радостный Бог

Ярило увидел,

Ярило полюбил

Ярило пронзил стрелой своей холод и мрак

- Каким виделся бог Солнца древним славянам? (Живым, добрым, любящим своего сына, но не терпящим обид от него - может, стать жестоким и уже в другом образе)

6.

- А чем же сменяется Солнце, когда приходит ночь? (ЛУНОЙ)

- Как же представляли себе Луну древние греки?

- В каких жанрах устного творчества отражался облик Луны? (В сказках)

Что же такое сказка? Даётся определение слову «сказка» (глоссарий - определение взято из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Сказка – произведение устного народного творчества с вымышленным сюжетом; в сказке воспроизведён мир реальных отношений.

- Вот мы и послушаем, как греки представляли Образ Луны.

Учащийся читает наизусть «Сказку о Луне».

Давным-давно, когда Боги Олимпа жили в сердцах людей, жили на земле Титаны с дочерью Селеной. Вестницей богов жила она на земле, вершила дела свои и освещала мир. Так она училась быть ближе к людям. Однажды ночью, прогуливаясь, увидела она в море юношу – рыбака и влюбилась в него. И ещё ярче стала светить она людям. Рассердились на дочь свою Титаны: «Негоже быть со смертными!». Наслали они на людей мор, голод, а рыбу угнали далеко в море. Юноша, возлюбленный Селены, вместе с другими рыбаками отправился

в океан за рыбой. А Титаны усыпили дочь свою, а в это время Океан поглотил рыбаков. Селена, пробудившись, не нашла любимого в живых. Она на колеснице поднялась к Богам, те, по её просьбе, оживили его, но вечным сном наполнили его душу.

В наказание за свою беспечность Селена освещала каждую ночь всё вокруг, чтобы люди находили дорогу домой.

-Какой же представлялась Луна древним грекам? (Влюблённой, заботливой, вечно дарящей людям свет в ночи)

  1. - Чтобы узнать, какие характеристики давали Луне древние славяне нужно выполнить следующее

Задание: отредактировать деформированный текст загадки:

Деформированный текст загадки

Верный текст загадки

В голубой, круглолица, станице, девица. Ей не спится ночью – в зеркало глядится.

В голубой станице девица. Ночью ей не спиться – в зеркало глядится.



  1. Можно ли назвать Луну хозяйкой? Если – да, то скажите, чем она распоряжается? (Луна – хозяйка звёздного неба. Ночью Луна распоряжается звёздами)

Учащийся читает наизусть «Селена и звёзды»».

Осветила Селена и звёзды, которые в то время принадлежали Богам Олимпа. Стали звёзды светить, показывая карту мира ночным путникам . И поныне каждую ночь светит сверкающий глаз ночи, Селена ведёт за собой звёзды, расстилая небесную карту, освещая путникам и морякам путь к дому в память о вечной любви.

-Что вы знаете о Созвездиях, какую роль они играют в жизни человека.

-Чем вас привлекает звёздное небо? (Таинственностью, загадочностью, необъяснимостью)

-Можно ли предсказать погоду, глядя только на звёзды? (Да)

  1. - В каких жанрах фольклора можно найти то, что отразилось в примеченных людьми природных явлениях? (В приметах)

  2. Что же такое приметы? Даётся определение слову «примета»

  3. (Глоссарий - определение взято из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Приметы – это народные поверья и знания об окружающем мире и природных явлениях, изложенных в кратком виде.

  1. Задание: продолжить примету (слова для справок: к жаре; к пасмурной погоде; ветру, грозе

1 ряд


2 ряд


3 ряд


Сильно блестят звёзды летом – к

(к жаре)

Мало звёзд на небе – к

(к пасмурной погоде, грозе)

Темнеют звёзды на небе – к (ветру)

- Каким образом влияют Созвездия на человека? (на его характер, поведение)

- Кому необходимо было знать эти и другие приметы? (Рыбакам, землепашцам, охотникам…)

- А если падает звезда, что это значит? (Это значит, что родился ещё один человек)

- Какой человек «сочинял» такие приметы? (Любознательный, наблюдательный, созерцающий небо – космос)

- Скажите, ребята, нужно ли было древним людям познавать небо (космос)? (Конечно)

- Для чего же древние люди наблюдали, созерцали космос, что там происходит? (Для того, чтобы жить в единении с великой Природой, чувствовать себя её частью)

- Через какие жанры устного народного творчества проходили наблюдения за космосом у древних людей?

Наблюдение за космосом выразилось в

мифах

сказках

загадках

пословицах

поговорках

закличках

приметах…



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  1. Владеть навыками словоосмысления.



  1. Анализировать текст с опорой на знаковую запись.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

Стремиться к речевому совершенствованию, успешной коммуникации.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  1. Производить отбор и систематизацию материала.



  1. Владеть навыками словоосмысления.



  1. Производить осознанное построение речевого высказывания.



  1. Структурировать знания.



  1. Производить осознанное построение речевого высказывания



  1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI. Рефлексия.

Цель: Оценивать свои знания.

Наметить цели последующей деятельности.

- О чём же мечтали древние люди, глядя на небо? (О том, что когда-нибудь покорят голубое пространство).

- Ребята, если мы бы продолжали урок по данной теме, какие вопросы вы бы хотели мне задать?

- Ребята, спасибо за урок!

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  1. Оценивать свои знания

  2. Наметить цели последующей деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Литература 5 класс. Под редакцией О.М. Хреновой, М.А. Снежневской, М.: «Мнемозина», 2012

  2. Учебник Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Литература

6 класс. Под редакцией М.А. Снежневской, О.М. Хреновой

М.: «Мнемозина», 2012

  1. Иваницкий Р.Т. «Мифы и легенды древних славян». Санкт-Петербург, «Вестъ», 2008

  2. Кузьменко М.С. «Мир древности». М.: «Детская литература», 2004

  3. Интернет-ресурсы

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема урока
Тема урока: Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconРазработка урока по литературе Дона в 5-ом классе Тема урока: «Вербовый лес Виталия Закруткина»
В 6 классе анализируем рассказ "Подсолнух", в котором раскрываются темы памяти и веры. Здесь применяем дифференцированный подход...

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconУрока: образовательные
Технологическая карта урока литературы в 10 классе «Тематика, проблематика драмы Н. А. Островского «Бесприданница»

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconУрока литературы в 9 классе на тему: «Разум и чувства»
Методический комментарий к проведению урока литературы в 9 классе на тему: «Разум и чувства» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от...

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconУрока Дата Тема, содержание урока
Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией...

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconМетодическая разработка урока по истории в 10 классе Тема урока:...
Тип, вид, форма урока: урок изучения нового материала с использованием эор; проблемный урок; анализа и синтеза; индивидуально – групповое...

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconКонспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование...
Название работы: Конспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование характера Васютки»

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63

Урока литературы в 6 классе Тема урока iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство,...
Петра Родители мало занимались детьми, но уже в детстве А. С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную