Сценарий открытого урока


lit.na5bal.ru > Астрономия > Сценарий

Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы МКОУ «Верх-Сузунская СОШ»

 

5-й класс

Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа

Сценарий открытого урока

 

Цели урока:

1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков, любовь и уважению к своей родине, к ее прошлому и настоящему ;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: видео «Взлетающая ракета», музыка «ППК», карта звездного неба, звездочки, презентация, динамическая пауза с музыкальным сопровождением, учебник, словарик, наглядные пособия (предметы)..

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- приветствие, знакомство с классом;

-сообщение о полете в космос, о командном соревновании;

-проверка готовности к полету (наличие учебных принадлежностей);

- «полет» ( включаю видео взлета ракеты с музыкальным сопровождением).

  1. Проверка домашнего задания.

- проверяю задания, оцениваю «звездочками»

  1. Лингвистическая пятиминутка

- зачитываю слова, а учащиеся называют только имена существительные: бегать, бег, ноша, носить, солнце, солнечный, свекла, звон, звонит, досуг, снег, космос, полет;

Определяем род и склонение записанных имен существительных.

- вспоминаем антонимы и синонимы (близкий, белизна, ночь).
Постановка цели урока.

- Что мы должны узнать, уметь и чему научиться?

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

1-я группа:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-я группа:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

Почему именно только множественного?

Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.

ТАБЛИЦА.

Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:

  1. названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).

  1. названия материалов или их отходов; вещества:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)

  1. названия промежутков времени:

(сутки, будни, каникулы)

  1. названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)

  1. названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).

  1. некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки).

- Какие морфологические признаки отсутствуют у этих слов? (не определяются род и тип склонения).

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.

 

 

7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи(голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

Работа с учебником 

-упр. 507(анализируем задание к упражнению);

-упр. 508 (устно)+ называем имена собственные нашего района, имеющие данную форму (показываю слайд)

Поисковая работа.

.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

Ответ:

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

 

9. Творческое задание.

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

 Обобщающее закрепление:

-Итак, отправляемся прямо. Перед нами старинный крестьянский дом Макуриных. Дому 125 лет. Ворота – лицо дома, на них элементы деревянной резьбы. Через двор, где стоят сани, проходим в сени, а затем в избу. Самый главный угол- красный. Противоположный угол - бабий кут, или середа. Между печкой и потолком находятся полати. Конечно же, хозяйка- женщина веселая и общительная - приглашает нас к столу обедать. Что есть в печи - на стол мечи! Щи да каша- пища наша. А желающим накладывает макароны с тефтелями. К чаю со сливками пироги подаст. Тесто на дрожжахзамесила, пироги испекла. Не красна изба углями, а красна пирогами!

-. Заходим в этнографический музей. Что же видим? Интерьер крестьянской избы 19-20 вв. все предметы и вещи старинные. Многие из них видели в семье Макуриных. При входе - огромные сани с коробом для вывоза снега. В комнате- коллекция самоваров, одежда. Вот хозяин. На нем холщовая рубаха- косоворотка, штаны из домотканого материала, на ногах лапти. В экспозиции “Ремесла и промыслы” представлены изделия из металла: кованые ножницыклещи. Могли быть и кандалы - ведь декабристы отбывали ссылку на Урале. Но особое место занимает парфюмерный столик для девушек. Здесь находились многие предметы: шкатулка из малахита, чернильница с пером, очки, духи, бусы. Старинные часы на стене замерли, словно показывая время прошлых столетий.

Задание: составить предложение c однородными членами, употребив существительное во множественном числе.

Подведение итогов урока

-рефлексия (слайд);

-общее повторение и подведение итогов;

Домашнее задание:

-упр. 510 (инструкция по выполнению);

- «возвращение на землю» (музыка и видео).

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Сценарий открытого урока iconСценарий интегрированного урока-праздника «Город мастеров»
Сценарий интегрированного урока-праздника /Заключительный этап работы по изучению народного искусства

Сценарий открытого урока iconКонспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии...
Разработка открытого урока – исследования по литературе в 9 классе «роль афоризмов в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»

Сценарий открытого урока iconМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63

Сценарий открытого урока iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Иностранный язык»
При помощи мультимедийного проектора. В процессе урока используются элементы технологий: проблемно-диалогического обучения, развития...

Сценарий открытого урока iconМетодическая разработка открытого урока «Das Bildungssystem in Deutschland und in Kuban»
...

Сценарий открытого урока iconСценарий открытого коррекционного развлечения с использованием икт...
Цель: Воспитание любви к природе через музыкальные образы; Эмоциональной отзывчивости и исполнительской деятельности

Сценарий открытого урока iconМетодическая разработка План открытого урока производственного обучения...
Тип урока систематизация и обобщение знаний по темам «Изучение ассортимента продовольственных товаров», «Расчёт с покупателями»

Сценарий открытого урока iconМетодическая разработка открытого урока составлена на основе календарного...
Методическая разработка открытого урока составлена на основе календарного плана и рабочей программы учебной дисциплины

Сценарий открытого урока iconУрока на тему «Книга и Интернет»
Нововасюганской сельской библиотеке, где выступили в качестве участников открытого урока на тему «Книга и Интернет», организованного...

Сценарий открытого урока iconПлан-конспект открытого урока по английскому языку по теме: «My future...
План-конспект открытого урока по английскому языку по теме: «My future profession is a nurse» для специальности 060501


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную