|
Министерство образования Оренбургской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бузулукский строительный колледж» г.Бузулука Оренбургской области Здесь наше начало, отсюда наш взлет Внеклассное занятие ко Дню космонавтики ![]() Бузулук, 2013 Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики Здесь наше начало, отсюда наш взлет. ![]() Нет в жизни дела интересней И темы для стихов и песни,- Достоин этого мотор! Об этом дальше разговор. В.М.Толоконников Задача: Познакомить студентов с поэтическим наследием нашего земляка – Почетного гражданина города Бузулука, академика Академии Наук авиации и воздухоплавания –Валентином Михайловичем Толоконниковым. Цели: Познакомить студентов с фактами из жизни авиастроителя – литератора, с его «окружением»; Активизировать мыслительную деятельность студентов в процессе слушания и чтения стихов; Воспитывать бережное отношение к родному слову, любовь к своей малой Родине. Оборудование: 1. Мультимедийный проектор. 2.Диски с записями песен Юрия Антонова. 3.Рисунки студентов на тему «Космос с нами!» 4.Сборники стихов В.М.Толоконникова. 5.Материалы Интернет – сайта. 6.Фотографии космонавтов – наших земляков 7.Иллюстрации из книг, журналов. Преподаватель: ![]() С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения, самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. И вот 12 апреля 1961 года имя Юрия Гагарина, совершившего первый в мире орбитальный космический полет на корабле «Восток» - узнал весь мир. ![]() 2011 год, год пятидесятилетия со дня первого полета пилотируемого корабля в космос, объявлен Годом космонавтики. Наш город по праву может считаться «космическим» О том, что Бузулук – родина летчика – космонавта Романенко, не знают в нашем городе разве что малые дети. Оказывается, Бузулук еще связан невидимыми нитями с родиной первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. ![]() Но сегодня я хочу познакомить вас с еще одним нашим земляком, внесшим большой вклад в развитие отечественного авиадвигателестроения и моторостроения, Валентином Михайловичем Толоконниковым. 1-ый ведущий: 27 апреля 2013 года исполняется 83 год выдающемуся организатору отечественного авиадвигателестроения, лауреату Государственной премии СССР в области моторостроения В.М. Толоконникову. ![]() Вся жизнь Валентина Михайловича была связана с авиационными моторами. Как начал он сразу после окончания КАИ (ныне СГАУ) работать над созданием ГТД на Рыбинском моторостроительном заводе, затем - на ММЗ "Салют", в минавиапроме, различных предприятиях отрасли, так и продолжает до сих пор отстаивать приоритеты наших моторостроителей в московском представительстве Уфимского моторного завода. Безо всякого преувеличения можно сказать, что Толоконников - один из наиболее состоявшихся инженеров-авиастроителей в России. Диапазон применения его способностей был настолько широк, что об этом не всем дано даже мечтать. Так, на заре еще своей технической карьеры, в Рыбинске, он настолько глубоко освоил технологию производства авиамоторов, что результатом этого стало более 200 усовершенствований технологических процессов, восемь авторских свидетельств, 23 научные работы и звание "Заслуженный рационализатор РСФСР". 2-ой ведущий: Многочисленные публикации в самых разных научных журналах принесли Валентину Михайловичу заслуженную известность среди коллег. В отрасли он был славен как инженер и организатор, приложивший руку к созданию практически всех самых известных авиадвигателей. Более того, если намечалась какая-то неполадка с пуском очередной модели, самым верным решением было обратиться за помощью к Толоконникову - он выручит. Так, скажем, поступили, когда назревала проблема с браком по турбинным лопаткам АЛ-21Ф-3 на "Салюте" в середине 70-х годов прошлого века. Ничего особенного - просто три месяца почти круглосуточной работы Валентина Михайловича, а в результате - новые технологические приемы и полное отсутствие брака. 1-ый ведущий: Хороших инженеров в нашей стране много. Немало их и в авиадвигателестроении. Но такой специалист, настолько глубоко понимающий самые разные процессы, сопутствующие массовому производству сложнейшей техники, - явление достаточно уникальное не только у нас, но и в мировом масштабе. Неудивительно, что когда в конце 70-х годов встал вопрос о руководителе двигателестроительного главка в минавиапроме, совершенно естественно назначили именно Толоконникова: настолько велик был его авторитет в отрасли. И стал он заниматься организацией производства уже не на каком-то одном конкретном предприятии, а во всей отрасли в целом. Выяснилось, что стиль и подход, которые применял Валентин Михайлович для разрешения производственных вопросов, полностью подходят и для развязывания организационных хитросплетений. Но и будучи "управленцем" высокого ранга, не смог Толоконников перестать быть инженером, применяющим свои знания, опыт и интуицию для решения различных технических проблем отрасли - в Уфе ли они возникали, в Запорожье или в Казани. ![]() 2-ой ведущий: Успешное совмещение решения глобальных стратегических задач отрасли с тактическими и даже с конкретно техническими проблемами под силу далеко не каждому. И, конечно, только умение подобрать коллектив единомышленников, достойных друг друга и поставленной проблемы, правильно распределить задачи и добиться слаженной работы всех - ключ к успеху, которым в совершенстве владеет Толоконников. Большинство функционирующих сегодня руководителей наших крупнейших предприятий - выходцы из его команды специалистов, юбиляр или работал с ними в то или иное время или просто рекомендовал их на соответствующие должности. ![]() 1-ый ведущий: Страна по достоинству оценила работу Валентина Михайловича. Он награжден восемью правительственными наградами, отмечен рядом различных почетных званий. А какие стихи пишет! Уже более десятка сборников издал - нарасхват расходятся. При этом просит не считать его поэтом в литературе, хотя не отказывается быть им в своей любимой инженерной деятельности. Валентин Михайлович Толоконников автор двенадцати поэтических сборников. « Мы сердце стальное даем самолетам»(1997) «Здесь наше начало, отсюда наш взлет»(1997) « И МИГ и СУ мы создавали»(1998) «Делу моторному- верный оплот»(2000) «Труженик город- родной Бузулук»(2001) «Мотор дал мечту нам и верных друзей»(2001) « Во имя моторов»(2001) «Салют»-наша гордость, «Салют»- наша слава»(2002) «Поклон нижайший КуАИ»(2002) «Главное- сердце, сердце-мотор»(2003) Все эти сборники идут с эпиграфом А главное- сердце. Сердце-мотор, Чтоб гнал ураганней ветра. Чтоб Без перебоев гудел, А то- пешком с трех тысяч метров. В.В.Маяковский А в двух сборниках- «Российские истоки»(2002), «Сезон дождей» ( автор Надежда Попова) (2004) выступал как организатор, участник и составитель. 2-ой ведущий: Один из сборников открывается программным стихотворением. Там есть такие строки: ![]() Среди городов, деревень и селений Есть у меня самый преданный друг. Только пред ним преклоняю колени, Труженик-город, родной Бузулук! «Труженик город - родной Бузулук» посвящен родной стороне автора, где он родился, рос, учился и откуда ушел в Большую Жизнь. Автор не изменяет своей манере писать о многих сторонах жизни и мира, его окружающего. Личная лирика включает и любовь к природе, где он начинал жить и с которой встретился много лет спустя, и к друзьям, с которыми начинал открывать новый для себя мир. 1-ый ведущий: Вопрос главного редактора газеты «Российская провинция» В.Б.Бурлакова: «Чем является для Вас Бузулук, как малая Родина?» - Ответ на этот вопрос в моих стихах. Главное в Бузулуке и в деревнях, и в селах, где я жил, работал, отдыхал, начиналось узнавание жизни, людей, явлений, характеров, событий. Здесь все было в первый раз. -Впервые летал на самолете в 1936г., впервые увидел авиационный двигатель и даже разбирал его, добывая металлический натрий, впервые занялся спортом, авиастроением, впервые написал первое стихотворение и отнес его в редакцию городской газеты «Под знаменем Ленина» в 1944г., далее первая дружба , любовь и т.д. - Когда я приезжаю в Бузулукские места, то получаю такой заряд для творчества, что его хватает на много лет, а это все из далекого детства, юности, из времени первого познавания себя и окружающих. Здесь у меня самая большая Родина , без нее вообще не было бы Родины, так как она начинается там, где родился, рос и формировался, как личность. В.М.Толоконников, Выпускник школы №6 им.А.С.Пушкина 1947 года Ноябрь 2000 года, г.Москва 1 чтец: ШЕСТАЯ ПУШКИНСКАЯ ШКОЛА Шестая Пушкинская школа, Каких немало по стране, ![]() От октябрят до комсомола И дальше путь открыла мне. Припев: Спасибо, Вам, наша школа Шестая, Здесь нас, ребятишек, во взрослых лепили. У каждого есть, верно, школа такая, Спасибо Вам, школы, что в жизни вы были. И где бы я ни был, и где б ни скитался- Осваивал небо или в бездну спускался… Всегда вспоминался мне школьный наш зал, Где первые вальсы я танцевал. Припев. Дорог мы немало исколесили, Плутали в зигзагах судьбы, и не раз Теряли, бросали и вновь находили. Упорству учили наставники нас. Припев. А если когда-то и спросит нас внук: «Где путь начинали, где чести учились?»- Расскажем , что есть городок Бузулук И школа,- они этот мир нам открыли. Март 2000. Бузулук , Москва 2 чтец: ДАВНО Я ЗДЕСЬ НЕ БЫЛ… Давно я здесь не был- осваивал небо, Сердца огневые я делал для птиц, Встречают березки и солью и хлебом, И радости нашей не видно границ. По краю дороги полыни и лютики, Трудился в войну наш ребячий отряд, Сажали мы прутики, совсем лилипутами, А ныне мадонны в шифоне стоят. Украсились золотом длинные косы, И дождь освежил их веселые ситцы, Высоки и стройны царевны-березы, И невозможно на них не молиться. Березки плакучие, не глядя на тучи, По краю проселка ведут хоровод, И слышатся наши напевы певучие, Душа моя, встретившись с ними, поет. Полвека здесь не был – работал на небо, Сердца огневые для птиц создавал, А ныне березы и солью и хлебом, Встречают и шепчут, чтоб чаще бывал. И слышу: «Коль сила уйдет ненароком, Припомни наш этот с тобой разговор, Тебя отпоим мы живительным соком, И вдохновенья раздуем костер. И новые песни сумеют сложиться, И в хороводе мы их распоем Полвека назад ты помог нам родиться, С тех пор мы надеждой о встрече живем. Ты посадил ас во время тревожное, Когда шло нашествие к нам саранчи. А ныне, смотри-ка на нас, придорожных, Дома понастроили всюду грачи. Давно ты здесь не был- все делал для неба ТУ, МИГам иль СУ создавая мотор, Встречаем тебя мы и солью и хлебом, Одною судьбою живем с давних пор. Смотри, запылилась меж нами дорожка, Остановилось авто не случайно. Приходят к нам, чтоб отдохнуть хоть немножко, Услышать от нас сокровенные тайны. Бывают другие места, их не мало, Но Родина там, где на свет ты родился, Где предков свалила когда-то усталость, И ты мир увидеть от них научился. Они заложили в судьбу твою гены, Они научили любить и страдать, Давно ты покинул родимые стены, Но дело их жизни тебе продолжать. Давно ты здесь не был – отдал себя небу, Для птиц создавал огневые сердца, Встречаем тебя мы и солью и хлебом, Почетней и выше нет в жизни венца». 23 августа 2000 г., Бузулук-Елшанка 2-ой ведущий: Значит, сейчас последует рассказ о земляке-поэте? Не совсем так. Иначе при чем тут «Работал на небо»? Поэт он преимущественно «для себя». В историю советской и российской авиации он вошел прежде всего как выдающийся моторостроитель, лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР, возглавлявший многие коллективы, в том числе и Главное управление Министерства авиационной промышленности. * * * Оригинально мыслит этот человек. Что для нас, обычных людей, самолет? Прежде всего, конечно, салон, в кресла которого мы привычно садимся, улетая в другие края. Что такое самолет для Толоконникова? Это прежде всего авиационный двигатель с приделанными к нему фюзеляжем, крыльями, хвостом. Он говорит так: «Все в самолете мешает полету, работает на сопротивление воздуха. И только двигатель создает само движение». Все более совершенные двигатели он и строит всю свою жизнь. * * * Родился он в Елшанке, рядом с Бузулуком. 3 чтец: СНОВА В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ Снова в маленькой избушке, В ней уютно и тепло, Пусть морозит, злится стужа, Пусть избушку замело. Бойко в печке огонь стрекочет, И идет по кругу кружка, Только мне все нету мочи, Только грустно мне в лачужке. Потому ль, что вьюга воет, Будто малое дитя, Потому ль, что сердце ноет, Ноет что-то захотя. Воет буря, стонет вьюга, Мне бы тоже выть, Не нашел пока я друга, Чтобы полюбить. Вот я выйду на дорогу, Сам завою вьюгой, И замерзну я под стогом- Не всплакнет подруга. Не согреет теплым взором, Некому согреть. Так останусь псом я дохлым В поле леденеть. Февраль 1949г., село Елшанка 4 чтец: |
![]() | Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса-игры «В мире экономики» подготовлена в помощь педагогам, ведущим... | ![]() | Название работы: разработка внеклассного мероприятия «ценности, которым нет цены» |
![]() | Проведение данного мероприятия запланировано к 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина | ![]() | Методическая разработка предназначена для преподавателей среднего профессионального образования, и может использоваться при подготовке... |
![]() | В современных условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Данная методическая разработка позволяет... | ![]() | |
![]() | Мдк 05. 02 Пм «Проведение разработок по созданию промышленных коллекций швейных изделий» | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Номинация: Организация праздников и мероприятий в учебных заведениях профессионального образования | ![]() | Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы |