Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики


страница1/3
lit.na5bal.ru > Астрономия > Методическая разработка
  1   2   3
Министерство образования Оренбургской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бузулукский строительный колледж»

г.Бузулука Оренбургской области


Здесь наше начало,

отсюда наш взлет

Внеклассное занятие ко Дню космонавтики


Бузулук, 2013

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики

Здесь наше начало, отсюда наш взлет.

pg20pc01
Нет в жизни дела интересней

И темы для стихов и песни,-

Достоин этого мотор!

Об этом дальше разговор.

В.М.Толоконников
Задача:

Познакомить студентов с поэтическим наследием нашего земляка –

Почетного гражданина города Бузулука, академика Академии Наук

авиации и воздухоплавания –Валентином Михайловичем Толоконниковым.
Цели:

Познакомить студентов с фактами из жизни авиастроителя – литератора, с его «окружением»;

Активизировать мыслительную деятельность студентов в процессе

слушания и чтения стихов;

Воспитывать бережное отношение к родному слову, любовь к своей малой Родине.
Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2.Диски с записями песен Юрия Антонова.

3.Рисунки студентов на тему «Космос с нами!»

4.Сборники стихов В.М.Толоконникова.

5.Материалы Интернет – сайта.

6.Фотографии космонавтов – наших земляков

7.Иллюстрации из книг, журналов.
Преподаватель:

c:\documents and settings\методический кабинет\рабочий стол\подрезова л.а\распечатать\dscn1432.jpg

С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения, самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. И вот 12 апреля 1961 года имя Юрия Гагарина, совершившего первый в мире орбитальный космический полет на корабле «Восток» - узнал весь мир.
2011 год, год пятидесятилетия со дня первого полета пилотируемого корабля в космос, объявлен Годом космонавтики. Наш город по праву может считаться «космическим» О том, что Бузулук – родина летчика – космонавта Романенко, не знают в нашем городе разве что малые дети. Оказывается, Бузулук еще связан невидимыми нитями с родиной первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.



Но сегодня я хочу познакомить вас с еще одним нашим земляком, внесшим большой вклад в развитие отечественного авиадвигателестроения и моторостроения, Валентином Михайловичем Толоконниковым.
1-ый ведущий:
27 апреля 2013 года исполняется 83 год выдающемуся организатору отечественного авиадвигателестроения, лауреату Государственной премии СССР в области моторостроения В.М. Толоконникову.

c:\documents and settings\методический кабинет\рабочий стол\подрезова л.а\распечатать\dscn1416.jpg


Вся жизнь Валентина Михайловича была связана с авиационными моторами. Как начал он сразу после окончания КАИ (ныне СГАУ) работать над созданием ГТД на Рыбинском моторостроительном заводе, затем - на ММЗ "Салют", в минавиапроме, различных предприятиях отрасли, так и продолжает до сих пор отстаивать приоритеты наших моторостроителей в московском представительстве Уфимского моторного завода. Безо всякого преувеличения можно сказать, что Толоконников - один из наиболее состоявшихся инженеров-авиастроителей в России. Диапазон применения его способностей был настолько широк, что об этом не всем дано даже мечтать. Так, на заре еще своей технической карьеры, в Рыбинске, он настолько глубоко освоил технологию производства авиамоторов, что результатом этого стало более 200 усовершенствований технологических процессов, восемь авторских свидетельств, 23 научные работы и звание "Заслуженный рационализатор РСФСР".
2-ой ведущий:
Многочисленные публикации в самых разных научных журналах принесли Валентину Михайловичу заслуженную известность среди коллег. В отрасли он был славен как инженер и организатор, приложивший руку к созданию практически всех самых известных авиадвигателей. Более того, если намечалась какая-то неполадка с пуском очередной модели, самым верным решением было обратиться за помощью к Толоконникову - он выручит. Так, скажем, поступили, когда назревала проблема с браком по турбинным лопаткам АЛ-21Ф-3 на "Салюте" в середине 70-х годов прошлого века. Ничего особенного - просто три месяца почти круглосуточной работы Валентина Михайловича, а в результате - новые технологические приемы и полное отсутствие брака.
1-ый ведущий:
Хороших инженеров в нашей стране много. Немало их и в авиадвигателестроении. Но такой специалист, настолько глубоко понимающий самые разные процессы, сопутствующие массовому производству сложнейшей техники, - явление достаточно уникальное не только у нас, но и в мировом масштабе. Неудивительно, что когда в конце 70-х годов встал вопрос о руководителе двигателестроительного главка в минавиапроме, совершенно естественно назначили именно Толоконникова: настолько велик был его авторитет в отрасли. И стал он заниматься организацией производства уже не на каком-то одном конкретном предприятии, а во всей отрасли в целом. Выяснилось, что стиль и подход, которые применял Валентин Михайлович для разрешения производственных вопросов, полностью подходят и для развязывания организационных хитросплетений. Но и будучи "управленцем" высокого ранга, не смог Толоконников перестать быть инженером, применяющим свои знания, опыт и интуицию для решения различных технических проблем отрасли - в Уфе ли они возникали, в Запорожье или в Казани.


2-ой ведущий:
Успешное совмещение решения глобальных стратегических задач отрасли с тактическими и даже с конкретно техническими проблемами под силу далеко не каждому. И, конечно, только умение подобрать коллектив единомышленников, достойных друг друга и поставленной проблемы, правильно распределить задачи и добиться слаженной работы всех - ключ к успеху, которым в совершенстве владеет Толоконников. Большинство функционирующих сегодня руководителей наших крупнейших предприятий - выходцы из его команды специалистов, юбиляр или работал с ними в то или иное время или просто рекомендовал их на соответствующие должности.
c:\documents and settings\методический кабинет\рабочий стол\подрезова л.а\распечатать\dscn1427.jpg
1-ый ведущий:
Страна по достоинству оценила работу Валентина Михайловича. Он награжден восемью правительственными наградами, отмечен рядом различных почетных званий. А какие стихи пишет! Уже более десятка сборников издал - нарасхват расходятся. При этом просит не считать его поэтом в литературе, хотя не отказывается быть им в своей любимой инженерной деятельности.

Валентин Михайлович Толоконников автор двенадцати поэтических сборников.

« Мы сердце стальное даем самолетам»(1997)

«Здесь наше начало, отсюда наш взлет»(1997)

« И МИГ и СУ мы создавали»(1998)

«Делу моторному- верный оплот»(2000)

«Труженик город- родной Бузулук»(2001)

«Мотор дал мечту нам и верных друзей»(2001)

« Во имя моторов»(2001)

«Салют»-наша гордость, «Салют»- наша слава»(2002)

«Поклон нижайший КуАИ»(2002)

«Главное- сердце, сердце-мотор»(2003)
Все эти сборники идут с эпиграфом

А главное-

сердце.

Сердце-мотор,

Чтоб гнал

ураганней ветра.

Чтоб

Без перебоев гудел,

А то-

пешком

с трех тысяч

метров.

В.В.Маяковский

А в двух сборниках- «Российские истоки»(2002), «Сезон дождей» ( автор Надежда Попова) (2004) выступал как организатор, участник и составитель.
2-ой ведущий:
Один из сборников открывается программным стихотворением. Там есть такие строки:

Среди городов, деревень и селений

Есть у меня самый преданный друг.

Только пред ним преклоняю колени,

Труженик-город, родной Бузулук!

«Труженик город - родной Бузулук» посвящен родной стороне автора, где он родился, рос, учился и откуда ушел в Большую Жизнь. Автор не изменяет своей манере писать о многих сторонах жизни и мира, его окружающего. Личная лирика включает и любовь к природе, где он начинал жить и с которой встретился много лет спустя, и к друзьям, с которыми начинал открывать новый для себя мир.
1-ый ведущий:
Вопрос главного редактора газеты «Российская провинция» В.Б.Бурлакова:

«Чем является для Вас Бузулук, как малая Родина?»

- Ответ на этот вопрос в моих стихах. Главное в Бузулуке и в деревнях, и в селах, где я жил, работал, отдыхал, начиналось узнавание жизни, людей, явлений, характеров, событий. Здесь все было в первый раз.

-Впервые летал на самолете в 1936г., впервые увидел авиационный двигатель и даже разбирал его, добывая металлический натрий, впервые занялся спортом, авиастроением, впервые написал первое стихотворение и отнес его в редакцию городской газеты «Под знаменем Ленина» в 1944г., далее первая дружба , любовь и т.д.

- Когда я приезжаю в Бузулукские места, то получаю такой заряд для творчества, что его хватает на много лет, а это все из далекого детства, юности, из времени первого познавания себя и окружающих. Здесь у меня самая большая Родина , без нее вообще не было бы Родины, так как она начинается там, где родился, рос и формировался, как личность.
В.М.Толоконников,

Выпускник школы №6 им.А.С.Пушкина 1947 года

Ноябрь 2000 года, г.Москва

1 чтец:
ШЕСТАЯ ПУШКИНСКАЯ ШКОЛА
Шестая Пушкинская школа,

Каких немало по стране,

От октябрят до комсомола

И дальше путь открыла мне.
Припев:

Спасибо, Вам, наша школа Шестая,

Здесь нас, ребятишек, во взрослых лепили.

У каждого есть, верно, школа такая,

Спасибо Вам, школы, что в жизни вы были.
И где бы я ни был, и где б ни скитался-

Осваивал небо или в бездну спускался…

Всегда вспоминался мне школьный наш зал,

Где первые вальсы я танцевал.



Припев.
Дорог мы немало исколесили,

Плутали в зигзагах судьбы, и не раз

Теряли, бросали и вновь находили.

Упорству учили наставники нас.
Припев.
А если когда-то и спросит нас внук:

«Где путь начинали, где чести учились?»-

Расскажем , что есть городок Бузулук

И школа,- они этот мир нам открыли.
Март 2000. Бузулук , Москва



2 чтец:

ДАВНО Я ЗДЕСЬ НЕ БЫЛ…



Давно я здесь не был- осваивал небо,

Сердца огневые я делал для птиц,

Встречают березки и солью и хлебом,

И радости нашей не видно границ.
По краю дороги полыни и лютики,

Трудился в войну наш ребячий отряд,

Сажали мы прутики, совсем лилипутами,

А ныне мадонны в шифоне стоят.
Украсились золотом длинные косы,

И дождь освежил их веселые ситцы,

Высоки и стройны царевны-березы,

И невозможно на них не молиться.
Березки плакучие, не глядя на тучи,

По краю проселка ведут хоровод,

И слышатся наши напевы певучие,

Душа моя, встретившись с ними, поет.
Полвека здесь не был – работал на небо,

Сердца огневые для птиц создавал,

А ныне березы и солью и хлебом,

Встречают и шепчут, чтоб чаще бывал.
И слышу: «Коль сила уйдет ненароком,

Припомни наш этот с тобой разговор,

Тебя отпоим мы живительным соком,

И вдохновенья раздуем костер.
И новые песни сумеют сложиться,

И в хороводе мы их распоем

Полвека назад ты помог нам родиться,

С тех пор мы надеждой о встрече живем.
Ты посадил ас во время тревожное,

Когда шло нашествие к нам саранчи.

А ныне, смотри-ка на нас, придорожных,

Дома понастроили всюду грачи.
Давно ты здесь не был- все делал для неба

ТУ, МИГам иль СУ создавая мотор,

Встречаем тебя мы и солью и хлебом,

Одною судьбою живем с давних пор.
Смотри, запылилась меж нами дорожка,

Остановилось авто не случайно.

Приходят к нам, чтоб отдохнуть хоть немножко,

Услышать от нас сокровенные тайны.
Бывают другие места, их не мало,

Но Родина там, где на свет ты родился,

Где предков свалила когда-то усталость,

И ты мир увидеть от них научился.
Они заложили в судьбу твою гены,

Они научили любить и страдать,

Давно ты покинул родимые стены,

Но дело их жизни тебе продолжать.
Давно ты здесь не был – отдал себя небу,

Для птиц создавал огневые сердца,

Встречаем тебя мы и солью и хлебом,

Почетней и выше нет в жизни венца».
23 августа 2000 г., Бузулук-Елшанка



2-ой ведущий:
Значит, сейчас последует рассказ о земляке-поэте? Не совсем так. Иначе при чем тут «Работал на небо»? Поэт он преимущественно «для себя».

 

В историю советской и российской авиации он вошел прежде всего как выдающийся моторостроитель, лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР, возглавлявший многие коллективы, в том числе и Главное управление Министерства авиационной промышленности.
* * *

Оригинально мыслит этот человек. Что для нас, обычных людей, самолет? Прежде всего, конечно, салон, в кресла которого мы привычно садимся, улетая в другие края.

Что такое самолет для Толоконникова? Это прежде всего авиационный двигатель с приделанными к нему фюзеляжем, крыльями, хвостом. Он говорит так: «Все в самолете мешает полету, работает на сопротивление воздуха. И только двигатель создает само движение».

Все более совершенные двигатели он и строит всю свою жизнь.

* * *

Родился он в Елшанке, рядом с Бузулуком.

3 чтец:
СНОВА В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ



Снова в маленькой избушке,

В ней уютно и тепло,

Пусть морозит, злится стужа,

Пусть избушку замело.

Бойко в печке огонь стрекочет,

И идет по кругу кружка,

Только мне все нету мочи,

Только грустно мне в лачужке.
Потому ль, что вьюга воет,

Будто малое дитя,

Потому ль, что сердце ноет,

Ноет что-то захотя.
Воет буря, стонет вьюга,

Мне бы тоже выть,

Не нашел пока я друга,

Чтобы полюбить.
Вот я выйду на дорогу,

Сам завою вьюгой,

И замерзну я под стогом-

Не всплакнет подруга.
Не согреет теплым взором,

Некому согреть.

Так останусь псом я дохлым

В поле леденеть.



Февраль 1949г., село Елшанка
4 чтец:
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика»
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса-игры «В мире экономики» подготовлена в помощь педагогам, ведущим...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconРазработка внеклассного мероприятия
Название работы: разработка внеклассного мероприятия «ценности, которым нет цены»

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине
Проведение данного мероприятия запланировано к 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема : «Моя профессия технолог»
Методическая разработка предназначена для преподавателей среднего профессионального образования, и может использоваться при подготовке...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия
В современных условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Данная методическая разработка позволяет...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия для студентов первого...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: «Художественное проектирование»
Мдк 05. 02 Пм «Проведение разработок по созданию промышленных коллекций швейных изделий»

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия на тему День военного связиста
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия тема:«я страны своей солдат…»
Номинация: Организация праздников и мероприятий в учебных заведениях профессионального образования

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме «День Победы» для студентов II
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную