Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 86 "ПОЧЕМУЧКА"
городского округа Тольятти
План – конспект
образовательной деятельности с дошкольниками
по речевому развитию
в старшей группе
Тема: «Путешествие по сказкам»
Подготовила воспитатель: Бровцина Н.А.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Задачи:
1. Социально – коммуникативное развитие:
- развитие у детей коммуникативных способностей.
- закреплять умение обыгрывать русскую народную сказку «Заюшкина избушка», развивать творческую активность.
2. Речевое развитие:
- закрепить у детей навыки образования притяжательных прилагательных;
- закрепить умение согласовывать числительные с существительными;
- упражнять детей в умении согласовывать прилагательные с существительными;
- совершенствовать умение детей образовывать существительные при помощи суффиксов – ник -, - ниц -.
3. Физическое развитие:
- закреплять умение согласовывать движения в соответствии с текстом при выполнении физминутки. Методы и приемы:
- практический (игры);
- наглядный (показ);
- словесный (объяснения, вопросы-ответы). Материал и оборудование:
Маски животных (лиса, волк, заяц, медведь, лягушка); письмо домовенка Кузи; карта группы; конверты с заданиями; карточки с изображением сказочных персонажей (сказка «Золушка»); карточка с изображением животных (игра «1-3-5»); мяч; кукольный театр «Би-Ба-Бо» (рус.нар. сказка «Заюшкина избушка»; волшебный сундучок; «подарки для детей», аудиозапись мелодии Карен Свобода «Три орешка для Золушки».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
| Формы и методы организации совместной деятельности
| Игровая
| Д/и «Чей? Чьи?», д/и «1-3-5», д/и «Поможем Федоре накрыть на стол», д/и «Какой? Какая?».
| Коммуникативная
| Вопросы.
Коммуникативная игра «Здравствуй!».
Театрализованная игра по рус.нар. сказке «Заюшкина избушка»
Д/и «Чей? Чьи?», д/и «1-3-5», д/и «Поможем Федоре накрыть на стол», д/и «Какой? Какая?».
| Двигательная
| Физкультминутка «Буратино».
|
Логика образовательной деятельности
№
| Деятельность воспитателя
| Деятельность воспитанников
| Ожидаемые результаты
| 1
| Организационный момент.
1. Воспитатель проводит коммуникативную игру «Здравствуй!».
2. Воспитатель читает письмо от домовенка Кузи.
| 1. Выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения, проговаривают текст стихотворения.
2. Отвечают на вопросы.
| Развитие коммуникативных способностей.
| 2
| Д/и «Чей?Чьи?»
Воспитатель раздает детям маски животных и проводит дидактическую игру.
| Отвечают на вопросы: чьи уши? чьи лапы? чей хвост и т.д.
| Наличие умения образовывать притяжательные прилагательные.
| 3
| Д/и «Какой? Какая?»
Воспитатель раздает детям карточки с изображением героев сказки «Золушка».
| Дети называют героя и отвечают на вопрос какой? какая?
- золушка (трудолюбивая, уставшая, добрая, грустная, честная);
- мачеха (ленивая, злая, жадная, хитрая, ворчливая);
- принц (высокий, добрый, смелый, умный, печальный);
- фея (волшебная, красивая, сказочная, умная).
| Наличие умения согласовывать прилагательные с существительными.
| 4
| Физкультминутка
«Буратино».
Воспитатель читает текст стихотворения и показывает движения.
| Произносят текст, выполняют имитационные движения.
| Наличие умения согласовывать слова и движения.
| 5
| Обыгрывание рус.нар.сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель предлагает детям выбрать персонажа сказки и помочь зайчику прогнать лису.
| Выбирают персонажей сказки и обыгрывают сказку.
| Наличие умения обыгрывать рус.нар.сказку. Развитие творческой активности.
| 6
| Д/и «1-3-5?»
Воспитатель предлагает детям посчитать зверей, которые пришли лечиться к доктору Айболиту.
| Пересчитывают зверей (один медвведь, два зайца, три волка, четыре ежа, пять лис).
| Наличие умения согласовывать числительные с существительными.
| 7
| Д/и «Поможем Федоре накрыть на стол» (с мячом)
Воспитатель предлагает помочь Федоре накрыть на стол.
| Строятся в круг. Ловят мяч и называют слово образованное при помощи суффиксов –ниц- , -ник-. (салатница, сахарница, супница, кофейник и т.д.)
Выполняют задание.
| Наличие умения образовывать слова с суффиксами –ниц-, -ник-.
| 8
| Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
-Что вам больше всего понравилось?
| Отвечают на вопросы воспитателя. Забирают подарки от домовенка Кузи.
| Наличие умения высказывать свою точку зрения.
|
Приложение 1. Д/и «Чьи хвосты (уши, лапы)?»
Цель игры: закрепить навык образования притяжательных прилагательных.
Ход игры:
Воспитатель раздает маски животных детям, спрашивая: «Чья маска?».
Дети встают в круг. Идут по кругу и произносят слова: - Дети по лесу шагали и лисицу увидали. Здравствуй хитрая лиса!
Один из детей спрашивает: «Лиса, чьи у тебя уши?» Лиса отвечает: «Лисьи».
Лиса встает в круг. Дети идут по кругу и встречают волка: «Здравствуй волчище – острые зубищи! А зубы у тебя чьи?». Волк отвечает: «Волчьи» и т.д.
2. Д/и «Какой? Какая?»
Цель игры: закрепить умение детей согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: Детям предлагается выбрать по одной карточке и ответить на вопрос какой? какая? - Золушка – грустная, уставшая, добрая, трудолюбивая, честная.
- Мачеха – сердитая, злая, ленивая, хитрая, жадная, ворчливая.
- Принц – добрый, веселый, смелый, умный, печальный.
- Фея – красивая, волшебная, сказочная, умная, добрая. 3. Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся. (Руки поднять вверх и потянуться на носочках). Раз - нагнулся, два - нагнулся. (Наклоны влево и вправо). Руки в стороны развел, (Развести руки в стороны). Ключик, видно, не нашел. (Вращения руками перед грудью). Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. ( Руки поднять вверх и потянуться на носочках) 4. Д/и «1-3-5»
Цель игры: закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
Ход игры: Детям предлагается посчитать животных, которые пришли лечиться к доктору Айболиту.
- один заяц,
- два волка,
- три ежа,
- четыре медведя,
- пять лис.
5. Д/и «Поможем Федоре накрыть на стол» (с мячом)
Цель игры: упражнять детей в умении образовывать существительные при помощи суффиксов –ник-, -ниц-.
Ход игры: Детям предлагается помочь Федоре накрыть на стол. - во что Федора насыпала сахар – в сахарницу,
- во что Федора налила суп – супницу,
- во что Федора положила салат – в салатницу,
- в чем Федора приготовила чай – в чайнике,
- во что Федора насыпала перец – в перечницу,
- во что Федора положила конфеты – в конфетницу,
- где у Федоры хранится хлеб – в хлебнице,
- во что Федора налила молоко – в молочник.
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / Алексеева М.М., Яшина Б.И., Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Белая К.Ю. Разноцветные игры [Текст] / Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
3. Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников [Текст] / Ванюхина Г. – Русич, 1993.
4. Максаков А.И. Учите, играя [Текст] / Максаков А.И., Тумакова Г.А. –М.: Просвещение, 1983. – 144с., ил.
5. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. - под ред. Ф.А. Сохина - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.
6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Ушакова О.С., Струнина Е.М. Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. |