Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека»


lit.na5bal.ru > Биология > Исследовательская работа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 1 г. Новый Уренгой

Наименование секции: Музыкальное искусство

Исследовательская работа

тема: «Влияние музыки В.А. Моцарта на человека»

Автор работы:

Мунтян Елизавета Андреевна,

2 класс, МБОУ ДОД ДШИ № 1

Руководитель:

Симагина Флюра Юнировна,

преподаватель музыки

г. Новый Уренгой

2015 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


  1. Знакомство с творчеством В.А. Моцарта………………………………………5

  2. Исследования ученых о влиянии музыки на человека………………………..9

  3. Удивительные свойства музыки Моцарта……………………………………14

Заключение…………………………………………………………………………18

Список используемой литературы………………………………………………..20

Приложение I……………………………………………………………………....21

Приложение II……………………………………………………………………...23

Приложение III…………………………………………………………………….24

Введение

Музыка – это вид искусства. Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония.

С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Проходят века, сменяются поколения, изменяется стиль, но неизменной остается способность музыки влиять на человека.

С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще в древности. В 19 веке ученый Иван Михайлович Догель установил, что под воздействием музыки меняются: кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Борис Васильевич Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.

Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка, прежде всего в живом исполнении, положительно влияет на психофизическое состояние человека.

Живая музыка композиторов-классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог. И что еще интересно, после прослушивания именно классической музыки заметно повышается уровень интеллектуального развития слушателя.

Я считаю, что данная тема актуальна тем, что наш современный мир отличается от прошлого, прежде всего своим ритмом жизни. Многие люди пропадают на работе, забывая про себя. Современные звуки музыки уже не те, что были раньше. И в большей степени их прослушивание отрицательно сказывается на нашем поведении, восприятии мира и самом главном – здоровье нашего организма. Но, конечно же, существует и такая музыка, которая благотворно воздействует на организм. И поэтому я решила подробнее узнать и раскрыть эту, столь важную тему, как музыка Моцарта влияет на человека.

Гипотеза: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что благотворное влияние музыки Моцарта на человека позволяет улучшать настроение, эмоциональнее состояние, интеллектуальный потенциал и здоровье человека.

Цель работы: Узнать какое влияние оказывает музыка Моцарта на настроение, эмоциональнее состояние, интеллектуальный потенциал и здоровье человека.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Познакомиться с творчеством композитора В. А. Моцарта;

2. Выяснить, какое влияние оказывает музыка Моцарта на человека;

3. Провести собственный эксперимент со своей семьей по изучению влияния музыки Моцарта на человека.

Объект исследования: музыкотерапия.

Методы исследования: анализ литературы, аналитический (анализ полученных результатов), экспериментальный.

Практическая ценность: материалы работы могут заинтересовать тех, кто любит слушать музыку, а также тех людей, кто хотел бы на себе ощутить терапевтический «эффект музыки Моцарта».

1. Знакомство с творчеством В.А. Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор, скрипач, органист, обладавший феноменальным музыкальным слухом и способностью к импровизации. Признан одним из величайших композиторов.

Родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург (нынешняя территория Австрии)  в музыкальной семье. Отец Моцарта, Леопольд, работал музыкальным педагогом в придворном оркестре. Он же и обучал маленького Моцарта основам игры на клавесине, скрипке и органе. Уже в три года Моцарт подбирал терции на клавесине, а в возрасте пяти лет сочинял несложные менуэты.

О незаурядных способностях мальчика говорит и тот факт, что в 14 лет Моцарта за сочинение им в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения избирают академиком Болонской музыкальной академии (несмотря на то, что в этой академии существовало строгое правило — не принимать в ряды ее членов никого моложе 26 лет). Юный композитор с семьёй переезжает в Вену, а затем в Мюнхен, где даёт концерты вместе со своей сестрой. Далее всё семейство путешествует по городам Германии, Голландии, Швейцарии, заезжает в Париж и Лондон, где их встречает восторг и удивление слушателей, пораженных красотой и поэтичностью музыки.

Моцарт от природы обладал чрезвычайной «беглостью» пальцев рук (к тому же этот дар он постоянно развивал). Особенно поражала «подготовленных» слушателей на концертах удивительная виртуозность его левой руки (по всей видимости, Моцарт был леворуким). Юного Моцарта называли «чудом ХVIII века».

В возрасте 7 лет в Париже изданы первые сонаты Вольфганга для клавесина и скрипки. В семнадцатилетнем возрасте у него насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты, а также огромное количество мелких композиций.

Вернувшись в Зальцбург в 1779 году, Моцарт получает должность придворного органиста. Но уже в 1781 году он окончательно переезжает в Вену. Здесь, в Вене, он приобретает широкую известность. [3]

Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта, представителя венской классической школы, родственно просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом и в то же время сентиментализму с его культом сердца и утверждением прав личности, в частности его радикальному крылу — течению «Бури и натиска». В сочетании страстного лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и волевой собранностью заключается своеобразие искусства Моцарта. Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя жизненные элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение драматизмом — всё это обогатило мелодические, гармонические, полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность композиционных форм, обусловило новые принципы использования инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле. Многогранная музыка Моцарта нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические («вертеровские») или мрачные трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту о счастье.

Творчество Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей, — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концертной и камерной музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также итальянских, французских, чешских. Завершая 18 в., оно оказало влияние на позднее творчество Й. Гайдна и непосредственно подвело к 19 в. — к героике Л. Бетховена (симфония C-dur, позднее названная «Юпитер») и романтике Ф. Шуберта (симфония g-moll). Как музыкальный драматург Моцарта преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новые оперные жанры зрелого реалистического стиля. Творческому методу Моцарта присущи правдивость и многосторонность в изображении характеров, раскрытие образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного, контраст трагического и шутливого, сочетание сердечности с иронией, реальности с фантастикой. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) возникли опера-комедия «Свадьба Фигаро» и опера-драма «Дон Жуан», на основе австро-немецкого зингшпиля — национальная опера-сказка «Волшебная флейта», включившая и другие сценические и музыкальные жанры — от священного представления до феерии, от форм итальянской оперы до хорала и фуги. Менее всего отвечал творческой натуре Моцарта героико-мифологический и условно-исторический жанр оперы-сериа, как это показали не столько его ранние произв. («Митридат», «Луций Сулла»), сколько позднейшее — «Милосердие Тита» (вымышленный эпизод из жизни римского императора). Но и в эту область Моцарт внёс новое и уже в опере «Идоменей» (по мотивам древне-греческой истории и мифологии) по-своему развил завоевания музыкально-драматического искусства К. В. Глюка. В отличие от Глюка, резко ломавшего старые каноны оперы, Моцарт шёл путём внутреннего обновления и скрещивания музыкально-сценических форм. В синтезе музыки и драмы Моцарт оставлял главенство за музыкой, будучи одновременно требовательным к драматическому содержанию и качествам литературного текста. Взаимопроникновение симфонизма и драматургии, при неизменном преобладании вокального начала, определяет многие стороны музыкального театра Моцарта. Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся Моцартом в музыкально цельных и драматургически действенных ансамблях, включая богато развитые финалы. В ансамблях особенно полно сказались равновесие музыкальной и драматической сторон, гармония общего звучания при характерности отдельных вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную определённость каждого персонажа. Лирические, комические, драматические арии в операх Моцарта — звуковые портреты героев. [7]

В наши дни музыка Моцарта продолжает звучать в концертах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий.

Зальцбург стал европейской музыкальной столицей. В городе Моцарта ежегодно проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству великого композитора.

Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу.

2.Влияние музыки В.А. Моцарта на человека

Изучая специальную литературу о влиянии музыки Моцарта я встретилась с рядом высказываний о силе его музыки. Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США говорил: «Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга».

Карл Барт, швейцарский ученый писал: «Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта».

Музыка Моцарта вообще особая. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на здоровье человека, его интеллект.

Нейробиолог Гордон Шоу после ряда экспериментов утверждает, что музыка Моцарта мобилизует возможности человеческого мозга. Ученый считает, что «столь яркая и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, в частности помогает математикам и шахматистам».

Такой положительный эффект объясняется тем, что музыкальные произведения этого композитора выдерживают 30-секундный интервал «громко - тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека. Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся настолько радостными и искренними, что возникает естественное желание поддаться этому радостному настрою и подпевать.[3]

Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).

Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг «перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют «солнечным» композитором.

Американский ученый Гордон Шоу и его коллега нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе») и поп-музыки. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически все участки коры головного мозга (в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). Можно сделать вывод, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает «светиться» буквально вся кора головного мозга.

Французский врач А.Томатис в своей книге «Почему именно Моцарт?» пишет: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства ее настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов».

Музыку Вольфганга Амадея Моцарта полезно слушать всем. Она успокаивает грудных младенцев и будущих мам. Детям она помогает развивать речь, успокаиваться при нервном возбуждении и лучше учиться.

Ученые доказали: если при изучении материала делать 10-минутные музыкальные паузы с Моцартом, эффективность обучения повышается. А взрослым музыкальные произведения Моцарта помогут преодолеть душевные проблемы, улучшат слух и красноречие.

Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием «Эффект Моцарта», ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира.[4]

Д. Кемпбелл является одним из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием «Эффект Моцарта») такие бестселлеры мирового масштаба, как «Музыка и чудеса», «Эффект Моцарта для детей» и др. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. [8]

Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Многочисленными исследованиями доказано, что прослушивание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Этот феномен назван «эффектом Моцарта».

«Эффект Моцарта» - так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин «эффект Моцарта» относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.

В 1993 году в американском колледже был проведен эксперимент, который показал, что учащиеся колледжа лучше справлялись с заданиями, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день. [5]

Австрийские ученые давно уже используют «эффект Моцарта» в терапевтических целях, составляя в каждом конкретном случае индивидуальные программы из отрывков или целых музыкальных произведений Моцарта, содержащих нужные частоты. Тем самым человеческое ухо постепенно привыкает улавливать те частоты, которые прежде не воспринимало. Более того, такая тренировка слуха облегчает изучение иностранных языков, для каждого из которых характерен особый набор типичных частот. Английский, например, дается легче тому, кто лучше воспринимает высокие частоты. У детей с помощью таких тренировок преодолеваются нарушения координации движений и речи, уходит нервное возбуждение.

Поразительный эффект музыки Моцарта давно уже «перешагнул» рамки Австрии. Российский учитель Вадим Ширин предлагает своим ученикам слушать Моцарта, и уверяет, что это повышает иммунитет детей. С ним согласны и школьные медики. А многочисленные эксперименты показывают, что даже непродолжительное прослушивание любого произведения Моцарта ощутимо повышает результаты тестов IQ испытуемого.[5]

Исследования ученых уже взяли на вооружение спортсмены «интеллектуальных» видов спорта, таких как шахматы или покер. В целом же резюме ученых гласит, что духовная и физическая сила музыки Вольфганга Амадея Моцарта способствует более эффективному решению человеком проблем практически во всех сферах его деятельности: от запоминания иностранных слов до работы со сложным технологическим оборудованием, везде, где требуется повышенная концентрация внимания и активизация мыслительных процессов.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.[6]

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.[1] Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. [2]

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.

3.Удивительные свойства музыки
У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Каждый день мы слушаем музыку для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки могут помогать людям.

В процессе изучения материалов про исцеляющую силу музыки Моцарта и влияние ее на человека моя семья заинтересовалась некоторыми фактами, изученными в литературе. Мы решили проверить, как влияет музыка Моцарта на настроение и состояние нашего организма.

Наш эксперимент длился в течение двух недель с 1 февраля по 15 февраля 2015 года. В эксперименте были использованы следующие произведения В. А. Моцарта: симфония № 6, фа мажор, симфония № 25, ч.2 Andante, симфония № 41, до мажор «Юпитер», серенада № 13 соль-мажор «Маленькая ночная серенада», соната для двух фортепиано до мажор, соната для двух фортепиано ре мажор.

В первый день нашего эксперимента 1 февраля мы слушали симфонию № 41 до мажор «Юпитер» и она была у нас фоном во время домашних занятий. Слушали мы совсем недолго и эффекта воздействия музыки никто не почувствовал.

Вечером, мы еще раз прослушали симфонию № 6 в спокойном состоянии, расположившись на креслах и диване. После прослушивания каждый поделился своими впечатлениями. Данные показатели приведены в таблице 1

Таблица 1

Результаты определения эмоционального состояния нашей семьи

Вопросы

Ответы

Андрей, папа

Наталья, мама

Софья (сестра)

Лиза (автор)


1


Что представляли во время прослушивания?

Простор и широта природы

Лазурное небо, парящие птицы над красивым лесом, среди которого течет чистейший ручей

Одинокая, не тронутая природа человеком с поляной необыкновенных цветов

Девочка с собачкой бегает по полю с маками



 

Продолжение таблицы 1

Вопросы

Ответы

Андрей, папа

Наталья, мама

Софья (сестра)

Лиза (автор)



2

Какой характер у данного произведения?

Волнительный

Лирический

Загадочный

Волнительный


3

Какие чувства вы испытывали во время прослушивания?

Волнение перед новыми событиями

Чувство возвышенности,

Чувство необыкновенного

Чувство свободы


Также мы решили проверить, какое влияние музыка Моцарта имеет при выполнении домашних заданий. Со 2 февраля по 4 февраля я делала задания как обычно без прослушивания музыки в тишине. А последующие три дня перед выполнением домашнего задания я слушала музыку Моцарта серенада № 13 соль-мажор «Маленькая ночная серенада» и сонату для двух фортепиано до мажор.

Результаты нашего эксперимента приведены ниже:



Диаграмма 1. Результат выполнения домашнего задания
Мы решили проверить, как влияет музыка Моцарта на водителя при вождении автомобиля. В течение одной недели папа постоянно слушал музыку Моцарта при вождении автомобиля.

В ходе эксперимента получены следующие данные.


На основании проведенных экспериментальных опытов можно сделать следующие выводы:

1. Эффект Моцарта имеет место в нашей жизни.

2. Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на интеллектуальное, эмоциональное, физическое состояние человека. Слушая такую музыку человек успокаивается, пребывает в гармонии с собой и окружающими. Современная музыка не всегда хорошо влияет на самочувствие человека.

3. Предлагаем:

1. Для улучшения эмоционального состояния, для избавления от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог слушать в повседневной жизни музыку Моцарта, а также классическую музыку других композиторов

2. Школьникам перед выполнением домашнего задания прослушивать в течении 10-15 минут музыку Моцарта для концентрации внимания, стимулирования интеллекта и развития творческого потенциала.

3. Ввести на переменах в школе музыкальные «пятиминутки», которые могут способствовать эффективности умственного труда или, наоборот, успокоить, снять состояние стресса;

Кто-то скажет: «Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна». Да, наш земной мир создан из совершенства и несовершенства. Каждый человек выбирает, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой защитой от многих бед, потому, что ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.

Заключение

Изучив источники литературы, попробовав влияние музыки на своем организме можно сделать вывод, что музыка - самая тонкая, и вместе с тем самая влиятельная сфера культуры. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

С помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Прослушивание музыки способствует развитию структур мозга, чем и объясняется ее лечебный эффект. Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти.

Музыка Моцарта обладает универсальным действием - и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Таким образом, музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, "заражает эмоциями". Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу, положительно воздействует на развитие творческих способностей, способностей к учебе, на оздоровление и исцеление.

Она обладает позитивным эффектом воздействия, что и было доказано в ходе эксперимента, проведенного мною среди своих родных.

Гипотеза о том, что благотворное влияние музыки Моцарта на человека позволяет улучшать настроение, эмоциональнее состояние, интеллектуальный потенциал и здоровье человека подтвердилась.

Цели исследования положенные в основу работу были достигнуты.

В заключение хотелось бы отметить, несмотря на то, что все секреты целебной силы музыки Моцарта учеными не раскрыты полностью до сих пор, его лучезарная, полная сердечной теплоты, по-весеннему прекрасная музыка всегда будет приносить людям радость.

 

Список используемой литературы
1. Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. Влияние музыки на человека// Современные наукоемкие технологии.- 2013. - № 7 (2). - С. 181-183; 

2. Бондарев М. Сергей Шушарджан: Вместо хлорки используйте музыку. Она тоже убивает микробы // [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: http://www.ug.ru/old/01.49/t29.htm (Дата обращения 12.02.2015)

3. Венская классическая школа: Амадей Моцарт//// [Электронный ресурс].- Режим доступа – URL- http://propianino.ru/venskaya-klassicheskaya-shkola-mocart (Дата обращения 05.02.2015г.)

4. Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности// [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URLhttp://blog.pobedinedug.ru/view_ post.php?id=39 (Дата обращения 07.02.2015г.)

5. Непокора Е. Исцеляющая музыка В.А.Моцарта для взрослых и детей// [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: http://www.3rm.info/30307-iscelyayuschaya-muzyka-vamocarta-dlya-vzroslyh-i-detey-video.html (Дата обра-

щения 05.02.2015г.)

6. Строгова Н.В. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека // [Электронный ресурс] – Режим доступа.- URL: http://festival.1september.ru/articles/516025/ (Дата обращения 10.02.2015г.)

7. Штейнпресс. Б.С. Моцарт.Статья из Музыкальной энциклопедии// [Элек-тронный ресурс].- Режим доступа – URL- http://mozart.belcanto.ru/bio.html (Дата обращения 05.02.2015г.)

8. Эффект Моцарта // [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://miracleborn.wordpress.com/2009/12/20/ (Дата обращения 07.02.2015г.)

Приложение I
Рекомендуемый список музыкальных произведений, влияющих на состояние человека

Состояние человека

Музыкальные произведения

Для уменьшения агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром.

А. Вивальди «Времена года» (зима)

Ф. Шопен Концерт № 2 для ф-но с орк.

Р. Шуман «Детский уголок»

И.С. Бах Кантата №2

Л. Бетховен «Лунная соната»

Снимает неврозы и раздражи-

тельность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы

И.С. Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2»

Л.Бетховен «Лунная соната», Симфония ля-минор .

Для уменьшения чувства скованности, тревоги, неуве-

ренности в своих силах и благополучном исходе происходящего

Л. Бетховен Симфония № 6

Ф. Шопен Полонез № 6

Й. Гайдн Квартет № 2

И. Штраус Вальсы

Успокаивает, умиротворяет и гармонизирует психику, уменьшает чувство тревоги и неуверенности

Ф. Шуберт «Ave Maria», 

Ф. Лист «Обручение»

К. Сен-Санс «Лебедь», 

К. Дебюсси «Лунный свет»,

 П.И. Чайковский Серенада до мажор Балетная сюита ор.66, 

И. Брамс «Колыбельная»

Л. Бетховен Симфония 6, часть 2, 

Ф. Шопена «Ноктюрн  соль минор», 

мазурки и прелюдии.

Для улучшения общего самочувствия после эмоци-

онального напряжения

Л. Боккерини Менуэт,

Ф. Шопен Вальсы,

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

И.С. Бах Мелодия из сюиты № 3,

Ф. Листа «Венгерская рапсодия №1»,

Л. Бетховен «Фиделио»,

В.А. Моцарт - Дон Жуан,

А. Хачатурян сюита «Маскарад».

Для поднятия общего жизненного тонуса, наполнения себя жизненной силой, улучшение самочувствия, активности, настроения, вдохновением, творческой энергией:

Ф.Лист «Венгерская рапсодия № 12»,

А. Хачатурян «Галоп»,

Ф.Шопен Вальс до-диез минор

П.И.Чайковский  Симфония № 6 - 3 часть,

Ф. Шопен Прелюдия 1 ор. 28,

Л.Бетховен Увертюра «Эдмонд».



Создание чувства радости

Дж. Гершвин «Голубая рапсодия»

И. Штраус «Сказки Венского леса»

Восстанавливает кровяное давление и сердечную деятельность

Ф. Шопена «Ноктюрн ре-минор», Ф.Мендельсон  «Свадебный марш»,

И.С. Бах Кантата № 21,

«Концерт ре-минор» для скрипки

Нормализует работу мозга

Э. Григ сюита «Пер Гюнт»

Рост умственных способностей у детей

Музыка В.А. Моцарта


Приложение II
Как использовать музыкотерапию в школе

1. В школах рекомендуется очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усваивать материал. 

2. Рекомендуется проигрывание музыки Моцарта во время перемен. Важно помнить, что музыка оказывает своё воздействие не сразу, а постепенно, через некоторое время.

3. Музыкальную терапию можно применять во время сна. Именно такое использование музыки особенно рекомендуется для детей.

4. Музыка должна звучать ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирать громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на школьников. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая внимания детей.

Приложение II

Как слушать классическую музыку для положительного воздействия на человека:
1. Большое значение при прослушивании музыки имеет ваша собственная интуиция. Если мелодия, которая у других улучшает расположение духа, у вас отнимает силы, лучше не слушать ее, а найти для себя мелодию, с которой можно было бы идти по жизни.

2. Лучше всего слушать музыку не напрягаясь, в удобном положении, с закрытыми глазами. Не так уж трудно уделить 10—15 минут в день, чтобы соединить полезное с приятным. Музыка помогает именно тогда, когда ее слушают, словно бы пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание.

3. Регулируйте звук. Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это вредно для организма.

4. Не перестарайтесь. Если слушать симфонии Бетховена больше часа, эффект может быть противоположным. Такое прослушивание не только не расслабит, но и вызовет усталость и раздражение. Для одного сеанса достаточно десяти минут.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconИсследовательская работа тема: «Гений и злодейство? Мифы и реальность в истории музыки»
Интерес к данной теме возник после изучения творчества Вольфганга Амадея Моцарта на уроках музыкальной литературы. Множество слухов...

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconИсследовательская работа на тему: «Компьютерная игра и ее влияние на организм человека»
Кто во что играет? – Учащиеся 5 классов моу «сош №1 г. Анадыря» и их отношение к компьютерным играм

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconИсследовательская работа. Тема: «гмо: вред или польза для человека?»

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconИсследовательская работа по теме: «Загрязнение воды и её влияние на организм человека»
В списках значатся пестициды, гербициды, свинец, моющие средства и др. Через воду распространяются возбудители кишечных инфекций...

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconИсследовательская работа «влияние сотового телефона на здоровье человека»
Термический эффект не термический эффект отрицательного воздействия сотового телефона

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconИсследовательская работа Тема детства в русской литературе
Задача автора – не просто передать события, участником которых стал его маленький герой, но и оценить их с позиции взрослого, много...

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconУрок тема: Разбор сонатного allegro в старших классх на примере сонаты...
Тема: Разбор сонатного allegro в старших классх на примере сонаты №12 В. А. Моцарта (Фа мажор) 1 ч

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconГ. Перми, Пермский край учитель музыки Тема урока: «Весна идет! Весне...
Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» icon«Влияние рок-музыки на молодое поколение» Исполнитель: Гурвич Игорь,...
Муниципальное автономное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» го первоуральска

Исследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Симметрия в жизни человека»
Познание природы и жизни – первая задача человека. И одной из главных ступеней к этой цели является познание симметрии


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную