Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений


lit.na5bal.ru > Биология > Занятие


Конспект урока биологии 11 класс

Тема урока: Становление эволюционных представлений

Цель урока: Дать представление об эволюционных представлениях на разных этапах развития общества.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- Повторить основные этапы развития общества.

-Показать разнообразие представлений об эволюции органического мира, значение основных положений учений К.Линнея, Ж.Б. Ламарка.

-Проанализировать вклад русских ученых – эволюционистов.
2.Воспитывающие:

- Продолжить воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение; личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности.

3. Развивающие:

-Развивать умения составлять таблицы, выделять главное, делать выводы, сравнивать; умения и навыки работы с книгой, правильно выражать свои мысли; интеллектуальные и творческие способности учащихся; развитие способности анализа представляемого материала, творческого самовыражения; образного, критического мышления, память и логического мышление.

- Развитие познавательных интересов в процессе изучения выдающихся достижений биологии.

Место проведения занятия: кабинет биологии

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, видеопроектор. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: информационные карточки, карточки контроля.

Литература:

1.Биология.10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Н. Д. Андреева.- М.: Мнемозина, 2008.

2. Фестиваль «Первое сентября» .Открытый урок по биологии   в 11-б классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение», учитель:  Бородина Анна Александровна.

3. Сайты Интернет:

1. ru.wikipedia.orgwiki/Бэр,_Карл_Эрнст_фон копия

2. to-name.rubiography/mihail-lomonosov.htm ко

Урок изучения нового материала

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день ребята! Сегодня мы с Вами проведем очень интересный и познавательный урок, урок знакомств, но для этого нам нужно познакомиться. Меня зовут Брюханова Валентина Николаевна (написать на доске). А теперь для наведения обратных связей с вами, напишите свое имя на листочке (ручкой) – на парте стоят листочки.

В Вашем списке знакомых много друзей и родственников, а сегодня на уроке мы познакомимся с новыми людьми – не простыми , а с историческими личностями.

2. Постановка темы и цели урока.

2.1. На экране появляются портреты различных ученых –

Аристотель, Линней, Герцен, Кант, Лайель, Ламарк, Ломоносов, Диодор Сицилийский , Ксенофан, Алкмеон, Бюффон, Жириновский, Гайзер. ( слайд №1-6)

Вопрос учащимся: По каким критериям можно объединить данных людей в группы? – различные варианты ответов учащихся (основной критерий – ученые – биологии - эволюционисты).

Тема нашего урока связана с ………………….. (эволюцией).

Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока.

2.2. Повторение ранее изученных знаний.

УЧИТЕЛЬ: Эволюционное учение - это фундамент современной биологии. Нет такой отрасли биологии, в которой бы не прослеживались эволюционные идеи. Более того, решение проблемы возникновения жизни, ранних стадий формирования и развития биосферы, геологической истории Земли не мыслимо вне общих представлений о биологической эволюции. С другой стороны, вопросы происхождения человека, эволюции общественного поведения и коммуникаций у животных лежат на стыке биологических и социальных наук. Говоря по-другому - эволюционное учение связывает в единое целое вопросы развития живой и неживой природы и соединяет их с вопросами истории развития человека.

ПОД ЭВОЛЮЦИЕЙ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ПОНИМАЕТСЯ ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ ОТ СРАВНИТЕЛЬНО ПРОСТЫХ ФОРМ ЖИЗНИ К БОЛЕЕ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ. ПРИ ЭТОМ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ СВЯЗАН С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ЖИВОГО К РАЗНООБРАЗНЫМ И ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ОДНИХ ВИДОВ В ДРУГИЕ.

( слайд №7-8)- читают учащиеся. Записать 2 определения «эволюции» из слайда.

2.3. Психологическая разминка: Задание в ГИА по биологии: Какие объекты могут эволюционировать: мыши, стадо овец, популяция крапчатого суслика и учитель биологии. Варианты ответов?

3. Освоение нового материала:

3.1.Работа по группам с информационными карточками и заполнение таблицы в рабочей тетради - в учебнике - п.54 стр246 – 20 минут потом проверка и обобщение работы группы. Таблица (слайд №9-10)



Эволюционный период

ФИ ученого-эволюциониста

Представления об эволюции

1

Античный период







2

Средневековый период (4 – 14 века)







3

Время умозрительных построений (15 – 18 века)







4

Период трансформизма

( 18 – 19 века)







3.2. Игровой момент - Игра “Горячий стул”. Ребята по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске появляются понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Учащийся угадывает, о каком понятие идёт речь. Повторение с проговариванием во внешней речи ( совместно с детьми) ( слайд №11)

  1. Эрудит, верующий.

  2. Описывал, систематизировал, организовывал.

  3. Создал лучшую искусственную систему.

  4. Трудоголик. (К.Линней)

  1. Талантливый, невезучий.

  2. Боролся, отстаивал, доказывал.

  3. Создал первое эволюционное учение.

  4. Творец. (Ж.Б.Ламарк)

3.3. Русские ученые – эволюционисты (карточка) слайд №12 – ответ учащихся – запись в рабочую тетрадь. Сообщение о М.В.Ломоносове – учащийся по желанию.

4.Первичное закрепление нового материла ( Презентация - проговаривают вслух по очереди), слайды13-15

Развитие взглядов на происхождение видов:

1. Античный период - отдельные идеи о единстве живой и неживой материи, об изменяемости природы.

Диоген – дифференциация одной вещи, Эпмедокл – воздух, земля, огонь,вода – 4 начала из которых зародилась жизнь , Демокрит – самозарождение живых организмов из ила, Анаксагор – зародыши из воздуха , Фалес – из воды, Аристотель (4 в. до н.э.) – сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития всего живого из неживой материи.

2. Средневековый период (4 – 14 века) – господство метафизических взглядов (божественное происхождение).Все виды живых организмов были созданы богом, каждый из них соответствует определенной цели создателя, и остаются неизменными.

3. Время умозрительных построений (15 – 18 века)– накопление практических сведений.Наука в основном носит описательный характер, это период накопления большого количества практического материала. Со временем возникает потребность в его систематизации теоретическом обосновании. Среди ученых – натуралистов, внесших вклад в развитие биологии того времени следует отметить Карла Линнея.

Работы Карла Линнея:

  • Принцип соподчиненности систематических категорий

  • Бинарная номенклатура

  • Наиболее полная систематика живой природы, имеющая иерархическую структуру.

4. Период трансформизма (18 – 19 века)– первые теории об изменяемости живой природы. Развитие промышленности, освоение новых территорий дают богатый материал для размышлений о процессах происходящих в природе. Кант – происхождение солнечной системы из газо-пылевой туманности; Ломоносов – изменяемость земной поверхности (по окаменелостям), Шлейден и Шванн – клеточная теория.

Работы Ж.- Б. Ламарка:

  • Классификация животных в виде лестницы градации

  • Изменяемость видов под воздействием условий среды

  • Концепция упражнения и неупражнения органов

  • Новые условияновые потребностиновые действияновый признак (неверный механизм)

Учитель - Но необходимо отметить вклад еще одного великого ученого ( слайд №16)

  1. Трудолюбивый, обстоятельный.

  2. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

  3. Выяснил причины эволюции живого.

  4. Гений. (Ч.Дарвин)
    «Древо жизни листвой шелестит, А над ним проносится век.
    Ветвь направо и ветвь налево. Повороты. Круговороты.
    “Человек разумный” сидит Да неужто и человек –
    На вершине этого древа. Тупиковая ветвь природы!!» (слайд№ 17-18)

Учитель: Наиболее правильно механизм эволюционных процессов был определен в работах Ч. Дарвина, которые и послужили основой для создания эволюционного учения. Эволюционную теорию Ч. Дарвина нам предстоит рассмотреть на следующем уроке.

7.Самопроверка. Выявление новых биологических понятий по теме «Становление эволюционных представлений» - работа с учебником.

8. Запись домашнего задания - п.54 стр246, доклад о Ч.Дарвине

( биография) - на доске написать заранее

9. Рефлексия . День Влюбленных – 14 февраля. Вручение «Валентинок» -эволюция Вашей личности.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconКонспект урока по биологии тема урока «Шляпочные грибы»
Учебник: Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: М.: Дрофа, 2014

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема урока
Тема урока: Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconКонспект урока литературы 9 класс. Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Герои...
Название работы: Конспект урока литературы 9 класс. Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Герои нашего времени». Печорин как представитель...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconКонспект урока по геометрии 7 класс
Тема урока: Обобщающий урок по геометрии "Соотношение между сторонами и углами треугольника. " (Математический ринг) Слайд №1

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconЛитература и история Класс: 5 класс Тема урока
Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический смысл стихотворения»

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconКонспект урока «Рождество в Англии» Содержание: Тема урока Цели и задачи урока
Воспитательная: учить с уважением относиться к иноязычной культуре и осознавать разницу культур, формировать мотивацию к изучению...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconУрока по биологии и химии. Тема урока: Пищеварение в желудке
Ребята, сегодня нам с вами предстоит следующий этап переваривания пищи – переваривание пищи в желудке. Но для этого необходимо вспомнить...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconМетодическая разработка урока по новой истории 8 класс. Тема урока «Искусство XIX века»
Цели урока: определить общекультурный контекст эпохи; рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconТема урока: Natural Disasters
Конспект урока английского языка с использованием мультимедийной презентации Природные катастрофы

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений iconКонспект урока по обществознанию 9 класс Тема
И позволит самому школьнику позволит в рамках урока достигать дидактических целей. И позволит самому школьнику познавать окружающий...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную