Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика»


lit.na5bal.ru > Экономика > Методическая разработка
Управления образования и науки Липецкой области

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Лебедянский торгово-экономический техникум»


Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014/2015 учебный год)

Номинация: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование


Название работы: методическая разработка

внеклассного мероприятия

по дисциплине «Экономика»

для студентов специальности 080114

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Автор: преподаватель Кнутова Лариса Николаевна


Лебедянь, 2015
Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса-игры «В мире экономики» подготовлена в помощь педагогам, ведущим занятия по экономическим дисциплинам: «Экономическая теория», «Экономика».

Методическая разработка написана с целью обмена опытом, оказание методической помощи другим преподавателям в проведении и организации внеклассной работы с профессиональной направленностью.

Форма и предложенная методика позволяют воздействовать на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитывать интерес к игре и предмету экономике.
Введение

Экономика является одной из профилирующих дисциплин, предусмотренных Российскими образовательными стандартами для студентов экономических специальностей.

Дисциплина изучает влияние объективных экономических законов на деятельность предприятий.

Главной целью изучения предмета является приобретение необходимых знаний в области экономической и хозяйственной деятельности предприятий.

Дисциплина Экономика представляет собой составную часть системы экономических наук, которые изучают различные стороны общественных отношений людей в сфере производства и распределения материальных благ.

Экономика предприятий дает возможность глубоко изучить теоретические основы экономических понятий и категорий, выявить резервы и факторы увеличения производства и повышения эффективности в отдельной отрасли, уметь решать сложные вопросы экономической деятельности предприятий. Экономика предприятий широко использует данные разных наук.

Важная роль при изучении дисциплины отводится глубокому освоению знаний технологических наук в сельском хозяйстве: земледелие, почвоведение, животноводство, механизация, электрификация и других экономических наук: математика, экономическая теория, политология, компьютерные технологии.

В то же время экономика дает базу для изучения последующих дисциплин экономического профиля: анализ хозяйственной деятельности, финансы и кредит, налогообложение, аудит, бухгалтерский учет и др.

В этом заключена роль экономики в экономической жизни общества. На данном внеклассном мероприятии используется мультимедийная презентация, подготовленная в программе PowerPoint.

Вид занятия: внеклассное мероприятие.

Форма проведения: игра-конкурс «В мире экономики»

Цели:

- способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности, закрепить и осмыслить изученный материал; закрепить умения анализировать, доказывать различные точки зрения;

- развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

- совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитание интереса к игре, предмету экономике, уметь применять знания экономических понятий в жизни.

Оборудование: Мультимедийная установка. Литература:

Основная:

1. В.И. Видяпин, «Экономическая теория», Москва, 2011г.

2. И.П. Николаева, «Экономическая теория», Москва 2010г.

3. И.А.Минаков, Экономика сельского хозяйства, Москва «Колос», 2010г. 4.И.Н.Чуев, Л.Н.Чуева, Экономика предприятия, Москва, 2011г.

Дополнительная:

В.Г. Слагода, «Экономическая теория», Москва, 2010 г.
Хронологическая карта мероприятия

п/п

Содержание

Педагогические методы и приемы

Время

I.

Организационный момент

словесный, монологический, наглядный

3 мин

II.

Основная часть (проведение конкурсов):

2.1. «Блиц-турнир»

2.2 «Непослушные буквы»
2.3. «Экономические загадки- добавлялки»

2.4. «Мозговой штурм»
Музыкальная пауза

2.5. «Экономические ребусы»

2.6. «Литературный конкурс»

2.7. « Кроссворд»

2.8. «Объедини общими терминами»

Музыкальная пауза

2.9. «Конкурс капитанов»

2.10. «Задания на карточках»

2.11. «Рассчитай результат»


фронтальный опрос

диалогический,

самостоятельная работа

фронтальный опрос
самостоятельная работа, диалогический
наглядный, диалогический

фронтальный опрос

наглядный, диалогический

словесный, диалогический
наглядный, словесный

наглядный, диалогический

письменный, монологический


5 мин
3 мин

3 мин
6 мин
3 мин

5 мин

3 мин

4 мин

2 мин

3 мин

3 мин

2 мин

6 мин

III.

Музыкальная пауза

Подведение итогов.

Награждение победителей.


словесный, монологический

3 мин

4 мин


«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги, терпимость в управлении и знания экономики».

Адам Смит (1776г).

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. У нас есть две команды. В каждой команде есть капитан: его функция поднимать руку при готовности команды отвечать, он может ответить сам на вопросы или назначить кого-либо из команды.

За каждое задание игроки получают деньги. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего денег - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

1 КОНКУРС «Блиц - турнир»

Участвуют все команды одновременно. Ведущий преподаватель задает вопросы по всей теме. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Ответы на вопросы должны быть правильными, четкими, полными. Один ответ-один 100 рублей.

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)

10) Лицо торговой точки это что? (витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)

13) Назовите ресурсы или факторы производства...(Земля, труд, капитал)

14) Перечислите главные вопросы экономики (Что, как и для кого производить)

15) Назовите типы экономических систем (Традиционная, административно-командная, рыночная).

16) Охарактеризуйте рыночную экономику (Нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, свободная цена).

17) Механизм, соединяющий производителя товаров с потребителями (Рынок).

18) Каковы основные функции денег (Функция стоимости, обращения, накопления)

19) Что такое "государственный бюджет? (Финансовый план, в котором сопоставляются доходы и расходы).

20) Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты (налоги).

21) Какая сфера экономики отсутствует на рынке? (Обмен)

22) Назовите точку пересечения кривых спроса и предложения на графике. (Равновесная цена).
2 Конкурс «Непослушные буквы»

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике, за каждое отгаданное слово – 100 рублей.

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)
3 Конкурс «Экономические загадки-добавлялки»

(игра с болельщиками)


На товаре быть должна

Обязательна ...(цена)


Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким.... (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить ... (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (рекламы)


Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно..(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)


Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк

внесли свой.. (вклад)


и врачу и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы.. .(ссуду)


На рубль - копейки, на доллары - Центы

Бегут-набегают в банке .. (проценты)


4 Конкурс «Мозговой штурм»

Каждая команда получает задание на листах бумаги, где можно написать ответ. Время обсуждения вопросов 3 мин, оценка - 200 рублей.

Второе задание каждой команде - внимательно прослушать ответы команд и дополнить его или задать вопрос по теме задания. За дополнение - 100 рублей.

Задание 1 команде:

Какие данные необходимо отразить в саморекламе (резюме) в газету с целью поиска работы.

Задание 2 команде: Как вы распорядитесь бюджетом семьи в 12 тысяч рублей?

Задание 1.

Необходимо отразить:

1. Дата рождения

2. Телефон (дом - сотовый)

3. Образование

4. Опыт работы

5. Приобретенные навыки.

Задание 2.

1. Коммунальные услуги – 2500 руб.

2. Телефон – 500 руб.

3. Продукты питания – 7 тыс.руб.

4. Лекарства – 500 руб.

5. Культурные мероприятия – 500 руб.

6. Продукты хозяйственного обихода – 500 руб.

7. Транспорт – 500 руб.
5 Конкурс «Экономические ребусы»

За каждый отгаданный ребус - ЮОрублей.



(Собственность) (Деньги)



(Налог) (Кредит)
6 Конкурс «Литературный конкурс»

Задание: найти концовку к пословицам и поговоркам. Одна пословица – 100 рублей.

1. Копейка рубль (бережет)

2. Без копейки (рубля нет)

3. Деньги что пух (только дунь на них их нет)

4. Не имей сто рублей (а имей сто друзей)

5. Деньги любят (счет)

6. Чем богаты (тем и рады)

7. Бедному собраться (только подпоясаться)

8. Не с богатством жить (а с человеком)

9. Богатство (разум рождает)

7 Конкурс «Кроссворд»

Команды получают кроссворды на листах и отгадывают 3 мин. Выигрывает та команда, которая первой и правильно выполнит это задание. Оценка конкурса -300 рублей. (если не отгадан весь кроссворд - рубли снижаются по 100 руб. за 1 вопрос).

Кроссворд.

По горизонтали: 1. Соперничество между продавцами и между покупателями при покупке - продаже ресурсов и продуктов (конкуренция).

По вертикали: 1. Все, что принимается в уплату за товары и услуги (деньги).

2. Все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг(труд).

3. Финансовый план, в котором подводится итог расходов и доходов за определенный период времени(бюджет).

4. Стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах(цена).

5. Превышение расходов над ожидаемыми доходами(дефицит).

6. Продажа одного и того же товара за границей по цене, более низкой чем на отечественном рынке(демпинг).

7. Период роста цен и падение покупательной способности населения(инфляция).
8 Конкурс «Объедини общими терминами»

Задание: Участники должны перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином. За один отгаданный термин – 100 рублей.

1. Товар, страна, вывоз (экспорт)

2. Товар, информация, покупатель (реклама)

3. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)

4. Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)

5. Продукт, потребительская стоимость, рынок (товар)
9 Конкурс капитанов

Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Один капитан команды найдет выражения соответствующие понятию «дорого», другой «дешево». За правильные ответы – 200 рублей.

На вес золота За бесценок По божеской цене Не подступиться Задаром Цена кусается Не по карману По сходной цене Влетит в копеечку За гроши
10 Конкурс «Задания на карточках»

Команды получают задание на карточках, подготовка - 5мин, отвечает капитан или член команды.

Оценка конкурса – 100 рублей за правильный ответ.

Текст 1. О происхождении и употреблении денег

А.Смит (1723-1790) – шотландский ученый экономист

Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

Каждый разумный человек, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена был скот. В Абиссинии обычным средством торговли и обмена служит соль; на берегах Индии таким средством служат раковины особого вида, в Ньюфаундленде — сушеная треска, в Виргинии — табак.

Однако во всех странах люди... сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам. Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок. Древние спартанцы употребляли в качестве средства обмена железо, древние римляне пользовались для этого медью; золотом и серебром пользовались все богатые и торговые народы.

Вопросы и задания:

1. Что, по мнению автора, послужило причиной возникновения обмена между людьми?

2. Какие товары в разные времена служили общим средством обмена?

3. Почему люди отдали предпочтение металлу как средству обмена и обращения?

4. Оцените значение и роль денег как всеобщего орудия торговли, при посредстве которого товары обмениваются или покупаются.

Текст 2. Действие механизма рыночных цен

Ф. Хайек (1899—1992) — австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии

Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая одновременно была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений.

Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с действиями других. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в условиях конкуренции, т. е. лишь в том случае, если отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать.

Вопросы и задания:

1. Каким образом в условиях конкуренции отдельные производители согласовывают свои действия с действиями других?

2. Объясните, опираясь на текст и материалы учебника, действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка.

3. Как вы думаете, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей?

4. Охарактеризуйте значение и роль равновесной (рыночной) цены в реализации принципа «невидимой руки» рынка, раскрытого в материалах
11 Конкурс « Рассчитай результат».

Командам необходимо рассчитать два результативных показателя. Оценка за этот конкурс – 200 руб. Та команда, которая быстрей и правильно рассчитает это задание и выиграет этот конкурс.

Задача:

Выручка от реализации продукции — 1500 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции — 993 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций — 50тыс. руб., расходы от внереализационных операций — 74 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 10 тыс. руб. Определите прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.

Расчет:

1. Доходы: 1500+50+10=1560тыс.руб.

2. Затраты: 993+74= 1067тыс.руб.

3. Прибыль: 1560-1067=493тыс.руб.

4. Уровень рентабельности: (493:1067)* 100=46,2%
Итак, мы провели игру-конкурс "В мире экономики". Вы показали знания основных понятий, явлений экономической жизни, умение разбираться в разных экономических ситуациях. Мы и дальше будем изучать экономическую сферу общества и надеемся, эти знания пригодятся вам в жизни. Наша игра закончилась.

Подведение итогов конкурса и всей игры. Награждение. Самой активной команде вручается приз.
Заключение

Экономист - это и профессия, и стиль жизни и состояние души. Даже если у человека будет одна из трех составляющих, этого достаточно для того, чтобы он, человек, стал в одном случае специалистом, в другом - иметь четкий и последовательный план своей жизни, в третьем - экономно и разумно вести свое хозяйство. Чтобы профессия экономиста стала не только средством к существованию, но и любимым занятием, надо любить магию цифр. Любить цифры - это не значит уметь складывать, вычитать, делить и умножать, надо играть с ними, "пробовать на язык", перебирать их, как дети играют и перебирают игрушки. Для того чтобы стать специалистом "средней руки" необходимо уметь пользоваться компьютером. В основном программой Excel, которая помогает в расчетах и облегчает труд счетных работников в несколько раз.

Экономист должен разбираться в экономических понятиях, отличать, что такое выручка и себестоимость, рентабельность и прибыль, а также находить различные коэффициенты и проценты, при помощи которых можно составить представление о деятельности анализируемого предприятия.

Не последнее место в этой профессии занимает логическое мышление. Так как с помощью логики можно выстроить необходимую цепочку последовательных действий, если не достаточно опыта или знаний для осуществления поставленной задачи. Экономист - это не бухгалтер, у него не может быть той необходимой для работы первичной документации, поэтому добыть информацию, достать, уговорить предоставить так необходимую для работы, бывает ох как нелегко!

Преподаватели экономических дисциплин своим разработанным мероприятием хотели показать, что если человек получил необходимые для данной профессии знания, то он может идти пробовать себя в различных профессиях, где необходимы знания по экономике, при этом есть опыт общения с людьми и логическое мышление.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине
Проведение данного мероприятия запланировано к 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия для студентов первого...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: «Художественное проектирование»
Мдк 05. 02 Пм «Проведение разработок по созданию промышленных коллекций швейных изделий»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconРазработка внеклассного мероприятия
Название работы: разработка внеклассного мероприятия «ценности, которым нет цены»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Русский язык»
Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Борисоглебский сельскохозяйственный...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине: «Иностранный язык»
...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема : «Моя профессия технолог»
Методическая разработка предназначена для преподавателей среднего профессионального образования, и может использоваться при подготовке...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия
В современных условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Данная методическая разработка позволяет...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «История»
Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики
Познакомить студентов с фактами из жизни авиастроителя – литератора, с его «окружением»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную