Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»


lit.na5bal.ru > Философия > Конспект
Конспект урока в рамках ФГОС по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)

Автор: Полежаева Анна Васильевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Организация: МОБУ «СОШ №1 им.А.П.Гайдара» п.Архара
Цели:

1. Посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках

2. Развитие устной и письменной речи через диалог;

3. Развитие творческих способностей;

4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения,  определять его роль во всей структуре; уметь составлять литературные портреты героев.

Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить  идею,  которая заложена в этом произведении

Личностные результаты: найти свой смысл в этом рассказе и учиться проводить рефлексию.   

Тип урока: урок открытий новых знаний.
Ход урока:

1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок, потому что невозможно буднично, без душевного волнения говорить об удивительном рассказе Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Начнем наш урок с высказываний мыслителей, писателей и философов. На столе у каждой группы есть высказывание. Прочитайте его и подумайте, о чём в нем идет речь? Какую мысль нам хотели донести?

Работа в группах:

1группа: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.

Джек Лондон.

2 группа: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Артур Шопенгауэр.

3 группа: Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.

Антуан де Сент-Экзюпери.

4 группа: Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.

Антуан де Сент Экзюпери.

ответы учеников

- Давайте с вами вспомним произведения русской литературы, героями которых являются собаки.  ( А. П. Чехов «Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский   « Белый Бим Чёрное ухо, Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Бешеная собака», «Булька» и т.п. ).

–Почему, по-вашему, к проблеме «Человек и животные» обращались многие русские писатели?  (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

Дома вы узнали историю еще одной собаки, прочитав рассказ Л. Андреева «Кусака». Л.Андреев говорит: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями …»

- О чём эти слова? (ответы учеников)

-Ещё французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей мудрой философской сказке сказал: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Эта цитата и станет темой нашего сегодняшнего урока. Запишите ее в маршрутный лист розового цвета.

-О чем же мы сегодня будем говорить? (ответы учеников)

Итак, цель нашего урока:

1.Попробовать разобраться в человеческих поступках;

2. Учиться анализировать отдельный эпизод произведения;

3.Составлять литературные портреты.

Анализ ключевых эпизодов.

- Можно ли разделить рассказ на части? На сколько частей? (Да. На две части: до и после встречи)

-Какой мы видим собаку в начале рассказа? (грязная и некрасивая)

- Каким словом автор называет собаку? У нее есть имя? (местоимением «она»)

-А почему? (Потому что собака бездомная, без имени)

Обратите внимание: писатель не случайно употребляет слово «без имени», отношение к собаке как к человеку

Запишем это в маршрутный лист

- Как люди относятся к Кусаке? (жестоко)

- А в чём проявляется человеческая жестокость? (ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали; вспоминают эпизод с пропойцей-мужиком)

- Почему он пнул собаку, которую сам же и позвал? (Несчастлив сам, свою обиду вымещает на более слабых, несчастных. А если бы приласкал, сам бы стал добрее)
- От чего завизжала собака? (от обиды)

-Давайте подумаем над словом обида. В толковом словаре обида - это несправедливо причинённое огорчение, оскорбление. Применимо ли это слово к собаке? (ответы учеников)

Вывод: Говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.

- Что же с собакой происходит дальше? Сохраняет ли она свое доверие к людям? Давайте докажем эту мысль текстом (С тех пор …собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её»)

- Но, несмотря на это, в чём всё-таки нуждалась собака? Чего ей недостает? (Ласки, заботы, общения, внимания, доброты со стороны людей)

Вывод: В сущности того же самого, чего не хватает и людям. Равнодушие и презрение людей превратили добрую собаку в злую, кусачую.

- Но, вот наступает весна и что происходит? (приезжают дачники)

- Кого мы можем среди них выделить? (Лёлю)

- Как изменилась жизнь собаки с приездом дачников? В чём выражаются эти перемены? (У неё появилась кличка «Кусака, «Кусачка»)

- Какой момент наивысшего доверия? Зачитайте отрывок

- Отчего Кусака испытывает боль даже от ласки детских рук? (Непривычная ласка)

- Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»? (зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).

- Осталось ли в ней что-то от прежней Кусаки? (нет, теперь у нее появилось имя, она изменилась и внешне)

-Давайте запишем это в маршрутный лист.

Составление кластера (вывод по композиции рассказа).

Таким образом, кольцевую композицию можно представить графически (работаем в маршрутных листах):

(грязная, некрасивая Кусака (длинная шерсть…

злая) стала лосниться, как атлас,

собака кольцевая ласковая)

зима композиция весна, лето

она собака (промокшая, грязная,

(бродяга) несчастная)

Осень
- Наступила осень. Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? (Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья)

- Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку»).

3).В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? (Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней)

4).4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой). Кто ещё в рассказе испытывает чувство жалости к Кусаке? (Леля, но даже она забыла попрощаться с Кусакой, наверное, её было стыдно перед собакой, всё-таки она девушка воспитанная. Леля произносит слово «жалко», больше в защиту Кусаки она ничего не говорит, хотя собака больше привязана именно к ней. «Леля была готова заплакать, но не заплакала»).

Что самое печальное в этом рассказе, на ваш взгляд?

(После вариантов ответов учащихся подготовленные ученики показывают инсценировку «Разговор Лели с матерью»).

- А Кусаку придётся оставить. Бог с ней! Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя.

-Жалко, -повторила Леля, готовая заплакать.

-Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка.

Вывод: Приговор собаке вынесен только потому, что она не породистая, а простая дворняжка. Догаевский породистый щенок «уже служит», - читаем мы, а Кусака разве не служит? Вспомните, как преданно она охраняет хозяев, зная, что «люди спали, были беспомощны … и собака ревниво сторожила их».

1).Как вы оцениваете такой поступок дачников, временных хозяев Кусаки, ведь именно благодаря им собака стала той самой Кусакой, которую все полюбили, зауважали? (Это предательство по отношению к ней, жестоко. Кусака никогда не предаст, какими бы солидными ни были её хозяева, богатыми или бедными, она просто будет им верно, бескорыстно служить, а порода для неё ничего не значит. А дачники, «очень добрые люди», предали Кусаку, причинив ей ещё большую боль, чем раньше, когда мы читали о ней в начале рассказа)

- Почему? ( Потому что люди её приручили, а затем бросили на произвол судьбы. Конечно, это очень жестоко. Кусака не заслужила такого к себе отношения. Люди, наверное, думали, что приютили бездомную собаку, сделали доброе дело, помогли ей).

2).Как меняется пейзаж в конце 4 главы? Какую параллель можно провести между описанием природы и настроением Кусаки? Найдите соответствующие цвета, глаголы, наречия и прилагательные, передающие грустное настроение собаки. (В описании природы теперь преобладают мрачные тона: серые, тёмные. Олицетворения: «мрак заполнил пустую дачу, бесшумно выползал он из кустов, свет долго боролся с тьмою, стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь»).

3).Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? («Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?

ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

ЛАЯЛА ВЫЛА

«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

Почему же люди не смогли проявить милосердие к собаке. Ведь дачники попались ей добрые. Разве доброты и жалости недостаточно для милосердия. Каких качеств ещё недостаёт? Что бы вы включили в это понятие?

Необходимо: СОЧУВСТВИЕ

СОСТРАДАНИЕ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

ПОНИМАНИЕ

ЛЮБОВЬ

ЗАБОТА
Cоставляем кластер:

ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?

любовь

жалость сочувствие


доброта милосердие сострадание

забота сопереживание

понимание
На что похож кластер? На солнце. Значит, милосердие похоже на СОЛНЦЕ!

Все слова получились «тёплые и светлые».
Подведём итоги.

В конце 4 главы появляется образ деревенского дурачка Илюши. Значение имени Илья – верующий. Во что он верит? Как и Кусака, в доброту людей.

Какова роль этого персонажа? (Люди дразнят Илюшу, зло над ним насмехаются, хохочут, согласны дать ему копеечку, если Илюша им дрова наколет. Люди одинаково равнодушны и к себе подобным. Что уж говорить о собаке. Кто прежде всего нуждается в милосердии? На Руси всегда призывали проявлять милосердие к нищим, юродивым, бездомным, немощным. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия, от которого одинаково пострадали и дурачок Илюша, и Кусака.)

Вопрос к классу: А вы помогаете нуждающимся, проявляете милосердие к старикам, бездомным, братьям нашим меньшим?

(На экране: высказывания великих людей о милосердии-эпиграфы к уроку.)-ответы учеников

Заключительное слово: Слайды с фотографиями собак

Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».

Стихотворение Гафта-видеозапись

Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее.

Рефлексия

Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку - собачку, и каждый высказывает своё мнение).

-- Я понял…

-- Я верю…

--Я подумал…

--Я узнал…

Домашнее задание:

Индивидуально: 1) дописать свой финал рассказа; 2) написать письмо Лёле 3) Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?
Оценивание: производится индивидуально в представленной таблице



ФИ:

Название работы

Критерии оценивания

Заработан-

ные баллы

Участвовал в обсуждении эпиграфа

1




Читал отрывок

1




Составлял кластер

«Композиция»

1




Составлял кластер

«Что такое

милосердие?»

1




Активность в групповой работе

высокая

3







средняя

2




низкая

1

Отвечал на уроке

очень активно

3




активно

2




редко

1

Общий балл





Оценка




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconПроект «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку – это важное условие воспитание доброты и милосердия. Общение с кошками...

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconО проведении Всероссийского конкурс-выставка детского творчества
Всероссийский конкурс-выставка детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили» (далее Конкурс)

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconКонспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование...
Название работы: Конспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование характера Васютки»

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconКонспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова
Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconКонспект урока по литературе. Тема: Духовное возрождение Р. Раскольникова...
Творчество Ф. М. Достоевского освещено истинами православия. " Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших...

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрока систематизации и обобщения знаний и умений по литературе в...
Подготовка и проведение урока систематизации и обобщения знаний и умений по литературе в 5 классе ( в соответствии с требованиями...

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconКонспект урока по литературе в 10 классе «Любовная лирика Ф. И. Тютчева»
Данный урок разработан для учащихся 10 класса, рассчитан на 2 урока или при определенном сокращении – на 1 урок. Занятие может служить...

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconКонспект урока по литературе. Тема: Социальные и нравственные предпосылки...
Творчество Ф. М. Достоевского освещено истинами православия. " Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших...

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconКонспект учебного занятия Развитие метапредметных компетенций в рамках...
Развитие метапредметных компетенций в рамках реализации фгос основного образования на уроках литературы в 6 классе (на примере изучения...

Конспект урока в рамках фгос по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconРазработка урока по литературе Дона в 5-ом классе Тема урока: «Вербовый лес Виталия Закруткина»
В 6 классе анализируем рассказ "Подсолнух", в котором раскрываются темы памяти и веры. Здесь применяем дифференцированный подход...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную