|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) здравоохранения» Выпускная квалификационная работа Дипломная работа «Совершенствование управления финансовой деятельностью учреждения здравоохранения (на примере ОБУЗ «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр» (Название дипломной работы) Студент________________ Алферова Елена Юрьевна (подпись) (Ф.И.О.) Руководитель ___________ д.э.н. профессор Колмыкова Татьяна Сергеевна (подпись) (Ф.И.О.) Консультант ____________ __________________________ (при наличии) (подпись) (Ф.И.О.) Зав.кафедрой ___________ д.э.н. Куркина Марина Петровна (подпись) (Ф.И.О.) Курск – 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ……..…………………………………………………..…..6 1.1 Подходы к управлению финансовыми ресурсами учреждения здравоохранения с учетом правового поля………………………………….......6 1.2 Особенности отечественного и зарубежного опыта управления финансовыми ресурсами здравоохранения…………………………………..…15 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБУЗ «ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА – ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»……...28 2.1 Концепция исследования и характеристика ОБУЗ «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр»……………………..….28 2.2 Оценка источников финансирования медицинской помощи, их структуры и динамики …………………………………………………..………………………..33 2.3 Сравнительный анализ планируемых и фактических объемов оказания и финансирования медицинской помощи ………………………………………….43 2.4 Анализ эффективности использования финансовых ресурсов……………47 2.5 Пути совершенствования управления финансовой деятельностью учреждения здравоохранения ………………………………………………………..…….……54 ВЫВОДЫ…………………………………………………………..…………..…...59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..……...…....62 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....….70 ВВЕДЕНИЕ Особенностью современного периода трансформационных изменений в системе бюджетных учреждений является повышенная потребность в финансовых ресурсах, что может быть обеспечено путем использования финансовых инструментов, рычагов и методов, органически встраиваемых в систему финансового механизма бюджетных учреждений. Активное вовлечение бюджетных учреждений в спектр финансовых отношений, предусматривающее новые подходы к формированию и мобилизации финансовых ресурсов, эффективному их использованию, ориентированному на результат, особенно актуально в современных условиях недостаточного бюджетного финансирования. Цель дипломной работы: рассмотреть особенности финансового обеспечения учреждения здравоохранения, проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую финансирование здравоохранения, а также разработать мероприятия по совершенствованию управления финансовой деятельностью учреждения здравоохранения. Предметом исследования является совершенствование управления финансовой деятельностью учреждения здравоохранения. Объектом анализа является Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить подходы к управлению финансовыми ресурсами учреждений здравоохранения; проанализировать нормативно-правовое обеспечение финансирования здравоохранения в современных условиях; выявить особенности отечественного и зарубежного опыта управления финансовыми ресурсами здравоохранения; провести анализ финансовых ресурсов учреждения здравоохранения на примере ОБУЗ «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр»; разработать мероприятия по совершенствованию управления финансовой деятельностью учреждения здравоохранения. Исследование проводилось с помощью следующих методов: методы анализа финансовой отчетности (сравнительный, статистический, горизонтальный, вертикальный, расчет финансовых коэффициентов), контент – анализ, структурный анализ, метод средних величин. Информационной и методологической основой для работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ, источники научной периодической литературы по вопросам управления финансовой деятельностью, справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», статистические данные Росстата, Курскстата, ОБУЗ «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр». Период исследования 2011-2014 гг. Результаты исследования докладывались на 80-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность», посвященной 80-летию КГМУ, в секции «Антикризисное управление в здравоохранении»: - тема доклада «Совершенствование управления финансовой деятельностью учреждения здравоохранения». Экономические расчеты осуществлены с помощью программы Exсel. Результаты исследования были опубликованы: - Алферова Е.Ю. Управление финансовыми ресурсами учреждения здравоохранения / Е.Ю.Алферова //Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE» - 2015.-№17 (январь). – С.223 – 226 - Алферова Е.Ю. Анализ развития платных медицинских услуг в Курской области / И.Л.Цындрина, Е.Ю. Алферова // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE» - 2015. - №20 (апрель). – С.76 – 79 - Алферова Е.Ю. Система управления финансовыми ресурсами учреждения здравоохранения / Е.Ю. Алферова // Материалы 80-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодёжная наука и современность», посвящённая 80-летию КГМУ.15-16 апреля 2015 года. В 3-х частях. Часть III Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2015. – С.339. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Подходы к управлению финансовыми ресурсами учреждения здравоохранения с учетом правового поля Финансовые ресурсы, которыми располагает бюджетное учреждение здравоохранения, должны обеспечить его эффективную работу по оказанию качественной и своевременной лечебно-профилактической помощи населению. Управление финансовыми ресурсами в здравоохранении является сложной, неоднозначной и не используемой в полную силу в отдельных учреждениях системой управления деятельностью. Эффективное формирование финансовых ресурсов способно повысить конкурентоспособность ОБУЗ. Приоритетность финансовых ресурсов в управлении подтверждается в процессе управления всей сферой здравоохранения в целом, как важнейшего института общества [10]. Средства бюджетов всех уровней включают в себя средства, выделяемые соответствующим главным распорядителям средств и предназначенные для финансирования соответствующих учреждений здравоохранения и органов управления в рамках утвержденных лимитов и соответствующих бюджетов. Выделяют три основных уровня системы управления финансовыми ресурсами: стратегический, тактический, оперативный. Стратегическое управление ориентируется на перспективные целевые установки в финансовой деятельности ОБУЗ, возможные результаты его деятельности. Управление на тактическом уровне позволяет определить и реализовать конкретные задачи, связанные с финансовыми ресурсами в текущем году и контролировать достигнутые результаты на соответствие поставленным задачам. Оперативный уровень управления финансовыми ресурсами обеспечивает текущее функционирование ОБУЗ [28, 57]. В финансовой деятельности учреждения здравоохранения выделяются следующие направления: Планирование, главной задачей которого является определение возможностей получения финансовых средств, способов их рационального и эффективного использования для достижения целей ОБУЗ. Аналитическая деятельность в разрезе финансовых ресурсов, когда объектом является не только использование финансов, кадрового коечного ресурса, нагрузка на сотрудников, но и оптимизация лечения заболеваний по нозологическим группам (длительность, стоимость);направлений деятельности, обоснованности набора услуг, их развития;работы подразделений: в части структуры расходов, объемов работы и т.д. Нормирование – выделение и обоснование собственных внутриучрежденческих нормативов учреждения в части затрат труда, использования расходных материалов, амортизации основных средств. Ценообразование – направление деятельности, обусловленное необходимостью сопоставления собственных затрат ОБУЗ с установленными тарифами. При развитии сектора платных услуг появилась необходимость комплексного расчета затрат, включая износ используемых основных средств и возможную прибыль, что привело к необходимости ценообразования для обеспечения учреждения комплексными показателями и ориентирами деятельности. Расчет и обоснование заработной платы с учетом объемов выполняемой работы и качества её выполнения, подготовка регламентной документации (положение об оплате труда и премировании, о формировании фондов оплаты труда и материального поощрения, заключение трудовых договоров и др.) Маркетинговая деятельность в целях обеспечения БУЗ услугами поставщиков медикаментов, оборудования, продуктов питания и тому подобное; также данный вид деятельности предполагает решение вопросов оказания платных услуг, ценовой политики, конкурентного рынка и его сегментации. Прямое и косвенное участие в подготовке финансово-экономических стандартов в области деятельности ОБУЗ, критериев оценки и показателей качества эффективности использования финансовых ресурсов [14, 46, 59]. Особенности формирования финансовых ресурсов ОБУЗ таковы, что в современных условиях профессиональное управление имеющимися финансовыми ресурсами может обеспечить: эффективное привлечение дополнительных источников финансирования для обеспечения их работы и даже извлечения прибыли; использование финансов ОБУЗ для дальнейшего развития, как отдельных учреждений, так и отрасли в целом, повышения качества предоставляемых услуг; развитие неосновных видов деятельности ОБУЗ (инвестиции, научная деятельность и др.) перспективное развитие различных видов финансовых операций в сфере здравоохранении [11]. Одной из острых проблем современного финансирования ОБУЗ и бюджетного процесса является оценка обоснованности и результативности расходов, позволяющая дать развёрнутое представление об их необходимости и целесообразности в отсутствие активного, конкурентного потребительского выбора. Теоретические предложения на этот счет и имеющаяся зарубежная и отечественная практика совершенствования управления муниципальными расходами представляют ряд мер по повышению эффективности бюджетных расходов [32, 44]. Решение задачи повышения эффективности управления финансами учреждения требует принятия следующих основных мер: - контроль отдачи от затрат; - разработка системы сопоставления отдачи с затратами для выявления чистой отдачи; -выявление возможностей для сравнения различных вариантов направления расходования средств на основе сопоставления отдачи с затратами. В основе этих мер лежит вопрос об оптимальности первоначального распределения бюджетных средств и ресурсов по направлениям развития учреждения здравоохранения [18, 35]. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование сегодня, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. В связи с этим, основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения [12]. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения. Таким образом, сегодня модель экономического обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и прочие источники [22]. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 41 п. 1), в Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [5]. Для обеспечения конституционных прав граждан в получении бесплатной медицинской помощи в условиях социального и имущественного расслоения общества, роста социально обусловленных болезней (алкоголизма, наркоманий, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции и др.), в Российской Федерации, начиная с 1998 г., ежегодно принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи [51]. В соответствии с Программой государственных гарантий в субъекте РФ формируется территориальная программа. Составной частью территориальной программы является программа обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством. Оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, включающим в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС. Медицинская организация использует средства обязательного медицинского страхования в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой ОМС и осуществляет расходы на содержание медицинской организации из общего объёма средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи [41, 52]. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г.N 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» пункт VI устанавливает средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структуру тарифов на оплату медицинской помощи. Так средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в 2016 году - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля [6, 60]. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г.N 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Федеральный закон от 21 ноября 2011г №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» направлено на определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Одним из приоритетных направлений является развитие здравоохранения, в частности оптимизация государственных расходов на здравоохранение, повышение эффективностиинвестиций, поэтапное и последовательное развитие медицинского страхования, устранение неравноправнойконкуренции между государственными и частными организациями, оказывающими медицинские услуги [8, 19]. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Нормативно-правовое обеспечение финансирования здравоохранения |
![]() | Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) здравоохранения» | ![]() | Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования |
![]() | ![]() | В условиях рыночных отношений экономические проблемы здравоохранения занимают центральное место | |
![]() | Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в косвенных падежах). Совершенствование умения составлять... | ![]() | Цель работы по реализации блока: управление и организация деятельностью учреждения в соответствии с законодательными нормами Российской... |
![]() | Сухова Людмила Сергеевна – методист, преподаватель клинической фармакологии высшей квалификационной категории Государственного бюджетного... | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Освоение территории Ржевско-Зубцовского Поволжья в эпоху каменного века с. 17 | ![]() | Дипломная работа является выпускной квалификационной работой, написание которой преследует следующие цели |