Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи»


страница1/3
lit.na5bal.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3


Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж»


Алексеева Л.Г.

Методические указания

для самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи»
Тема: «ЧАСТНАЯ АНАТОМИЯ ЗУБОВ»

2015 г.
Рассмотрено и утверждено научно-методическим советом ГБПОУ РС (Я) «ЯМК»
Автор: Алексеева Елена Геннадиевна, преподаватель учебной дисциплины «Основы патологии».

Рецензент: Хамаганова Татьяна Викторовна, старший методист ГБПОУ РС (Я) «ЯМК»

Данные методические указания предназначены для студентов специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая» для самоподготовки к зечетному занятию Указания разработаны в помощь преподавателеям медицинских колледжей.


Содержание


  1. Общее сведение о зубах…………………………….6

  2. Гистологическая строения зуба……………………9

  3. Частная анатомия постоянных зубов……………..21

4. Резцы……………………………………………….22

5. Клыки………………………………………………27

6. Коренные зубы…………………………………….30

7. Контрольные вопросы…………………………….43

8. Кроссворд………………………………………….44

9. Тестовый контроль………………………………..46

10. Список литературы………………………………..50


Пояснительная записка

Данные методические указания предназначены для студентов специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая». Учитывая специфику дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии головы и шеи», указания составлены для подготовки студентов к дифференцированному зачету.

В указаниях рассмотрена тема «Частная анатомия зубов», предложены задания: контрольные вопросы, кроссворд, тестовый контроль. Указания могут быть использованы в системе среднего профессионального образования для студентов и преподавателей медицинских колледжей.

Уважаемый студент!

Вашему вниманию представлены методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи».

Вы должны последовательно ознакомиться с содержанием и внимательно прочитать требования. Обратите внимания на общие и профессиональные компетенции, которые вы должны освоить.

Желаем удачи!
Изучив тему, студент должен:
Понимать, что:

- Зубы являются неотъемлемой частью пищеварительной системы;

- Здоровые зубы являются залогом здоровья человека;

- Без знания положения, строения, функций, особенностей анатомического строения зубов невозможно оказать грамотную квалифицированную стоматологическую помощь.

Знать:

- Общие сведения о зубах, анатомические признаки зубов, фиксирующий аппарат зуба.

- Гистологическое строение зубного органа, периодонт.

- Положение, функцию резцов и клыков, знать их анатомические признаки, особенности строения медиальных и латеральных резцов, верхних и нижних зубов.

- Особенности анатомического строения резцов и клыков.

- Положение, функции, особенности анатомического строения верхних и нижних премоляров.

- Положение, функции, особенности анатомического строения верхних и нижних моляров

Уметь:

- Рисовать схему строения зуба.

- Рисовать схему строения зубного органа

- Определять на рисунке резцы и клыки;

- Находить и показывать на препарате анатомические особенности строения резцов и клыков.

- Рисовать малые и большие коренные зубы, детали их анатомического строения;

- Показывать на препарате детали анатомического строения различных видов верхних и нижних премоляров и моляров.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Изготавливать съемные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов.

ПК 1.2. Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.

ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.

ПК 2.1. Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.

ПК 2.2. Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы.

ПК 2.3. Изготавливать культевые штифтовые вкладки.

ПК 3.1. Изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации.

5.2.4. Изготовление ортодонтических аппаратов.

ПК 4.1. Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов.

ПК 4.2. Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.

5.2.5. Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

ПК 5.1. Изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области.

ПК 5.2. Изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины).


Общие сведения о зубах
Зубы заключены в челюстях таким образом, что коронки зубов находятся снаружи и образуют зубные ряды – верхний и нижний. Каждый зубной ряд содержит по 16 зубов, расположенных в виде зубной дуги (рис.1,2).





2








Рис. 1 Постоянные зубы верхней челюсти:
1 – резцовое отверстие; 2 – медиальный резец; 3 – латеральный резец; 4 – клык; 5 – первый премоляр; 6 – второй премоляр; 7 – первый моляр; 8 – второй моляр; 9 – третий моляр; 10 – большое небное отверстие; 11 – малое небное отверстие; 12 – горизонтальная пластина небной кости; 13 – небный отросток верхней челюсти; 14 – режущий край.


Рис.2. Постоянные зубы нижней челюсти:
1 – головка нижней челюсти; 2 – суставной отросток; 3 – позадимолярная ямка; 4 – третий моляр; 5 – второй моляр; 6 – первый моляр; 7 – второй премоляр; 8 – первый премоляр; 9 – клык; 10 – латеральный резец; 11 – медиальный резец.
В каждом зубе различают пять поверхностей:

1. Поверхность, обращенную в преддверие рта называют вестибулярной. У передних зубов ее называют также губной, а у задних – щечной поверхностью.

2. Поверхность коронки, которая обращена в собственно ротовую полость, называют оральной или язычной.

3. Поверхности коронки, обращенные к соседним зубам своего ряда, называют контактными или апроксимальными. Апроксимальные поверхности зубов, обращенные к центру зубного ряда, называются медиальными. Поверхности, направленные в противоположную сторону, т.е. от центра зубных рядов, называются дистальными.

4. Поверхность или край коронки зуба, направленные к зубам противоположного ряда, называются жевательной поверхностью или жевательным краем у передних зубов.

Каждый зуб имеет анатомические признаки, позволяющие определить его групповую принадлежность. Такими признаками являются: форма коронки, форма жевательной поверхности, количество корней. Принадлежность зуба к той или другой стороне определяется по некоторым признакам, общим для всех зубов. При определении признаков зубов последние следует рассматривать со стороны вестибулярной поверхности.

Три признака являются основными: признак угла коронки, признак кривизны коронки и признак положения корня.

Признак угла коронки заключается в том, что медиальная поверхность и режущий край резцов и клыков образуют более острый угол, образуемый режущим краем и дистальной поверхностью коронки.

Признак кривизны коронки выражается в том, что наибольшая выпуклость вестибулярной поверхности расположена медиально. Этот признак легче установить, проводя пальцем по вестибулярной поверхности: крутой переход в медиальном направлении и пологим скатом в дистальную.

Признак положения корня состоит в том, что корень зуба слегка откланяется в заднебоковом направлении от продольной оси корня, а премоляров и моляров – в заднем.
Гистологическое строение зуба.

Зуб – образование, состоящее в основном из твердых тканей (дентин, эмаль, цемент), расположенное в альвеолах верхней и нижней челюстей и предназначенное для откусывания и разжевывания пищи.

Закладка молочных зубов у человека начинается уже на 6-8 неделе, а образование твердых тканей в конце 4-го месяца эмбриональной жизни, постоянные зубы закладываются с 5-го месяца развития эмбриона позади молочных зубов. Вначале закладываются резцы, клыки и малые коренные. Постоянные моляры закладываются на 6-м месяце жизни, а третий моляр на 4-5 году.

Количество временных и постоянных зубов неодинаково: во временном прикусе всего 20 зубов, так как отсутствуют премоляры и третьи моляры. Анатомическая формула зубов временного прикуса: 2.1.2, т.е. на каждой стороне как верхней, так и нижней челюсти имеются 2 резца, 1 клык и 2 моляра.

Рис. 3. Зубы постоянного прикуса
1 – медиальный резец, 2 - латеральный резец, 3 – клык, 4 – малые коренные зубы, 5 – большие коренные зубы.
В постоянном прикусе 32 зуба: 2 резца, 1 клык, 2 премоляра, 3 моляра.







А


Рис. 4. Строение зуба.
А – вертикальный разрез; Б – поперечный разрез; 1 – эмаль, 2 – дентин,

3 – пульпа зуба, 4 – стенки альвеолы, 5 – канал корня зуба, 6 – цемент,

7 – отверстие верхушки зуба, 8 – косые зубоальвеолярные волокна.

В зубах временного и постоянного прикуса различают коронку – часть зуба, выступающую в полость рта, корень зуба, находящийся в альвеоле и шейку зуба – анатомическое образование, где коронка зуба переходит в корень (рис.4, 5). В стоматологии принято различать клиническую коронку, под которой понимают не весь участок зуба, выступающий из альвеолы, а только участок над десной, и клинический корень, участок зуба, скрытый десной. Клиническая коронка вследствие атрофии десны с возрастом увеличивается.

Внутри зуба имеется полость, форма которой различна в разных зубах. Форма полости коронки зуба сходна с формой коронки. Она продолжается в корень в виде канала корня зуба, который заканчивается на верхушке корня отверстием. В зубах с двумя, тремя корнями соответственно по два и три корневых канала и отверстия. Каналы нередко могут раздваиваться, ветвиться и вновь соединяться в один. Стенка полости зуба, прилежащая к его жевательной поверхности, называется сводом. В малых и больших коренных зубах, на жевательной поверхности которых имеются жевательные бугорки, заметны соответствующие углубления, заполненные рогами пульпы. Поверхность полости, от которой начинаются корневые каналы, называются дном полости. В однокоренных зубах дно полости воронкообразно суживается и переходит в канал. В многокорневых зубах дно более плоское, в нем имеются отверстия для каждого корня.

Полость зуба заполнена пульпой, состоящей из рыхлой соединительной ткани, богатой клетчаточными элементами, сосудами и нервами. Сосуды и нервы проходят в пульпу через верхушечное отверстие корня и корневой канал зуба. Соответственно частям полости зуба различают пульпу корня.

В центральной части пульпы имеется специализированная рыхлая соединительная ткань, окруженная особыми клетками, называемыми преодонтобластами. По мере размножения последние превращаются в одонтобласты, которые образуют периферический слой пульпы, плотно прилегающий к дентину. Одонтобласты имеют клеточное тело грушевидной формы с отростками. Отростки, отходящие от центральных концов одонтобластов, соединенных друг с другом, уходят в слой преодонтобластов, а отростки, отходящие с наружной стороны, проходят по канальцам дентина до эмали. Эти отростки питают дентин. В самом дентине клеток нет.
Основу зуба составляет дентин. Он в 5-6 раз тверже кости и состоит из пропитанных известковыми солями коллагеновых волокон и соединяющего их вещества. Органическое вещество дентина состоит из белков, жиров и полисахаридов. Процентное содержание их в дентине – 28%. Минеральных солей в дентине – 64%, это в основном соли фосфора и кальция: фосфорно-кислый кальций (Са3(РО4)2), значительно меньше углекислого кальция (СаСо3), фтористого кальция (СаF2), углекислого натрия (Na2CO3) и др. Остальное составляет жир и вода.

Рис.5. Строение зубного органа.
1 – зубо-десневые волокна; 2 – стенка альвеолы; 3 – зубоально-веолярные волокна; 4 – альвеолярно-десневые ветви; 5 – сосуда периодонта; 6 – артерия и вены челюсти; 7 – зубные ветви нерва; 8 – дно альвеолы; 9 – корень зуба; 10 – шейка зуба; 11 – коронка зуба.
Различают два слоя дентина: наружный – плащевой и внутренний –околопульпарный. В плащевом слое волокна основного вещества идут в радиальном направлении, а в околопульпарном – в тангенциальном. В боковых отделах коронки и в корне волокна плащевого слоя располагается косо. Основное вещество дентина пронизано множеством трубочек (канальцев), количество которых довольно велико. В 1мм2 шлифа дентина около полости зуба насчитывается до 75000 канальцев. Эти канальцы, по мере удаления от пульпы к поверхности дентина, все больше соединяются друг с другом и количество их несколько уменьшается и достигает все же 15000 на 1 мм2. В дентинных канальцах циркулирует дентинная жидкость, которая доставляет органические и неорганические вещества, участвующие в обновлении дентина. Наличие дентинных канальцев и циркулирующей в них дентинной жидкости создает необходимые условия для обмена органических и неорганических веществ дентина.

Наличие нервных волокон в объизвествленном дентине не установлено, и только внутренние отделы околопульпарного дентина коронки зуба имеют чувствительные нервные окончания. Чувствительность дентина (передача боли при препарировании твердых тканей зуба и воздействием на них температурных и химических раздражителей) некоторые авторы объясняют перемещением дентинной жидкости в системе дентинных канальцев и тем самым оказания влияния на рецепторный аппарат пульпы зуба.

Эмаль покрывает коронку зуба. На жевательной поверхности ее толща составляет 1,5-1,7 мм, а на боковых поверхностях коронки она значительно тоньше и сходит на нет к шейке. Эмаль – самая твердая ткань в организме. Количество минеральных солей в ней достигает 95%, органических веществ – 2% и 3% воды. Основным структурным образованием эмали являются эмалевые призмы. Они идут от эмалеводентинной границы к поверхности зуба, неоднократно изменяя направление. На поверхности коронки все призмы располагаются параллельно поверхности и сливаются в единую оболочку – кутикулу эмали.

В состав неорганических соединений эмали входит главным образом кальция кальций и фосфор. Соотношение кальция к фосфору в эмали непостоянно. Здоровая эмаль молодых людей имеет более низкий коэффициент Са/Р, чем эмаль взрослых. При деминерализации эмали этот показатель уменьшается. По существующим представлением коэффициент Са/Р можно использовать для оценки состояния зубов.

Важную роль в поддержании физиологических особенностей эмали является способность пропускать воду и растворенные в ней ионы ряда веществ. Это явление проницаемости эмали осуществляется благодаря омыванию зуба снаружи ротовой жидкостью, а со стороны пульпы – тканевой жидкостью и наличию пространств в эмали, заполненных жидкостью. Проницаемость эмали является главной причиной созревания эмали зубов после прорезывания. Под созреванием подразумевается увеличение содержания кальция, фосфора, фтора и других компонентов и совершенствования структуры эмали зубов. Наиболее активный процесс накопления кальция и фтора идет в первый год после прорезывания зубов. В дальнейшем накопление фтора резко сокращается, а после трех лет снижается и накопление кальция. По мере созревания эмали и увеличения содержания минеральных компонентов, растворимость поверхностного слоя эмали снижается.

Установлена обратная зависимость между содержанием кальция и фтора в эмали с кариесом. Поверхность зуба, где эмаль содержит больше кальция и фосфора, значительно реже поражается кариесом, чем поверхность зуба, эмаль которого содержится меньшее количество этих веществ.

Органическое вещество эмали представлено белками, липидами, углеводами и обнаруживается в виде тончайших фибриллярных структур.

Длительное время считалось, что органические вещества не проникают в эмаль зуба. Однако при помощи радиоактивных изотопов было установлено проникновение в эмаль и даже в дентин аминокислот, витаминов, токсинов через 2 часа после нанесения их на неповрежденную поверхность зуба собаки. Электрофорез, ультразвуковые волны, низкое значение рН усиливает проницаемость эмали.

В эмали отсутствуют нервные волокна и сосуды, она лишена способности реагировать на всякого рода раздражители и способности к регенерации. Указанные свойства объясняются функцией, которую выполняет эмаль: она защищает дентин и пульпу от внешних механических, химических и температурных раздражителей. Только благодаря этому зуб осуществляет свое назначение – откусывание и измельчение пищи.

Дентин корня зуба снаружи покрыт
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодическая разработка семинарского занятия №5 по дисциплине «Анатомия...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Студент должен овладеть основами экологии, а также приобрести практические навыки в самостоятельной оценке природных ресурсов и определении...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Охрана труда"
Методические указания предназначены для студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconПрограмма, методические указания и контрольные задания по дисциплине...
Приведены программы и методические указания по самостоятельному изучению дисциплины “Менеджмент”, задания и методические указания...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические указания и задания к контрольной работе по курсу «микроэкономика»
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов заочного факультета всех экономических специальностей. Их...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине огсэ. 07
Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих учебную дисциплину огсэ. 07 Практикум по...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной...
Название работы: Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы по физике для студентов 1 курса

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические указания и задания на выполнение контрольной работы...
Методические указания и задания на выполнение контрольной работы по дисциплине "Электротехника и электроника" для студентов спец....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология с основами топографической анатомии головы и шеи» iconМетодические указания и задания к контрольной работе для студентов...
В ходе выполнения контрольной работы студенты основательно изучают организацию отдельных банковских операций и их правовое регулирование,...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную