Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом


lit.na5bal.ru > География > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы Т.Я.Шпикаловой.
Общая характеристика учебного предмета

Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», непрерывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность.

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.

Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия - наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объёмы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирования у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • Ознакомить детей с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

Сформировать у детей:

  • -интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • -эстетическое восприятие произведений искусства;

  • -представление о видах и жанрах изобразительного искусства;

  • -представление об архитектуре как виде искусства;

  • - представление о дизайне как виде искусства;

  • -представление о основных видах народного и декоративно-прикладного искусства.

Обучить детей:

  • Пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

  • Теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

  • Способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

  • Основам народного и декоративно-прикладного искусства;

  • Основам дизайна( азбуке форм, элементам проектирования и конструирования, чувству стиля);

  • Основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

  • Элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

Развить у школьников:

  • Способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • Творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • Эмоционально - эстетическую и нравственные сферы личности.

В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа:

  • «Мир изобразительного искусства»;

  • «Мир народного и декоративного искусства»;

  • «Мир дизайна и архитектуры».

Эти содержательные линии в каждом классе реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.

В процессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются таким образом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий.

Основные принципы обучения

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, технология, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

На каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объёма, пропорций и т.д.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способом передачи пространства на плоскости, основам цветоведения.
Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса является урок. В процессе изучения используются: комбинированные уроки; уроки - экскурсии; урок- сказка.

Используемые технологии обучения:

  • Технологии развивающего обучения.

  • Технологии проблемного обучения.

  • Игровые технологии.

  • Технологи сотрудничества.

  • Здоровьесберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Программа по изобразительному искусству ставит общую цель- развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и произведениям искусства, воображения и творческих способностей. Формирование навыков и умений в области изобразительного искусства. Основой программы по ИЗО остается урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, качеств и навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учетом современных педагогических технологий.

Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», неразрывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность. Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит

расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.

В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного возрастного этапа:

«Мир изобразительного искусства»;

«Мир народного и декоративного искусства»;

«Мир дизайна и архитектуры».

Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективного труда школьников (дети совместно создают одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и т.д.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Виды и формы контроля:

Текущий, тематический.
Планируемый уровень подготовки

В результате обучения ребенок должен знать/понимать:

  • расположение цветов радуги;

  • основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;

  • известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полховский Майдан, Жостово);

уметь:

• работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ.

• выразительно использовать в работе разнообразные худо-пшенные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);

  • элементарно передавать глубину пространства на плоское - листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, и расположение их в верхней части листа);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • смешивать основные цвета и получать составные;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе строением;

• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Жостово и др.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

- осознанность учения;

- учебная мотивация;

- самооценка;

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие доброжелательности к людям.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осознанное построение речевого высказывания;

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- структурирование знаний;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность;

-слушать и понимать речь других;

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительному искусству в 3 классе начальной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю).

УМК «Перспектива».

Учебно-методический комплект «Перспектива» был разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования I поколения и доработан с учётом Стандартов П поколения.

УМК «Перспектива», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартов второго поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема (раздел учебника)

Содержание учебного
материала

Всего часов

1

Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»


Земля одна, а цветы на ней разные.

В жостовском подносе все цветы России.

О чём может рассказать русский расписной поднос.

Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Лети, лети, бумажный змей.

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их.

Живописные просторы Родины.

Родные края в росписи гжельской майолики.

Двор, что город, изба, что терем.

То ли терем, то ли царёв дворец.

Каждая птица своим пером красуется.

11

2

Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Каждая изба удивительных вещей полна.

Русская зима.

Зима не лето, в шубу одета.

Зима за морозы, а мы за праздники.

Всякая красота фантазии да уменья требует…

В каждом посаде в своём наряде.

Жизнь костюма в театре.

Россия державная.

«Город чудный…»

Защитники земли Русской

10

3

Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»


Дорогие, любимые, родные.

Широкая Масленица.

Красота и мудрость народной игрушки.

Герои сказки глазами художника.

5

4

Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Водные просторы России.

Цветы России на павловских платках и шалях.

Всяк на свой манер.

В весеннем небе – салют Победы!

Гербы городов Золотого кольца России.

Сиреневые перезвоны.

У всякого мастера свои затеи.

Наши достижения.

9






СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч.)

Земля одна, а цветы на ней разные.

В жостовском подносе все цветы России.

О чём может рассказать русский расписной поднос.

Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Лети, лети, бумажный змей.

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их.

Живописные просторы Родины.

Родные края в росписи гжельской майолики.

Двор, что город, изба, что терем.

То ли терем, то ли царёв дворец.

Каждая птица своим пером красуется.

Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч.)

Каждая изба удивительных вещей полна.

Русская зима.

Зима не лето, в шубу одета.

Зима за морозы, а мы за праздники.

Всякая красота фантазии да уменья требует…

В каждом посаде в своём наряде.

Жизнь костюма в театре.

Россия державная.

«Город чудный…»

Защитники земли Русской

Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч.)

Дорогие, любимые, родные.

Широкая Масленица.

Красота и мудрость народной игрушки.

Герои сказки глазами художника.

Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (9 ч.)

Водные просторы России.

Цветы России на павловских платках и шалях.

Всяк на свой манер.

В весеннем небе – салют Победы!

Гербы городов Золотого кольца России.

Сиреневые перезвоны.

У всякого мастера свои затеи.

Наши достижения.
Требования к уровню подготовки обучающихся

    

  К концу третьего класса  учащиеся должны


      знать/понимать:

      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
            • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                  

        уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;    

 выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани     

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект

  1. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 3класс. М.: «Просвещение», 2013г.


Литература для учителя.

1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М.: Просвещение, 2013.

3. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 3 класс / Т. Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2013.
Технические средства обучения.

Компьютер, проектор.
Программные средства.

Microsoft Office

Типы уроков и их сокращения, принятые в планировании:

1) урок изучения и первичного закрепления знаний - уипзз;

2) урок закрепления новых знаний и выработка умений - узнзву;

  1. урок обобщения и систематизации знаний - уосз;

  2. урок комплексного использования знаний - укиз;

5) комбинированный урок – ку.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса, составленная...
Фгос ООО и требованиями Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программы под редакцией...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусств.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.:...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусств.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.:...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconТематическое планирование по технологии на 2015-2016 учебный год во 2 классе
Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой «Технология», утвержденной мо рф, по изобразительному искусству, которая составлена на основе...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconРабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основе образовательной программы основного общего образования...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования
Мбоу «Северская средняя общеобразовательная школа» и с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconРабочая программа по искусству для 8 класса основного общего образования
Рабочая программа по искусству для 8 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству...
Шпикалова, Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Издательство «Просвещение»,...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству...
Авторская программа Б. М. Неменского, составлена в соответствии с государственным стандартом для общеобразовательных учреждений «Изобразительное...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом  iconПояснительная записка к рабочей программе по искусству для 8-9 классов...
Программа предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения в 8 и 9 классах. В соответствии...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную