Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного)


страница1/3
lit.na5bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании:

• стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

• примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. Данная программа опубликована в учебном издании « Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 классы. Базовый уровень» /В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. – М.: Просвещение, 2008.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней (полной) общей школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по географии.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Количество часов:

по программе – всего70 часов за два года: 10 класс – 35 часов, 11 класс – 35 часов;

по учебному плану – 10 класс 35 часов, 1 час в неделю; 11 класс 35 часов, 1 час в неделю.

Практическая часть: за год

контрольных работ – 0,

практических работ – 6,

лабораторных работ – 0,

проекты – по выбору

Цели и задачи:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

5. Сопоставлять географические карты различной тематик.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание обучения:
10-11 классы:

Введение (1 час)

1.Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Раздел 1. Общая характеристика мира (34 часа)

Тема 1.Современная политическая карта мира(5 часов)

Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos – бог, kratos – власть) монархии.

Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.

Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

Практические работы:

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

2. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы:

  1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)

Тема 3. География населения мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы:

1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)

Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (13 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы:

  1. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.


Раздел 2. Региональная характеристика мира (31 час)

Тема 1. Зарубежная Европа (6 часов)

Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия (10 часов)

Тема 3. Африка (4 часа)

Тема 4. Северная Америка (7 часов)

Тема 5. Латинская Америка (4 часа)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы:

1. Составление картосхемы производительных связей стран Восточной Европы

2. Доказать наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере развитых стран

3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран

4. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)

Часть 3. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

Тема 1.Глобальные проблемы человечества (2 часа)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Заключение (1час)

Мир в начале 21 века.

Резерв учителя (1 час)
Используемый УМК:

1) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

2) Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

3) Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2007 г.
Дополнительная литература:

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту В.П. Максаковского, 10 класс (М.: Просвещение), М.: Вако, 2011г.

Интернет - ресурсы:

http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

http://geographer.ru – Географический портал.

http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.


  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая программа по предмету «География» для учащихся 11-го класса...
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая программа по химии для 10 класса( базовый уровень) составлена...
Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании Примерной учебной программы...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconПриказ №93 от 03. 09. 2014 г рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое...
...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconЗагладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX...
Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая программа по географии составлена на основе Федерального...
«Экономическая и социальная география. Население и хозяйство России». Курс предназначен для учащихся 10-11 классов и изучение материала...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая программа по химии для 11 а класса составлена на основе федерального...
Учебник предназначены для изучения химии в старшей школе на профильном уровне, т к учащиеся этого класса планируют сдавать химию...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconПрограмма по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального...
Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая программа по истории для 12 класса составлена на основе федерального...
Рабочая программа по истории для 12 класса составлена на основе федерального Го­сударственного стандарта общего образования, федеральной...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая учебная программа по истории для 6 класса составлена на основе...
Рабочая учебная программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...

Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основании: • стандарта среднего (полного) iconРабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса общеобразовательного уровня составлена на основе Федерального компонента Государственного...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную