Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень)


страница1/3
lit.na5bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Идель.
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________А.А.Епихова.

«____»________2011г.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования

Рабочая программа

по географии (базовый уровень)

6 – 9 классы

(нормативный срок освоения 4 года)
Составил: Карпова Нина Александровна.

Учитель географии.

Обсуждена и согласована на Принята на заседании педагогического

методическом объединении. совета.

Протокол №5 от 27.05.2011г. Протокол №1 от 31.08.2011г.
Идель

2011г.
Пояснительная записка.
География единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействии.

Усилие социально-культурной, политико-географической и экономической проблематики повышает общеобразовательный потенциал географии как предмета.

Всё более очевидным в современных условиях становится прикладное значение географических знаний, картографического метода получения распределённой информации. Без этого гражданин не может осознать перспективы хозяйственного и социального развития территории своего проживания, определять вероятные пути выхода из неблагоприятных экологических ситуаций. В условиях рыночной экономики каждый становится либо предпринимателем, либо продавцом, либо держателем акций; и для удачного ведения дел он должен хорошо понимать экономико-географическую ситуацию, уметь самостоятельно принимать решения на основе анализа информации.

Одной из важных задач современности является повышение востребованности географических знаний при решении экологических и социально экономических задач, как в масштабе всего государства, так и в повседневной жизни.

Изучение географии формирует не только определённую систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей.

  • Для сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования.

  • Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах.

  • Соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивая своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Рабочая программа по географии составлена на основе:

-) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089);

-) Закон РФ «Об образовании» № 122-ф3 в последней редакции от 22.09.2004г.;

-) Обязательный минимум содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98 №1276);

-) Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ);

-)Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

-) Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений РК, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования Карелии от 5 мая 2006г. №599);

-) Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений РК, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования Карелии от 30 июня 2005г. №690);

Изучение географии в школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний об основных географических понятий, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всём её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования.

  • Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

  • Формирования способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учётом новой Концепции географического образования.
Основное содержание программы по географии 6 -9 классов.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.

Школьная география является целостным учебным предметом, т.к. его содержание построено на логике учебного предмета, его разделы преемственны и построены с учётом закономерностей познания географических объектов.

В основу определения содержания программы положена непрерывность школьного географического образования, необходимость учёта межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.

Географическую подготовку учащихся общеобразовательной школы можно разделить на этапы:

1 этап – начальная подготовка, при изучении природоведения в 1-5 классах;

2 этап – основной, изучение географии в 6-9 классах.
Начальный курс географии 6 класс содержит наряду с традиционными знаниями об оболочках Земли, рассматриваются социальные и экономические аспекты их использования, жизни в них человека.

В курсе географии материков и океанов, 7 класс, в первом разделе изучается о развитии природы Земли как планеты Солнечной системы. Углубляются знания о географических оболочках Земли. Главный раздел занимает изучение материков и океанов.

В курсе Росси, 8-9 класс, рассматривается положение России в географическом, экономическом и историческом аспекте.

Место предмета в базисном учебном плане.


Класс.

Кол-во часов в неделю.

За год.

6.

1

35

7.

2

70

8.

2

70

9.

2

70


Основное содержание учебного предмета.

6 класс. Физическая география. Начальный курс.

Начальный курс географии формирует в основном элементарные планетарные пространственные представления учащихся: о Земле как планете Солнечной системы, о влиянии Солнца и Луны на жизнь, на землян; о внутренних и внешних силах Земли; о её природе и населении. Вводятся первоначальные знания о плане местности, карте. Формируются навыки работы с картой.

Содержание:

  1. Введение – 7.

  2. Литосфера – 6.

  3. Гидросфера – 7.

  4. Атмосфера – 8.

  5. Биосфера – 6.

  6. Итоговое занятие – 1.


Практические работы.

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

Нанесение на карту географических объектов.

Определение по карте местонахождение географических объектов, их описание по карте.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звёздам, Солнцу, азимуту.

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа горизонталями.
7 класс. География материков и океанов.
География материков и океанов формирует в основном региональные представления учащихся о целостности и дифференцированности географической оболочки и связях между её отдельными компонентами на материках, в регионах и странах.
Содержание:

  1. Введение -6.

  2. Главные особенности природы Земли:

-) Литосфера и рельеф Земли – 3.

-) Атмосфера и климат Земли – 4.

-) Гидросфера -7.

-) Мировой Океан – 4.

3. Южные материки – 2.

4. Африка – 10.

5. Австралия -4.

6. Южная Америка – 7.

7. Антарктида – 3.

8. Северная Америка – 8.

9. Евразия – 16.

10. Географическая оболочка -1.

11. Обобщающий урок – 1.
Практические работы.

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», « Климатические пояса и природные зоны материка», и др.

Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озёр, городов.

Анализ карт различного содержания.

Нанесение на карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
8 -9 класс. География России. Природа. Население. Хозяйство.
География России призвана главным образом формировать правильную ориентацию ребят в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать учащимся в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Содержание:

8 класс – природа России.

  1. Введение – 7.

  2. Рельеф – 6.

  3. Климат – 5.

  4. Водные ресурсы – 4.

  5. Почвы – 4.

  6. Крупные природные комплексы – 22

  7. Природа и человек – 10.

9 класс – население и хозяйство.

  1. Введение. -1.

  2. Россия на карте мира – 4.

  3. Человек и природа – 5.

  4. Население – 14.

  5. Хозяйство – 19.

  6. Районы – 27.

Практические работы.

Анализ карт по разделам.

Нанесение на карту географической номенклатуры, предусмотренной программой.

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий развития хозяйства России.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения географии ученик должен:

Знать/понимать:

  • Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

  • Географические особенности природы материков и океанов, географию народов мира; различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.

  • Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства.

  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем, меры по сохранению природы.

Уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • Находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами.

  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции России и стран мира.

  • Составлять краткую географическую характеристику разных территорий.

  • Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, географические координаты и местоположение географических объектов.

  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.


Характеристика видов контроля качества знаний по географии.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качества преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками.

Основным предметом оценки результатов являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результат воспитания – интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Стартовый контроль в начале года. Практические работы.

  2. Текущий контроль. Тесты. Практические работы. Геодиктанты.

  3. Рубежный контроль. Этапное подведение итогов четверти. После прохождения тем. Тесты, викторины, КВН.

  4. Заключительный контроль. Конкурсы, проекты, тест, игры.


Учебный методический комплект.

Литература для учителя:

  1. Поурочные разработки по географии - 6, 7 класс. Н.А.Никитина. 2005г.; 8 класс. Е.А. Жижина. М; 2006г. Волгоград., 9 класс. С.А. Малиновская. 2006г. Волгоград.

  2. Н.В. Болотникова. Географическое положение России. 9 класс – Волгоград: Учитель,2007г.

  3. О.Н.Горбатова. География. Технология решения творческих задач. Волгоград. Учитель. 2011г

  4. Н.Н.Никитина. География. Рабочие программы 5-9 классы. Просвещение.2011г.

  5. В.И.Стротина. География. Програмно-методические материалы 6-9 классы. «Дрофа».

  6. А.Г. Стадник. География. Уроки-исследования. Волгоград. Учитель. 2010г.

  7. Н.Н.Зинченко. География. Активные формы обучения. 6-10кл. Учитель. Волгоград. 2011г.


Учебники:

1. Г.П.Герасимова. География. Начальный курс. 6 класс. 2009г.

2. В.А. Каринская. География материков и океанов. 7 класс. 2010г.

3. Э.М.Раковская. География: природа России. 8 класс. 2001г.

4. А.И.Алексеев. География: население и хозяйство. 9 класс. 2007г.

Тематическое планирование «Начальный курс». География 6 класс.

( 2013-2014 уч. год.).

№ урока

Тема урока.

Количество часов

1.

Введение. Что мы будем изучать.

1

2.

География как наука. Земля – планета Солнечной системы.

1

3.

План местности. Масштаб. Ориентирование. Азимут.

1

4.

Неровности земной поверхности.

1

5.

Географическая карта. Форма и размеры Земли.

1

6.

Градусная сеть на карте. Географические координаты.

1

7.

Изображение на карте высот и глубин. Значение карт.

1




Литосфера.




8.

Земля и её внутреннее строение.

1

9.

Движение земной коры.

1

10.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

1

11.

Основные формы рельефа. Горы, равнины.

1

12.

Рельеф дна Мирового Океана.

1

13.

Повторение по теме: «Литосфера».

1




Гидросфера.




14.

Вода на Земле. Мировой океан и его состав.

1

15.

Мировой океан и его состав.

1

16.

Свойства океанических вод . Волны. Течения МО.

1

17.

Подземные воды. Реки.

1

18.

Озёра. Ледники.

1

19.

Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы.

1

20.

Повторение по теме: «Гидросфера».

1




Атмосфера.




21.

Строение. Значение. Изучение.

1

22.

Температура.

1

23.

Атмосферное давление. Ветер.

1

24.

Водяной пар. Облака. Осадки.

1

25.

Погода. Климат.

1

26.

Распространение солнечного света и тепла на Земле.

1

27.

Причины, влияющие на климат.

1

28.

Повторение по теме: «Атмосфера».

1




Биосфера.




29.

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны.

1

30.

Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки.

1

31.

Урок – зачёт по теме: «Географические оболочки Земли».

1

32.

Взаимосвязь компонентов природы. Природные комплексы.

1

33.

Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность.

1

34.

Стихийные природные явления.

1

35.

Итоговое занятие за курс 6 класса.

1



Итого за год: 35 часов.


  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconДанная рабочая программа «География. Россия: природа, население,...
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.)

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconДанная рабочая программа «География. Россия: природа, население,...
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.)

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по черчению для 7-8 класса основного общего образования (базовый уровень)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Киндальская основная общеобразовательная школа

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconОсновная общеобразовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Идель

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconОсновная общеобразовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Идель

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconОсновная общеобразовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Идель

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по предмету «География» для учащихся 11-го класса...
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004...

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа учебного курса «География России»
Государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (2004 ) и примерной программы основного общего образования...

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconКрасноперекопский учебно-воспитательный комплекс «школа-лицей» №2...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Основная общеобразовательная программа основного общего образования рабочая программа по географии (базовый уровень) iconОсновная общеобразовательная программа среднего (полного) общего...
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную